Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Трудоустройство иностранцев

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2013/№ 59
Печать
Статья

Трудоустройство иностранцев

 

 

Согласно ст. 26 Конституции Украины иностранцы, пребывающие в Украине на законных основаниях, имеют те же права и свободы и исполняют те же обязанности, что и граждане Украины, и являются равными перед законом, если иное не предусмотрено действующим законодательством Украины или международными договорами. Соответственно иностранцы, как и граждане Украины, имеют право на труд. В трудоустройстве иностранных граждан заинтересованы украинские работодатели, которые не могут найти специалистов соответствующей квалификации в Украине. Об особенностях трудоустройства иностранных граждан пойдет речь в данной статье.

Екатерина Чернега, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие положения

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона № 3773 иностранец — лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) другого государства или государств.

Порядок трудоустройства иностранных граждан установлен ст. 42 Закона о занятости. Сразу следует отметить, что иностранцы не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью в случае, когда в соответствии с законодательством назначение на соответствующую должность или осуществление соответствующего вида деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (ч. 5 ст. 42 Закона о занятости). Так, например, иностранцы не могут занимать следующие должности:

— государственных служащих (ст. 4 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII);

— судей (ч. 1 ст. 64 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI);

— таможенников (ст. 570 Таможенного кодекса Украины от 13.03.2012 г. 4495-VI);

— милиционеров (ст. 17 Закона Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII);

— кадрового состава СБУ (ст. 19 Закона Украины «О службе безопасности Украины» от 25.03.92 г. № 2229-XII);

— прокуроров (ст. 46 Закона Украины «О прокуратуре» от 25.03.92 г. № 1789-XII).

Кроме того, иностранцы не могут быть нотариусами (ст. 3 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-ХII). На другие должности и рабочие места иностранные граждане могут быть трудоустроены только в случае особой необходимости. При этом предприятия, учреждения и организации имеют право на применение труда иностранцев на территории Украины на основании разрешения, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Без разрешения можно трудоустроить:

1) иностранца, который постоянно проживает в Украине;

2) иностранцев, которые приобрели статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получили разрешение на иммиграцию в Украину;

3) иностранцев, признанных лицами, которые нуждаются в дополнительной защите или которым предоставлена временная защита в Украине;

4) представителей иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, которые обслуживают такие компании на территории Украины;

5) работников заграничных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине;

6) спортсменов, которые приобрели профессиональный статус, артистов и работников искусства для работы в Украине по специальности;

7) работников аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ;

8) работников иностранных представительств, которые зарегистрированы на территории Украины в установленном законодательством порядке;

9) священнослужителей, которые являются иностранцами и временно находятся в Украине по приглашению религиозных организаций для осуществления канонической деятельности только в таких организациях с официальным согласованием с органом, который осуществил регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации;

10) иностранцев, которые прибыли в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи;

11) иностранцев, которые прибыли в Украину для осуществления преподавательской деятельности по специальности в государственных высших учебных заведениях по их приглашению;

12) других иностранцев в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Если трудоустраиваемый иностранец не относится к вышеуказанным категориям лиц, то прежде чем перейти к обычной процедуре трудоустройства, украинскому работодателю необходимо получить разрешение на трудоустройство иностранца. Как это сделать, рассмотрим далее.

 

Получаем разрешение на трудоустройство

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о занятости предприятия, учреждения, организации могут временно использовать труд иностранцев только на основании специального разрешения. Для предпринимателей возможность временного применения труда иностранцев действующим законодательством не предусмотрена.

Во исполнение ст. 42 Закона о занятости КМУ постановлением от 27.05.2013 г. № 437 (вступило в силу 05.07.2013 г.) утвердил Порядок № 437 (см. на с. 42), который определяет процедуру выдачи, продления действия и аннулирования разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства. Тем же постановлением КМУ отменено постановление КМУ «Об утверждении Порядка выдачи, продления срока действия и аннулирования разрешений на использование труда иностранцев и лиц без гражданства» от 08.04.09 г. № 322.

Перечень иностранцев, на применение труда которых выдается разрешение, приведен в п. 2 Порядка № 437 и в ч. 2 ст. 42 Закона о занятости. В частности, разрешение для трудоустройства иностранца можно получить при условии, что в Украине (регионе) отсутствуют квалифицированные работники, которые способны выполнять соответствующий вид работы, или есть достаточное обоснование целесообразности применения их труда, если другое не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано ВРУ.

В соответствии с п. 5 Порядка № 437 применение труда иностранцев считается целесообразным и достаточно обоснованным, если иностранец:

— претендует на занятие должности руководителя, заместителя руководителя или другой руководящей должности при условии, что такой иностранец или лицо без гражданства является учредителем или соучредителем предприятия;

— является субъектом авторского права и смежных прав и приглашается на работу в Украину для осуществления таких прав.

Разрешение на применение труда иностранцев выдается центром занятости по юридическому адресу предприятия (учреждения, организации). Получить его можно только за плату, размер которой составляет 4 минимальных заработных платы (в июле — ноябре 2013 года — 4588 грн., в декабре 2013 года — 4872 грн.). Плата перечисляется в бюджет Фонда социального страхования на случай безработицы.

Несмотря на немалую стоимость разрешения, работодатель, заинтересованный в иностранном специалисте, за ценой не постоит. Поэтому перейдем непосредственно к порядку оформления разрешения на применение труда иностранца.

Процедура получения разрешения следующая:

1. Работодатель не позже чем за 15 календарных дней до обращения за разрешением подает в свой центр занятости информацию о спросе на рабочую силу (вакансиях) по форме № 3-ПН (подробно о данном отчете читайте на с. 7). Цель подачи формы № 3-ПН — возможность трудоустройства на вакантное место граждан Украины. В случае если подходящих квалифицированных специалистов в Украине нет, переходим к п. 2.

2. Работодатель подает в центр занятости необходимые документы, указанные в пп. 6, 7 и 8 Порядка № 437, с заполненным заявлением (приложение к Порядку). Обратите внимание: документы, выданные за пределами Украины, должны быть переведены на украинский язык, удостоверены согласно законодательству страны их выдачи и легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано ВРУ (абзац десятый п. 6 и абзац шестой п. 7 Порядка). Сотрудники центра занятости не вправе требовать от работодателя другие документы (п. 11 Порядка № 437).

3. Сотрудник центра занятости принимает документы по описи, копию которой выдают работодателю, и в течение 1 рабочего дня рассматривает их на предмет соответствия Порядку № 437.

4. Центр занятости принимает решение о выдаче разрешения или отказе в течение 15 календарных дней со дня регистрации документов. Соответствующее решение оформляется приказом и не позже чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия его направляют работодателю и размещают на сайте центра занятости.

Причины, по которым работодателю может быть отказано в выдаче разрешения, приведены в п. 24 Порядка № 437. Одним из оснований отказа в выдаче разрешения является наличие задолженности по уплате единого взноса и по штрафным санкциям за нарушения требований Закона о занятости. Работодатель может обжаловать отказ в выдаче разрешения в Государственной службе занятости или в суде.

В случае принятия центром занятости положительного решения переходим к п. 5.

5. Работодатель в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о выдаче разрешения перечисляет плату на счет Фонда социального страхования на случай безработицы. В случае нарушения указанного срока решение будет отменено.

6. Центр занятости оформляет и выдает разрешение в течение 10 рабочих дней со дня зачисления средств на счет Фонда.

7. Работодатель выдает копию разрешения работнику.

8. В течение 3 рабочих дней с момента заключения трудового договора (контракта) с иностранцем работодатель подает центру занятости заверенную работодателем его копию. Если иностранный гражданин без уважительных причин не приступил к работе в предусмотренный трудовым договором (контрактом) срок, работодатель должен в течение 5 рабочих дней письменно уведомить об этом центр занятости или подразделение государственной миграционной службы по месту выдачи свидетельства на временное проживание.

Срок действия разрешения на применение труда иностранцев составляет:

— в общем случае — не более 1 года. Порядком № 437 предусмотрена возможность продления срока действия разрешения на такой же срок;

— для иностранцев, относящихся к категории «внутрикорпоративные цессионарии», — не более 3 лет. Продлить срок действия разрешения можно на 2 года;

— для иностранцев, в отношении которых принято решение об оформлении документов о решении вопроса относительно признания беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите, — срок действия справки об обращении за защитой в Украине, но не более 1 года. Срок действия разрешения продлевается в случае продления действия такой справки.

Отметим, что для продления срока действия разрешения работодатель должен подать в центр занятости документы, перечисленные в п. 9 Порядка № 437, не позже чем за 30 календарных дней до окончания действия разрешения. Решение о продлении действия, отказе в продлении действия или аннулировании разрешения центр занятости принимает в течение 15 календарных дней со дня регистрации документов.

В случае утери разрешения работодатель бесплатно может получить дубликат в порядке, указанном в п. 21 Порядка № 437.

Обращаем внимание: о досрочном расторжении или прекращении трудового договора (контракта) с работником, по которому было получено разрешение, работодатель письменно уведомляет центр занятости, который выдал разрешение, в течение 3 рабочих дней.

Случаи, когда разрешение может быть аннулировано, указаны в п. 25 Порядка № 437.

За нарушение условий использования труда иностранцев работодатели несут ответственность:

— за использование труда иностранцев без разрешения на условиях трудового или другого договора — штраф за каждого иностранца в размере 20 минимальных зарплат, установленных на момент выявления нарушения (абзац второй ч. 5 ст. 53 Закона о занятости). Что касается другого договора, то речь идет о случаях, когда гражданско-правовой договор содержит признаки трудового договора (письмо Государственного центра занятости от 05.02.13 г. № ДЦ-09-588/0/6-13, см. на с. 47)

— за использование труда иностранных граждан на условиях иных, нежели предусмотрены разрешением на трудоустройство или другим работодателем, — штраф за каждое лицо в размере 10 минимальных зарплат на момент выявления нарушения (абзац третий ч. 5 ст. 53 Закона о занятости).

 

Оформление других документов, необходимых для работы в Украине

После получения работодателем разрешения на применение труда иностранца последнему необходимо:

1) оформить визу;

2) пройти регистрацию;

3) получить вид на временное жительство в Украине;

4) зарегистрировать свое местожительство;

5) получить регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов.

Оформление визы. Виза оформляется в соответствии с Правилами № 567 и Инструкцией № 196. Иностранцы, которые въезжают в Украину с целью трудоустройства, оформляют долгосрочную визу (обозначается буквой Д, в машиносчитываемой зоне — VD). Для оформления визы иностранцы, въезжающие в Украину для работы, лично или через уполномоченное лицо подают в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины такие документы:

— обращение об оформлении визы;

— визовую анкету;

— два фото 3 х 4 см;

— документ об уплате консульского сбора (если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами Украины;

— копию разрешения на трудоустройство.

Работник уполномоченного органа может пригласить иностранца для дополнительного собеседования и получить дополнительные документы, уточняющие цель поездки. Рассмотрение обращения об оформлении визы происходит в течение 15 календарных дней.

Регистрация иностранцев. Регистрация иностранцев, въезжающих в Украину, осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины органами охраны государственной границы в соответствии со ст. 16 Закона № 3773. Отметка о регистрации проставляется в паспортном документе и/или иммиграционной карточке либо других предусмотренных законодательством Украины документах и действительна на всей территории Украины независимо от места пребывания или проживания иностранца или лица без гражданства на территории Украины.

Регистрацию иностранцев и лиц без гражданства, на которых распространяется действие Закона Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 г. № 3671-VI, осуществляет центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере миграции (Государственная миграционная служба Украины) только при наличии одного из документов, которые выдаются таким лицам в соответствии с указанным законом.

Регистрация местожительства. Иностранцы обязаны в течение 10 дней после прибытия на новое местожительство зарегистрировать свое местожительство (ст. 6 Закона № 1382). Для этого иностранец подает в ЖЭК письменное заявление, паспортный документ, квитанцию об уплате государственной пошлины или документ об освобождении от ее уплаты, документы, подтверждающие право на проживание в жилье. В случае подачи заявления законным представителем лица дополнительно подаются: документ, удостоверяющий его личность, а также документ, подтверждающий полномочия лица как законного представителя.

Учитывая данный факт, работодателю следует позаботиться о жилье своего иностранного работника еще до его приезда.

Оформление вида на временное жительство. Для законного временного проживания в Украине с целью работы иностранцу необходимо получить вид на временное жительство. Его оформление регулируется Законом № 3773 и Порядком № 251.

Согласно ч. 4 ст. 5 Закона № 3773 основанием для выдачи вида на временное жительство иностранцу, который прибыл в Украину с целью трудоустройства, являются заявление иностранца, действительный полис медицинского страхования, разрешение на использование труда иностранцев и обязательство работодателя уведомить Государственную миграционную службу и Государственную службу занятости о досрочном расторжении или прекращении трудового договора (контракта) с таким иностранцем. Кроме того, согласно п. 6 Порядка № 251 предоставляются следующие документы:

— паспортный документ иностранца с визой типа Д, если другое не предусмотрено законодательством и международными договорами Украины, и копии страниц паспорта с личными данными и визой;

— перевод на украинский язык страницы паспортного документа иностранца, с личными данными, удостоверенный в установленном законодательством порядке;

— квитанция об уплате государственной пошлины или документе, который подтверждает наличие льгот относительно его уплаты;

— ходатайство (представление) работодателя относительно оформления иностранцу и лицу без гражданства вида на временное проживание;

— четыре фото иностранца размером 3,5 х 4,5 см (на матовой бумаге);

— копия выданной налоговым органом справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов (при наличии).

Вышеуказанные документы подаются в территориальный орган Государственной миграционной службы Украины по месту жительства иностранца.

Оформление регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов. Необходимость получения иностранными гражданами регистрационного номера плательщика налогов в случае выплаты им доходов с источником их происхождения в Украине установлена ст. 70 НКУ и п. 2 разд. IV Положения № 1147. Поскольку трудоустройство иностранца предполагает выплату ему заработной платы, получить регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (далее — регистрационный номер) нужно обязательно.

В случае если иностранец ранее не получал идентификационный номер или регистрационный номер учетной карточки плательщика налога и не включен в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов (далее — Государственный реестр), то он может получить его в ГНИ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.

Регистрация иностранцев осуществляется после выполнения требований Порядка продления срока пребывания и продления или сокращения срока временного пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины, утвержденного постановлением КМУ от 15.02.2012 г. № 150.

Что касается момента, когда иностранец должен пройти регистрацию, на законодательном уровне четко не определен. Вместе с тем, учитывая, что информация о регистрационном номере указывается в трудовом договоре (контракте), заключаемом с иностранцем, можно сделать вывод о том, что его необходимо получить до момента заключения такого договора.

Для получения регистрационного номера необходимо предоставить следующие документы:

— учетную карточку по форме № 1ДР (приложение 2 к Положению № 1147), которая является заявлением для регистрации в Государственном реестре;

— паспортный документ (возвращается иностранцу);

— удостоверенный в установленном законодательством порядке перевод на украинский язык указанного паспортного документа.

В случае если регистрационный номер получает законный представитель или уполномоченное лицо, дополнительно к вышеуказанным документам предоставляются;

— документ, удостоверяющий личность представителя;

— ксерокопия паспортного документа регистрируемого иностранца с четким изображением (может быть подана вместо паспортного документа);

— доверенность, удостоверенная в нотариальном порядке, на проведение регистрации физического лица в Государственном реестре.

Регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня подачи в ГНИ учетной карточки и необходимых документов. Документом, удостоверяющим проведение регистрации физического лица — иностранца в Государственном реестре, является карточка плательщика налогов по форме приложения 3 к Положению № 1147, в которой указывается регистрационный номер плательщика налогов.

Отметим, что процедура отказа от регистрационного номера согласно Положению № 1147 предусмотрена только для граждан Украины. То есть, согласно действующему законодательству религиозные убеждения иностранцев для целей регистрации в Государственном реестре не учитываются.

Сразу обратим внимание на последствия для работодателя в случае неполучения иностранцем регистрационного номера.

Во-первых, пунктом 119.3 НКУ предусмотрена финансовая ответственность предприятия за оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, кроме случаев, определенных п. 119.2 НКУ, которая заключается в наложении штрафа в размере 170 грн.

Во-вторых, у налогового агента, выплачивающего доход работнику-нерезиденту, не имеющему регистрационного номера, могут возникнуть проблемы с заполнением и предоставлением Налогового расчета по форме № 1ДФ, форма которого предусматривает указание таких номеров. А согласно п. 119.2 НКУ непредоставление, предоставление с нарушением установленных сроков, предоставление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, и суммах удержанного с них налога влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн. Те же действия, совершенные плательщиком налогов, который в течение года уже был привлечен к ответственности за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн.

Трудоустроить иностранца — дело непростое и недешевое. Однако если «игра стоит свеч», то работодатель готов понести и материальные, и временные затраты для получения высококлассного иностранного специалиста. Уверены, что, ознакомившись с материалом данной статьи, такие работодатели будут четко представлять порядок приема на работу иностранца.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше