Общие вопросы трудоустройства граждан
Право граждан Украины на труд, т. е. на получение работы с оплатой труда не ниже установленного государством минимального размера, включая право на свободный выбор профессии, рода занятий и работы, гарантируется государством. Если гражданин не может самостоятельно подыскать подходящую работу, помочь ему в этом может государственная служба занятости, которая, в свою очередь, сотрудничает с работодателями, поскольку именно они предоставляют рабочие места. О таком сотрудничестве, а также о других вопросах трудоустройства граждан пойдет речь в данной статье.
Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. 436-IV предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание. При этом согласно п. 1 ч. 4 ст. 50 Закона о занятости работодатель вправе осуществлять подбор кадров:
— самостоятельно;
— через центры занятости;
— через посредников в трудоустройстве (кадровые и рекрутинговые агентства)*.
* О работе посредников в трудоустройстве читайте в статье нашего специалиста «Посредничество в трудоустройстве и Закон о занятости» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 50, с. 21.
Несмотря на то что работодатель по своему усмотрению формирует кадровый состав, следует иметь в виду, что действующим законодательством для работодателей установлены:
1) квота для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан (кроме инвалидов) (ст. 14 Закона о занятости);
2) норматив по трудоустройству инвалидов (ст. 19 Закона № 875).
Квоты и нормативы по трудоустройству отдельных категорий граждан
Квота для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда граждан. В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о занятости предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 лиц устанавливается квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей неконкурентоспособных на рынке труда граждан (кроме инвалидов). Перечень таких граждан приведен в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости. К ним относятся:
1) один из родителей или лицо, которое их заменяет, и:
— имеет на иждивении детей (ребенка) в возрасте до шести лет;
— воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида;
— содержит без одного из супругов инвалида с детства (независимо от возраста) и/или инвалида I группы (независимо от причины инвалидности);
2) дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки;
3) лица, которым исполнилось 15 лет и которые при согласии одного из родителей или лица, их заменяющего, могут, в виде исключения, приниматься на работу;
4) лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения;
5) молодежь, которая закончила или прекратила учебу в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев по завершении или прекращении учебы или службы) и впервые принимается на работу;
6) лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV осталось 10 и меньше лет.
Обратите внимание: физические лица — предприниматели не обязаны рассчитывать квоту.
Расчет квоты работодатели производят самостоятельно по итогам года с учетом численности граждан, которые относятся к категории неконкурентоспособных на рынке труда и уже работают у работодателя на условиях полной занятости. Расчет среднеучетного количества штатных работников определяется в соответствии с Инструкцией № 286.
Работодатели должны ежегодно информировать центр занятости о трудоустройстве неконкурентоспособных граждан. Порядок предоставления работодателями территориальным органам Государственной службы занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержден приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 54, с. 5). В Порядке № 271 приведен перечень документов, подтверждающих статус неконкурентоспособного на рынке труда лица.
Форма отчетности приведена в приложении к Порядку № 271 (далее — Отчет). Отчет нужно подать в центр занятости не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Впервые работодатели с численностью штатных работников свыше 20 лиц будут подавать Отчет по итогам 2013 года. Поскольку 1 февраля 2014 года приходится на субботу, а перенос предельного срока подачи не предусмотрен, предельным сроком подачи Отчета за 2013 год будет 31 января 2014 года.
Для выполнения квоты работодатели трудоустраивают неконкурентоспособных граждан самостоятельно или с помощью центров занятости. Для этого центрам занятости необходимо подавать информацию о спросе на рабочую силу (вакансии) по форме № 3-ПН, утвержденной приказом Минсоцполитики от 17.06.2013 г. № 316 (подробнее о порядке ее заполнения пойдет речь на с. 7).
Непосредственно за невыполнение квоты ответственность не предусмотрена. Законом о занятости штраф предусмотрен за необоснованные отказы в трудоустройстве неконкурентоспособных на рынке труда граждан в случае невыполнения квоты в течение года. В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о занятости за указанное нарушение с работодателя будет взиматься штраф в двукратном размере минзарплаты, установленной на момент его выявления. Штраф налагают должностные лица Гоструда, а уплачивается он в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Норматив по трудоустройству инвалидов. В ст. 17 Закона № 875 закреплено право инвалидов работать на предприятиях с учетом индивидуальных программ реабилитации. С целью реализации данного права для всех работодателей независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и избранной системы налогообложения ст. 19 Закона № 875 установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере:
— 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, если численность работников 25 человек и более;
— одно рабочее место — если работает от 8 до 25 человек.
Статус инвалида трудоустроенного лица должен подтверждаться следующими документами:
— копия справки к акту осмотра медико-социальной экспертной комиссией (форма № 157-1/о утверждена приказом МОЗ Украины от 30.07.2012 г. № 577), в которой, среди прочего, указываются группа, причины, срок инвалидности и которая содержит заключение об условиях и характере труда инвалида;
— копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.
Расчет количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели осуществляют самостоятельно, ориентируясь на базовый норматив, установленный в ст. 19 Закона № 875. Норматив рассчитывается исходя из среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год, которое рассчитывается согласно Инструкции № 286. При этом в расчете для определения выполнения норматива принимают участие все рабочие места, занятые штатными работниками, в том числе и рабочие места с особым характером труда, с вредными и тяжелыми условиями труда (см. постановление ВСУ от 04.07.2011 г. № 21-159а11).
О выполнении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов работодатели отчитываются перед Фондом социальной защиты инвалидов путем подачи Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — Отчет по инвалидам), форма утверждена приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42 (форма № 10-ПI (годовая)). Подробно о порядке заполнения формы № 10-ПI читайте в статье «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 14, с. 24.
Разобравшись с квотой и нормативом по трудоустройству отдельных категорий граждан, перейдем к требованиям законодательства к содержимому объявлений о вакансиях.
Объявления о вакансиях: ограничения
В случае если работодатель самостоятельно занимается подбором кадров, следует быть предельно осторожными при составлении объявлений о вакансиях. Дело в том, что действующее законодательство выдвигает ряд требований к «кадровой» рекламе и немалые штрафы за их нарушение законодательных требований. Теперь об этом подробнее.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона о занятости и ст. 241 Закона о рекламе в объявлениях (рекламе) о вакансиях запрещается:
— указывать ограничения относительно возраста кандидатов;
— предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола;
— выдвигать требования, предоставляющие преимущество представителям определенной расы, цвета кожи (кроме случаев, определенных законодательством);
— выдвигать требования относительно политических, религиозных и других убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, языковых или других признаков;
— требовать от трудоустраивающихся лиц предоставления сведений о личной жизни.
Соблюдение требований законодательства о рекламе относительно вакансий (приема на работу) контролирует Государственная инспекция Украины по вопросам труда (абзац восьмой ч. 1 ст. 26 Закона о рекламе, п.п. 31 п. 4 Положения о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденного Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 386/2011). Нарушение вышеуказанных запретов грозит рекламодателю штрафом в 10-кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения (ч. 3 ст. 241 Закона о рекламе). Штраф уплачивается в Фонд социального страхования на случай безработицы.
Обращаем внимание: в случае открытия вакансии работодатель обязан проинформировать об этом центр занятости. По какой форме подается такая информация и в какие сроки, мы расскажем в следующей статье.