Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О порядке обложения НДС субвенций на льготную перевозку пассажиров автотранспортом

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2013/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 15.02.2013 г. № 3826/7/15-3317

О порядке обложения НДС субвенций на льготную перевозку пассажиров автотранспортом

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 15.02.2013 г. № 3826/7/15-3317

 

ГНС Украины предоставляет информацию о порядке обложения НДС субвенций, полученных в качестве компенсации расходов на льготную перевозку пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения, компенсируемую за счет местного или госбюджета.

В соответствии с абзацем «б» п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — Кодекс) объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 этого Кодекса.

Согласно п. 188.1 ст. 188 Кодекса база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со ст. 39 этого Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога на спирт этиловый, который используется производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и изготовленных из них препаратов, кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров, и сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на услуги сотовой мобильной связи).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, которые передаются плательщику налога непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

Если поставка товаров/услуг осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), база налогообложения определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по таким ценам (тарифам).

Статьей 35 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (далее — Закон № 2344) определено, что перевозки пассажиров автобусами в режиме регулярных пассажирских перевозок осуществляют автомобильные перевозчики на автобусных маршрутах общего пользования на договорных условиях с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 29 Закона № 2344 органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию в соответствии с законом.

Так, согласно ст. 28 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97 «О местном самоуправлении в Украине» к собственным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов на бытовые, коммунальные, транспортные и другие услуги (начиная с 22.07.2010 г. в соответствии с изменениями, внесенными в вышеуказанную статью, согласование тарифов по оплате услуг не относится к собственным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов).

Таким образом, базой обложения НДС услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения является утвержденный уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления тариф, независимо от того, из какого источника перевозчик получает средства за перевозку: непосредственно от пассажира, из бюджета или от иных третьих лиц.

При этом в соответствии с п.п. 197.1.8 п. 197.1 ст. 197 Кодекса освобождаются от обложения НДС операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке.

Эта норма не распространяется на операции по предоставлению пассажирского транспорта в аренду (прокат).

Учитывая указанное, действие п.п. 197.1.8 п. 197.1 ст. 197 Кодекса распространяется на операции по поставке услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси) в случае, если услуги по перевозке осуществляются в пределах населенного пункта, и тарифы на такие перевозки утверждены уполномоченным органом, независимо от того, за счет каких источников компенсируется их стоимость (пассажирами либо за счет местного или госбюджета).

Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пригородном, междугородном сообщении и другие виды перевозок подлежат обложению НДС на общих основаниях.

Согласно п. 187.7 ст. 187 Кодекса датой возникновения налоговых обязательств при поставке товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата зачисления таких средств на банковский счет плательщика налога или дата получения соответствующей компенсации в любой другой форме, включая уменьшение задолженности такого плательщика налога по его обязательствам перед бюджетом.

Таким образом, получение средств из местного или госбюджета для возмещения предприятию расходов, связанных с бесплатной перевозкой льготных категорий пассажиров в пригородном и городском сообщении, предприятие должно отразить в следующем порядке:

средства, полученные в качестве компенсации стоимости проезда таких пассажиров городским транспортом, включаются в объем операций, освобожденных от налогообложения, но только в том случае, если тарифы на такую перевозку утверждены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления;

средства, полученные из бюджета в качестве компенсации стоимости проезда льготных категорий пассажиров в пригородном, междугородном сообщении, при других видах перевозок, а также в городском сообщении, если тарифы на местные перевозки не утверждены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления, включаются в состав налогооблагаемых операций и увеличивают базу налогообложения в отчетном периоде их получения с начислением налоговых обязательств в общеустановленном порядке.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов



комментарий редакции

Компенсация расходов на льготную перевозку пассажиров:
правила обложения НДС

Комментируемое письмо адресовано автоперевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения и получающим компенсацию расходов на перевозку льготных категорий пассажиров из местного и государственного бюджетов. В нем налоговики подняли ряд вопросов относительно обложения НДС услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, и в частности сумм, поступающих автоперевозчикам в качестве компенсации стоимости проезда льготников.

Но прежде чем давать оценку выводам налоговиков, напомним суть вопроса. Дело в том, что согласно ст. 29 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (далее — Закон № 2344) органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставлять перевозчикам, которые осуществляют льготные перевозки пассажиров и перевозку пассажиров по регулированным тарифам, компенсацию в соответствии с законом. При этом, в связи с тем, что в части льготных перевозок автоперевозчики применяют кассовый метод начисления НДС (как при любых поставках товаров/услуг с оплатой за счет бюджетных средств, см. п. 187.7 НКУ), при получении субвенций автоматически возникают сомнения: подлежит ли получение таких выплат отражению в НДС-учете и если да, то каким образом.

В приведенном письме налоговики приходят к совершенно справедливому выводу о том, что порядок отражения в НДС-учете средств, полученных предприятием в качестве возмещения расходов, связанных с бесплатной перевозкой льготных категорий пассажиров, а также перевозкой пассажиров по регулированным тарифам, будет зависеть от того, стоимость каких транспортных услуг (облагаемых или не облагаемых НДС) они компенсируют.

1. Если компенсируется стоимость услуг, освобожденных от обложения НДС на основании п.п. 197.1.8 НКУ, средства, полученные в качестве компенсации стоимости услуг по перевозке льготных категорий пассажиров, включаются в объем операций, освобожденных от налогообложения.

Напомним, что п.п. 197.1.8 НКУ освобождает от налогообложения операции по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), тарифы на которые регулируются в установленном законом порядке. Как видим, льгота в налогообложении применяется при соблюдении одновременно трех условий:

пассажирские перевозки осуществляются в пределах населенного пункта*;

тарифы на перевозку регулируются в установленном законом порядке;

транспортное средствоне такси.

* В соответствии с Законом № 2344 автобусный маршрут городской — автобусный маршрут, который не выходит за пределы населенного пункта.

Между тем, согласно п. 13 приложения к постановлению КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548 Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского городских советов регулируют (устанавливают) тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском, в частности автобусном транспорте, который работает в обычном режиме движения.

Как видите, регулирование (установление) тарифов предусмотрено только для тех видов транспорта, которые работают в обычном режиме движения. При этом под перевозкой пассажиров в обычном режиме движения понимается перевозка их автобусами на маршруте общего пользования с соблюдением всех остановок, предусмотренных расписанием движения (ст. 1 Закона № 2344).

Однако наряду с перевозками в обычном режиме движения Закон № 2344 предусматривает также возможность организации перевозки пассажиров в:

экспрессном режиме движения — перевозка пассажиров автобусами на маршруте общего пользования, на котором есть обычный режим движения, с соблюдением остановок, количество которых по расписанию движения не превышает 25 % количества остановок при обычном режиме движения;

режиме маршрутного такси — перевозка пассажиров на городском или пригородном автобусном маршруте общего пользования по расписанию движения, в котором определяется время отправления автобусов из начального и конечного пунктов маршрута с высадкой и посадкой пассажиров или граждан по их требованию на пути следования автобуса в местах, где это не запрещено правилами дорожного движения.

Получается, что на сегодняшний день регулирование (установление) тарифов на перевозку пассажиров в экспрессном режиме движения и режиме маршрутного такси не осуществляется. Более того, на сегодняшний день согласование тарифов на перевозку пассажиров к компетенции исполнительных органов власти также не относится. А значит, льгота на основании п.п. 197.1.8 НКУ не предоставляется, например, маршрутным такси.

Несколько отклоняясь от положений комментируемого письма, заметим, что на фоне изложенных норм действующего законодательства недоумение вызывают выводы ГНСУ, к которым налоговики пришли еще в письме от 02.02.2012 г. № 4303/3/15-3314. В нем говорилось, в частности, что действие п.п. 197.1.8 НКУ распространяется и на операции по предоставлению услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси (при условии, что услуги по перевозке предоставляются в пределах населенного пункта, и тарифы на такие услуги установлены уполномоченным органом). Получается, что налоговики, по сути, предоставили перевозчикам льготу, которой никто не сможет воспользоваться.

2. Если средства получены из бюджета как компенсация стоимости транспортных услуг, предоставляемых льготным категориям пассажиров, которые не освобождены от обложения НДС на основании п.п. 197.1.8 НКУ, то сумма субвенции облагается НДС в общем порядке по дате ее получения перевозчиком.

С учетом условий, которые дают право на применение льготы по п.п. 197.1.8 НКУ, получается, что под обложение НДС подпадают суммы, полученные в качестве компенсации стоимости :

— проезда льготных категорий пассажиров в пригородном и междугородном сообщении, а также других видов перевозок. Кстати, на тот факт, что компенсация стоимости перевозок пассажиров автомобильным транспортом пригородного и междугородного сообщения подлежит обложению НДС, налоговики обращают внимание не впервые. Ранее (в период действия аналогичной льготы, установленной п.п. 5.1.13 Закона об НДС) к подобному выводу специалисты ГНСУ приходили, в частности в письме от 08.07.2010 г. № 8072/5/16-1516;

— проезда в городском сообщении, если тарифы на местные перевозки не утверждены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В завершение обратим внимание на последний абзац комментируемого письма, где сказано, что субвенции, полученные в качестве компенсации налогооблагаемых услуг по перевозке, «включаются в состав налогооблагаемых операций и увеличивают базу налогообложения в отчетном периоде их получения с начислением налоговых обязательств в общеустановленном порядке». На самом деле сумма субвенции фактически представляет собой оплату стоимости проезда, но только полученную не от пассажира, а из местного или государственного бюджета. То есть для автоперевозчиков такие суммы являются выручкой, содержащей в себе НДС, а не базой обложения этим налогом. Другими словами, сумма субвенции увеличивает базу налогообложения в периоде ее получения перевозчиком не в полном объеме, а за вычетом входящего в нее НДС. Надеемся, что это всего лишь небрежность со стороны авторов письма, и налоговики не заставят автоперевозчиков «накручивать» НДС на сумму полученной субвенции.

 

Алла Свириденко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно