Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Услуга проживания для иностранцев = услуга населению?!

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2013/№ 44
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Услуга проживания для иностранцев = услуга населению?!

 

Предприниматель — плательщик единого налога (группа 2) оказывает услуги по проживанию в гостинице (в том числе иностранцам). Входят ли такие иностранцы в категорию «население»?

(г. Тростянец)

 

Напомним, согласно п.п. 2 п. 291.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) одним из условий пребывания во второй группе плательщиков единого налога является предоставление услуг (в том числе бытовых) плательщикам единого налога и/или населению. Возникает вопрос: можно ли считать «населением» иностранцев, приезжающих в Украину и получающих от единоналожника услуги по проживанию в гостинице?

Как разъясняют налоговики, понятие «население» в понимании п.п. 2 п. 291.4 НКУ не является специфическим, а используется в общем смысле. Ссылаясь на некоторые терминологические словари, налоговики определяют население как совокупность людей, находящихся в пределах данного государства и подлежащих его юрисдикции. В состав населения входят граждане данного государства, иностранные граждане, живущие в этом государстве длительное время, лица без гражданства и лица с двойным и более гражданством (см. ЕБНЗ, разд. 230.12).

Таким образом, если исходить из данного определения, то может сложиться впечатление, что иностранцы, приехавшие в Украину на небольшой срок (чаще всего именно они останавливаются в гостиницах), в категорию «население» не попадают. Однако ввиду того, что приводимое налоговиками определение не является нормативно установленным, однозначно сказать, что предоставление услуг ненадолго приехавшим в Украину иностранцам п.п. 2 п. 291.4 НКУ единоналожникам запрещает, нельзя. Тем более, если признать указанное определение, возможна неоднозначная трактовка вопроса о том, насколько «длительным» должно быть проживание иностранца, чтобы он стал «населением». Например, ст. 1 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 22.09.2011 г. № 3773-VI (далее — Закон № 3773) определен только критерий постоянного или временного проживания иностранца на территории Украины, а вот что считать «длительным проживанием», не уточняется.

Кроме того, предлагаемое определение населения не является однозначным. В международном праве под населением понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории соответствующего государства. Правовое положение указанных лиц, подпадающих под законодательную, судебную, исполнительную юрисдикцию государства, на территории которого они проживают, не идентично. В связи с этим выделяют следующие категории населения:

— граждане данного государства;

— иностранцы (граждане других государств);

— лица без гражданства (не являющиеся гражданами ни одного государства).

Среди населения могут быть лица с двойным или множественным гражданством, т. е. имеющие гражданство данного государства и гражданство одного или нескольких других государств*.

Как видим, критерий длительности проживания для определения тех или иных физических лиц как населения не применяется. Более того, например, Международный пакт о гражданских и политических правах (16.12.1966 г.) фактически распространяет понятие населения (через гарантию прав населения) на всех физических лиц, находящихся на территории данного государства, за исключением тех, кто находится на его территории незаконно (ст. 2 и ст. 12 указанного Пакта).

Аналогичные выводы можно сделать также из некоторых положений отечественного законодательства. Например, в ст. 3 Закона № 3773 указано, что все иностранцы, находящиеся в Украине на законных основаниях (независимо от постоянства и длительности проживания), имеют те же права и обязанности, что и граждане Украины, а стало быть, не считать некоторых из них «населением» на основании недостаточно длительного проживания нельзя. Более того, из ст. 1 и ст. 4 Закона Украины «О Всеукраинской переписи населения» от 19.10.2000 г. № 2058-III можно однозначно сделать вывод, что к субъектам Переписи населения — респондентам (подлежащим опросу для классификации как население) относятся в том числе все иностранцы, которые на установленную дату Переписи населения находятся на территории Украины.

То есть для включения иностранца в категорию «население Украины» решающее значение имеет момент, на который мы это определяем, а не длительность или постоянство его проживания в Украине. Поскольку на момент получения услуги по проживанию в гостинице иностранец находится на территории Украины, считаем, что есть все основания включать его в состав населения, а следовательно, считать, что единоналожник не нарушил условия п. 291.4 НКУ и предоставил услугу именно населению.

Учитывая все вышесказанное, считаем, что плательщик единого налога группы 2 имеет право предоставлять иностранцам услуги по проживанию в гостинице, и это не является нарушением правил применения упрощенной системы налогообложения.

 

Максим Нестеренко, экономист-аналитик

 

* См., например: Валеев Р. М., Курдюков Г. И. Международное право. Особенная часть. — М.: Статут, 2010. — С. 185-186.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно