Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Когда забракованный товар остается в сервисном центре

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2013/№ 19
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Когда забракованный товар остается в сервисном центре

 

Предприятие реализовало товар физическому лицу, после чего в течение гарантийного срока покупателем было предъявлено требование о гарантийном ремонте данного товара. Сервисный центр (с которым продавец заключил договор на выполнение услуг по гарантийному ремонту) констатирует, что переданный товар ремонту не подлежит, подтверждая это соответствующим актом, и оставляет товар у себя. Впоследствии сервисный центр передает забракованный товар производителю, а тот выплачивает продавцу компенсацию за поставку некачественного товара. Как учесть данные операции в налоговом учете продавца?

(г. Харьков)

 

Правовые нюансы. По всей видимости, вопрос вызван тем, что товар проходит мимо продавца, ведь покупатель направляется прямиком в сервисный центр, а уже он передает товар производителю.

Именно на производителя законодательство возлагает обязанность возместить все убытки продавца (или другого предприятия, которое рассматривает претензию потребителя к приобретенному товару и удовлетворяет его требования). Данные убытки производитель должен возместить в месячный срок (ч. 12 ст. 8 Закона № 1023).

Вместе с тем считаем, что оставить у себя забракованный товар без документального оформления перехода права собственности на него к продавцу сервисный центр не может. Если представить, что право собственности на бракованый товар не возвращается к продавцу, то неминуемо возникает целый рядом проблем юридического (какой статус имеет этот товар для всех участников операции) и налогового характера (вопросы с корректировкой налоговых обязательств, доходов и расходов).

Поэтому в сложившейся ситуации рекомендуем оформить возврат сервисным центром товара продавцу по поручению собственника (покупателя) с дальнейшей передачей возвращенного товара сервисному центру на хранение. Что касается возврата денежных средств покупателю, то выплата денег покупателю осуществляется через РРО в общем порядке (пп. 4.7, 4.8 Порядка № 614).

Налог на прибыль. На основании п. 140.2 НКУ продавец в данном случае может откорректировать свои доходы. Дело в том, что возврат проданного товара сервисным центром означает переход к продавцу права собственности на него. Поэтому считаем, что продавец может уменьшить свои доходы (разумеется, одновременно с расходами по себестоимости реализованного товара).

Показатели указанного перерасчета продавец отражает:

в строке 03.26 «Перерахунок доходів у разі зміни суми компенсації вартості товарів (робіт, послуг) (+, -)» Приложения ІД с дальнейшим переносом их в строку 03 декларации и

в строке 06.4.25 «Перерахунок витрат у разі зміни суми компенсації вартості товарів (робіт, послуг) (+, -)» Приложения ІВ с дальнейшим переносом их в строку 06.4 декларации.

Впоследствии, как мы знаем, производитель должен выплатить продавцу компенсацию за поставку некачественного товара. По нашему мнению, данную операцию следует отражать как обычный возврат с применением общих «корректировочных» правил пп. 140.2, 192.1 НКУ соответственно в «прибыльном» и НДС-учете.

НДС. Прежде всего следует помнить, что речь идет о поставке конечному потребителю (который, естественно, не является плательщиком НДС)*. В соответствии с абз. 2 п. 192.2 НКУ уменьшение суммы налоговых обязательств плательщика налога — поставщика в случае изменения суммы компенсации стоимости товаров/услуг, предоставляемых лицам, которые не были плательщиками этого налога на дату такой поставки, разрешается только при возврате ранее поставленных товаров в собственность поставщика с предоставлением получателю полной денежной компенсации их стоимости, в том числе при пересмотре цен, связанных с гарантийной заменой товаров или низкокачественных товаров в соответствии с законом или договором.

* Подробно о различных ситуациях, связанных с корректировкой налоговых обязательств по поставкам неплательщику НДС, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 16, с. 34.

Таким образом, в ситуации, когда контрагент — неплательщик НДС уже получил товар и заплатил за него, продавец может уменьшить свои налоговые обязательства только по факту осуществления двух событий: возврат товара покупателем и полной денежной компенсации покупателю. Поскольку в рассматриваемой ситуации проданный товар возвращается продавцу, то продавец может откорректировать ранее отраженные налоговые обязательства.

 

Максим Нестеренко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно