Темы статей
Выбрать темы

Гарантийные мероприятия: налоговый и бухгалтерский учет

Редакция НиБУ
Статья

Гарантийные мероприятия: налоговый и бухгалтерский учет

 

 

А сейчас рассмотрим учет гарантийных мероприятий. Сразу отметим, что здесь многое будет зависеть от того, на кого возложены обязанности по гарантийному обслуживанию (продавца или производителя), осуществляются ли гарантийные мероприятия собственными силами или с привлечением услуг стороннего сервисного центра, а также надлежащего документального оформления операций.

Людмила СОЛОШЕНКО, Максим НЕСТЕРЕНКО, экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

 

Налоговый учет

«Гарантийный» п.п. 140.1.4 НКУ

Расходы на проведение гарантийных мероприятий (обслуживание, ремонты, замены) в налоговом учете относятся к расходам двойного назначения. Поэтому могут включаться в состав «налоговых» расходов только при соблюдении определенных условий, оговоренных «гарантийным» п.п. 140.1.4 НКУ.

Вкратце эти условия можно описать следующим образом:

1) товары, по которым проводятся гарантийные мероприятия, должны быть проданы налогоплательщиком и пребывать на гарантии (т. е. по ним еще должен длиться срок гарантийного обслуживания);

2) расходы на проведение гарантийных мероприятий не должны компенсироваться (оплачиваться) покупателями товаров (подробнее о чем еще будет сказано далее);

3) налогоплательщиком обязательно должен быть принят/обнародован уровень взятых на себя гарантийных обязательств;

4) налогоплательщик должен вести надлежащий учет покупателей, обратившихся за гарантийным обслуживанием (получивших замены или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию));

5) отнесение стоимости гарантийных замен на расходы возможно только при условии обратного получения от покупателей бракованных товаров.

Остановимся на каждом из этих условий подробнее.

Так, согласно п.п. 140.1.4 НКУ в состав «налоговых» расходов могут быть отнесены любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров:

— (1) проданных налогоплательщиком. Ввиду этого под действие п.п. 140.1.4 НКУ подпадают как производители, так и продавцы (расходы на гарантийные мероприятия которым не компенсируются производителями) — в зависимости от того, на кого из них по договоренности возлагаются обязанности по гарантийному обслуживанию;

— (2) при условии, что такие гарантийные расходы не компенсируются покупателями таких товаров, а значит, в том случае, когда налогоплательщиком (продавцом, производителем) соблюдаются «гарантийные» права потребителей (покупателей) по бесплатному гарантийному обслуживанию в течение гарантийного срока (ст. 678 ГКУ, ч. 6 ст. 269 ХКУ, п. 5 ст. 1 Закона № 1023, п. 3 Порядка № 506). При этом сами товары, в отношении которых проводятся гарантийные мероприятия, соответственно должны пребывать на гарантии, т. е. по ним еще должен идти срок гарантийного обслуживания.

В данном случае также заслуживает внимания такой момент. В п.п. 140.1.4 НКУ говорится о некомпенсации расходов на гарантийные мероприятия покупателями. На наш же взгляд, для применения норм этого подпункта важно, чтобы понесенные гарантийные расходы вообще никем не возмещались налогоплательщику. Иначе, если для покупателя гарантийный ремонт будет бесплатным, однако расходы на его проведение продавцу, предположим, будет возмещать производитель товаров, то применить п.п. 140.1.4 НКУ в этой ситуации, полагаем, сможет именно производитель товаров, а не продавец (для которого операции перейдут в разряд обычной продажи услуг). Поэтому считаем, что руководствоваться п.п. 140.1.4 НКУ можно только тогда, когда гарантийные расходы налогоплательщику никем не компенсируются;

— (3) в размере, отвечающем уровню гарантийных замен, принятых/обнародованных налогоплательщиком. Под термином «обнародование» в данном случае следует понимать распространение в рекламе, технической документации, договоре или другом документе обязательств продавца относительно условий и сроков гарантийного обслуживания (последний абзац п.п. 140.1.4 НКУ). Таким образом, необходимость обнародования в данном случае касается гарантийных условий и сроков, упоминание в договоре, технической документации на товар (т. е. документах на товар) или рекламе которых и считается их обнародованием. Иначе налогоплательщик будет лишен возможности отражения расходов по гарантийным мероприятиям в налоговом учете.

Что касается уровня гарантийных замен, то его каждый налогоплательщик определяет сам для себя самостоятельно (в этом плане никакого ограничения, подобного «старому» п.п. 5.4.3 Закона о налоге на прибыль, разрешающему, напомним, в прошлом отражать в налоговом учете «гарантийные» расходы с учетом 10 % ограничения — т. е. не выше 10 % совокупной балансовой стоимости проданных товаров, по которым не истек срок гарантийного обслуживания — на сегодняшний день НКУ не устанавливает). При этом, как правило, учитывается опыт предыдущей работы, прогнозные оценки специалистов предприятия, а также средний процент обращения покупателей с бракованными товарами в течение гарантийного срока. Вместе с тем, полагаем, уровень гарантийных замен не обязательно должен выступать какой-то относительной или абсолютной величиной, а может рассматриваться как взятые на себя налогоплательщиком по всем реализуемым товарам гарантийные обязательства. В таком случае при соблюдении остальных условий возникающие «гарантийные» расходы налогоплательщик в действительности сможет отнести в налоговом учете в состав «налоговых» расходов в полном объеме, считая, что такие расходы и обусловлены собственно необходимостью гарантийных замен, «обнародованных» налогоплательщиком;

— (4) при условии ведения учета покупателей, получивших замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) (абзац второй п.п. 140.1.4 НКУ). Такой учет ведется в соответствии с Порядком № 1263 в Книге учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию) (далее — Книга) по следующим видам устранения дефектов (графы 11 — 20 Книги):

— бесплатное устранение недостатков товара;

— возмещение расходов на устранение недостатков товара;

— пропорциональное уменьшение цены;

— замена товара на такой же товар или аналогичный из числа имеющихся у продавца (производителя) в наличии;

— расторжение договора и возврат уплаченной денежной суммы за товар.

Книга ведется в бумажной или электронной форме, в том числе на основании отчетов, полученных от третьих лиц (сервис-центров), осуществлявших гарантийное обслуживание (п. 5 Порядка № 1263). При этом сами сервис-центры такую Книгу не ведут, а передают продавцам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от договоренности) лишь отчеты об осуществленных гарантийных мероприятиях (консультация в разделе 110.07.11 Единой базы налоговых знаний, далее — ЕБНЗ, размещенной на сайте ГНСУ www.sts.gov.ua).

Кроме того, оформление гарантийных мероприятий с технически сложными бытовыми товарами (проданными гражданам-потребителям) осуществляется с учетом требований Порядка № 506 и подкрепляется соответствующими первичными документами — талонами по форме № 1-гарант — № 6-гарант и квитанцией по форме № 7-гарант (формы которых приведены в приложениях к Порядку № 506). Таким образом, для отнесения гарантийных расходов в состав «налоговых» расходов налогоплательщиком также должны быть соблюдены указанные условия относительно их документального оформления;

— (5) при условии обратного получения от покупателей бракованных товаров в случае осуществления гарантийной замены (абзац третий п.п. 140.1.4 НКУ). Получение от покупателей бракованных товаров, по которым осуществляются гарантийные замены или ремонт (обслуживание), отражается налогоплательщиком в Книге учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию). Заметим, что аналогичное условие выдвигает и п. 91 Порядка № 506, устанавливающий, что осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без ведения надлежащего учета, не дает права налогоплательщику на увеличение расходов на стоимость замен.

И еще один момент. Как и в «докодексный» период (письмо ГНАУ от 31.03.2006 г. № 1931/Х/15-0314), налоговики по-прежнему распространяют действие «гарантийного» п.п. 140.1.4 НКУ на технически сложные бытовые товары, приведенные в приложении 1 к Порядку № 506, которые продаются физическим лицам, признавая возможность включения гарантийных расходов в «налоговые» только в этом случае. В то время как гарантийные расходы налогоплательщика по объектам, отсутствующим в этом приложении, или по объектам, реализованным юридическим лицам, по их мнению, в «налоговые» расходы отнесены быть не могут (см. письма ГНСУ от 20.03.2011 г. № 5094/6/15-1415 на с. 46, от 11.11.2011 г. № 2598/5/15-1316, а также консультацию в разделе 110.07.11 ЕБНЗ). С таким «ограничивающим» подходом контролирующих органов мы не можем согласиться. Ведь права налогоплательщиков, взявших на себя гарантийные обязательства, в том числе по отношению к покупателям-юрлицам, ущемляться не должны. Поэтому возможность отражения «налоговых» расходов по гарантийным мероприятиям для них должна также сохраняться (подробнее об этом см. вопрос на с. 29).

В соответствии с п.п. «є» п.п. 138.10.3 НКУ расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание относятся в налоговом учете к прочим «налоговым» расходам и включаются в состав расходов на сбыт (отражаются в строке 06.2 декларации по налогу на прибыль). При этом согласно п. 138.5 НКУ прочие расходы признаются в налоговом учете расходами того отчетного периода, в котором они были осуществлены согласно правилам ведения бухгалтерского учета. Вместе с тем, если для обеспечения гарантийных обязательств налогоплательщиком будущие гарантийные расходы в бухучете предварительно резервируются (т. е. под обеспечение гарантийных обязательств создается «гарантийный» резерв: Дт 93 — Кт 473), то расходы на создание резерва попадут в налоговом учете в состав «налоговых» расходов лишь в периоде использования резерва (Дт 473 — Кт 23, 63, 685), т. е. фактического осуществления расходов, подтвержденных документально (а не в момент создания резерва, когда расходы только резервируются «на будущее» и фактических расходов еще не было).

 

Гарантийный ремонт

Рассмотрим отдельно ситуации, когда гарантийный ремонт осуществляется за счет продавца или производителя товаров.

Гарантийный ремонт за счет продавца. В этом случае гарантийное обслуживание/ремонт может осуществляться:

— собственным сервисным центром продавца (созданным непосредственно при продавце — в структуре продавца, в том числе его филиалом);

— сторонним сервисным центром, с которым у продавца заключен договор на выполнение работ по гарантийному обслуживанию и которому в дальнейшем продавец компенсирует связанные с гарантийным обслуживанием расходы.

В таких случаях если гарантийные мероприятия осуществляются за счет продавца (неважно — силами собственного или стороннего сервисного центра), то при соблюдении перечисленных выше условий расходы на гарантийный ремонт продавец имеет право отнести в налоговом учете в состав «налоговых» расходов на основании «гарантийного» п.п. 140.1.4 НКУ. Суммы «входного» НДС по гарантийным расходам продавец включает в налоговый кредит (ст. 198 НКУ).

Так, в частности, осуществление гарантийного ремонта за счет продавца по договору, заключенному с сервисным центром показано на рис. 1 (принятые в схеме сокращения: НО — налоговые обязательства по НДС, НК — налоговый кредит по НДС).

 

img 1

Рис. 1. Осуществление гарантийного ремонта продавцом по договору, заключенному с сервисным центром

 

Если за выполнение работ по гарантийному обслуживанию договором предусмотрена выплата стороннему сервисному центру отдельного вознаграждения, то такую сумму продавец также относит в налоговом учете в состав расходов на сбыт как расходы, связанные с выполнением гарантийных обязательств (п.п. «є» п.п. 138.10.3 НКУ), а сумму «входного» НДС по вознаграждению включает в налоговый кредит.

Гарантийный ремонт за счет производителя. Если гарантийный ремонт осуществляется за счет производителя, то при соблюдении условий «гарантийного» п.п. 140.1.4 НКУ производитель сможет расходы на проведение гарантийных мероприятий отнести в налоговом учете в «налоговые» расходы.

Возможна ситуация, когда производитель компенсирует «гарантийные» расходы продавцу, заключившему, в свою очередь, договор на гарантийное обслуживание с сервисным центром (ч. 3 ст. 678 ГКУ, п. 12 ст. 8 Закона № 1023). Для этого продавец предоставляет производителю отчет о стоимости осуществленных гарантийных ремонтов. В таком случае, если расходы продавцу впоследствии возмещает производитель (т. е. расходы для продавца являются «компенсируемыми»), то «гарантийный» п.п. 140.1.4 НКУ продавцом применяться не может. В этой ситуации нормы п.п. 140.1.4 НКУ будут работать для производителя, а не продавца. Что касается продавца, то он в таком «компенсационном» случае отражает в учете операции, связанные с ремонтом/обслуживанием товаров, как услуги, оказанные производителю: включая соответственно расходы, связанные с их предоставлением (как себестоимость оказанных производителю услуг), в состав «налоговых» расходов (п. 138.4 НКУ), а сумму «входного» НДС по ним — в налоговый кредит (ст. 198 НКУ), и отражая затем продажу таких услуг производителю с увеличением «налоговых» доходов (п.п. 135.4.1, п. 137.1 НКУ) и начислением суммы налоговых НДС-обязательств (п.п. «б» п. 185.1, п. 187.1 НКУ)).

Правда, как вариант, данная компенсация может расцениваться как возмещение прямых расходов/убытков. В таком случае, руководствуясь «компенсационным» п.п. 136.1.5 НКУ, продавец не отражает сумму компенсации в налоговом учете ни в «налоговых» расходах, ни в «налоговых» доходах. Напомним, что этот подпункт разрешает налогоплательщику не включать в состав «налоговых» доходов, в частности, сумму компенсации, получаемую в результате удовлетворения претензий в порядке, установленном законодательством в качестве компенсации прямых расходов или убытков, понесенных таким налогоплательщиком, если такие суммы не были отнесены таким налогоплательщиком в состав «налоговых» расходов. Вместе с тем не исключено, что последствия в НДС-учете продавцу в таком случае отразить придется, поскольку «компенсационный» вариант контролирующие органы, очевидно, будут расценивать как поставку услуг (п.п. 14.1.185 НКУ). Вдобавок в отражении налогового кредита по «входному» НДС в этом случае может быть заинтересован и сам возмещающий «гарантийные» расходы продавцу производитель. В связи с этим, возможно, сторонам все же покажется проще отдать предпочтение первому наглядному «услужному» варианту.

Возможен еще один случай — когда гарантийный ремонт осуществляет сервисный центр по договору, заключенному непосредственно с производителем (продавец в таких взаимоотношениях не участвует). В таком случае «гарантийные» расходы согласно п.п. 140.1.4 НКУ возникают у производителя, а учет продавца такие операции вообще не затрагивают.

 

Гарантийная замена товаров

Гарантийная замена товаров в учете рассматривается в разрезе двух составляющих операций:

— возврат товара покупателем;

— поставка покупателю нового товара.

Каждой из операций сопутствуют свои учетные последствия.

Так, при возврате покупателем ранее проданного товара продавец, руководствуясь нормами «корректировочного» п. 140.2 НКУ, корректирует (уменьшает) ранее отраженные при продаже «налоговые» доходы и расходы («налоговую» себестоимость реализованных товаров; о необходимости одновременной корректировки доходов и расходов говорилось также в консультации из раздела 110.08 ЕБНЗ). При этом в декларации по налогу на прибыль такая корректировка отражается следующим образом:

— если продажа и возврат товара происходят в разных отчетных периодах, то при возврате «налоговые» доходы уменьшаются путем заполнения (со знаком «-») «доходной» строки 03.26 «Перерахунок доходів у разі зміни суми компенсації вартості товарів (робіт, послуг) (+, -)» приложения ІД, а расходы — путем заполнения (со знаком «-») «расходной» строки 06.4.25 «Перерахунок витрат у разі зміни суми компенсації вартості товарів (робіт, послуг)(+,-)» приложения ІВ;

— если продажа и возврат товара происходят в одном отчетном периоде, то «корректировочные» строки (03.26 приложения ІД и 06.4.25 приложения ІВ) в таком случае не заполняются, а в «доходной» строке 02 и «расходной» строке 05 декларации продавец выводит фактическую сумму доходов и расходов за отчетный период уже с учетом состоявшихся продаж и последующих возвратов (консультация в разделе 110.08 ЕБНЗ).

Также при этом продавец корректирует сумму ранее начисленных при продаже налоговых обязательств по НДС (пп. 192.1, 192.2. НКУ). Подробнее о возврате товаров см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 100.

Последующая поставка в рамках гарантийной замены нового товара взамен возвращенного отразится в учете продавца как обычная поставка.

Что касается покупателя, то, как разъяснялось в консультации из раздела 110.06.05 ЕБНЗ, в случае проведения гарантийной замены товаров или гарантийных ремонтов (обслуживания) товаров в течение гарантийного срока «налоговых» доходов у покупателя не возникает. Замена товара или его ремонт продавцом (производителем) в течение гарантийного срока является возмещением причиненных покупателю (вследствие поставки некачественного товара) убытков. Поэтому на «налоговые» доходы покупателя такие операции не влияют.

 

Если гарантийные обязательства возложены на нерезидента

Вывоз товаров для гарантийного ремонта/обслуживания нерезидентом. В таком случае вывоз товаров для гарантийного ремонта товара нерезидентом осуществляется в таможенном режиме переработки за пределами таможенной территории Украины (ст. 162 — 174 гл. 24 «Переработка за пределами таможенной территории» ТКУ), в дальнейшем завершаемом путем реимпорта (п. 2 ч. 1 ст. 173 ТКУ).

Согласно п. 206.13 НКУ к операциям по вывозу товаров с таможенной территории Украины в таможенном режиме переработки за пределами таможенной территории Украины применяется условное полное освобождение от обложения НДС (при условии соблюдения требований и ограничений, установленных гл. 24 ТКУ).

Обратный ввоз в Украину (в течение срока, установленного таможенным законодательством — ст. 166 ТКУ) товаров в отремонтированном виде (после ремонта, осуществленного в рамках выполнения гарантийных обязательств), прежде помещенных в таможенный режим переработки за пределами таможенной территории Украины, освобождается от обложения НДС (п.п. 206.2.2 НКУ; на это обращалось внимание и в консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 30, с. 28). Также, согласно ч. 2 ст. 168 ТКУ, к товарам, которые были помещены в таможенный режим переработки за пределами таможенной территории Украины и в рамках определенного срока возвращаются на таможенную территорию Украины в отремонтированном после проведения гарантийного ремонта виде, применяется полное освобождение от налогообложения таможенными платежами (п. 27 ст. 4 ТКУ).

И еще один момент. Как правило, в таком случае нерезидент выполняет гарантийный ремонт/обслуживание за собственный счет. При этом такие «ремонтные» услуги нерезидента не являются объектом обложения НДС, поскольку место их поставки (определяемое согласно п.п. «г» п.п. 186.2.1 НКУ по месту фактического предоставления) в данном случае расположено за пределами таможенной территории Украины и, стало быть, под объект обложения НДС не подпадает. Так что НДС с «нерезидентских» услуг в данном случае начислять не нужно.

Возврат некачественного товара нерезиденту. Если товар оказался некачественным, то может быть принято решение о его возврате нерезиденту.

В таком случае хотим отметить позицию налоговиков, которые считают, что, возвращая нерезиденту импортный товар, налогоплательщик должен самостоятельно откорректировать (уменьшить) налоговый кредит по импортному НДС, ранее уплаченному при ввозе (консультация в разделе 130.31 ЕБНЗ). С подобным требованием трудно согласиться. Ведь формально положения «корректировочной» ст. 192 НКУ данную ситуацию не охватывают, так как касаются корректировки НДС по операциям поставки, а не импорта. Вдобавок поставщик (нерезидент) в этом случае не является плательщиком НДС. Да и сумма «ввозного» НДС, фактически уплаченная ранее налогоплательщиком на таможне при импорте, ему при этом никак не компенсируется. Поэтому оснований для ее корректировки, на наш взгляд, не возникает.

Кстати, примечательно, что в прошлом контролирующие органы придерживались в этом вопросе иного мнения, разъясняя, что налоговый кредит по «ввозному» НДС корректировать не нужно (п. 11 р. V письма ГНАУ от 04.12.2009 г. № 27084/7/16-1517 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 21; письмо Госкомпредпринимательства от 04.04.2005 г. № 2422). Также заметим, что возврат товара нерезиденту происходит в режиме обычного экспорта или реэкспорта (т. е. с участием в облагаемой операции — операции, облагаемой НДС по ставке 0 %). Поэтому использование товара в налогооблагаемых операциях должно сохранять за налогоплательщиком право на налоговый кредит (примечательно, что к такому же выводу пришел и ВАСУ в постановлении от 04.03.2008 г. № К-35181/06 по делу № АС-13/213-06, указывая, что экспортная операция возврата-вывоза товара является облагаемой по ставке 0 %, и соответственно отмечая участие товара в облагаемых операциях, и став в связи с этим по результатам рассмотрения спора на сторону не корректировавшего налоговый кредит налогоплательщика).

Если в дальнейшем в ходе гарантийной замены, предположим, взамен некачественного будет вновь ввозиться импортный товар, то у налогоплательщика, уплатившего импортный НДС при ввозе, в этом случае возникнет право на налоговый кредит на общих основаниях (ст. 198 НКУ).

 

Бухгалтерский учет

При осуществлении предприятием «гарантийных» мероприятий существует ряд особенностей и в бухучете. В частности, для выполнения гарантийных обязательств по ремонту предприятиями создаются обеспечения для возмещения следующих (будущих) операционных расходов по таким обязательствам (п. 13 П(С)БУ 11). Для учета таких обеспечений План счетов располагает специальным субсчетом 473 «Обеспечение гарантийных обязательств», на котором ведется учет сумм будущих расходов, зарезервированных для обеспечения гарантийных ремонтов проданной продукции и/или товаров. По кредиту субсчета 473 отражается начисление резерва под обеспечение гарантийных обязательств в корреспонденции со счетами соответствующих видов расходов (чаще всего со счетом 93), по дебету — списание расходов за счет этого резерва в корреспонденции со счетами учета запасов и расчетов (счета 20, 63, 68, 66, 65). Попутно напомним, что субъекты малого предпринимательства обеспечения для выполнения гарантийных обязательств не создают, а признают расходы по гарантийным обязательствам в периоде их фактического осуществления (п. 8 П(С)БУ 25).

Для равномерного распределения расходов между учетными периодами обеспечения создаются периодически (как правило, помесячно или поквартально). Согласно п. 14 П(С)БУ 11 для создания обеспечений необходимо определить их оценку расчетным путем. Кроме того, сумма обеспечения должна определяться по учетной оценке ресурсов (за вычетом суммы ожидаемого возмещения), необходимых для погашения соответствующего обязательства, на дату баланса (п. 16 П(С)БУ 11). Обычно предприятие определяет для себя уровень гарантийных расходов на основе технических условий, норм или стандартов. Данный уровень может также определяться как процент от проданной продукции за период. Также помните, что остаток обеспечения пересматривается на каждую дату баланса и, в случае необходимости, корректируется (увеличивается или уменьшается) (п. 18 П(С)БУ 11). Все гарантийные расходы списывают за счет созданного обеспечения. Если резерва недостаточно, суммы расходов отражают на счете 93.

Если на предприятии создаются собственный сервисный центр или гарантийная мастерская, то учет расходов на гарантийный ремонт ведется с использованием счета 23 (как вспомогательное производство), а затем списывается за счет созданного обеспечения проводкой Дт 473 — Кт 23. Если запчасти для ремонта передает производитель, то их следует учитывать на субсчете 022. Наконец сам объект, передаваемый покупателем для осуществления гарантийного обслуживания или ремонта, учитывается на субсчете 023.

Выполнение гарантийных обязательств, связанных с заменой ранее реализованных товаров, в бухучете отражается как возврат таких товаров. Для таких целей используется субсчет 704 «Вычеты из дохода». В данном случае в бухгалтерском учете поставщика по дебету субсчета 704 отражается стоимость возвращенных покупателем продукции и товаров, а по кредиту — списание дебетового оборота на счет 79 «Финансовые результаты». Одновременно методом «красное сторно» корректируются ранее отраженные в составе себестоимости реализации расходы и сумма налоговых обязательств по НДС.

 

Пример 1. Предприятие реализовало товар стоимостью 5400 грн. (в том числе НДС 900 грн.). Себестоимость реализованного товара — 3000 грн. Впоследствии (в пределах гарантийного срока) покупатель предъявил требование о гарантийном ремонте приобретенного товара. Для ремонта использованы собственные запчасти предприятия и понесены расходы на оплату труда (включая ЕСВ) на сумму 400 грн. Кроме того, привлечена к ремонту сторонняя организация (стоимость услуг — 600 грн., в том числе НДС 100 грн.).

Отразим данные операции в учете предприятия-продавца.

 

Гарантийный ремонт товара

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Сформированы обеспечения под выполнение гарантийных ремонтов

93

473

15000*

—**

* Сумма условная. На практике формируется путем периодического начисления (помесячного или поквартального).
** По нашему мнению, такие расходы могут быть отражены в составе «налоговых» на основании п.п. «є» п.п. 138.10.3 НКУ не раньше фактического осуществления гарантийного ремонта
(т. е. фактического понесения расходов). Данный принцип основан на аналогии с отражением в составе «налоговых» тех расходов, которые начисляются для создания резерва сомнительных долгов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 86, с. 10).

2

Реализован товар покупателю

361 (301)

702

5400

4500

3000

3

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

900

4

Списана себестоимость реализуемого товара

902

281 (282*)

3000

* В случае розничной торговли списывается также сумма торговой наценки (проводка Дт 285 —
Кт 282)

5

Оплачен товар покупателем

311

361

5400

6

Принят реализованный товар в гарантийный ремонт

023

5400

7

Использованы в ремонте собственные запчасти, понесены расходы по оплате труда лиц, осуществлявших ремонт

23

20, 66, 65

400

8

Списаны понесенные расходы на ремонт за счет созданных обеспечений:

— собственные запчасти и расходы по оплате труда

473

23

400

400*

— расходы на услуги сторонних организаций

473

631

500

500*

9

Отражен налоговый кредит исходя из стоимости полученных услуг по гарантийному ремонту

641

631

100

10

Оплачены услуги сторонних организаций

631

311

600

11

Передан покупателю отремонтированный товар

023

5400

* При условии надлежащего учета покупателей согласно Порядку № 1263 и соблюдении остальных требований «гарантийного» п.п. 140.1.4 НКУ.

12

Сформирован финансовый результат

702

791

4500

791

93

15000

791

902

3000

 

Пример 2. Предприятие реализовало покупателю товар стоимостью 14400 грн. (в том числе НДС 2400 грн.). Себестоимость реализованного товара 9000 грн. Впоследствии (в пределах гарантийного срока) покупателем предъявлено требование произвести гарантийную замену приобретенного товара. Ранее купленный товар возвращен покупателем. Вместо него предприятие передает покупателю другой товар стоимостью 15600 грн. (в том числе НДС 2600 грн.) и себестоимостью 9500 грн. Покупатель доплачивает разницу в цене.

Отразим данные операции в учете предприятия-продавца.

 

Гарантийная замена товара

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Реализован товар покупателю

361 (301)

702

14400

12000

9000

2

Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

2400

3

Списана себестоимость реализуемого товара

902

281 (282*)

9000

4

Получены денежные средства от покупателя

311

361

14400

5

Сформирован финансовый результат

702

791

12000

791

902

9000

* В случае розничной торговли списывается также сумма торговой наценки (проводка Дт 285 — Кт 282).

6

Возвращен товар покупателем

704

685

14400

-12000

-9000

7

Сторнирована сумма налоговых обязательств по НДС

704

641

2400*

*При условии соблюдения положений ст. 192 НКУ. В ситуации с частичной доплатой стоимости товара покупателем проблем с корректировкой не возникает, если покупатель является плательщиком НДС (в то время как с покупателями-неплательщиками для корректировки НДС п. 192.2 НКУ формально требует выплаты покупателю за товар полной денежной компенсации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 16, с. 34)).

8

Уменьшен финансовый результат

791

704

12000

9

Оприходован на баланс некачественный товар (методом «красное сторно»)

902

281 (282)

9000

10

Исключены расходы из финансового результата (методом «красное сторно»)

791

902

9000

11

Передан покупателю новый товар в связи с гарантийной заменой

361

702

15600

13000

9500

12

Доплачено покупателем за разницу между новым и старым товаром (15600 - 14400)

301 (311)

685

1200

13

Отражен зачет задолженностей*

685

361

15600

14

Отражена сумма налоговых обязательств по НДС

702

641

2600

15

Списана себестоимость товара, переданного покупателю в рамках гарантийной замены

902

281 (282**)

9500

16

Сформирован финансовый результат

702

791

13000

791

902

9500

* Для оптовой торговли.
** В случае розничной торговли списывается также торговая наценка.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше