Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Посредничество в трудоустройстве и Закон о занятости

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2013/№ 50
Печать
Статья

Посредничество в трудоустройстве и Закон о занятости

 

 

Перемены, которые произошли в трудоустройстве граждан в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 года нового Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI, коснулись и субъектов хозяйствования, оказывающих услуги по посредничеству в трудоустройстве (кадровых и рекрутинговых агентств). О правах и обязанностях таких субъектов, установленных указанным Законом, поговорим в этой статье.

Лилия УШАКОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о занятости Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

 

Общие вопросы работы посредников в трудоустройстве

К услугам по посредничеству в трудоустройстве Закон о занятости относит:

поиск работы и содействие в трудоустройстве лица;

отбор работников в соответствии с заказами работодателей (в том числе иностранных) в рамках заключенных с этими работодателями договоров (контрактов).

Субъекты хозяйствования могут оказывать услуги по посредничеству в трудоустройстве как в Украине, так и за границей. Кроме того, в соответствии со ст. 40 Закона о занятости субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по посредничеству в трудоустройстве (далее — посредники в трудоустройстве), могут создавать объединения (ассоциации). Такие ассоциации (объединения) вправе:

1) вносить предложения по формированию и реализации государственной политики в сфере занятости населения;

2) защищать права своих членов и представлять их интересы в органах государственной власти.

Перечень посредников в трудоустройстве формирует и ведет Государственная служба занятости в порядке, установленном постановлением КМУ от 05.06.2013 г. № 400 (см. на с. 5). Целью создания данного перечня является обеспечение информирования населения о посредниках в трудоустройстве и организация сотрудничества между посредниками и центрами занятости. Для включения в перечень посредники в трудоустройстве подают в Государственную службу занятости заказным письмом с уведомлением о вручении заявление по форме, которая должна быть установлена Минсоцполитики. В свою очередь Государственная служба занятости в течение 5 рабочих дней со дня получения такого заявления включает приведенные в нем сведения о посредниках в перечень и обнародует их на веб-сайте Службы.

Посредники в трудоустройстве обязаны:

1) предоставлять гражданам полную и достоверную информацию о:

— спросе работодателя на рабочую силу (вакансии);

— требованиях работодателя к квалификации и опыту работы работника;

— об условиях, характере и оплате труда у данного работодателя;

2) обеспечивать защиту информации, поступившей от граждан, которые обращаются с целью трудоустройства, и соблюдение правил использования и распространения такой информации, установленных Законами Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII и «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI, а также конфиденциальность коммерческой информации работодателей.

Посредники в трудоустройстве не вправе:

1) сознательно осуществлять набор, трудоустройство или наем работников на работы, связанные с неоправданными рисками и опасностями, а также на работы, где работники могут стать жертвами злоупотреблений или дискриминации любого характера;

2) препятствовать трудоустройству работника непосредственно к работодателю (т. е. без участия посредника в трудоустройстве), налагать на такого работника какие-либо санкции, ограничивать профессиональную мобильность работника;

3) предоставлять работодателю лиц, ищущих работу, для замены его работников, которые проводят забастовку или другие коллективные действия.

Пунктом 4 ч. 4 ст. 36 Закона о занятости установлена обязанность посредников в трудоустройстве представлять центру занятости сведения о численности трудоустроенных ими лиц по отдельно установленному порядку. Такой порядок должен быть разработан Государственной службой занятости Украины совместно с Государственной службой статистики Украины. На сегодняшний день его проект размещен на официальном сайте Минсоцполитики www.mlsp.gov.ua.

 

Особенности работы посредников в трудоустройстве в Украине и за границей

Посредники в трудоустройстве в Украине. Особенностью работы посредников в трудоустройстве в Украине является то, что они заключают с центрами занятости договоры о сотрудничестве по отдельным направлениям деятельности, в том числе для обмена данными о свободных рабочих местах (вакансиях) (п. 2 ч. 4 ст 36 Закона о занятости). Отметим, что пока неизвестно, по какой форме будут предоставляться сведения о наличии вакансий.

Посредники в трудоустройстве за границей. Как и ранее, деятельность субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей, подлежит лицензированию (ч. 1 ст. 38 Закона о занятости, п. 32 ч. 3 ст. 9 Закона о лицензировании).

Услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей предоставляются в рамках заключенных с иностранными субъектами хозяйствования внешнеэкономических договоров (контрактов) о предоставлении посреднических услуг в сфере трудоустройства с целью содействия подписанию трудового договора (контракта). Обязательным приложением к таким договорам (контрактам) является проект трудового договора, который должен быть заверен иностранным работодателем.

Подбор кадров проводится посредником в трудоустройстве в соответствии с заявками иностранного работодателя (его контрагента), в которых должно быть указано количество свободных рабочих мест (вакансий).

С лицами, которые обратились за помощью в трудоустройстве за границей, посредник в трудоустройстве заключает договоры о предоставлении услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей. В случае подписания физлицом и иностранным работодателем трудового договора, его копия должна храниться у посредника в трудоустройстве, содействовавшего в подписании такого договора, в течение трех лет.

Также посредник в трудоустройстве, предоставивший физлицу услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, должен способствовать последнему в решении вопросов правовой и социальной защиты и проинформировать его о механизме добровольного участия в общеобязательном государственном социальном страховании*.

* Отметим, что в период трудовой деятельности за рубежом граждане имеют право принимать участие в общеобязательном государственном социальном страховании (например, в пенсионном), что дает им право на социальную защиту в случае наступления соответствующих страховых случаев.

 

Плата за предоставленные услуги по посредничеству в трудоустройстве

Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о занятости оплата за предоставленные услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине должна проводиться работодателем, проводившим отбор работников через посредника в трудоустройстве. Посредник в трудоустройстве на работу в Украине не имеет права получать от граждан, которым были предоставлены такие услуги, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения в связи с предоставлением указанных услуг.

А вот за услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей будет расплачиваться гражданин, которому были оказаны такие услуги. Причем плата за предоставленные услуги по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей должна взиматься только после подписания акта выполненных работ.

 

Требования к рекламе услуг о трудоустройстве

Как правило, посредники в трудоустройстве рекламируют свои услуги в средствах массовой информации, дают объявления о имеющихся вакансиях. В связи с этим обратим внимание на следующие моменты:

1) в объявлениях (рекламе) о вакансиях (приеме на работу) запрещается:

— указывать ограничения по возрасту кандидатов;

— предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола;

— предъявлять требования, дающие преимущество представителям определенной расы, цвета кожи, по политическим, религиозным и другим убеждениям, по членству в профессиональных союзах или других объединениях граждан, этническому и социальному происхождению, имущественному положению, месту жительства, по языковым или другим признакам (ч. 3 ст. 11 Закона о занятости, ч. 1 ст. 241 Закона о рекламе);

2) текст объявления о деятельности посредника в трудоустройстве на работу в Украине должен содержать примечание, что получать от граждан, которым предоставлены услуги по поиску работы и содействие в трудоустройстве, другие связанные с этим услуги, гонорары, комиссионные или другие вознаграждения запрещается (ч. 2 ст. 241 Закона о рекламе).

 

Ответственность посредника в трудоустройстве

Посредник в трудоустройстве, нарушивший положения Закона о занятости, может быть привлечен к финансовой ответственности, мера которой установлена ст. 53 Закона о занятости. Информацию о том, за какие нарушения Законом о занятости предусмотрено привлечение к данной ответственности, приведем в таблице.

 

№ п/п

Нарушение

Мера ответственности

Основание

1

2

3

4

1

Ведение субъектом хозяйствования деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей без получения соответствующей лицензии

Штраф в 20-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения

ч. 1 ст. 38, ч. 3 ст. 53 Закона о занятости

2

Непредставление или нарушение порядка представления посредником в трудоустройстве сведений о численности трудоустроенных им лиц

Штраф в 2-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения

П. 4 ч. 4 ст. 36, ч. 4 ст. 53 Закона о занятости

3

Получение посредником в трудоустройству в Украине от граждан, которым оказаны услуги по посредничеству в трудоустройстве, гонораров, комиссионных, других вознаграждений

Штраф в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения

Ч. 2 ст. 37, ч. 7 ст. 53 Закона о занятости

4

Нарушение требований к тексту объявлений о вакансиях

Штраф в 10-кратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения

ч. 3 ст. 11 Закона о занятости, ч. 1 и 2 ст. 241 Закона о рекламе

 

Перечисленные в строках 1 — 3 таблицы штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным гл. 27 ХКУ. Поэтому в отношении них не действуют сроки применения санкций, установленные ст. 250 ХГУ. А вот штраф за нарушения, связанные с рекламой о вакансиях (строка 4 таблицы), является административно-хозяйственной санкцией. Следовательно, он может быть применен к субсчету хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через 1 год со дня нарушения (ч. 1 ст. 250 ХКУ)

Налагать штрафы за нарушения, указанные в таблице и выявленные в ходе проверки, имеют право должностные лица Гоструда.

Уплачивать штрафы, перечисленные в строках 1 — 3 таблицы, следует в государственный бюджет. В случае неуплаты (отказа от уплаты) в течение месяца их взыскание осуществляется в судебном порядке. Штраф за нарушения, связанные с рекламой о вакансиях (строка 4 таблицы), подлежит уплате в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Не можем не сказать о существовании еще одного штрафа, который согласно ч. 8 ст. 53 Закона о занятости должен налагаться на субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве за границей в случае нарушения ими требований Закона о занятости и Закона о лицензировании. Отметим, что формулировка данной нормы Закона о занятости дает возможность наложить штраф, размер которого, кстати, составляет 10 минимальных зарплат, установленных на момент выявления нарушения, за любое нарушение требований этих двух Законов. Однако, кто будет иметь право налагать такой штраф, Закон о занятости умалчивает. По устным разъяснениям специалистов Государственного центра занятости Украины, в ближайшем будущем следует ожидать внесения изменений в ст. 53 Закона о занятости, которые и разъяснят этот вопрос.

Как видим, несмотря на то что Закон о занятости вступил в силу с 01.01.2013 г., отдельные его нормы на сегодняшний день фактически не работают, поскольку отсутствует необходимая нормативная база. Надеемся, что в скором времени вопросы, касающиеся работы посредников в трудоустройстве и возникшие в связи с появлением нового Закона о занятости, будут урегулированы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше