Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Платежные терминалы: некоторые актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2013/№ 57
Печать
Статья

Платежные терминалы: некоторые актуальные вопросы

 

 

Электронные платежные средства приобретают в мире все большую популярность, поскольку представляют собой удобный способ расчетов за товары и услуги. Стремясь идти в ногу со временем, украинский законодатель обязал субъектов хозяйствования обеспечить возможность приема от покупателей электронных платежных средств за проданные им товары (предоставленные услуги). Однако является ли на сегодняшний день обязательным использование платежных терминалов всеми субъектами и установлена ли ответственность за их неприменение? Ответам на эти и некоторые другие вопросы, касающиеся данной темы, и посвящена предлагаемая статья.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Что представляет собой платежный терминал

Платежный терминал (далее — ПТ) представляет собой электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и распечатывания документа по операции с использованием электронного платежного средства (п. 1.321 Закона о платежных системах). Схожее определение дает и п. 1.4 Положения № 223.

При этом под электронным платежным средством (далее — ЭПС) п. 1.14 Закона о платежных системах понимает платежный инструмент, предоставляющий его держателю возможность с помощью платежного устройства получать информацию о принадлежащих ему средствах и инициировать их перевод.

 

Обязательно ли использование платежных терминалов

Согласно п. 14.19 Закона о платежных системах, изложенному в новой редакции благодаря Закону № 5284, субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями ЭПС расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины*.

* Сейчас в Украине используются несколько платежных систем, с их перечнем можно ознакомиться на сайте НБУ: www.bank.gov.ua

При этом требования к субъектам хозяйствования, касающиеся приема ЭПС в оплату проданных ими товаров (предоставленных услуг), устанавливает КМУ (абзац второй п. 14.19 Закона о платежных системах).

На сегодняшний день единственным нормативным документом, которым предусмотрены условия перехода на обязательное использование ПТ, остается постановление № 878 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 80, с. 3). И хотя это постановление разработано под старую редакцию ст. 14 Закона о платежных системах, Министерство доходов и сборов Украины в письме от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16 (см. с. 44 этого номера) подтвердило, что этот документ не утратил своей актуальности и продолжает действовать в полную силу.

Напомним, что до внесения указанных изменений в ст. 14 Закона о платежных системах (до 18.10.2012 г.) этот Закон распространял обязанность по оборудованию торговых точек ПТ только на субъектов хозяйствования, применяющих РРО. Именно такие субъекты наряду с наличными расчетами должны были также обеспечивать возможность осуществления потребителями безналичных расчетов за товары (услуги) с помощью ЭПС через ПТ. Во исполнение требований старой ст. 14 Закона о платежных системах в постановлении № 878 установлены:

— сроки обустройства торговых точек субъектов хозяйствования, применяющих РРО, ПТ (до 1 июля 2011 года — в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек; до 31 декабря 2011 года — в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек, а также в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек субъектами малого предпринимательства);

— количество ПТ в торговой точке — из расчета не менее 50 % от количества РРО (один платежный терминал при наличии одного РРО);

— круг лиц, которые освобождаются от обязательной установки платежных терминалов (заведения общественного питания закрытого типа; предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м, кроме АЗС; субъекты хозяйствования в населенных пунктах с населением до 25 тыс. человек).

Кроме того, из постановления № 878 следует, что ПТ не обязаны применять субъекты хозяйствования, освобожденные от использования РРО (в том числе и физические лица — предприниматели на едином налоге, имеющие такую привилегию согласно п. 6 ст. 9 Закона об РРО и п. 296.10 НКУ).

Получается, что сегодня одновременно действуют новая норма п. 14.19 Закона о платежных системах, которая фактически обязывает всех субъектов сферы торговли и услуг использовать платежные терминалы, поскольку уже не содержит оговорки по поводу РРО, и постановление № 878, которое освобождает от этой обязанности ряд субъектов хозяйствования, работающих с позволения законодательства без РРО.

Так вот, сотрудники Миндоходов в вышеуказанном письме от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16 пришли к абсолютно верному решению: действующим законодательством (под которым они понимают постановление № 878) не установлена обязанность по поводу необходимости использования ЭПС для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами хозяйствования, не применяющими РРО. Правда, такое решение далось им нелегко.

Еще совсем недавно представители этого ведомства (см. консультацию, размещенную в разделе 109.06 ЕБНЗ) на сложившуюся ситуацию смотрели под другим углом. Тогда они считали, что, поскольку продолжающее действовать постановление № 878 не приведено в соответствие с требованиями Закона о платежных системах, оно должно применяться в части, не противоречащей ему. А так как данным Законом не предусмотрено освобождение отдельных субъектов хозяйствования от обязательного приема ЭПС, обзавестись ПТ для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги), по их мнению, необходимо было всем субъектам хозяйствования, включая и тех, кому ст. 9 Закона об РРО разрешено обходиться без РРО.

К счастью, здравый смысл в этом вопросе победил, за что специалистам Миндоходов можно выразить благодарность.

Кстати, немногим ранее в такой же степени лояльным по отношению к субъектам хозяйствования оказалось и Министерство экономического развития и торговли Украины, указав в письме от 07.05.2013 г. № 3502-06/16081-12 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 52, с. 9), что законодательством не установлена обязанность использования ЭПС для осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) субъектами хозяйствования, но только теми, которые не применяют РРО.

Да и до того Минэкономики заявляло, что субъекты хозяйствования, которые не обязаны применять РРО, могут использовать ПТ исключительно в добровольном порядке (см. письмо от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12).

Так что теперь такие лица уж точно свободны от каких-либо обязательств в отношении установки ПТ. Надеемся, надолго.

Добавим, что к категории счастливчиков в данном случае относятся и субъекты хозяйствования, которые при расчетах с покупателями применяют РК, ведь согласно ст. 10 Закона об РРО им тоже дано право работать без РРО.

 

Нужен ли РРО в случае использования платежного терминала

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 3 Закона об РРО, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли обязаны проводить такие операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов.

На то, что расчетные операции с применением пластиковых карточек во время продажи товаров (предоставления услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг должны осуществляться через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или в случаях, предусмотренных законодательством Украины, с применением зарегистрированных РК и книг учета расчетных операций, указывает и п. 3.4 гл. 3 разд. VII Правил Национальной системы массовых электронных платежей, утвержденных постановлением Правления НБУ от 10.12.2004 г. № 620.

Вместе с тем ст. 9 Закона об РРО устанавливает ряд случаев, когда субъекты хозяйствования при продаже товаров (предоставлении услуг) имеют право вообще не использовать РРО и РК.

А это означает, что торговец, подпадающий под такое исключение, независимо от формы расчетов с покупателями за проданный товар/предоставленные услуги (наличной или безналичной, т. е. с применением банковских платежных карточек), может не применять РРО. Другими словами, если субъект хозяйствования, которому ст. 9 Закона об РРО позволяет не применять РРО, по собственному желанию устанавливает ПТ, то это вовсе не означает, что он автоматически должен обзавестись РРО.

Таким образом, субъекты хозяйствования, перечисленные в пп. 2 — 13 ст. 9 Закона об РРО, в этом плане могут быть спокойны — добровольное использование ими ПТ без применения РРО не вызывает претензий со стороны контролеров, что подтверждает консультация, размещенная в разделе 109.10 ЕБНЗ. Главное, чтобы покупателю был выдан оформленный по всем правилам расчетный документ (о том, что он собой представляет, см. ниже).

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере касается и субъектов хозяйствования, осуществляющих расчеты с покупателями с применением РК, ведь они в соответствии со ст. 10 Закона об РРО также не используют РРО.

А вот в отношении предприятий, освобожденных от применения РРО на основании п. 1 ст. 9 Закона об РРО (это, напомним, предприятия, торгующие продукцией собственного производства и предоставляющие услуги с проведением расчетов в своих кассах путем оформления приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке), которые собираются устанавливать ПТ, сотрудники Миндоходов не столь лояльны. По их мнению, такие предприятия при осуществлении расчетов в безналичной форме с применением платежных карточек обязаны использовать РРО (см. консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 21, с. 69). И хотя из письма ГНАУ от 09.08.2007 г. № 7644/6/23-7019 можно было сделать косвенный вывод, что неиспользование РРО предприятиями, подпадающими под льготные нормы п. 1 ст. 9 Закона об РРО, в случае проведения ими безналичных расчетов с применением платежных карточек, возможно, на практике это вряд ли осуществимо. Дело в том, что нормы Положения № 637 не предполагают совмещения платежных карточек и «приходно-ордерных» расчетов в кассах, поскольку не допускают возможности выписки не подтвержденных наличными средствами кассовых ордеров. Выписанный же в этом случае приходный кассовый ордер может быть не признан контролерами в качестве расчетного документа со всеми вытекающими РРО-последствиями. Так что будьте более осмотрительными при расчетах с покупателями.

И еще один момент. Если у предприятия, использующего при осуществлении расчетов за товары (услуги) ПТ, возникает необходимость вернуть покупателям деньги за неполученный товар (непредоставленную услугу), то такой возврат, по мнению специалистов Миндоходов, должен быть осуществлен в безналичной форме — на расчетный счет покупателя, открытый в банке, без выдачи наличных средств (см. консультацию, размещенную в разделе 109.02 ЕБНЗ).

 

Какие документы выдаются покупателю торговцем, работающим без РРО, в случае использования платежного терминала

Начнем с того, что п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей обязывает продавца при продаже товара выдать потребителю расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи. Похожие требования выдвигает и п. 15 ст. 3 Закона об РРО.

При этом под расчетным документом ст. 2 Закона об РРО понимает документ установленных формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетную квитанцию, проездной документ и т. п.), подтверждающий факт продажи (возврата) товара, предоставления услуги, получения (возврата) средств, купли-продажи инвалюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом об РРО, и зарегистрированный в установленном порядке кассовым аппаратом либо заполненный вручную.

Однако ПТ печатает лишь слип (квитанцию) — бумажный документ, подтверждающий осуществление операции с использованием платежной карточки. Такой документ содержит исключительно набор данных об этой операции и реквизиты платежной карточки (п. 1.4 Положения № 223), в связи с чем не является расчетным документом.

Поэтому в качестве расчетного документа в рассматриваемой ситуации может служить товарный чек, который оформляется в произвольной форме и содержит надпись «Товарный чек», а также по содержанию соответствует требованиям п. 3.2 Положения о форме и содержании расчетных документов, утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, за исключением указания в нем фискального номера РРО и надписи «Фискальный чек» (см. консультацию специалистов Миндоходов, размещенную в разделе 109.10 ЕБНЗ).

То есть товарный чек, по мнению налоговиков (см. письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7966/6/23-7015/515 // спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 9, с. 85), должен содержать следующие обязательные реквизиты:

— название и адрес хозяйственной единицы;

— общую сумму НДС по всем указанным в чеке товарам (для субъектов, зарегистрированных плательщиками НДС);

— количество и стоимость приобретенных товаров;

— стоимость единицы измерения товаров;

— наименование товаров;

— общую стоимость приобретенных товаров;

— дату (день, месяц, год) проведения расчетной операции;

— подпись лица, осуществляющего расчеты.

 

Ответственность за нарушение порядка проведения расчетов с использованием электронных платежных средств

Вменив в обязанность субъектов хозяйствования обеспечивать возможность приема ЭПС от покупателей за проданные им товары (предоставленные услуги), законодатель одновременно возложил контроль за соблюдением такими субъектами хозяйствования требований в отношении расчетов с использованием ЭПС на налоговые органы, а за обеспечением защиты прав держателей ЭПС на осуществление указанных расчетов — на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (абзац третий п. 14.19 Закона о платежных системах, п.п. 191.1.3 НКУ).

За допущенные в этой сфере нарушения предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2342 КоАП налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных, в частности, с нарушением порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием ЭПС за товары (услуги). При этом, как предусматривает ст. 16315 КоАП, за несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием ЭПС к должностным лицам юридического лица, а также физическим лицам — предпринимателям применяется админштраф в размере от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.), а за повторное нарушение в течение года — в размере от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.).

Кроме того, ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей запрещает любым способом ограничивать использование потребителем ЭПС, если в соответствии с законодательством продавец (исполнитель) обязан принимать их к уплате. За нарушение данной нормы в п. 12 ч. 1 ст. 23 данного Закона установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 ннмдг (8500 грн.).

О такой ответственности за несоблюдение законодательства о применении ЭПС предупреждает и НБУ в письме от 05.03.2013 г. № 25-313/2725.

И еще. На практике контролирующие органы факты необеспечения возможности использования ЭПС могут квалифицировать как нарушение правил осуществления торговой деятельности. Основанием для этого служат пп. 21 и 22 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденных постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833, которые устанавливают, что расчеты за проданные товары и предоставленные услуги могут осуществляться наличными средствами и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством. При этом субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования специальных платежных средств во время осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством. К такому законодательству вполне может быть отнесен Закон о платежных системах, в п. 14.19 которого как раз прописано условие об обязанности субъектов хозяйствования обеспечивать возможность использования платежных карточек.

Необеспечение же такой возможности может расцениваться как нарушение правил торговли, которое влечет за собой наложение админштрафа на должностных лиц субъекта хозяйствования либо на физлицо-предпринимателя в размере от 1 до 10 ннмдг (от 17 до 170 грн.) по ст. 155 КоАП. Наложить такой штраф могут управления по защите прав потребителей. Сообщить им о нарушении может как сам потребитель, так и любой другой контролирующий орган, выявивший такой факт в ходе своей проверки, в частности налоговый орган.

Одновременно с наложением этого штрафа проверяющими может быть вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений. В случае его невыполнения в установленный в предписании срок на должностных лиц предприятия либо на физлицо-предпринимателя будет наложен админштраф по ст. 1882 КоАП в размере от 1 до 18 ннмдг (от 17 до 306 грн.).

Такова цена за нежелание идти в ногу с прогрессом. Резюме: установка платежных терминалов позволяет субъекту хозяйствования не только привлечь потенциальных покупателей, но и избежать немалых штрафных санкций за их неиспользование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше