Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Путевой лист грузового автомобиля: «смирно» или «вольно»?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Путевой лист грузового автомобиля: «смирно» или «вольно»?

 

Как известно, недавно была отменена форма путевого листа служебного легкового автомобиля и теперь его форму предприятия могут разрабатывать сами. Не распространяется ли данный принцип и на путевые листы грузового автомобиля? Если да, то как это скажется на налоговом учете (в частности, на отражении расходов на ГСМ) и необходимости наличия товарно-транспортной накладной?

(г. Иршава)

 

Действительно, как мы уже сообщали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 30, с. 3), форма путевого листа легкового автомобиля (форма № 3) отменена и с 16.04.2013 г. предприятия могут вместо формы, установленной приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74, применять «легковые» путевые листы собственной разработки. Однако на применении типовых форм транспортных первичных документов, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346 (далее — приказ № 488), данный принцип пока не сказался, хотя это вполне, как нам кажется, может произойти в обозримом будущем. Данную перспективу подтверждает, в частности, разъяснение Госпредпринимательства, публикуемое в сегодняшнем номере на с. 42, в котором хотя и указывается, что нет оснований для прекращения применения приказа № 488, однако прослеживается тенденция к дальнейшей либерализации в вопросе применения путевых листов.

Напомним, что путевой лист грузового автомобиля является первичным документом по учету грузовых автомобильных перевозок, всесторонне характеризующим работу автомобиля и водителя с момента их выезда с автотранспортного предприятия и до возвращения на предприятие (разд. 1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363). Ранее мы писали, что, несмотря на исключение из Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III упоминания о путевых листах, их все равно следует продолжать использовать — для отражения сведений о прохождении обязательного предрейсового и послерейсового медосмотра для водителей (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 90, с. 42), а также для учета расходов на приобретение ГСМ, на чем твердо настаивают налоговики (см. письмо ГНСУ от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36, с. 5).

Однако учитывая сложившуюся тенденцию, не исключено, что в скором времени позиция ГНСУ, согласно которой только путевой лист утвержденной формы может быть основанием для отражения расходов на ГСМ в налоговом учете, утратит свою актуальность. Следовательно, можно предположить, что в скором времени субъектам хозяйствования, возможно, предстоит «попрощаться» с «грузовым» путевым листом. Пока же этого не произошло, путевой лист грузового автомобиля можно продолжать применять либо без изменений (по форме, утвержденной приказом № 488), либо путем внесения в нее тех или иных корректив (например, увеличения количества строк). На это, в частности, указывает в уже упомянутом выше разъяснении Госпредпринимательства. Подробно о путевом листе и его современном применении см. статью в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 35.

Что касается требования о наличии товарно-транспортной накладной (ТТН), то необходимость составления данного документа никак не зависит от того, «строгим» или «вольным» является путевой лист грузового автомобиля, ведь ТТН является прежде всего документом, отражающим сведения о перевозимом грузе и регулирующим отношения между перевозчиком и заказчиком, в то время как путевой лист выполняет функцию учета работы автомобиля, на котором перевозится груз. Необходимость составления ТТН зависит от того, перевозится ли собственный груз или же чужой груз на договорных условиях. Из Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденного постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207, следует, что для перевозки своего груза ТТН не нужна, а для перевозки чужого груза на основании договора — нужна. Такие же выводы делает и Госпредпринимательства в публикуемом нами сегодня разъяснении. Обращаем внимание, что ТТН нужна предприятию в том случае, если оно выступает хотя бы одной из сторон в договоре транспортного экспедирования — грузоотправителем, грузополучателем, перевозчиком или водителем-экспедитором (подробно о ТТН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 36, с. 30).

 

Максим Нестеренко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше