Темы статей
Выбрать темы

Регистрация и снятие с регистрации РРО

Редакция НиБУ
Статья

Регистрация и снятие с регистрации РРО

 

 

В соответствии с действующим законодательством регистраторы расчетных операций (РРО) и книги учета расчетных операций (КУРО) с расчетными книжками (РК) перед использованием должны быть зарегистрированы в установленном порядке. О том кто, на основании каких документов и в какие сроки осуществляет регистрацию РРО, постановку на учет, перерегистрацию, а также отмену регистрации (добровольно или в принудительном порядке), мы расскажем в этой статье. Предлагаем читателям пошаговые инструкции по регистрации и снятию с учета РРО, КУРО и РК.

Наталья Дзюба, Александр Олишевко, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Необходимость регистрации РРО, КУРО и РК

В соответствии со ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной форме при продаже товаров (услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны:

1. Проводить расчетные операции через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО или в случаях, предусмотренных этим Законом, с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книг.

2. Применять РРО, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций (Госреестр РРО), с соблюдением установленного порядка их применения.

3. В случае неприменения РРО (в определенных указанным Законом случаях) проводить расчеты с использованием КУРО и РК с соблюдением установленного порядка их ведения.

 

Требования к РРО

На сегодняшний день существует множество моделей РРО, отличающихся как по техническим характеристикам, так и по выполняемым функциям. Поэтому, выбирая РРО, субъект хозяйствования должен четко понимать, какой РРО ему нужен, и, чтобы не нарушить требования Закона об РРО, учитывать ряд факторов:

(1) Выбранная модель РРО должна быть внесена в Госреестр РРО, а программное обеспечение должно соответствовать конструкторско-технологической и программной документации производителя (ст. 12 Закона об РРО).

Реестр РРО периодически обновляется: часть моделей исключают из него, часть вносят, другие переходят в разряд тех, первичная регистрация которых запрещена. Поэтому при покупке РРО необходимо руководствоваться самой свежей редакцией, утвержденной приказом о Госреестре. Действующий на сегодня реестр РРО утвержден приказом Миндоходов от 08.07.2013 г. № 249.

Если выбранный РРО не внесен в Госреестр РРО или существуют проблемы с программным обеспечением, то использовать его на территории Украины нельзя.

Кроме того, для практической реализации п. 7 ст. 3 Закона об РРО, Законом от 06.12.2012 г. № 5518-VI предусмотрено, что с 01.01.2014 г. разрешается первичная регистрация только тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, а также электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже иностранной валюты. То есть все новые РРО должны будут соответствовать требованиям относительно передачи соответствующей информации по проводным и беспроводным каналам.

Кроме того, модель РРО должна быть подобрана с учетом требования об установке платежных терминалов.

(2) Выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, где она будет использоваться, поскольку для реализации отдельных видов товаров нужно использовать соответствующие модели РРО. Сфера применения РРО определена в Госреестре РРО (п. 4.2 Порядка регистрации РРО). Нарушение этого требования может стать причиной принудительного снятия с регистрации РРО (п. 2.12 Порядка регистрации РРО).

(3) Срок первичной регистрации выбранной модели РРО в налоговых органах. Для этого следует в Госреестре РРО обратить внимание, в какой раздел включен такой РРО. Разрешенные к первичной регистрации модели приведены в разделе I Госреестра РРО. РРО, перечисленные в разделе ІІ, можно использовать, но для них первичная регистрация в органе ГНС уже невозможна. Поэтому их можно применять, только если вы приобрели такой РРО, который уже раньше прошел первичную регистрацию.

(4) Срок службы РРО, предусмотренный технической документацией (важно, если приобретается РРО, бывший в употреблении). В общем случае срок службы РРО должен устанавливаться производителем. Но если производитель не установил срок службы РРО (это касается старых моделей), то такой срок службы РРО будет составлять 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты выпуска (абз. 2 п. 1.5 Порядка № 11). Если РРО используется более этого срока, то, по мнению ГНАУ, он не может считаться РРО для целей Закона об РРО (подробнее см. ЕБНЗ, разд. 109.11, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97, с. 12).

 

Введение передачи данных РРО в электронной форме

Законами Украины от 02.12.2010 г. № 2756-VI и от 07.07.2011 г. № 3609-VI внесены изменения в Закон об РРО, предусматривающие введение электронной контрольной ленты РРО и модемов, предназначенных для передачи копий сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков, находящихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

Соответственно изменились и требования к технической составляющей РРО. Во исполнение норм Закона об РРО утверждены Требования № 1057 о создании контрольной ленты в электронной форме в РРО и модемов для передачи данных и Порядок № 1057 о передаче электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы. Эти документы определяют общие технические требования к РРО, создающим контрольную ленту в электронной форме, модемам для передачи отчетной информации и основные принципы функционирования системы хранения и сбора данных РРО для налоговой.

Первая трудность, с которой столкнулись субъекты хозяйствования, — это необходимость модернизации РРО, поскольку ни один из функционирующих в Украине РРО на момент вступления в силу указанных выше изменений не содержал необходимые технологии передачи информации по проводным или беспроводным каналам связи. Предприятия за свой счет должны были выбрать один из двух путей модернизации РРО:

приобретение РРО нового поколения, которые создают контрольную ленту в электронной форме и содержат встроенные модемы (это требует снятия с учета старого РРО и регистрации нового РРО);

доработка существующей кассовой техники и присоединение к ней модемов для передачи отчетной информации (не требует перерегистрации РРО // ЕБНЗ, раздел 109.06).

Производители кассовой техники включились в процесс обновления парка кассовой техники и на сегодня в обновленной версии Государственного реестра РРО (утвержден приказом Миндоходов от 08.07.2013 г. № 249) достаточное количество моделей РРО, которые отвечают требованиям действующего законодательства о передаче контрольно-отчетной информации в электронном виде в органы ГНИ.

Таким образом, как уже отмечалось, для того чтобы с 01.01.2014 г. применять РРО, не нарушая требований действующего законодательства, необходимо перед покупкой РРО внимательно изучить самую свежую на тот момент версию Государственного реестра РРО, утвержденную приказом Миндоходов, и приобретать исключительно те модели, которые числятся в Госреестре РРО с соблюдением всех условий Реестра, о которых говорилось выше.

Подробнее об учетных особенностях, связанных с заменой РРО, см. «Готовим РРО к подаче электронной отчетности: учетные нюансы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11.

 

Регистрация и снятие с учета РРО

Регистрация, взятие на учет, перерегистрация и снятие с регистрации РРО осуществляются в соответствии с пп. 2.1 — 2.14 Порядка регистрации РРО.

Регистрация осуществляется в налоговой инспекции по местонахождению (месту жительства) субъекта хозяйствования, а если он обслуживается в инспекции по работе с крупными налогоплательщиками — по месту налогового учета.

В случае если субъект хозяйствования планирует в дальнейшем использовать регистрируемый РРО на территории другой административно-территориальной единицы, его необходимо до начала использования также взять на учет в органе ГНС по месту использования. Исключения составляют РРО, применяемые на объектах выездной торговли (предоставления услуг), и резервные РРО.

Предприятия, имеющие сеть обособленных филиалов (представительств), которые взяты на налоговый учет в местных органах ГНС и в соответствии с действующим законодательством самостоятельно уплачивают налог на прибыль, могут регистрировать РРО по местонахождению этих филиалов.

Перед регистрацией РРО должен быть введен в эксплуатацию. Обратите внимание: вводить в эксплуатацию РРО субъект хозяйствования должен не самостоятельно, а в центре сервисного обслуживания (ЦСО), с которым заключен договор о сервисном обслуживании РРО. Обращаем внимание, что заключать договор следует только с теми ЦСО, которые входят в перечень ЦСО, заключивших с производителем (поставщиком) РРО договор о техническом обслуживании и ремонте соответствующей модели РРО (ст. 2 Закона об РРО). Обязательно обращаться туда при вводе в эксплуатацию, техническом обслуживании РРО и его ремонте требует п. 14 ст. 3 Закона об РРО.

Пошаговую инструкцию по регистрации, взятию на учет, перерегистрации и отмене регистрации РРО представим в табл. 1.

 

Таблица 1

Пошаговая инструкция по регистрации, взятию на учет,
 перерегистрации и снятию с регистрации РРО

Операция

Перечень документов и действий

1

2

Регистрация приобретенного РРО
(общее правило)

1 шаг. Подача документов в налоговую

В налоговую инспекцию по местонахождению (месту проживания) субъекта хозяйствования, а если субъект хозяйствования обслуживается в инспекции по работе с крупными плательщиками, — по месту налогового учета необходимо подать следующие документы (пп. 2.2., 2.3 Порядка регистрации РРО):
1. Письменное заявление произвольной формы с указанием сферы применения и реквизитов РРО (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, производитель или поставщик, дата изготовления).
2. Оригиналы, а также копии, заверенные печатью и подписью руководителя юридического лица или личной подписью субъекта хозяйствования — физлица:
копии свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйствования (если субъект хозяйствования имеет зарегистрированные в данном органе налоговой службы РРО или КУРО, то копию свидетельства предоставлять не нужно)*;
— документа, подтверждающего факт покупки или безвозмездного получения РРО в собственность, или другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
паспорта (формуляра) на РРО;

разрешения местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договора аренды, другого документа на право собственности или пользования хозяйственной единицей). Для регистрации резервного РРО следует предоставить разрешения на каждую хозяйственную единицу, где будет использоваться РРО;
лицензии на право осуществления услуг по перевозке пассажиров и багажа (для субъектов хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности);
справки об отмене регистрации РРО (в случае регистрации РРО, который был ранее зарегистрирован субъектом хозяйствования).
Оригиналы документов возвращаются субъекту хозяйствования, а копии остаются в налоговой

*В связи с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об отмене свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.2011 г. № 3205-VI, вступившим в силу 07.05.2011, вместо копии свидетельства налоговики требуют предоставлять выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (см. ЕБНЗ в разделе 109.06).

2 шаг. Принятие решения о регистрации

Принятие должностным лицом налоговой инспекции решения о возможности регистрации (как и отказа в регистрации*)осуществляется в срок не позднее двух рабочих дней с момента подачи необходимых документов.
В случае положительного решения выписывается справка о резервировании фискального номера РРО (приложение 2 к Порядку регистрации РРО) в двух экземплярах, один экземпляр справки предоставляется субъекту хозяйствования, второй остается в налоговой инспекции.
Данные об РРО (модификация, дата изготовления) заносятся в справку согласно данным паспорта (формуляра) на РРО.
Внимание! Справка о резервировании фискального номера РРО действительна 5 рабочих дней с момента получения (срок ее действия указывается в справке)

* Основанием для отказа в регистрации (перерегистрации) является отсутствие модификации РРО в Государственном реестре регистраторов расчетных операций или ее несоответствие сфере применения, указанной в заявлении субъекта хозяйствования, истечение срока службы РРО или невыполнение требований по представлению необходимых документов.

3 шаг. Ввод в эксплуатацию РРО

В течение 5 рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО субьект хозяйствования должен обеспечить:
— перевод РРО в фискальный режим работы;
— занесение фискального номера РРО в фискальную память;
— опломбирование РРО.
Все эти процедуры производятся в центре сервисного обслуживания (ЦСО), с которым до начала проведения регистрации должен быть заключен договор. Процедура опломбирования прописана в пп. 3.1 — 3.3 Порядка регистрации РРО.
Работы по вводу регистратора в эксплуатацию сервисный центр обязан выполнить в срок, не превышающий трех суток с даты, когда клиент проинформировал его о получении справки о резервировании фискального номера РРО (п. 11 Порядка № 601).
По совершении вышеперечисленных действий ЦСО выдает:
— справку об опломбировании РРО (приложение 5 к Порядку регистрации РРО) — 1 экземпляр;
— акт ввода в эксплуатацию РРО (приложение 1 к Порядку № 601) — 2 экземпляра

4 шаг. Получение регистрационного удостоверения

Один экземпляр акта ввода РРО в эксплуатацию субъект хозяйствования вместе со справкой об опломбировании РРО в течение 5 рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО должен передать в орган ГНС, где проводится регистрация указанного РРО (п. 2.5 Порядка регистрации РРО и пп. 11 — 14 Порядка № 601).
При несоблюдении указанного срока справка о резервировании фискального номера будет считаться недействительной и процедуру регистрации в налоговой инспекции придется начинать сначала (см. шаг 1).
Получив справку и акт, должностное лицо налоговой инспекции делает запись в Книге РРО и выписывает в двух экземплярах регистрационное удостоверение (приложение 3 к Порядку регистрации РРО). Номер удостоверения должен совпадать с фискальным номером РРО. Данные о РРО в удостоверении должны совпадать с данными из справки о резервировании фискального номера РРО.
Один экземпляр удостоверения выдается на руки субъекту хозяйствования, второй остается в налоговой инспекции.
При регистрации резервного РРО в правом верхнем углу регистрационного удостоверения делается надпись «Резервный»; в первой строке соответствующей таблицы в удостоверении указываются название и адрес хозяйственной единицы, где будет храниться резервный РРО; в других строках — названия и адреса всех хозяйственных единиц, где он будет использоваться.
Регистрационное удостоверение вместе со справкой об опломбировании РРО должно храниться на месте проведения расчетов. Оно является подтверждением проведенной регистрации РРО в органах ГНС (п. 4.6 Порядка регистрации РРО)

Взятие на учет РРО
(использование на территории другой административно-территориальной единицы)*

1 шаг. Подача документов

В налоговую инспекцию по местонахождению хозяйственной единицы, в которой будет использоваться РРО, расположенной на территории другой административной единицы, подается регистрационное удостоверение на РРО

2 шаг. Внесение соответствующих записей

Должностное лицо налоговой инспекции в тот же день осуществляет запись в Книге РРО и делает отметку в регистрационном удостоверении РРО, подтверждающую факт взятия на учет кассового аппарата (п. 2.8 Порядка регистрации РРО)

* Исключение: РРО, применяемые на объектах выездной торговли (предоставления услуг); резервные РРО (п. 2.2 Порядка регистрации РРО).

Перерегистрация РРО
(использование в другой хозяйственной единице без изменения административно-территориальной единицы)

1 шаг. Подача документов

Для перерегистрации РРО с целью использования его в другой хозяйственной единице субъект хозяйствования подает в налоговую инспекцию по месту регистрации РРО:
— заявление произвольной формы, в котором указывается сфера применения РРО;
— регистрационное удостоверение с отметкой (при необходимости) о снятии РРО с учета;

— документы на хозяйственную единицу, названные в п. 2.3 Порядка регистрации РРО, в частности разрешение местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договор аренды, другой документ на право собственности или пользования хозяйственной единицей) и их копию, заверенную соответстующим образом (см. ЕБНЗ, разд. 109.06).
После ознакомления (при подаче документов) оригиналы документов возвращаются субъекту хозяйствования, копии остаются в налоговой инспекции

2 шаг. Внесение изменений

Должностным лицом налоговой инспекции вносятся изменения в соответствующую запись в регистрационном удостоверении

Снятие с регистрации РРО
(добровольно)

1 шаг. Подготовка

Перед отменой регистрации РРО его необходимо:
— снять с учета, о чем делается отметка в регистрационном удостоверении;
— распломбировать РРО в ЦСО
(кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения регистратора документации производителя), в результате чего изымается предыдущая справка об опломбировании и выдается новая справка, в которой указываются все данные, кроме данных об опломбировании (пп. 3.4, 3.5 Порядка регистрации РРО). Такая справка должна быть представлена в налоговую по месту учета РРО до ближайшего срока подачи отчетности, связанной с использованием РРО

2 шаг. Подача и изъятие документов

В налоговую инспекцию, где зарегистрирован РРО, подается заявление произвольной формы.
Должностное лицо органа налоговой службы изымает регистрационное удостоверение, справку об опломбировании, делает соответствующую запись в Книге регистраторов расчетных операций и выписывает справку об отмене регистрации РРО (приложение 4 к Порядку регистрации РРО), которая предоставляется субъекту хозяйствования.
В случае кражи РРО для отмены регистрации необходимо предоставить в налоговую инспекцию копию соответствующего документа органов внутренних дел

Снятие с регистрации РРО
(принудительно)

1 шаг. Получение предупреждения

Принудительная отмена регистрации РРО осуществляется в следующих случаях:
1) по окончании срока службы, установленного в технической документации на РРО;
2) по окончании определенных действующим законодательством сроков вывода из эксплуатации РРО;
3) в случае отмены государственной регистрации субъекта хозяйствования, принятия судом решения о ликвидации или банкротстве предприятия, на основании документов об отсутствии субъекта хозяйствования по местонахождению (месту жительства) более 3 месяцев;
4) при применении РРО не по сфере применения, определенной Государственным реестром регистраторов расчетных операций;

5) при выявлении несоответствия конструкции и (или) программного обеспечения РРО модификации, включенной в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.
В первых двух случаях налоговая инспекция по месту регистрации РРО должна предупредить субъекта хозяйствования за месяц до наступления срока о необходимости отмены регистрации РРО

2 шаг. Действия субъекта хозяйствования

Получив предупреждение, субъект хозяйствования может:
1 вариант. Разрегистрироваться самостоятельно (см. Снятие с регистрации РРО (добровольно) — шаги 1 и 2).
2 вариант. Ввиду бездействия субъекта хозяйствования (невыполнения действий по снятию с регистрации РРО в добровольном порядке или отсутствия по месту нахождения (месту жительства), через месяц после возникновения указанных оснований для отмены регистрации в Книге регистраторов расчетных операций налоговой инспекции делается соответствующая запись, после чего регистрация РРО считается отмененной

 

Регистрация и снятие с регистрации КУРО

Регистрация, взятие на учет, перерегистрация и снятие с регистрации книги учета расчетных операций (КУРО) осуществляются в порядке, предусмотренном пп. 2.1 — 2.14 Порядка регистрации КУРО и РК.

КУРО регистрируется:

(1) на каждый РРО. Чтобы использовать РРО, субъект хозяйствования должен обязательно иметь на месте продажи КУРО, которая будет использоваться с РРО. В КУРО будут отражаться данные об осуществленных операциях за день на основании распечатанных и подклеенных в КУРО ежедневных отчетов (в основном Z-отчетов), составляемых на основании соответствующих расчетных документов по движению наличных средств, товаров (услуг). Без записи в КУРО наличность, проведенная через РРО, не будет считаться оприходованной;

(2) на отдельную хозяйственную единицу, депо предприятия электротранспорта — если согласно действующему законодательству расчеты могут проводиться без применения РРО;

(3) на каждого кондуктора или, по решению субъекта хозяйствования, на каждое транспортное средство — при предоставлении услуг пассажирским автомобильным транспортом. Подробнее см. «Когда предпринимателям нужно применять РРО, КУРО и РК» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 39.

Форма КУРО на РРО приведена в приложении 2, а форма КУРО на хозяйственную единицу — в приложении 3 к Порядку регистрации КУРО и РК.

Регистрация КУРО производится в соответствии с Порядком регистрации КУРО и РК в налоговой инспекции по местонахождению (месту жительства) субъекта хозяйствования, а если он обслуживается в инспекции по работе с крупными налогоплательщиками — по месту налогового учета.

В случае использования КУРО на территории другой административно-территориальной единицы его необходимо до начала использования взять на учет в налоговой инспекции по месту осуществления предпринимательской деятельности, кроме КУРО, зарегистрированных на регистратор расчетных операций или на транспортное средство или объект выездной торговли.

Предприятия, имеющие сеть обособленных филиалов (представительств), которые взяты на налоговый учет в местных органах ГНС и в соответствии с действующим законодательством самостоятельно уплачивают налог на прибыль, могут регистрировать КУРО по местонахождению этих филиалов.

Регистрация КУРО осуществляется безвозмездно не позднее двух рабочих дней с момента подачи необходимых документов (п. 2.1 Порядка регистрации КУРО и РК).

Обращаем внимание, что при отключении электроэнергии или при выходе из строя РРО осуществлять расчеты субъекты хозяйствования могут без РРО, используя лишь КУРО и зарегистрированные РК. Подробнее об основных моментах работы в этих случаях см. «РРО вышел из строя: алгоритм действий продавца» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 30.

Пошаговую инструкцию по регистрации, взятию на учет, перерегистрации и отмене регистрации КУРО представим в табл. 2.

 

Таблица 2

Пошаговая инструкция по регистрации, взятию на учет,
перерегистрации и отмене регистрации КУРО

Операция

Перечень документов и действий

1

2

Регистрация КУРО

1 шаг. Подготовка КУРО

Перед регистрацией КУРО ответственное лицо субъекта хозяйствования должно (п. 2.4 Порядка регистрации КУРО и РК):
— прошнуровать КУРО;
— последовательно пронумеровать ее страницы;
— установить на нее средства контроля* таким образом, чтобы исключить возможность расшнурования книги без нарушения целостности средства контроля;
— осуществить на титульной странице КУРО записи, содержащие данные о субъекте хозяйствования (название и адрес хозяйственной единицы, название субъекта хозяйствования идентификационный код по ЕГРПОУ или номер по ГРФЛ), количество страниц, номер установленного средства контроля, данные о РРО, который будет использоваться с КУРО (модификация РРО, заводской и фискальный номера РРО, версия программного обеспечения)

* Средство контроля — это централизованно изготовленная специальная номерная пломба повышенного уровня защиты в виде самоклеящегося знака. Форма средства контроля утверждена приказом ГНАУ от 06.07.2010 г. № 485.

2 шаг. Подача документов на регистрацию КУРО

При регистрации КУРО на хоз. единицу подаются:
1.
Заявление на регистрацию в произвольной форме, в котором указывается сфера деятельности.
2. Оригиналы, а также копии, заверенные печатью и подписью руководителя юридического лица, подписью субъекта хозяйствования — физлица:
— свидетельства о государственной регистрации или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (если субъект хозяйствования имеет зарегистрированные в данной налоговой инспекции КУРО на другие хозяйственные единицы или РРО, то копия свидетельства или выписка не требуется);
— разрешения местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договора аренды, другого документа на право собственности или пользования хозяйственной единицей);
лицензии на право осуществления услуг по перевозке пассажиров и багажа (для субъектов хозяйствования, осуществляющих указанные виды деятельности).
При регистрации КУРО на РРО подаются:
— письменное заявление в произвольной форме;
— регистрационное удостоверение на РРО.
При регистрация второй и следующих КУРО на хоз. единицу или на РРО подаются:
— письменное заявление произвольной формы;
— справка о регистрации КУРО.
После ознакомления оригиналы документов возвращаются субъекту хозяйствования, а копии остаются в налоговой инспекции

3 шаг. Получение справки (внесение дополнений) о регистрации КУРО

Не позднее двух рабочих дней с момента подачи документов должностное лицо налоговой инспекции:
— предоставляет КУРО фискальный номер (если регистрируется КУРО на РРО, к фискальному номеру добавляется буква «Р»);
— выписывает справку* о регистрации КУРО (приложение 6 к Порядку регистрации КУРО и РК) в двух экземплярах, один экземпляр справки предоставляется субъекту хозяйствования, второй — остается в налоговой инспекции. Номер справки совпадает с фискальным номером КУРО;
— заполняет строки титульной страницы КУРО: номер КУРО, дата регистрации, название налоговой инспекции, данные о должностном лице налоговой инспекции, осуществлявшем регистрацию.
При регистрации второй и последующих КУРО должностное лицо налоговой инспекции:
— предоставляет КУРО фискальный номер, который состоит из фискального номера первой КУРО, зарегистрированной на ту же хозяйственную единицу (место проведения расчетов) или на тот же РРО, и проставленного через дробь порядкового номера следующей КУРО;
— осуществляет дополнительные записи в обоих экземплярах справки о регистрации КУРО (выданной на первую КУРО);
— заполняет строки титульной страницы новой КУРО

* Согласно п. 2.14 Порядка регистрации КУРО и РК об отказе в регистрации КУРО субъекту хозяйствования сообщается не позднее двух рабочих дней с момента представления им необходимых документов. Основанием для отказа в регистрации КУРО может быть несоответствие предоставленных документов требованиям действующего законодательства, истечение срока их действия, невыполнение требований относительно формы, назначения КУРО, подготовки ее к регистрации.

Взятие на учет КУРО
(использование на территории другой административно-территориальной единицы)*

1 шаг. Подача документов

Взятие на учет КУРО в налоговой инспекции по месту осуществления предпринимательской деятельности осуществляется при представлении субъектом хозяйствования справки о регистрации КУРО (из налоговой по основному месту регистрации субъекта хозяйствования)

2 шаг. Внесение соответствующей записи

В день предоставления справки должностное лицо налоговой инспекции другой административно-территориальной единицы осуществляет запись в соответствующем разделе Книги учетных форм и проставляет отметку в справке о регистрации КУРО

* Исключение: КУРО, зарегистрированные на РРО, КУРО, зарегистрированные на транспортное средство или объект выездной торговли (п. 2.1 Порядка о регистрации КУРО и РК).

Перерегистрация КУРО
(использование в другой хозяйственной единице)

1 шаг. Подача документов

Для перерегистрации КУРО, зарегистрированной на отдельную хозяйственную единицу (депо, кондуктора), с целью использования ее в другой хозяйственной единице подаются:
— письменное заявление произвольной формы, с указанием сферы деятельности;
— справка о регистрации КУРО с отметкой о снятии КУРО с учета;
— все указанные в справке незаконченные КУРО и РК;
— разрешения местного органа исполнительной власти на размещение хозяйственной единицы (договора аренды, другого документа на право собственности или пользования хозяйственной единицей)

2 шаг. Получение новой справки на КУРО

После внесения изменений в соответствующие записи в Книге учетных форм и обложек КУРО должностное лицо налоговой инспекции:
изымает справку о регистрации КУРО;
— выписывает новую справку
с таким же номером, как в предыдущей, в которой записываются данные обо всех перерегистрированных КУРО и РК

Отмена регистрации КУРО

1 шаг. Принятие решения

Отмена регистрации КУРО осуществляется по решению руководителя органа ГНС, где эта КУРО зарегистрирована

2 шаг. Проставление отметок об отмене регистрации

При этом должностное лицо органа ГНС:
— делает отметку об отмене регистрации на титульной странице КУРО;
— в справке о регистрации КУРО вычеркивает соответствующую строку в таблице «Книги учета расчетных операций»;
— делает отметку и вычеркивает соответствующую запись в Книге учетных форм.
Отметки, вычеркивания, исправления заверяются подписью указанного должностного лица

 

Регистрация и снятие с регистрации РК

Регистрация и снятие с регистрации расчетной книжки (РК) осуществляются в порядке, предусмотренном пп. 3.1 — 3.7 Порядка регистрации КУРО и РК. РК для оформления продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте, а также используемых при предоставлении услуг городского и пригородного пассажирского транспорта, при распространении государственных лотерей, при предоставлении услуг предприятиями связи регистрируются в отдельном порядке пп. 4 — 6 Порядка регистрации КУРО и РК.

К регистрации принимаются сброшюрованные РК, состоящие из блоков последовательно пронумерованных расчетных квитанций или упрощенных расчетных квитанций установленной формы, изготовленных в соответствии с Положением о расчетных документах, и регистрационной страницы, при этом серии и номера квитанций одного вида, зарегистрированных отдельными субъектами хозяйствования, не должны повторяться в пределах разрядности серий и номеров.

Количество расчетных книжек, регистрируемых одновременно, не ограничивается.

Регистрация РК осуществляется бесплатно в органе ГНС, где субъект хозяйствования зарегистрировал соответствующую КУРО, не позднее двух рабочих дней с момента подачи необходимых документов.

 

Пошаговую инструкцию регистрации и отмены регистрации РК представим в табл.3 (см. с. 14).

Таблица 3

Пошаговая инструкция по регистрации и отмене регистрации РК

Операция

Перечень документов и действий

1

2

Регистрация РК

1 шаг. Подготовка
к регистрации

Перед регистрацией РК субъект хозяйствования должен:
— проверить, чтобы РК была скреплена изготовителем с использованием машинного способа, который делает невозможным изъятие корешков расчетных квитанций без нарушения средств крепления;
заполнить на регистрационной странице РК строки, содержащие название, идентификационный код субъекта хозяйствования по ЕГРПОУ или идентификационный номер ГРФЛ (строка, обозначенная буквами «ИД»);
— заполнить во всех расчетных квитанциях реквизиты: «Название субъекта хозяйствования», «Идентификационный код по ЕГРПОУ (номер по ГРФЛ)» или «Налоговый номер плательщика НДС».
Перед регистрацией РК, состоящей из упрощенных расчетных квитанций, субъект хозяйствования должен:
обеспечить отсутствие в РК квитанций с повторяющимися сериями и номерами;
— заполнить регистрационную страницу, которая может размещаться на последнем листе вместе с квитанциями;
— заполнить во всех упрощенных расчетных квитанциях реквизит «Идентификационный код по ЕГРПОУ (номер по ГРФЛ)».
На каждую РК, подаваемую на регистрацию, следует установить средство контроля* таким образом, чтобы исключить раскрепление книги без нарушения целостности средства контроля

* Средство контроля — это централизованно изготовленная специальная номерная пломба повышенного уровня защиты в виде самоклеящегося знака. Форма средства контроля утверждена приказом ГНАУ от 06.07.2010 г. № 485.

2 шаг. Подача документов

При регистрации РК подаются:
письменное заявление произвольной формы;
справка о регистрации КУРО

3 шаг. Внесение записи о регистрации

Не позднее двух рабочих дней с момента подачи документов должностное лицо налоговой инспекции, приняв решение о регистрации РК*:
— присваивает РК номер, состоящий из фискального номера КУРО, с которой будет использоваться расчетная книжка, и проставленного через дробь порядкового номера РК, зарегистрированной на данную КУРО. К порядковому номеру РК, состоящей из упрощенных расчетных квитанций, добавляется буква «с»;
— осуществляет дополнительные записи в обоих экземплярах справки;
— заполняет строки регистрационной страницы РК: номер книги, дата регистрации, название органа ГНС, данные о должностном лице органа ГНС, серия и номер первого бланка, количество бланков, номер установленного средства контроля

* В соответствии с п. 3.6 Порядка регистрации КУРО и РК об отказе в регистрации РК субъект хозяйствования должен быть уведомлен не позднее двух рабочих дней с момента представления им необходимых документов. Основанием для отказа в регистрации может быть несоответствие бланков расчетных квитанций требованиям Положения № 614, ненадежное скрепление РК, невыполнение требований Порядка регистрации КУРО и РК относительно подготовки расчетной книжки к регистрации (см. 1 шаг).

Отмена регистрации РК

Отмена регистрации РК осуществляется по той же процедуре, что и отмена регистрации КУРО (п. 2.13 Порядка регистрации КУРО и РК). Подробнее см. шаг 1 и шаг 2 табл. 2 подраздела «Отмена регистрации КУРО» на с. 13.

 

Ответственность за использование незарегистрированных РРО и РК

Что касается ответственности за использование незарегистрированного РРО, КУРО и РК, то к субъекту хозяйствования будут применимы следующие санкции.

РРО. Согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы предусматривает такую ответственность:

— совершенное впервые в течение календарного года — 1 гривня;

— совершенное повторно в течение календарного года — 100 % стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (услуг);

— за каждое следующее совершенное в течение календарного года нарушение — в пятикратном размере стоимости проданных с нарушениями товаров (услуг).

Как мы уже знаем, в фискальный режим работы РРО переводится в центре сервисного обслуживания, до окончания процесса регистрации (постановки на учет) РРО (до момента выдачи налоговой инспекцией регистрационного удостоверения, а при постановке на учет — до внесения в регистрационное удостоверение соответствующей отметки). При этом о факте перевода РРО в фискальный режим работы сервисным центром выдается соответствующий документ (акт ввода в эксплуатацию РРО). Однако вершиной подтверждения фискальности РРО, в силу требований, выдвигаемых ст. 3 Закона об РРО, является регистрация РРО в ГНИ с выдачей регистрационного удостоверения. На наш взгляд, наличия только акта о вводе в эксплуатацию недостаточно — при непроведении окончательной регистрации РРО в ГНИ, в течение 5 рабочих дней с даты выдачи справки о резервировании фискального номера в ГНИ, такая справка считается недействительной, и фискальный номер будет аннулирован.

Таким образом, совершенно смело можно говорить, что РРО без опасности быть оштрафованным можно применять только после регистрации в налоговой инспекции.

Расчетные книжки. Согласно п. 3 ст 17 Закона об РРО за:

— неиспользование РК при осуществлении расчетных операций в случаях, предусмотренных Законом об РРО;

— использование незарегистрированной надлежащим образом РК или нарушение установленного порядка ее использования;

— необеспечение хранения РК в течение установленного срока,

финансовая санкция составляет двадцать НМДГ (340 грн.) за каждый случай выявленного нарушения.

Админштраф. Кроме штрафов, предусмотренных Законом об РРО и применяемых к субъектам хозяйствования за нарушения законодательства в сфере использования РРО, к ответственности могут также привлекаться сотрудники таких субъектов.

Согласно ч. 1 ст. 1551 КоАП за нарушение установленного порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг:

— штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, налагается в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.);

— штраф на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности — в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.).

Согласно ч. 2 ст. 1551 КоАП за повторное нарушение, совершенное лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение:

— штраф на лиц, осуществляющих расчетные операции, налагается в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.);

— штраф на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности — в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.).

Напомним, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 1551 КоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных органами ГНС. Санкция может быть наложена только в течение трех месяцев со дня совершения нарушения либо трех месяцев со дня его выявления, если нарушение длящееся.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше