Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Электронизация» РРО-отчетности: взгляд на ближайшую историческую ретроспективу и перспективу

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2013/№ 57
Печать
Статья

«Электронизация» РРО-отчетности: взгляд на ближайшую историческую ретроспективу и перспективу

 

Как известно, обеспечить подачу РРО-отчетности в электронной форме можно либо путем приобретения РРО со встроенным модемом, либо путем присоединения к РРО внешнего модема. В любом случае модем выступает ключевым элементом системы, обеспечивающей передачу данных в налоговые органы, поэтому важно знать, какие к нему предъявляются требования и как с ним работать. Современную ситуацию с «электронизацией» РРО вполне можно описать словами известной песни: «Есть только миг между прошлым и будущим…». И действительно, в совсем недавнем прошлом наступило то «время Ч», когда за неподачу электронной отчетности должны были начать применяться санкции, а в обозримом будущем планируется принятие нового положения об РРО. Однако ввиду того, что мы находимся как раз в том самом миге между прошлым и будущим, который, как известно, называется «жизнь», в данной статье будем разбираться с положением дел в области «электронизации» РРО-отчетности прежде всего на данный момент.

Максим НЕСТЕРЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Назначение РРО-модемов и требования к ним

Модем (от англ. modem — сокращение от MOdulator-DEМodulator) — общий термин, обозначающий одну из групп оборудования линий связи — электронных устройств, осуществляющих согласованное преобразование (базовые методы модуляции и демодуляции) для передачи информационного сигнала через физическую среду соответствующих типов и параметров. Другими словами, модем — это устройство, которое благодаря процессам модуляции и демодуляции осуществляет преобразование и передачу нужной информации.

Согласно ст. 2 Закона об РРО модем в РРО — это отдельное или входящее в состав РРО устройство, предназначенное для передачи копии сформированных РРО расчетных документов и фискальных отчетных чеков в электронной форме по проводным или беспроводным каналам связи, в состав которого входит память для временного хранения этих копий. Таким образом, модем в РРО используется для накопления и передачи в налоговые органы информации об объеме расчетных операций в электронном виде, в результате чего отпадает необходимость в подаче отчета по форме № ЗВР-1*.

* Вместе с тем, как следует из свежего разъяснения Миндоходов, контролирующие органы не изменили свою позицию, ранее высказанную в ЕБНЗ, разд. 109.12 (см. на с. 47 сегодняшнего номера), согласно которой, даже подавая электронную РРО-отчетность, субъекты хозяйствования не освобождаются от обязанности ежедневно распечатывать фискальные отчетные чеки (см. разъяснение Миндоходов от 13.06.2013 г. б/н). Кроме того, по-прежнему обязаны подавать отчетность на бумажных носителях по форме № 3ВР-1 раз в месяц до 15 числа месяца, следующего за отчетным, те категории плательщиков, которые согласно абзацам второму и третьему п. 7 ст. 3 Закона об РРО не обязаны передавать отчетную информацию с РРО по проводным или беспроводным каналам связи (см. вопрос 3 Горячей линии, проведенной специалистами Миндоходов: http://minrd.gov.ua/garyacha-liniya/89581.html, далее — «Горячая линия»).

Здесь следует сделать одно существенное смысловое уточнение: строго говоря (и это можно увидеть из определения Закона об РРО), модем для подачи электронной РРО-отчетности используется во всех РРО, как старых, так и «нового поколения». Разница лишь в том, что в новых РРО этот модем встроен и находится под кожухом, а в старых данный модем необходимо дополнительно приобретать и устанавливать, подключая его к внешнему порту РРО (см. п. 1.2 Требований № 1057). Поскольку в случае приобретения встроенного модема (вместе с РРО нового поколения) проблем, как правило, не возникает, в рамках данной статьи мы будем говорить преимущественно о второй ситуации, т. е. когда субъект хозяйствования по каким-либо причинам не хочет приобретать новый РРО и дооборудует свой аппарат внешним модемом вместе с соответствующей доработкой программного обеспечения*.

* По имеющейся информации, на сегодняшний день предлагаемые на рынке модемы подходят не для всех РРО, поэтому при приобретении модема необходимо дополнительно проверить его совместимость с конкретным РРО, к которому предполагается данный модем присоединить.

По нашему мнению, избирать вариант с дооборудованием старого РРО целесообразно в том случае, если старый РРО начал использоваться сравнительно недавно. Учет данного обстоятельства важен потому, что РРО имеет определенный срок службы, после истечения которого дальнейшая эксплуатация аппарата в фискальном режиме будет невозможной (п. 2.12 Порядка регистрации РРО; см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 33, с. 12). Такой срок устанавливается в эксплуатационных документах производителем, а в случаях, когда срок службы не установлен, — признается равным семи годам (письмо Госкомпредпринимательства от 26.11.2003 г. № 6852, подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97, с. 12). Хотя формально следить за истечением данного срока должны налоговые органы, а не пользователь, считаем, что не лишним будет учесть предполагаемый срок службы РРО после дооборудования модемом. Ведь приобретение модема также сопряжено с определенным расходами и явно нет смысла вкладываться в дооборудование РРО, если его срок службы истечет через полгода или через год.

Общие требования к РРО-модемам установлены недавно утвержденными Минфином Требованиями № 1057. Согласно п.п. 3.1.1 Требований № 1057 РРО-модем должен:

обеспечивать соединение РРО с сервером обработки информации по каналам передачи информации;

— иметь средства контроля за исправностью и средства тестирования канала передачи информации;

— иметь подтверждение соответствия требованиям действующих государственных технических регламентов и стандартов в соответствии с Законом Украины «О подтверждении соответствия» от 17.05.2001 г. № 2406-III.

Помимо этих общих условий, Требованиями № 1057 установлен дополнительный ряд требований к модему, который используется с РРО, создающим бумажную контрольную ленту. Данные требования актуальны для всех тех владельцев РРО, которые решили дооборудовать свои аппараты, ведь в РРО, создающем электронную контрольную ленту, должен использоваться только встроенный модем (см. п. 3.3 Требований № 1057). Итак, внешний модем, которым пользователь РРО планирует дооборудовать свой аппарат, должен (согласно п. 3.2 Требований № 1057):

— иметь встроенный индивидуальный модуль безопасности SAM**;

— иметь свидетельство платежной организации нацсистемы массовых электронных платежей (далее — НСМЭП) о соответствии требованиям по подключению и использованию модуля безопасности SAM;

— иметь уникальный номер для однозначной идентификации этого модема сервером обработки информации;

— содержать энергонезависимую оперативную память, объем которой должен быть достаточным для накопления и сохранения контрольно-отчетной информации в течение 72 часов;

— поставляться (производиться) заявителем (производителем) соответствующей модели РРО, внесенного в Государственный реестр РРО***. В эксплуатационной документации внешнего модема должны быть указаны модели РРО, для эксплуатации с которыми он предназначен;

иметь на корпусе места для пломбирования и исключать несанкционированный доступ к составным частям без нарушения пломб;

— подключаться непосредственно к РРО, при этом допускается подключение ЭККР к модему, а модема — к управляющему устройству ЭККР.

** SAM (англ. Security Account Manager — Диспетчер учетных записей безопасности) — RPC-сервер Windows, оперирующий базой данных учетных записей.

*** См. перечень РРО, внесенных в этот реестр, на сайте нашей газеты: http://www.nibu.factor.ua/info/RRO/.

 

Особенности установки и использования РРО-модемов

Как видим, дооборудование РРО внешним модемом требует дополнительного опломбирования и обновления прошивки РРО, а значит — снятия опломбированной крышки фискального блока. Согласно Порядку № 601, замену и пломбировку фискального блока может выполнять только производитель. Аналогичный вывод можно сделать также из письма ГНСУ от 26.12.2012 г. № 12567/0/71-12/22-1317/1425, в котором указано, что именно производители* должны обеспечивать доработку моделей РРО, находящихся у пользователей, путем замены версии внутреннего программного обеспечения соответствующей модели РРО на версию, соответствующую требованиям документов, введенных Порядком № 1057. При этом в формуляр (паспорт) РРО обязательно вносится отметка о произведенном дооборудовании. Поэтому чтобы передать РРО для обновления прошивки и установки модема производителю, следует обратиться в центр сервисного обслуживания (см. также письмо ГНСУ от 29.11.2012 г. б/н и вопросы 1, 2, 8, 11 «Горячей линии»).

* См., например: http://unisystem.ua/ru/content/pyeryedacha-dannykh-v-nalogovuyu.html

Также следует помнить, что модем может использоваться для передачи данных только с тем РРО, фискальный номер которого передан при проведении персонализации в систему учета данных РРО. Поэтому каждый РРО, в том числе резервный, используется только с конкретным модемом (см. письмо ГНСУ от 21.01.2013 г. № 891/6/22-1315/48 на с. 45 сегодняшнего номера). Кроме того, поскольку модем не является в данном случае автономным устройством, а работает только в сочетании с конкретным РРО, он не может признаваться отдельным объектом учета (об учете модемов подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11).

 

Порядок передачи данных

Согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, подавать в налоговые органы отчетность, связанную с применением РРО и расчетных книжек. Исключение из этого правила составляют случаи, когда п. 7 ст. 3 Закона об РРО предусмотрено представление информации по проводным или беспроводным каналам связи. В этих случаях:

— субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны подавать в налоговые органы по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, находящихся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, которые к ним присоединены;

— субъекты хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в печатном виде (кроме ЭККР), должны подавать в органы государственной налоговой службы по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти.

Правила передачи данных РРО регулируются разд. IX Порядка № 1057. При этом алгоритм передачи данных для РРО со встроенным модемом (создающим контрольную ленту в электронной форме) и РРО с внешним модемом (создающим бумажную контрольную ленту) до момента передачи информационным эквайерам отличается. Представим этот алгоритм отдельно для встроенных и для внешних модемов в виде сравнительной таблицы.

 

Порядок передачи данных пользователями РРО в систему учета данных

Этапы передачи данных

Порядок действий в рамках данного этапа

для РРО, создающих электронную контрольную ленту

для РРО, создающих бумажную контрольную ленту

1

2

3

Подготовка данных

1. Процессор РРО выбирает из носителя электронной контрольной ленты те пакеты данных РРО, которые подлежат передаче

1.РРО формирует пакет данных.
2. РРО передает пакет данных в соединенный с ним модем

Секьюритизация данных

2. Полученный набор данных средствами модуля безопасности SAM защищается от подмены, модификации и просмотра

3. Модем средствами модуля безопасности SAM защищает данные от подмены, модификации и просмотра

Передача данных информационному эквайеру*

3. Модем устанавливает соединение информационным эквайером и передает защищенный с помощью модуля безопасности SAM набор данных

4. Модем во взаимодействии с модулем безопасности SAM устанавливает защищенное соединение с информационным эквайером и передает набор данных

Проверка данных информационным эквайером

4. Информационный эквайер средствами НСМЭП проверяет целостность набора данных и сохраняет его в неизменном (защищенном от просмотра) виде в базе данных информационного эквайера до получения подтверждения об успешном приеме данных от системы учета данных РРО

5. Информационный эквайер средствами НСМЭП проверяет целостность набора данных и сохраняет его в неизменном (защищенном от просмотра) виде в базе данных информационного эквайера до получения подтверждения об успешном приеме данных от системы учета данных РРО

Подтверждение эквайером о передаче данных

5. Информационный эквайер направляет РРО подтверждение о получении и успешном хранении набора данных.
6. РРО принимает подтверждение и сохраняет его в носителе электронной контрольной ленты

6. Информационный эквайер присылает модему подтверждение о получении и успешном хранении набора данных.
7. Модем принимает подтверждение и передает на РРО результат передачи данных

Уведомление об ошибке

7. В случае неудачного выполнения операции (нарушение целостности набора данных при передаче, невозможность хранения информации в базе данных и т. д.) информационный эквайер возвращает к РРО код ошибки. В зависимости от кода ошибки РРО повторяет попытку передачи немедленно или через определенное время согласно регламенту передачи данных

8. В случае неудачного выполнения операции (нарушение целостности набора данных при передаче, невозможность хранения информации в базе данных и т. д.)
информационный эквайер возвращает модему код ошибки. В зависимости от кода ошибки модем повторяет попытку передачи немедленно или через заданное время согласно регламенту передачи данных

Передача данных информационным эквайером в систему учета данных

8. Информационный эквайер передает наборы данных, которые были получены от РРО с момента начала последнего сеанса связи с системой учета данных

9. Информационный эквайер передает наборы данных, которые были получены от РРО с момента начала последнего сеанса связи с системой учета данных

Подтверждение о передаче системой учета данных

9. Система учета данных сохраняет полученную информацию в базе данных и отправляет набор данных, который содержит:
подтверждение успешного приема данных;
набор команд, которые необходимо передать в соответствующие РРО

10. Система учета данных сохраняет полученную информацию в базе данных и отправляет набор данных, который содержит:
подтверждение успешного приема данных;
набор команд, которые необходимо передать в соответствующие модемы

Передача командного набора пользователям РРО

10. Информационные эквайеры после получения подтверждений и командного набора данных
удаляют из базы данных наборы данных, которые были успешно переданы, и формируют командный набор данных для соответствующих РРО и модемов и передают его на эти РРО при следующем сеансе связи, инициированном РРО

11. Информационные эквайеры после получения подтверждений и командного набора данных удаляют из базы данных наборы данных, которые были успешно переданы, и формируют командный набор данных для соответствующих модемов и передают его на эти модемы при следующем сеансе связи, инициированном модемом

Завершающий этап

11. При приеме командного набора данных РРО проверяет целостность этого набора средствами модуля безопасности SAM. В случае успешной проверки РРО выполняет действия, определенные в командном наборе данных

12. При приеме командного набора данных модем проверяет целостность этого набора средствами модуля безопасности SAM. В случае успешной проверки модем выполняет действия, определенные в командном наборе данных

* Эквайринг — услуга технологического, информационного обслуживания расчетов по операциям, совершаемым с использованием электронных платежных средств в платежной системе (п. 1.9 ст. 1 Закона о платежных системах).
Информационный эквайер будет предоставлять субъектам хозяйствования услуги по технической поддержке, информационному обслуживанию по технологии хранения и сбору данных РРО для налоговых органов.
На сегодня уже огромное количество банков и предприятий получило разрешение предоставлять услуги информационного эквайера. Пользователям РРО необходимо помнить, что выполнять услуги информационного эквайера может только тот субъект хозяйствования, который получил от Нацбанка заключение о соответствии указанным требованиям и правилам работы, определенным Нацбанком.
Информация о субъектах хозяйствования, которые осуществляют деятельность эквайеров, должна быть размещена на сайте Миндоходов, доведена через СМИ, сервисные центры и налоговые органы на местах (см. письмо ГНСУ от 03.12.2012 г. № 10322/0/71-12/22-1317/1317).

 

Что касается частоты направления отчетности, то следует отметить, что согласно п.п. 3.1.2 Требований № 1057 РРО с модемом должен обеспечивать автоматическую передачу контрольно-отчетной информации с заданной сервером обработки информации периодичностью на сервер обработки по протоколу передачи информации (для РРО, который создает электронную контрольную ленту и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе). Как сообщают специалисты Миндоходов, РРО-отчетность будет автоматически передаваться на сервер обработки информации один раз в день (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 20, с. 9).

Разобравшись в целом с общими принципами работы и установки модемов для РРО, ниже рассмотрим некоторые актуальные вопросы по данной теме.

 

Сфера применения РРО не меняется

Согласно ст. 3 Закона об РРО сфера применения РРО распространяется на субъектов хозяйствования, осуществляющих расчетные операции (в понимании ст. 2 Закона об РРО) в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых РРО не применяется, определен в ст. 9 и 10 Закона об РРО, а п. 1.1 Порядка № 1057 установлено, что он распространяется только на тех субъектов хозяйствования, которые применяют РРО.

Следовательно, требование о подаче электронной РРО-отчетности никак не расширяет сферу применения РРО. Аналогичную позицию высказали также специалисты Миндоходов, отметив, что требования по представлению отчетности о применении РРО касаются только тех субъектов хозяйствования, которые в соответствии с законодательством обязаны применять РРО при проведении расчетов (см. вопросы 5, 7, 10 «Горячей линии»).

 

Для передачи данных не обязательно подключаться к проводному Интернету

Согласно п. 9.1 Порядка № 1057 передача данных РРО выполняется согласно регламенту в формате xml по протоколу передачи информации. Информационные эквайеры обеспечивают реализацию регламента последующей передачи защищенных данных, полученных от РРО, из базы данных информационного эквайера в систему учета данных РРО.

Как видим, процесс передачи данных не зависит от проводного подключения плательщика к Интернету. Специалисты Миндоходов подчеркнули, что передача отчетности в электронном виде в налоговые органы осуществляется на базе технологии, разработанной НБУ, по проводным или беспроводным каналам связи. Данная технология является автономной и ее применение не зависит от проводного подключения к сети Интернет на хозяйственном объекте (в магазине, киоске или автомобиле), где используется РРО, в частности для передачи электронной РРО-отчетности нет нужды в электронной почте (см. вопросы 8, 9, 11 «Горячей линии»). Что касается технических вопросов передачи данных, то они регулируются документом «НСМЕП. Супутні проекти. Технологія зберігання і збору даних РРО для ДПС. Протокол передачі інформації», который 09.11.2012 г. согласован ГНСУ и Нацбанком.

 

Ответственность за неподачу электронной отчетности: сегодня и завтра

Вопрос ответственности — это, пожалуй, наиболее волнующий плательщиков вопрос во всей этой уже не один год длящейся эпопее с внедрением электронной РРО-отчетности. На данный момент п. 9 Заключительных положений Закона об РРО предусмотрено, что до 01.01.2013 г. выполнение требований, установленных абзацами вторым и третьим п. 7 ст. 3 этого Закона (передача отчетов в электронном виде), осуществляется субъектами хозяйствования на добровольных началах. Как и следовало ожидать, с наступлением и этого предельного срока также ничего не изменилось. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дальнейшему усовершенствованию администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5518-VI были внесены новые коррективы в п. 7 ст. 3 и Заключительные положения Закона об РРО, а именно:

— установлен срок теперь уже обязательной подачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков по проводным или беспроводным каналам связи с 01.07.2014 г. Исключение — электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО, которые используются для учета и регистрации операций по покупке-продаже иностранной валюты: с этой даты субъекты, которые их используют, должны будут подавать информацию об объеме расчетных операций, содержащихся в фискальной памяти РРО;

с 01.01.2014 г. возможна первичная регистрация только РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, в том числе и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, которые используются для учета и регистрации операций по покупке-продаже иностранной валюты.

Впрочем, налоговики сразу же не преминули заявить, что данные новации не изменяют до указанных сроков действующие на сегодня нормы п. 7 ст. 3 Закона об РРО об обязательном предоставлении отчетности об использовании РРО в налоговые органы по проводным или беспроводным каналам связи по технологии Нацбанка (см. письмо ГНСУ от 31.01.2013 г. № 2427/7/22-1317/111).

С 01.07.2013 г. формально вступили в силу нормы п. 9 ст. 17 Закона об РРО, которыми предусмотрено, что к субъектам хозяйствования, которые осуществляют расчетные операции, за непредставление в налоговые органы электронной РРО-отчетности применяются финансовые санкции в размере десяти ннмдг (170 грн.). Однако в связи с отсутствием необходимого количества соответствующих РРО, отсутствием в госреестре РРО моделей аппаратов, удовлетворяющих потребности крупных магазинов, низким уровнем распространенности доступа к Интернет, парламент принял Закон (на базе законопроекта № 2087а-1 от 30.05.2013 г.), которым предусмотрено отсрочить до 1 января 2014 года введение штрафов за подачу отчетности по кассовым аппаратам не в электронном виде* (об этом мы сообщали нашим читателям в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 52, с. 3). Указанный Закон (см. на с. 44 сегодняшнего номера) был подписан Президентом 08.07.2013 г. и вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

* К сожалению, в данном Законе депутаты обошли вниманием вопрос о возможном применении за неподачу электронной РРО-отчетности административных штрафов (на основании ст. 1551 КоАП). Ведь формально все требования к пользователю РРО, приведенные в ст. 3 Закона об РРО, относятся к проведению расчетов, а несоблюдение этих требований — к нарушению порядка расчетов. Надеемся, однако, что контролирующие органы подойдут к ситуации с пониманием и применять админштраф не будут, поскольку на протяжении первого полугодия 2013 г. они его не применяли.

 

Перспективы — дубль № …

Следует напомнить, что изначально законопроектом № 2087а-1 предлагалось отсрочить штрафы за неподачу электронной РРО-отчетности на год — до 01.07.2014 г., однако парламентарии поддержали предложение профильного комитета, посчитав, что будет достаточно полугода. Практика же заставляет смотреть на данную идею со скептицизмом. В объяснительной записке к законопроекту № 2087а-1 говорится, что по официальному сообщению представителя налоговых органов на заседании профильного комитета Верховной Рады (22.05.2013 г.), по состоянию на 22.05.2013 г. обеспечено наличие и подключено 30 тыс. РРО, что составляет 12 % от необходимого количества РРО в Украине. Несложный расчет показывает нам, что в целом масштаб «электронизации» РРО составляет около 250 тыс. и по вполне понятным причинам слабо верится, что за ближайшие полгода удастся «электронизировать» все оставшиеся аппараты.

Учитывая данное обстоятельство, можно предположить, что на данный момент мы наблюдаем не последний эпизод многосерийного фильма под названием «Электронизация украинской РРО-отчетности» и в дальнейшем применение санкций за неподачу отчетности по РРО в электронной форме вновь может быть отсрочено. Поэтому закончить статью можно характерным для многосерийных фильмов титром «To be continued…/Продолжение следует…». Остается только заверить наших читателей, что о дальнейшем разворачивании событий мы будем в оперативном режиме сообщать на страницах нашей газеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше