Темы статей
Выбрать темы

Проверки РРО

Редакция НиБУ
Статья

Проверки РРО

 

В соответствии со ст. 15 Закона об РРО контроль за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), других требований этого Закона осуществляют органы ГНС путем проведения фактических и документальных проверок. Об особенностях проведения таких проверок и пойдет речь в данной статье.

Наталия Дзюба, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI.

Закон № 5518 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по дальнейшему совершенствованию администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 г. № 5518-VI.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Постановление № 1336 — постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 23.08.2000 г. № 1336.

Положение о ведении кассовых операций — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Порядок № 1236 — Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 28.11.2012 г. № 1236.

Порядок № 984 — Порядок оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 984.

Порядок № 395 — Порядок оформления результатов документальных проверок по соблюдению налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов — физическими лицами, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 14.03.2013 г. № 395.

Методрекомендации № 495 — Методические рекомендации по составлению плана-графика проведения документальных плановых проверок субъектов хозяйствования, утвержденные приказом ГНАУ от 23.08.2011 г. № 495.

Методрекомендации № 534 — Методические рекомендации по оформлению материалов проверок за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги), требований по регулированию оборота наличности, наличия торговых патентов и лицензий, утвержденные приказом ГНСУ от 12.08.2008 г. № 534.

Письмо № 2337письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 2337/7/23-7017/125 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 22, с. 44).

 

Какие проверки грозят

Согласно обновленной Законом № 5518 (изменения вступили в силу 03.01.2013 г.) статье 15 Закона об РРО налоговики контролируют соблюдение порядка проведения расчетов за товары (услуги), проводимых через РРО, в ходе фактических и документальных проверок в соответствии с НКУ.

Одновременно из Закона об РРО была исключена ст. 16, которая предусматривала общие правила проведения проверок по РРО.

То есть теперь для понимания того, что собой представляет фактическая и документальная проверка, а также для определения оснований и порядка их проведения, следует руководствоваться п. 75.1 НКУ.

Сравним оба вида проверок. Так, согласно п.п. 75.1.2 НКУ документальная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, а также полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

В соответствии с п.п. 75.1.3 НКУ фактической считается проверка, которая осуществляется органом ГНС по месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика.

Если сравнивать предмет проведения документальной и фактических проверок, то получается следующее:

 

Предмет документальных проверок

Предмет фактических проверок

Своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов

Соблюдение валютного законодательства

Соблюдение другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы
(в том числе и законодательства об РРО, о чем см., в частности, ст. 15 Закона об РРО)

Соблюдение норм законодательства по вопросам регулирования оборота наличности, порядка осуществления плательщиками налога расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о производстве и обороте подакцизных товаров

Соблюдение работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформлению трудовых отношений с работниками (наемными лицами)

 

То есть, как мы видим, расчетные операции предприятия могут стать предметом двух разных видов проверок. Отличным здесь будет лишь способ проведения проверки. Сперва рассмотрим документальные проверки, которые, в свою очередь, могут быть плановыми и внеплановыми, выездными и невыездными.

 

Документальные плановые проверки

Согласно ст. 77 НКУ документальная плановая проверка должна быть предусмотрена планом-графиком проведения документальных плановых проверок.

В план-график отбираются налогоплательщики, имеющие риск по неуплате налогов и сборов, неисполнению другого законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы. То есть периодичность проведения плановых документальных проверок зависит от степени риска деятельности субъекта хозяйствования (п. 77.2 НКУ):

высокая — не чаще одного раза в год;

средняя — не чаще одного раза в два года;

незначительная — не чаще одного раза в три года.

Критерии степени риска приведены в Методрекомендациях № 495. Так, нарушение законодательства об РРО само по себе не повод относить деятельность субъекта хозяйствования к высокой степени риска. А вот о причислении субъекта хозяйствования к средней степени риска будет свидетельствовать наличие систематических нарушений им Закона об РРО, Положения о ведении кассовых операций.

Субъект хозяйствования принадлежит к незначительной степени риска, если у него будет наблюдаться:

— превышение сумм расходов за отчетный период суммы продаж на 10 %;

значительное отклонение сумм выручки на объекте сравнительно с другими объектами субъектов хозяйствования, которые работают на одной территории, занимаются одинаковым видом деятельности и имеют одинаковые условия получения дохода;

негативная динамика выручки, тенденция к спаду, значительное уменьшение суммы продаж сравнительно с предыдущими периодами;

превышение субъектом хозяйствования предельных размеров годового объема расчетных операций продажи товаров, предоставления услуг (в результате чего использование РРО будет обязательным), установленных постановлением № 1336;

подача отчетности об использовании РРО в течение последних трех отчетных периодов с указанием об отсутствии выручки за последний период;

— проведение в течение месяца более трех ремонтов одного РРО, не связанных с плановым техническим обслуживанием.

 

Документальные внеплановые проверки

В соответствии со ст. 78 НКУ документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в п. 78.1 НКУ.

Здесь главным основанием для проведения документальной внеплановой проверки, в ходе которой могут проверяться осуществляемые субъектом хозяйствования расчетные операции, будет п.п. 78.1.1 НКУ. Согласно этому подпункту документальная внеплановая проверка может быть осуществлена, если по результатам проверок других плательщиков налогов или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит пояснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. О том, каким требованиям должен удовлетворять запрос, см. «Обычные цены с 01.01.2013 г.: знакомимся с новыми правилами» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 5, с. 12.

Для удобства восприятия информации порядок проведения документальных плановых и внеплановых проверок представим в табличном виде.

 

Таблица 1

Порядок проведения документальных плановых и внеплановых проверок

Плановые проверки

Внеплановые проверки

выездные

невыездные

выездные

невыездные

1

2

3

4

Место проведения проверки

по местонахождению налогоплательщика или месту размещения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка

по местонахождению ГНС

по местонахождению налогоплательщика или месту размещения объекта права собственности, относительно которого проводится проверка

по местонахождению ГНС

Обратите внимание: местонахождение налогоплательщика из ЕГР зачастую не совпадает с местом фактического осуществления хозяйственной деятельности. Из этого можем сделать вывод, что в ходе документальной проверки сотрудники налогового органа не могут посещать место фактического осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщика, если оно не совпадает с его местонахождением

Основание для проведения проверки

План-график проверок

Не предусматриваются в плане-графике проведения проверок и проводятся при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных в п. 78.1 НКУ

Периодичность проведения проверок

Определяется в зависимости от степени риска в деятельности налогоплательщика по неуплате им налогов и сборов, неисполнению другого законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы

Нет ограничений, зависит только от наличия оснований для проведения проверки

Уведомление о проверке

Налогоплательщику за 10 календарных дней до дня начала проверки вручаются под роспись либо направляются заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении проверки и письменное уведомление с указанием даты начала ее проведения

Не предусмотрено. Копия приказа о проведении проверки вручается налогоплательщику под роспись перед началом ее проведения

Налогоплательщику направляется письменное уведомление о дате начала и месте проведения проверки

Документы, предоставляемые налоговиками для проведения проверки

копия приказа о проведении проверки

письменное уведомление о дате начала проведения проверки

направление на проведение проверки

письменное уведомление о дате начала и месте проведения проверки

направление на проведение проверки

направление на проведение проверки не требуется

Основания для недопуска проверяющих

Согласно п. 79.2 и п. 81.1 НКУ в качестве оснований для недопуска сотрудников налоговой службы к проверке может быть:
— непредоставление налогоплательщику направления на проведение проверки или предоставление направления, оформленного с нарушением установленных требований (подробнее о требованиях к оформлению направления см. далее в разделе о фактических проверках);
— непредоставление служебного удостоверения лиц, которые направлены на проверку;
непредоставление копии приказа о проведении документальной плановой и внеплановой невыездной проверок;
непредоставление письменного уведомления о дате начала проведения документальной плановой проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения внеплановой невыездной проверки.
Кроме того, представители контролирующих органов обязаны согласно ст. 7 Указа № 817 расписаться в Журнале регистрации проверок (см. письмо ГНАУ от 24.05.2011 г. № 5099/К/17-0514)

Продолжительность проверки

Для крупных* налогоплательщиков — не более 30 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства **— до 10 рабочих дней;
для остальных — не более 20 рабочих дней (п. 82.1 НКУ)

Для крупных налогоплательщиков — не более 15 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства — до 5 рабочих дней;
для остальных — не более 10 рабочих дней (82.2 НКУ)

* Согласно п.п. 14.1.24 НКУ крупный плательщик налогов — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 миллионов гривень или общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, за такой же период превышает 12 миллионов гривень.
** Согласно ч. 3 ст. 55 ХКУ субъектами малого предпринимательства являются субъекты предпринимательства, у которых среднеучетная численность работающих за календарный год не превышает 50 человек, а годовой доход не превышает 10 миллионов евро по среднегодовому курсу НБУ.

Продление проверки

Для крупных налогоплательщиков — не более чем на 15 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 5 рабочих дней;
для остальных — не более чем на 10 рабочих дней

Для крупных налогоплательщиков — не более чем на 10 рабочих дней;
для субъектов малого предпринимательства — не более чем на 2 рабочих дня;
для остальных — не более чем на 5 рабочих дней

Приостановление проверки

Приостановлена может быть только документальная выездная плановая, внеплановая проверка крупного плательщика налогов по решению руководителя налогового органа, оформляемому приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под роспись с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок (п. 82.4 НКУ). В общем случае проверка может быть приостановлена на срок, не превышающий 30 рабочих дней.
В соответствии с разъяснениями налоговиков, изложенными в письме от 31.01.2011 г. № 2518/7/23-4017/89 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 22, с. 46, при определении предельной продолжительности документальных проверок крупным плательщиком налогов считается юридическое лицо, соответствующее критериям из п.п. 14.1.24 НКУ (см. примечание* на с. 13). Реестр крупных плательщиков налогов на 2013 год утвержден приказом ГНСУ от 17.09.2012 г. № 837

Проверяемый период деятельности

Не установлен. Согласно п. 44.3 и ст. 102 НКУ налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, на основании которых налоговыми органами осуществляется проверка соблюдения законодательства, не менее чем 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой использовались указанные документы, а в случае неподачи — начиная с предельного срока подачи такой отчетности

Оформление результатов проверки

Результаты документальных проверок оформляются (п. 86.1 НКУ):
— в форме акта проверки, если в ходе такой проверки выявлены нарушения законодательства;
— в форме справки, если нарушений не выявлено.
Акт/справка документальной выездной плановой и внеплановой проверки, а также документальной невыездной проверки составляются в двух экземплярах и должны быть подписаны должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он обязан подписать такой акт проверки с замечаниями.
Отказ от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные налоговым органом по результатам проверки денежные обязательства.
Акт или справка регистрируется в налоговом органе в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней) (п. 86.3 НКУ). У физлиц-предпринимателей оформление результатов документальных проверок осуществляется в соответствии с Порядком № 395, а у юрлиц — в соответствии с Порядком № 984.
Согласно пункту 2.2 Порядка № 1236 при применении штрафной (финансовой) санкции (штрафа) за нарушение норм неналогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, налоговики выписывают налоговое уведомление-решение по форме «С» (приложение 10 к Порядку № 1236)

 

Документальные электронные проверки

Следует отметить, что вскоре планируется внедрение нового вида документальной проверки — документальная невыездная внеплановая электронная проверка. Этому поспособствовал Закон № 5503.

В соответствии с п. 16 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ электронные проверки предполагается проводить относительно:

— налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, — с 01.01.2014 г.;

— субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01.01.2015 г.;

— прочих налогоплательщиков — с 01.01.2016 г.

Согласно абз. шестому п.п. 75.1.2 НКУ документальной невыездной внеплановой электронной проверкой считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска в орган ГНС, в котором он состоит на налоговом учете. Такое заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки.

Для проведения электронной проверки налогоплательщик должен предоставить в орган ГНС в электронной форме (с соблюдением условий относительно регистрации электронной подписи должностных лиц) документы, которые в соответствии с НКУ связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются таким налогоплательщиком в электронной форме и хранятся на машинных носителях информации).

То есть такие проверки не будут обязательными (плановыми), а будут проводиться налоговиками исключительно по заявлению плательщиков налогов и осуществляться дистанционно (на основании электронных документов) без отрыва плательщика от работы. Подробнее см. «НКУ-2013: анализируем первые изменения» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 4, с. 35.

Как они будут применяться и будут ли вообще применимы в сфере контроля РРО, пока непонятно — налоговики этот вопрос еще не разъяснили. Поэтому вернемся к нему по мере поступления информации и появления регулирующих этот вопрос подзаконных актов.

 

Фактические проверки

Отличительной особенностью фактических проверок является то, что они проводятся с целью контроля налоговыми органами соблюдения неналогового законодательства (РРО, кассовая дисциплина, контроль за наличием лицензий, патентов, свидетельств, соблюдением требований к производству и обороту подакцизных товаров, проверки в сфере трудовых отношений).

Поэтому субъектам хозяйствования в сфере торговли и предоставления услуг за наличные денежные средства следует быть внимательными, ведь у них высока вероятность встретить «гостей» из ГНС, пожаловавших с фактической проверкой. Причем частота таких визитов практически ничем не ограничена.

Фактические проверки проводятся не по месту нахождения налогоплательщика и не в помещении налогового органа, а по месту фактического осуществления деятельности субъектом хозяйствования, размещения хозяйственных либо иных объектов его права собственности. Как указывают налоговики (см. раздел 136.07 ЕБНЗ), к проведению фактической проверки, при наличии соответствующих оснований для ее проведения, плательщика налога, который пребывает на учете в определенном органе налоговой службы, могут привлекать работников других органов налоговой службы по решению руководителя соответствующего органа ГНС, оформляемому приказом.

Кроме того, как указано в письме № 2337, если фактическая проверка проводится налоговым органом по месту нахождения проверяемого объекта, то этим же налоговым органом составляется акт проверки, который направляется в налоговый орган по месту регистрации субъекта хозяйствования. И уже последний выносит в случае необходимости налоговое уведомление-решение.

Также стоит учитывать, что согласно п. 80.1 НКУ фактическая проверка проводится без предупреждения субъекта хозяйствования. То есть предупреждать заранее о своем приходе (как, например, при документальной плановой выездной проверке уведомление высылается за 10 дней) с целью фактической проверки налоговики не будут.

 

Таблица 2

Порядок проведения фактических проверок
в сфере применения РРО

Фактические проверки

Что проверяют

В ходе проведения фактической проверки проверяется порядок осуществления плательщиками налогов расчетных операций, проводимых с помощью РРО (п.п. 75.1.3 НКУ)

Место проведения

Проводятся по месту фактического осуществления плательщиком налогов деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика
(п.п. 75.1.3 НКУ). То есть в ходе фактической проверки РРО будут проверяться магазины, торговые точки и пр.

Основания для проведения

1) по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях субъектом хозяйствования подконтрольного законодательства
(в частности, нарушения при осуществлении расчетных операций)

2) от государственных органов либо органов местного самоуправления налоговым органом получена информация, свидетельствующая о возможных нарушениях плательщиком налогов законодательства, контроль за которым возложен на органы государственной налоговой службы

Примечание. По нашему мнению, такая информация должна быть открытой для ознакомления с ней налогоплательщика, по отношению к которому проводится проверка, т. е. проверяющие по требованию налогоплательщика либо его должностных лиц должны предоставить сведения о том, по информации какого государственного органа либо органа местного самоуправления и на основании каких фактов проводится фактическая проверка. Однако налоговики на этот счет (см. письмо ГНАУ от 01.06.2011 г. № 5283/К/23-7014/624) говорят, что НКУ не предусмотрено предоставление плательщику налогов сведений о том, по информации какого госоргана или органа местного самоуправления и на основании каких фактов проводится проверка.

3) письменное обращение покупателя (потребителя), оформленное в соответствии с законом, о нарушении плательщиком налогов установленного порядка проведения расчетных операций, кассовых операций, патентования либо лицензирования

Примечание. Под письменным обращением покупателя (потребителя), оформленным в соответствии с законом, следует понимать жалобу, составленную с соблюдением требований Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР. Судя по всему, речь идет о жалобах именно со стороны физических лиц. При этом, напомним, такая жалоба не должна быть анонимной, иначе стать основанием для проведения фактической проверки она не может.

4) непредоставление субъектом хозяйствования в установленный законом срок обязательной отчетности об использовании РРО, РК и КУРО, подача их с нулевыми показателями

Примечание. По разъяснению налоговиков (см. раздел 109.12 ЕБНЗ), субъекты хозяйствования, которые согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО подают в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных чеков, не обязаны подавать отчет об использовании РРО и КУРО по форме № 3ВР-1. При этом такие субъекты хозяйствования не освобождаются от ежедневного печатания и хранения фискальных отчетных чеков.

Субъекты хозяйствования, которые не подают в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных чеков, обязаны подавать отчет по форме № 3ВР-1 (не позже 15 числа следующего за отчетным месяца) и распечатывать фискальные отчетные чеки.

5) по результатам предыдущей проверки выявлено нарушение законодательства по вопросам осуществления плательщиками налогов расчетных операций

Примечание. Если в ходе предыдущей фактической проверки были выявлены нарушения, то это автоматически является основанием для повторной проверки, которая может осуществляться однократно в течение 12 месяцев с даты составления акта по результатам предыдущей проверки (п. 80.3 НКУ).

Как следует из разъяснений налоговиков (см. раздел 136.07 ЕБНЗ), при осуществлении фактических проверок органы ГНС имеют право проверять периоды, которые были уже проверены при наличии законодательно определенных оснований для такой проверки. При этом плательщики налогов не могут быть привлечены к ответственности одного вида за одно и то же нарушение, которое было отражено в акте предыдущей проверки.

Уведомление о проверке

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика, использующего при расчетах РРО

Оформление направлений

Решение о проведении проверки оформляется приказом руководителя органа ГНС, копия которого вручается плательщику налогов или его представителю и/или лицу, фактически осуществляющему расчетные операции, под роспись до начала проведения проверки.

Перед началом фактической проверки по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций должностными лицами органов ГНС может быть проведена контрольная расчетная операция (п. 80.4 НКУ)

Документы, предоставляемые налоговиками для проведения проверки

1) направления на проведение проверки. В направлении на проверку обязательно должны быть указаны: дата выдачи; наименование органа государственной налоговой службы; реквизиты приказа о проведении фактической проверки; наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица — плательщика налога); цель, вид (фактическая), основания проверки; дата начала и продолжительность проверки (обращаем внимание: именно продолжительность, а не дата начала и дата окончания проверки, поскольку проверка может быть приостановлена (фактическая не приостанавливается) либо продлена); должность и фамилии должностных (служебных) лиц, которые будут проводить проверку; подпись руководителя органа ГНС или его заместителя, заверенная печатью органа ГНС;

2) копия приказа о ее проведении (п. 80.2 НКУ).

Приказ о проведении проверки составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с указанием должностей и фамилий должностных лиц, которые будут проводить проверку (см. письмо № 2337);

3) служебные удостоверения лиц, которые направлены на проверку

Кем проводится

Проводится двумя и более должностными лицами органа ГНС в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции (п. 80.7 НКУ)

Продолжительность проверки

Продолжительность фактических проверок установлена в сутках и составляет 10 суток

Примечание. Установление длительности фактических проверок в сутках, а не в рабочих днях, кроется в специфике предмета проверки: так, в частности, субъект хозяйствования, работающий в сфере торговли, предоставления услуг, может работать круглосуточно, в связи с чем может возникать необходимость проверки соблюдения законодательства о применении РРО в любое время суток.

Продление проверки

По решению руководителя органа ГНС продление проверки допускается не более чем
на 5 суток
при наличии одного из таких оснований:

— заявление субъекта хозяйствования в случае необходимости предоставления им документов, касающихся предмета проверки;

— сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов

Приостановление проверки

Право приостанавливать фактическую проверку в отличие от других видов выездных проверок не предусмотрено

Оформление результатов проверки

Если при проведении фактической проверки выявлены нарушения, то оформляется акт. Если нарушений нет, то оформляется справка.

Акт (справка) о результатах фактических проверок составляется в 2 экземплярах, подписывается должностными лицами органов ГНС, проводившими проверку, регистрируется не позже следующего рабочего дня после окончания проверки. Акт (справка) о результатах указанных проверок подписывается лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и его законными представителями (в случае наличия) (п. 80.10 и п. 86.5 НКУ).

Подписание акта (справки) таких проверок лицом, осуществлявшим расчетные операции, плательщиком налогов и его законными представителями (в случае наличия) и должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, осуществляется по месту проведения проверки или в помещении органа ГНС.

Отказ плательщика налогов, его представителя или лица, осуществлявшего расчетные операции, от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает плательщика налогов от обязанности уплатить определенные органом ГНС по результатам проверки денежные обязательства (п. 86.6 НКУ).

В случае несогласия плательщика налогов или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в орган ГНС по основному месту учета такого плательщика налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки) (п. 86.7 НКУ). По мнению налоговиков, отсчет срока подачи возражения начинается со дня получения акта проверки, а не со следующего дня (подробнее см. письмо ГНСУ от 29.03.2013 г. № 1870/А/22-2314 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 5).

При оформлении материалов проверок за соблюдением субъектами хозяйствования порядка проведения расчетов за товары (услуги) налоговики руководствуются Методрекомендациями № 534

 

Полномочия налоговиков при проведении фактических проверок РРО

Контрольные расчетные операции. Ели предметом проверки является соблюдение порядка проведения наличных расчетов и применения РРО, то проверяющими перед фактической проверкой может проводиться контрольная закупка. Товары, которые были получены служебными (должностными) лицами органов ГНС во время проведения контрольной расчетной операции, подлежат возврату субъекту хозяйствования в неповрежденном виде. При невозможности возврата такого товара субъекту хозяйствования должны возместить расходы в соответствии с законодательством по вопросам защиты прав потребителей.

Хронометраж. В соответствии с п. 80.8 НКУ во время проведения фактической проверки налоговики могут проводить хронометраж хозяйственных операций. В свою очередь, согласно п.п. 14.1.264 НКУ хронометраж представляет собой процесс наблюдения за ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика, который осуществляется в ходе фактических проверок и применяется органами государственной налоговой службы в целях установления реальных показателей деятельности налогоплательщика, осуществляемой на соответствующем месте ее проведения.

По его результатам налоговикам необходимо составить справку соответствующей формы, которую должны подписывать не только они сами, но и должностное лицо субъекта хозяйствования или его представитель, и/или лицо, непосредственно осуществляющие хозяйственные операции.

Инвентаризация. Подпункт 20.1.5 НКУ предусматривает право налоговых органов требовать от субъектов хозяйствования в ходе их проверки провести инвентаризацию основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов.

Подпункт 20.1.5 НКУ предписывает, что инвентаризацию проводит субъект хозяйствования (или лицо, фактически осуществляющее расчетные операции), а не сами проверяющие.

При этом НКУ не предусматривает, в каких случаях и в какие сроки субъект хозяйствования обязан провести инвентаризацию по требованию проверяющих.

По мнению налоговиков, субъект хозяйствования должен провести инвентаризацию по требованию налогового органа до окончания проверки (см. письмо ГНАУ от 26.05.2011 г. № 6322/5/23-4016 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 61, с. 5).

Однако, как мы уже отметили, НКУ не содержит прямой нормы, которая обязывала бы налогоплательщика провести инвентаризацию по требованию налогового органа до окончания проверки. Поэтому налогоплательщик может не спешить с ее проведением, но и отказываться выполнить требования проверяющих тоже не следует, поскольку это может повлечь наложение админареста на активы предприятия.

В то же время есть вероятность, что, во-первых, налоговый орган может использовать такое поведение налогоплательщика как основание для продления сроков проведения проверки и, скорее всего, суды такие действия налоговиков будут признавать правомерными; во-вторых, не исключено, что даже если налоговый орган составит акт проверки до получения результатов инвентаризации, их последующее предоставление в налоговую инспекцию может послужить основанием для направления налогоплательщику запроса в рамках п.п. 78.1.1 НКУ с последующим проведением документально внеплановой налоговой проверки.

 

Электронизация РРО — путь к сокращению проверок?

С 01.01.2013 г. стало обязательным предоставление отчетности об использовании РРО в органы ГНС в электронном виде (с отсрочкой применения соответствующих штрафов до 01.07.2013 г.)*.

* В то же время на рассмотрение ВР подан законопроект, которым планируется отсрочить на год начало применения штрафов за неподачу РРО-отчетности электронным способом.

Эти нормы не налагают дополнительных обязательств, а только изменяют старый порядок отчета. Вместо предоставления отчетности на бумажных носителях один раз в месяц предусмотрено ее предоставление в электронном виде по проводным и беспроводным каналам связи.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования обязаны подавать в органы ГНС:

— электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены, по проводным или беспроводным каналам связи в случае использования РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде;

— информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, находящейся в фискальной памяти регистраторов расчетных операций, в случае использования РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде, за исключением ЭККР.

Если же указанным пунктом не предусмотрено предоставление информации по проводным или беспроводным каналам связи, по-прежнему подается отчетность, связанная с применением РРО и расчетных книжек, не позже 15 числа следующего за отчетным месяца.

По мнению налоговиков (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 6), основной целью принятия указанных мер является создание более комфортных условий для субъектов хозяйствования: во-первых, это позволит им экономить время; во-вторых, субъекты хозяйствования уменьшат расходы на содержание кассовой техники благодаря отсутствию необходимости печатания бумажной контрольной ленты и ее хранения на протяжении трех лет, поскольку в этом больше не будет надобности; в-третьих, использование электронной контрольной ленты значительно сократит количество проверок плательщиков.

Выполнить это требование налогоплательщики могут двумя путями:

приобрести РРО нового поколения, которые создают контрольную ленту в электронной форме и содержат встроенные модемы;

усовершенствовать существующую кассовую технику путем подключения к ней соответствующих модемов и установки соответствующей версии программного обеспечения для передачи отчетной информации. Подробнее о процедуре обновления РРО см. статью «Готовим РРО к подаче электронной отчетности: учетные нюансы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11, а также ответ на вопрос, опубликованный на с. 46 сегодняшнего номера.

В случае успешной реализации новой системы, как обещают налоговики, проверки проведения наличных расчетов будут проводиться только при поступлении информации о фактах конкретных нарушений от граждан, органов исполнительной власти и местного самоуправления.

А пока, ознакомившись с порядком проведения документальных и фактических проверок, охватывающих либо исключительно направленных на проверку РРО, надеемся, субъект хозяйствования будет готов с достоинством встретить проверяющих.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше