Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Трансфертное ценообразование: будущее обычных цен

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2013/№ 22
В избранном В избранное
Печать
Статья

Трансфертное ценообразование: будущее обычных цен

 

 

Заимствование опыта законодательных и прочих наработок других государств и международных организаций является нормальным историческим процессом. Среди наиболее известных примеров — римское право, веяния которого прослеживаются в том числе и в отечественном гражданском законодательстве. В настоящее время данный процесс характерен и для других отраслей права, что подтверждается инициативами правительства относительно внедрения в отечественную налоговую систему международной практики в сфере трансфертного ценообразования. При этом меняются уже ставшие привычными правила применения обычных цен. Что из этого может получиться, рассмотрим далее. Учитывая внимание чиновников к данному вопросу, не исключено, что соответствующие изменения могут произойти уже в текущем году.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Законопроект — проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (sts.gov.ua).

 

Определение термина «трансфертное ценообразование» планируется внедрить непосредственно в текст НКУ: под ним будет пониматься система определения цены продажи (реализации) товаров и/или результатов работ (услуг) в операциях, которые признаются контролируемыми, что, в целом, соответствует международной практике. Фундаментом этой системы является «принцип вытянутой руки» (англ. «arm’s length principle» или сокращенно «ALP»), который с учетом некоторых особенностей (в сравнении с пониманием этого принципа в международной среде) будет также включен в текст НКУ : он предусматривает, что налоговые обязательства по контролируемым операциям должны соответствовать уровню, как если бы их осуществляли несвязанные лица. Раскрытию ее сущности планируется посвятить всю ст. 39 НКУ, изложенную при этом в новой редакции. Далее рассмотрим наиболее существенные элементы данной системы, которые отличают ее от действующих в настоящее время правил применения обычных цен и с высокой вероятностью не исчезнут в процессе рассмотрения Законопроекта в Верховной Раде.

 

1. Сфера применения трансфертного образования

Правила трансфертного ценообразования придется применять исключительно в пределах налога на прибыль и НДС и лишь по отношению к контролируемым операциям, к которым, в свою очередь, будут относиться операции, соответствующие одновременно двум условиям. Во-первых, это:

1) операции по покупке/продаже товаров (работ, услуг) связанными лицами . В этом контексте внимания заслуживают изменения в критериях отнесения лиц к таковым, предусматриваемые Законопроектом. В том числе в соответствии с ним связанными будут считаться юридические лица, у которых 50 % (и более) состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначены/избраны по решению одного и того же лица;

2) операции, одной из сторон которых является нерезидент* , который соответствует хотя бы одному из таких признаков:

2.1) зарегистрирован в стране или территории, в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и более процентных пункта ниже, чем в Украине. В данной части радует то, что плательщикам не придется самостоятельно вникать в тонкости зарубежного налогообложения, поскольку перечень подобных стран/территорий будет утверждаться Кабмином. Кроме того, перечень стран со ставками налога на прибыль (корпоративного налога) планируется ежегодно публиковать на сайте ГНСУ, а также в официальных периодических изданиях;

2.2) уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке, ниже чем в Украине на 5 и более процентных пункта.

* Если в стране/территории, в которой зарегистрирован нерезидент, действует несколько ставок налога на прибыль (корпоративного налога), плательщику придется предоставить в ГНСУ справку, подтверждающую ставку, избранную таким нерезидентом (также см. далее).

Во-вторых , общий объем подобных операций с одним контрагентом за соответствующий календарный год составляет 50 млн грн. и больше (без учета НДС).

Как видим, планку для признания операций контролируемыми планируется установить довольно высоко, а потому большинству плательщиков правила трансфертного ценообразования можно будет не учитывать. В то же время это не означает, что данные изменения их не затронут.

На операции, которые не подпадают под указанные выше критерии (т. е. неконтролируемые операции), но на данный момент требуют использования обычных цен, правила трансфертного ценообразования, предусмотренные ст. 39 НКУ, распространяться не будут. Перечень таких операций сократится: в частности, из-под действия обычных цен будут выведены операции с нестандартными плательщиками налога на прибыль и единоналожниками, а также обычные неконтролируемые поставки/покупки в части НДС (с 01.01.2018 г.). В то же время к ним по-прежнему будут относиться условные поставки для целей НДС, товарообменные операции в части налога на прибыль (при условии, что они не являются контролируемыми) и др. При осуществлении подобных операций , как и в настоящее время, придется использовать обычные цены, определяемые, однако, по другим правилам. Так, из конкретных методов их определения планируется оставить лишь специальные: в частности, уже знакомые методы, используемые при государственном регулировании цен, продажах на аукционах, продажах заложенного имущества. Кроме того, никуда не исчезнет метод, основанный на профессиональной оценке, в то же время сфера его применения будет значительно сужена (более того, не исключено, что его вообще разрешат применять лишь в пределах контролируемых операций — см. выше).

 

2. Методы определения цен в контролируемых операциях

Цены в контролируемых операциях придется определять по методам, которые, в большинстве своем, используются в настоящее время, в связи с чем в этой части каких-либо глобальных перемен не предвидится. Плательщикам придется использовать один из следующих методов:

1) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж);

2) цены перепродажи;

3) «расходы плюс»;

4) чистой прибыли;

5) распределения прибыли.

По понятным причинам в рассматриваемой статье мы не будем вдаваться в особенности их применения. На данный момент достаточно сказать лишь то, что они изменятся и станут более конкретизированными, в то же время основа указанных методов останется той же. В свою очередь, из общих изменений стоит отметить то, что цену контролируемой операции, в большинстве своем, придется сравнивать с диапазоном рыночных цен (рентабельности, других показателей), который при этом будет рассчитываться по правилам, установленным КМУ. При этом в случае нахождения цены контролируемой операции в этом диапазоне будет считаться, что она соответствует обычной (в настоящий момент действует похожее правило с диапазоном 20 % от обычной цены).

Что касается очередности применения методов, то ее также планируется урегулировать: в общем случае, для определения цены в контролируемой операции придется использовать метод сравнительной контролируемой цены (аналогов продаж). В то же время, если это невозможно, то плательщику будет позволено использовать любой из других приведенных методов, который, по его обоснованному мнению, является наиболее подходящим, причем как отдельно, так и в комбинации с другими. В свою очередь, налоговикам в процессе контроля данной операции придется использовать такие же методы, если они не докажут, что в этой ситуации используемые плательщиком методы не позволяют достоверно определить цену контролируемой операции.

Кроме того, для крупных налогоплательщиков никуда не исчезнет возможность согласования с органами ГНС порядка применения соответствующих методов (в настоящее время такое согласование происходит путем заключения соответствующего договора).

 

3. Отчетность по контролируемым операциям

Внедрение трансфертного ценообразования может привести к появлению новых видов отчетности перед налоговиками. В соответствии с сегодняшней редакцией Законопроекта такую отчетность можно разделить на периодичную, которую придется подавать до 1 марта года, следующего за отчетным, и предоставляемую по запросу налоговиков. При этом к первой будут относиться:

1) отчет (в электронной форме), предоставляемый любым налогоплательщиком в случае осуществления в течение года контролируемых операций. Крупным плательщикам, сверх того, придется подавать документацию об отраженных в отчете контролируемых операциях — при этом она должна будет содержать: полные данные о соответствующих связанных лицах, описание операции и условия ее осуществления, копии первичных документов, содержащих сведения об операции, и т. п.;

2) справка или ее нотариально удостоверенная копия , подтверждающая избранную нерезидентом-контрагентом ставку налога на прибыль (корпоративного налога), — при осуществлении операций с нерезидентом, зарегистрированным в стране (территории), в которой действует более одной ставки по налогу на прибыль (корпоративному налогу).

Кроме того, ГНСУ планируют предоставить полномочие по направлению запросов плательщикам, которые осуществляли контролируемые операции, однако не были обязаны подавать соответствующие документы о них (см. выше в п. 1), — в таком случае их придется предоставить в двухмесячный срок.

 

4. Проверки налоговиками контролируемых операций

Контрольные мероприятия в сфере трансфертного ценообразования будут состоять из мониторинга цен в контролируемых операциях и соответствующих проверок. При этом мониторинг будет затрагивать плательщиков лишь в случае направления им запросов (если налоговики выявят факт предоставления документов не в полном объеме или отклонения цен в контролируемых операциях от обычных).

Что касается проверок, то их следует рассматривать обособленно от других налоговых проверок, причем они будут проводиться независимо друг от друга. Налоговики смогут осуществлять такие проверки на основании решения руководителя ГНСУ (его заместителя) лишь по отношению к определенной контролируемой операции и при наличии соответствующих оснований: непредоставления отчетности о контролируемых операциях, отклонения цен в контролируемых операциях от обычных и т. п. Текущая редакция Законопроекта предусматривает, что длительность таких проверок потенциально может составлять 6 месяцев с возможностью продления при некоторых условиях на такой же срок. Результаты проверок контролируемых операций будут оформляться справкой или актом, на основании которого при необходимости будет приниматься налоговое уведомление-решение (при этом обжаловаться оно будет в общем порядке).

Кроме того, важно отметить, что в НКУ планируют закрепить норму, позволяющую использовать материалы и сведения, полученные при проведении мониторинга/проверки контролируемой операции, при проведении проверок других ее участников.

 

5. Прочие изменения

Внимания заслуживают также следующие планируемые изменения:

1) законодательное утверждение перечня официально признаваемых источников информации, которые могут быть использованы при определении цен в контролируемых операциях;

2) установление механизма пропорциональной корректировки цен в контролируемых операциях, который заключается в праве плательщика откорректировать цену по контролируемой операции — но лишь при условии, что такую корректировку производит его контрагент — связанное лицо (самостоятельно или по решению налоговиков) и при получении соответствующего уведомления от налоговиков;

3) введение новых и, заметим, немалых финансовых санкций за нарушение правил трансфертного ценообразования:

3.1) 5 % от общей суммы контролируемой операции — за непредоставление отчета о контролируемых операциях;

3.2) 5 % от суммы контролируемой операции за непредоставление копий первичных документов о контролируемых операциях;

3.3) 100 минимальных заработных плат за непредоставление документации о контролируемых операциях (кроме копий первичных документов).

Подведем итоги . Уже на данном этапе становится ясно, что правила трансфертного ценообразования будут распространяться лишь на очень ограниченное число плательщиков, осуществляющих контролируемые операции: в отношении таких операций придется использовать специальные методы определения цен (хотя большинству плательщиков они уже известны), а также подавать отдельную отчетность. Кроме того, для таких операций планируется установление нового вида налоговых проверок, а также штрафов за несоблюдение соответствующих правил. В то же время из НКУ не исчезнут другие операции (неконтролируемые), требующие определения обычных цен (к примеру, условные поставки для целей НДС), однако рассчитывать их придется по иным, несколько упрощенным правилам.

Таким образом, судя по сегодняшней редакции Законопроекта, есть основания полагать, что внедрение в отечественную систему налогообложения трансфертного ценообразования не только не усложнит налоговый учет большинства налогоплательщиков, но даже упростит его.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно