Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. Излишне уплаченная сумма таможенной пошлины: порядок возврата таможенным органом и отражения плательщиком в декларации по НДС

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2013/№ 44
Печать
Статья

Излишне уплаченная сумма таможенной пошлины: порядок возврата таможенным органом и отражения плательщиком в декларации по НДС

 

 

Иногда случается, что предприятие, осуществляющее ВЭД-деятельность, при импорте товаров по требованию таможенного органа уплачивает таможенную пошлину и по тем товарам, которые от такой пошлины освобождены. Кроме того, из-за неправильной классификации таможней ввезенных импортером товаров также возможна переплата таможенной пошлины. И тогда, чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, импортеру приходится прибегать к определенной процедуре. С необходимостью пройти такую процедуру столкнулся и один из наших читателей, обратившийся в редакцию за помощью.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

Положение № 450 — Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2012 г. № 450.

Порядок № 1145 — Порядок оформления листа корректировки, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 06.11.2012 г. № 1145.

Порядок № 611/147 — Порядок взаимодействия таможенных органов с органами Государственного казначейства Украины в процессе возврата из Государственного бюджета Украины ошибочно
и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы, утвержденный приказом Государственной таможенной службы Украины, Государственного казначейства Украины от 20.07.2007 г. № 611/147.

Порядок № 618 — Порядок возврата плательщикам налогов средств, учитываемых на соответствующих счетах таможенного органа как предоплата, и таможенных и других платежей, ошибочно и/или излишне уплаченных в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется таможенными органами, утвержденный приказом Государственной таможенной службы Украины от 20.07.2007 г. № 618.

 

Суть вопроса

Предприятие ввезло на таможенную территорию Украины товары, в отношении которых установлены тарифные льготы (тарифные преференции) в виде освобождения от обложения ввозной пошлиной, так как эти товары происходят из государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (ст. 281 ТКУ).

Несмотря на наличие такой льготы, таможенный орган потребовал от предприятия уплатить в бюджет таможенную пошлину на данные товары в размере 10000 грн. Эта сумма была уплачена вместе с «импортным» НДС в день подачи таможенной декларации для таможенного оформления, как это предусматривает ч. 1 ст. 297 ТКУ.

Начисленная сумма таможенных платежей была отражена в графе 47 таможенной декларации на бланке единого административного документа формы МД-2.

На дату уплаты «импортного» НДС (который включает в себя и НДС, начисленный на таможенную пошлину*) у предприятия на основании пп. 198.1, 198.2 НКУ возникло право на налоговый кредит. Соответственно сумма «импортного» НДС, уплаченного таможенным органам и отраженного в таможенной декларации, была включена в том же отчетном (налоговом) периоде в строку 12.1 декларации по НДС.

* База обложения «импортным» НДС ввезенных товаров формируется с учетом таможенной пошлины, а также акцизного налога (п. 190.1 НКУ).

Очевидно, что такая сумма является завышенной, причем как при уплате на таможне, так и при декларировании налогового кредита по НДС. В связи с этим предприятие обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы таможенной пошлины с указанием причин такого возврата. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе и те, которые подтверждают излишнюю уплату таможенных платежей (в частности, сертификат о происхождении товара формы СТ-1**).

** Форма сертификата о происхождении товара приведена в приложении 2 к Правилам определения страны происхождения товаров, утвержденным Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, подписанным 30.11.2000 г., которое вступило в силу для Украины 21.12.2001 г.

Эти действия способствовали тому, что таможенники через определенное время возвратили сумму ввозной таможенной пошлины, излишне уплаченную импортером в бюджет, на Карточку — лицевой счет плательщика налогов (на депозитный счет, открытый на имя таможенного органа в органах Госказначейства Украины по балансовому счету 3734) для последующих расчетов в качестве предоплаты. А вот НДС, начисленный на эту сумму (10000 грн. х 20 % : 100 % = 2000 грн.), возвращен не был.

В результате возврата указанной суммы таможенной пошлины фактически уменьшилась база обложения «импортным» НДС ввезенных товаров, которая, повторим еще раз, формируется с учетом таможенной пошлины, а также акцизного налога (п. 190.1 НКУ) и приводится в графе 47 таможенной декларации. Нужно ли в связи с этим корректировать в сторону уменьшения показатели строки 12.1 декларации по НДС, в частности отраженный в колонке Б этой строки налоговый кредит?

 

Анализ ситуации

Начнем с того, что согласно ч. 1 ст. 74 ТКУ импорт (выпуск для свободного обращения) — это таможенный режим, в соответствии с которым иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров, и исполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины.

При этом, как указывает ч. 3 ст. 75 ТКУ, для помещения товаров в таможенный режим импорта лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенного режима, обязано, в частности, уплатить таможенные платежи, которыми в соответствии с законами Украины облагаются товары при ввозе на таможенную территорию Украины в режиме импорта.

Таможенные платежи начисляются декларантом или другими лицами, на которых возложена обязанность по их уплате, самостоятельно, кроме случаев, когда обязанность по такому начислению согласно ТКУ, НКУ и другим законам Украины возлагается на таможенные органы (ч. 1 ст. 295 ТКУ).

Уплачиваются таможенные платежи в Государственный бюджет Украины налогоплательщиком до или на день предоставления таможенному органу таможенной декларации для таможенного оформления, кроме случаев, если в соответствии с ТКУ товары ввозятся на таможенную территорию Украины с освобождением от обложения таможенными платежами (ч. 1 ст. 297 ТКУ).

В состав таможенных платежей входят (ч. 27 ст. 4 ТКУ):

а) таможенная пошлина;

б) акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции);

в) НДС с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров (продукции).

По общему правилу, прописанному в ч. 1 ст. 286 ТКУ, товары, помещенные в таможенный режим импорта, облагаются ввозной пошлиной, если иное не предусмотрено законом, при соблюдении условий и ограничений, установленных главой 13 ТКУ.

Согласно ст. 277 ТКУ объектами обложения таможенной пошлиной являются:

1) товары, таможенная стоимость которых превышает эквивалент 100 евро, ввозимые на таможенную территорию Украины или вывозимые за пределы таможенной территории Украины предприятиями, кроме случаев, предусмотренных ст. 234 ТКУ (где речь идет о перемещении (пересылке) товаров в международных почтовых и экспресс-отправлениях);

2) товары, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих обложению таможенными платежами согласно ст. 234 и разд. XII ТКУ, а также разд. V и VI НКУ;

3) товары, транспортные средства, которые реализуются в соответствии со ст. 243 ТКУ.

Вместе с тем ст. 281, 282, 287, а также п. 4 разд. XXI ТКУ в отношении ряда товаров при ввозе их на таможенную территорию Украины предусматривают освобождение от обложения таможенной пошлиной (налоговые льготы).

Как следует из ч. 2 ст. 300 ТКУ, такое освобождение предоставляется при условии подачи налогоплательщиком документов, необходимых для подтверждения права на освобождение (условное освобождение) от налогообложения таможенными платежами.

Соответственно, если такие документы своевременно не поданы, предприятие-импортер при ввозе товаров на таможенную территорию Украины уплачивает по ним таможенную пошлину на общих основаниях. В то же время при описанных обстоятельствах налогоплательщик может воспользоваться процедурой возврата ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных платежей, которая установлена ст. 301 ТКУ.

Согласно ч. 3 ст. 301 ТКУ порядок возврата таких платежей из государственного бюджета устанавливается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере финансов. Однако на сегодняшний день Порядок возврата плательщикам налогов средств авансовых платежей (предоплаты), которые учитываются на соответствующих счетах таможенного органа и Порядок возврата плательщикам налогов ошибочно
и/или излишне зачисленных в государственный бюджет сумм таможенных платежей
существует лишь в виде проекта и фигурирует в Плане деятельности Министерства финансов Украины по подготовке проектов регуляторных актов на 2013 год, утвержденном приказом Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1356, под № 9. Поэтому на данный момент правила возврата ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных платежей продолжают регулироваться Порядком № 618, но с учетом Положения № 450 и Порядка № 1145.

Взаимоотношения же таможенных органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне зачисленных в бюджет таможенных и других платежей, контроль за взиманием которых возлагается на таможенные органы, регламентирует Порядок № 611/147.

 

Порядок возврата излишне уплаченной суммы таможенной пошлины

Итак, одним из оснований для возврата из государственного бюджета ошибочно и/или излишне уплаченных сумм таможенных платежей является подача налогоплательщиком таможенному органу документов, подтверждающих наличие у него на день предоставления таможенной декларации для таможенного оформления права на освобождение от уплаты таких платежей (п. 6 ч. 5 ст. 301 ТКУ).

Согласно процедуре, прописанной в разд. III Порядка № 618, для возврата излишне уплаченных таможенных платежей субъект хозяйственной деятельности подает в общий отдел таможенного органа, которым осуществлялось оформление таможенной декларации, заявление произвольной формы, подписанное руководителем и главным бухгалтером.

Данное заявление может быть подано не позднее 1095-го дня, следующего за днем зачисления средств в Государственный бюджет Украины.

В заявлении приводятся причины возврата средств, реквизиты банка, наименование и код ЕГРПОУ плательщика — юридического лица, направление перечисления средств:

1) для возврата плательщику — на его текущий счет в учреждении банка;

2) для дальнейших расчетов как предоплата или денежный залог:

— на депозитный счет 3734;

— на банковский счет 2603;

3) для погашения денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за осуществлением которых возложен на таможенные органы, независимо от вида бюджета.

К заявлению прилагаются:

— оригинал таможенной декларации (листы с обозначением «3/8» формы МД-2, а в случае использования других соответствующих листов этой декларации — дополнения формы МД-6, дополнительные листы формы МД-3 или спецификация формы МД-8) либо второй лист оформленной должностным лицом таможенного органа унифицированной таможенной квитанции формы МД-1, по которой ошибочно и/или излишне уплачены таможенные и другие платежи;

— документы, подтверждающие сумму ошибочно и/или излишне уплаченных таможенных и других платежей.

Получив такой пакет документов, таможенный орган проверяет факт перечисления таможенных и других платежей с соответствующего счета в Государственный бюджет Украины и наличие переплаты.

Заключение о возврате налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных таможенных и других платежей должно быть принято таможенным органом не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи плательщиком заявления (п. 7 разд. III Порядка № 618).

При этом общий срок принятия таможенным органом решения о возврате плательщику ошибочно и/или излишне уплаченных таможенных и других платежей не должен превышать одного месяца (п. 4 Порядка № 611/147).

Информация о возврате сумм ошибочно и/или излишне уплаченных таможенных и других платежей вносится в таможенную декларацию или в унифицированную таможенную квитанцию МД-1 (в зависимости от того, на основании какого документа такие таможенные и другие платежи были перечислены в бюджет) и ее электронную копию в порядке, установленном Гостаможслужбой Украины (п. 9 разд. III Порядка № 618).

После возврата налогоплательщику средств, ошибочно и/или излишне уплаченных в госбюджет, должностное лицо таможенного органа в Журнал регистрации заключений о возврате средств из госбюджета вносит данные о дате электронного реестра, формируемого органом Государственного казначейства Украины, который возвращает средства, а также приводит его название.

На основании выписки по соответствующему счету по учету доходов государственного бюджета в Карточке — лицевом счете налогоплательщика указываются реквизиты соответствующего платежного документа и корректируется соответствующая отчетность (в части перечисленных в бюджет таможенных платежей) (п. 10 разд. III Порядка № 618).

Как предусматривает п. 37 Положения № 450, изменения в таможенную декларацию на бланке единого административного документа после завершения таможенного оформления (это касается и рассматриваемой ситуации) могут вноситься путем заполнения и оформления таможенным органом листа корректировки* по форме приложения 4 к Положению № 450, который заполняется по правилам, установленным Порядком № 1145.

* О порядке оформления листа корректировки см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 40.

Так, лист корректировки заполняется и оформляется таможенным органом, в частности, в случае получения им информации о перечислении декларантом в госбюджет таможенных платежей в виде доплаты или подтверждения Казначейством факта возврата из госбюджета средств по окончании таможенного оформления (п. 37 Положения № 450).

Лист корректировки составляется должностным лицом подразделения таможенного органа, которое осуществляло выпуск товаров по таможенной декларации, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о доплате (возврате) сумм таможенных платежей или регистрации заявления декларанта (уполномоченного лица) в таможенном органе, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления и распечатывается в двух экземплярах на листах формата А4.

На обоих экземплярах листа корректировки составивший его сотрудник таможенного органа проставляет подпись и дату, заверяет их личной номерной печатью.

Оформленный лист корректировки является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации на бланке единого административного документа.

Согласно пп. 12, 13 Порядка № 1145 в случае доплаты или возврата таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии) заполняются разделы II и III листа корректировки.

При этом в разделе II отражается расчет сумм таможенных платежей исходя из новых сведений (графа 47 таможенной декларации). В раздел III включаются фактические сведения о доплате (возврате) таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии).

В рассматриваемой ситуации в разделе III листа корректировки, вероятно, была приведена такая информация:

— в колонке «Код виду платежу» код «020» («Мито на товари, що ввозяться на територію України суб’єктами господарювання») согласно Классификатору видов поступлений бюджета, контролируемых таможенными органами, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 20.09.2012 г. № 1011;

— в колонке «Сума» — возвращенная из госбюджета сумма ввозной таможенной пошлины, т. е. разница между суммой, приведенной в разделе II листа корректировки, и суммой, указанной в графе 47 оформленной ранее таможенной декларации;

— в колонке «Дата» — дата возврата средств из Государственного бюджета Украины, т. е. дата зачисления средств на депозитный счет, открытый на имя таможенного органа в органах Госказначейства Украины по балансовому счету 3734;

— в колонке «Підстава»код «3» («Висновок митного органу про повернення з Державного бюджету України помилково та/або надмірно зарахованих до бюджету митних та інших платежів, контроль за справлянням яких покладається на митні органи») или, возможно, код «4» (Інші») в соответствии с Классификатором оснований осуществления доплаты (возврата) сумм таможенных платежей, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 20.09.2012 г. № 1011;

— в колонке «Напрям руху коштів»код «2» (возврат средств из Государственного бюджета Украины).

В течение трех рабочих дней с момента внесения необходимой информации в таможенную декларацию листы с обозначением «3/8» формы МД-2, дополнения формы МД-6, дополнительные листы формы МД-3 или спецификация формы МД-8 (в случае их использования) либо второй лист унифицированной таможенной квитанции МД-1 возвращаются декларанту под роспись или направляются ему письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) таможенного органа с уведомлением о вручении (п. 9 разд. III Порядка № 618). Вместе с этими документами декларанту или уполномоченному им лицу под его личную роспись передается и один экземпляр оформленного листа корректировки (п. 10 Порядка № 1145).

 

Возвращенные из госбюджета суммы таможенной пошлины и декларация по НДС

Как следует из названия строки 12.1 декларации по НДС, она предназначена для отражения объемов импортированных товаров с целью использования их в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика для осуществления операций, облагаемых НДС по ставке 20 % или 0 %, а также сумм НДС с этих объемов.

При этом в колонку А строки 12.1 попадает таможенная стоимость импортированных товаров, увеличенная на сумму таможенной пошлины и акцизного налога, исходя из которой формируется налоговый кредит по НДС, а в колонку Б записывается сумма уплаченного при импорте НДС, отраженного в таможенной декларации, который собственно и включается в налоговый кредит.

Как все мы помним, право на налоговый кредит по НДС возникает у импортера на дату уплаты НДС по налоговым обязательствам в соответствии с п. 187.8 НКУ (пп. 198.1, 198.2 НКУ). Документом, удостоверяющим право на налоговый кредит, в этом случае является таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства и подтверждающая уплату налога (п. 201.12 НКУ).

Поскольку в рассматриваемой ситуации в полученном от таможенного органа листе корректировки, который является неотъемлемой частью таможенной декларации, исправления касались исключительно таможенной пошлины и никак не затронули НДС с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров, то по идее корректировать его сумму в декларации по НДС не нужно, так как для этого нет оснований. Косвенным подтверждением такого вывода служит консультация налоговиков, размещенная в разделе 130.10 ЕБНЗ, где говорится, что плательщик обязан соответственно* увеличить (уменьшить) налоговый кредит по НДС, если на основании решения таможенного органа уменьшена (увеличена) сумма НДС, уплаченная им при импорте товаров и задекларированная в таможенной декларации, в налоговой отчетности за тот налоговый период, в котором получено такое решение.

* В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 40 мы уже обращали внимание на ошибку налоговиков, допущенную в этой консультации. На самом деле такое соответствие должно заключаться в том, что если таможенный орган увеличивает сумму импортного НДС, то налогоплательщик-импортер, руководствуясь пп. 198.1, 198.2 НКУ, имеет право в этом случае на уплаченную таможенным органам сумму НДС увеличить свой налоговый кредит (включить ее в строку 12.1 декларации по НДС) на дату такой уплаты. И, наоборот, если сумма импортного НДС таможенным органом уменьшена, то налоговый кредит импортера должен быть уменьшен.

То есть без соответствующего документа (листа корректировки таможенной декларации), составленного таможенным органом, в котором фигурирует информация о перерасчете уплаченной предприятием суммы «импортного» НДС, касаться отраженного в колонке Б строки 12.1 декларации по НДС налогового кредита не стоит. Не должно быть в этом плане каких-либо претензий и со стороны налоговиков, поскольку и для них сигналом об изменениях в размере уплаченных импортером на таможне сумм НДС служит также лист корректировки. Ведь по правилам, установленным пп. 3, 7, 8, 9 Порядка № 1145 и п. 37 Положения № 450, оформленные листы корректировки в электронном виде таможня самостоятельно должна передавать в соответствующий орган ГНС.

Впрочем, если вы уж так беспокоитесь, что налоговики, завидев уменьшение базы обложения НДС на сумму ввозной таможенной пошлины, будут возражать против сохранения по ней налогового кредита, можете исключить из строки 12.1 декларации по НДС (записать со знаком «-») за тот отчетный налоговый период, на который приходится дата составления таможенным органом листа корректировки в отношении ввозной таможенной пошлины. Соответствующая информация об исправлениях должна быть внесена и в раздел II Реестра выданных и полученных налоговых накладных.

А чтобы у вас было документальное подтверждение проведения такой корректировки, советуем еще раз обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы таможенных платежей и пройти ту же процедуру, но уже исключительно в части кусочка «импортного» НДС, соответствующего сумме возвращенной ввозной таможенной пошлины. Хотя в принципе вы могли решить эту проблему с таможенниками уже при подаче первого заявления, включив в него сразу требования о возврате как излишне уплаченной таможенной пошлины, так и приходящейся на нее суммы ввозного НДС.

Желаем вам успешного решения вопросов!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше