Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Как отразить в декларации по НДС суммы, указанные в листе корректировки таможенной декларации

Редакция НиБУ
Статья

Как отразить в декларации по НДС суммы, указанные в листе корректировки таможенной декларации

 

 

Бывают ситуации, когда в ходе проведенной таможенными органами проверки выясняется, что стоимость ввезенных предприятием на таможенную территорию Украины товаров была занижена. Тогда возникает необходимость в пересмотре таможенной стоимости таких товаров и доплате импортером таможенных платежей в бюджет. В данной статье поговорим о том, каким образом при сложившихся обстоятельствах предприятию отразить сумму произведенной доплаты «импортного» НДС в своей НДС-отчетности.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

Положение № 450 — Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450.

Порядок № 1145 — Порядок оформления листа корректировки, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 06.11.2012 г. № 1145.

Порядок № 1340 — Порядок ведения реестра выданных и полученных налоговых накладных, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 17.12.2012 г. № 1340.

 

Суть вопроса

Поводом для подготовки данной статьи послужил вопрос нашего читателя следующего характера.

Предприятие в декабре 2012 года ввезло на таможенную территорию Украины товар. Поскольку такая операция согласно п.п. «в» п. 185.1 и п. 194.1 НКУ является объектом обложения НДС, у такого импортера на дату предоставления таможенной декларации для таможенного оформления возникли налоговые обязательства по данному налогу (п. 187.8 НКУ). На эту же дату на текущий счет таможенного органа были уплачены необходимые таможенные платежи, как это предусмотрено п. 206.1 НКУ.

На основании пп. 198.1, 198.2 НКУ у предприятия на дату уплаты «импортного» НДС (т. е. в том же отчетном налоговом периоде) возникло право на налоговый кредит. Соответственно сумма НДС, уплаченного таможенным органам, была включена в строку 12.1 декабрьской декларации по НДС.

В феврале 2013 года таможня, руководствуясь ст. 54, 55, 345 — 354 ТКУ, провела проверку правильности определения таможенной стоимости товаров после их выпуска и на основании акта проверки приняла налоговое уведомление-решение о доначислении суммы НДС по данной таможенной декларации (в связи с увеличением таможенной стоимости импортных товаров*). Такую доначисленную сумму предприятие в этом же месяце уплатило в бюджет.

* Форма решения о корректировке таможенной стоимости товаров, Правила заполнения решения о корректировке таможенной стоимости товаров и Перечень дополнительных составляющих к цене договора утверждены приказом Министерства финансов Украины от 24.05.2012 г. № 598.

Таможенники, получив информацию об осуществлении доплаты, составили лист корректировки таможенной декларации и передали его предприятию.

Читателя интересует, как обычно в подобных случаях оформляется лист корректировки? Каким образом можно отразить сумму доплаты, указанную в разделе III листа корректировки, в декларации по НДС?

 

Случаи составления листа корректировки

Прежде всего укажем, что таможенные органы согласно п.п. 41.1.2 НКУ в отношении таможенной пошлины, акцизного налога, НДС, других налогов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны либо вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории свободной таможенной зоны, являются контролирующими органами.

Таможенникам ч. 3 ст. 345 ТКУ предоставлено право осуществлять таможенный контроль путем проведения документальных выездных (плановых или внеплановых) и документальных невыездных проверок соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела относительно:

1) правильности определения базы налогообложения, своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;

2) обоснованности и законности предоставления (получения) льгот и освобождения от налогообложения;

3) правильности классификации согласно УКТ ВЭД товаров, по которым проведено таможенное оформление;

4) соответствия фактического использования перемещенных через таможенную границу Украины товаров заявленной цели такого перемещения и/или соответствия финансовых и бухгалтерских документов, отчетов, договоров (контрактов), калькуляций, других документов проверяемого предприятия информации, указанной в таможенной декларации, декларации таможенной стоимости, по которым проведено таможенное оформление товаров в соответствующем таможенном режиме;

5) законности перемещения товаров через таможенную границу Украины.

Результаты проверки оформляются актом (справкой) и являются основанием для самостоятельного определения таможенным органом суммы налогового обязательства предприятия по уплате таможенных платежей, принятия мер, предусмотренных законами Украины (ч. 6 ст. 345 ТКУ).

В акте проверки указываются факты занижения и факты завышения налоговых обязательств предприятия (ч. 14 ст. 354 ТКУ).

В описанной в вопросе ситуации таможенный орган, руководствуясь предоставленными ему полномочиями, как раз и провел в порядке, определенном ст. 345 — 354 ТКУ, проверку правильности определения таможенной стоимости товаров после их выпуска (на возможность проведения такой проверки прямо указывает п. 4 ч. 5 ст. 54 ТКУ), в результате чего эта таможенная стоимость была увеличена и возникла необходимость доплаты таким предприятием суммы таможенных платежей, в частности «импортного» НДС.

После того, как определенная в налоговом уведомлении-решении сумма налоговых обязательств была уплачена предприятием в бюджет и таможне стало об этом известно, она внесла соответствующие изменения в таможенную декларацию, оформленную импортером в декабре 2012 года, заполнив лист корректировки.

Кстати, такая процедура не нова — до вступления в силу ныне действующего ТКУ она была регламентирована приказом Гостаможслужбы Украины «Об утверждении Порядка отражения сведений о доплате (возврате) сумм таможенных платежей и откорректированных фактических сведений о товарах, ставших известными после окончания таможенного оформления, и внесении изменений в некоторые приказы Государственной таможенной службы Украины» от 25.09.2008 г. № 1045, который на сегодня утратил силу.

В настоящее время порядок внесения таких корректив установлен п. 37 Положения № 450, который предусматривает, что после завершения таможенного оформления изменения в таможенную декларацию на бланке единого административного документа могут вноситься путем заполнения и оформления таможенным органом листа корректировки по форме в соответствии с приложением 4 к Положению № 450. При этом порядок оформления листа корректировки утвержден приказом Министерства финансов Украины от 06.11.2012 г. № 1145.

Кроме того, с целью продления срока временного ввоза товаров с частичным освобождением от налогообложения таможенными платежами, а также в случаях, определенных ТКУ, исправления в таможенную декларацию могут вноситься путем предоставления декларантом или уполномоченным им лицом дополнительной таможенной декларации и оформления ее таможенным органом. Вместе с тем по разъяснениям, изложенным в п. 1 письма Гостаможслужбы Украины от 18.12.2012 г. № 11.1/1.2-12.2/14120-ЕП, до внесения в Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 651, соответствующих изменений такое продление срока осуществляется с оформлением листа корректировки по правилам, установленным Порядком № 1145.

Лист корректировки заполняется и оформляется таможенным органом в случае:

1) получения им информации о перечислении декларантом в госбюджет таможенных платежей в виде доплаты или подтверждения Казначейством факта возврата из госбюджета средств по окончании таможенного оформления;

2) необходимости исправления по письменному обращению декларанта или уполномоченного им лица ошибочно указанных в оформленной таможенной декларации на бланке единого административного документа сведений о товарах, не связанных с перерасчетом сумм таможенных платежей по такой таможенной декларации;

3) необходимости отражения по письменному обращению декларанта или уполномоченного им лица сведений о товарах, которые стали известны по окончании таможенного оформления товаров, не связанных с перерасчетом сумм таможенных платежей по таможенной декларации на бланке единого административного документа.

Как видим, случай, описанный в вопросе, относится к первой категории.

 

Порядок оформления листа корректировки

Лист корректировки составляется должностным лицом подразделения таможенного органа, которым осуществлялся выпуск товаров по таможенной декларации, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган информации о доплате (возврате) сумм таможенных платежей или регистрации заявления декларанта (уполномоченного лица) в таможенном органе, с помощью автоматизированной системы таможенного оформления и распечатывается в двух экземплярах на листах формата А4.

На обоих экземплярах листа корректировки такой сотрудник таможенного органа ставит подпись и дату, заверяет их личной номерной печатью. Электронный экземпляр листа вносится им в локальную базу данных таможенного органа и Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Украины (ЕАИС) и передается специализированным таможенным органом в соответствующий орган ГНС (см. пп. 3, 7, 8, 9 Порядка № 1145, п. 37 Положения № 450).

Согласно пп. 12, 13 Порядка № 1145 в случае доплаты или возврата таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии) заполняются разделы II и III листа корректировки.

При этом в разделе II отражается расчет сумм таможенных платежей по новым ведомостям (графа 47 таможенной декларации).

А в раздел III включаются фактические сведения о доплате (возврате) таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии), а именно:

— в колонке «Код виду платежу» отражаются коды видов таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии) в соответствии с классификатором видов поступлений бюджета, контролируемых таможенными органами. В рассматриваемой ситуации в данной колонке должен фигурировать код «028» («Податок на додану вартість з товарів, увезених на територію України суб’єктами підприємницької діяльності») согласно Классификатору видов поступлений бюджета, контролируемых таможенными органами, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 20.09.2012 г. № 1011;

— в колонке «Сума» приводится уплаченная (возвращенная) сумма соответствующих таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии). В описанной в вопросе ситуации это сумма НДС, которая уплачена на основании уточненных данных. То есть это разница между суммой, приведенной в разделе II листа корректировки, и суммой, указанной в графе 47 таможенной декларации, оформленной в декабре 2012 года;

— в колонке «Дата» указывается дата перечисления средств в Государственный бюджет Украины или дата возврата средств из Государственного бюджета Украины. В данном случае здесь должна быть приведена дата уплаты предприятием в госбюджет суммы, определенной в налоговом решении-уведомлении таможенного органа;

— в колонке «Підстава» приводится код основания осуществления доплаты (возврата) сумм таможенных платежей, штрафных санкций (при наличии) в соответствии с классификатором оснований осуществления доплаты (возврата) сумм таможенных платежей. В данном случае здесь должен быть проставлен код «1» («Податкове повідомлення-рішення, направлене митним органом платнику податків») согласно Классификатору оснований осуществления доплаты (возврата) сумм таможенных платежей, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 20.09.2012 г. № 1011;

— в колонке «Напрям руху коштів» указывается код направления движения средств: «1» — в случае осуществления налогоплательщиком доплаты, «2» — при возврате средств из Государственного бюджета Украины. В рассматриваемой ситуации здесь должен быть указан код «1».

Один экземпляр оформленного листа корректировки и листы с обозначением «3/8» таможенной декларации (в случае их предоставления) передается декларанту или уполномоченному им лицу под его личную роспись. Второй экземпляр листа корректировки и копии документов, на основании которых он был составлен, хранятся в подразделении таможенного органа, составившего этот документ.

Оформленный лист корректировки является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации на бланке единого административного документа.

Электронные копии листов корректировки хранятся в локальных базах данных таможенных органов и ЕАИС отдельно от электронных копий соответствующих таможенных деклараций (электронных таможенных деклараций), без внесения изменений в такие электронные копии таможенных деклараций (электронные таможенные декларации) (п. 37 Положения № 450).

 

Порядок отражения сумм, указанных в листе корректировки, в декларации по НДС и Реестре выданных и полученных налоговых накладных

По мнению сотрудников налогового ведомства (см. консультацию, размещенную в разделе 130.10 ЕБНЗ), если на основании решения таможенного органа уменьшена (увеличена) сумма НДС, уплаченная плательщиком при импорте товаров и задекларированная в таможенной декларации, то такой плательщик обязан соответственно* увеличить (уменьшить) сумму НДС, относящуюся в налоговый кредит, в налоговой отчетности за тот налоговый период, в котором получено такое решение.

* Налоговики здесь, видимо, немного запутались. На самом деле по логике такое соответствие должно заключаться в том, что если таможенный орган увеличивает сумму «импортного» НДС, то налогоплательщик-импортер, руководствуясь пп. 198.1, 198.2 НКУ, имеет право в этом случае на уплаченную таможенным органам сумму НДС увеличить свой налоговый кредит (включить ее в строку 12.1 декларации по НДС) на дату такой уплаты. И наоборот, если сумма «импортного» НДС таможенным органом уменьшена, то налоговый кредит импортера должен быть уменьшен.

А в письме ГНСУ от 30.11.2011 г. № 6445/6/15-3415-26, выводы которого хотя и базируются на прежнем порядке оформления листа корректировки, но не должны, на наш взгляд, измениться, уточнено, что налогоплательщик, осуществивший доплату сумм НДС таможенным органам в связи с увеличением таможенной стоимости импортных товаров, имеет право включить ее в налоговый кредит в том отчетном периоде, в котором оформлен лист корректировки таможенной декларации, даже если доплата была произведена в предыдущем отчетном периоде.

Это вполне логично, поскольку право на налоговый кредит по НДС, как было отмечено выше, возникает у импортера на дату уплаты НДС по налоговым обязательствам в соответствии с п. 187.8 НКУ (см. пп. 198.1, 198.2 НКУ). Документом, удостоверяющим право на налоговый кредит, в этом случае является таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства и подтверждающая уплату налога (п. 201.12 НКУ). Оформленный же лист корректировки, как мы сказали выше, является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации, а значит, он является подтверждением осуществления доплаты НДС таможенным органам. Без него на увеличение налогового кредита рассчитывать не стоит, это следует из п. 198.6 НКУ.

Таким образом, в данной ситуации сумма НДС, указанная в колонке «Сума» раздела III листа корректировки (т. е. положительная разница между суммой, приведенной в разделе II листа корректировки, и суммой, указанной в графе 47 таможенной декларации, оформленной в декабре 2012 года), должна быть включена со знаком «+» в строку 12.1 декларации по НДС за тот отчетный налоговый период, на который приходится дата составления таможенным органом данного документа,
т. е.
за февраль 2013 года.

Причину появления значения в строке 12.1 декларации по НДС имеет смысл пояснить письменно в произвольной форме. Такое пояснение следует приложить к декларации, проставив при этом в ее заключительной части пометку в соответствующем служебном поле «доповнення (за довільною формою) відповідно до пункту 46.4 статті 46 розділу II Кодексу».

Кроме того, не помешают копии листа корректировки, налогового уведомления-решения таможенного органа и документа, подтверждающего уплату суммы, указанной в таком уведомлении-решении. Хотя в принципе, как следует из п. 37 Положения № 450, электронный экземпляр листа корректировки, заверенный электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, таможенники должны самостоятельно передать органу ГНС. Правда, Гостаможслужба Украины в письме от 17.12.2012 г. № 12/2-12.2/4989-ЕП признавала, что на то время передача электронных данных по оформленным листам корректировки в уполномоченные банки и налоговые органы не была реализована, и просила подведомственный ей департамент, ответственный за этот вопрос, в кратчайшие сроки согласовать и подписать соответствующие протоколы по обмену информацией из листов корректировки, в частности с НБУ и ГНСУ. Ведь, например, полученная от таможенных органов официальная информация относительно уточнения данных, в частности листы корректировок, которыми оформлены изменения к таможенным декларациям, должна учитываться уполномоченными банками при осуществлении контроля за экспортно-импортными операциями своих клиентов (см. письмо НБУ от 28.02.2013 г. № 28-311/699/2529).

Что касается внесения соответствующей информации в Реестр выданных и полученных налоговых накладных, то, с учетом Порядка № 1340, а также принимая во внимание «старые» разъяснения налоговиков относительно включения таможенных деклараций при импорте товаров в прежнюю форму Реестра, которая была утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1002 (в частности, консультацию, размещенную в разделе 130.23 ЕБНЗ, действовавшую до 01.03.2013 г., т. е. до вступления в силу новой формы Реестра), раздел II нового Реестра в рассматриваемой ситуации можно заполнить так:

— в графе 1 проставить номер записи, который переносится на лист корректировки;

— в графе 2 привести дату получения листа корректировки;

— в графе 3 указать дату оформления листа корректировки;

— в графе 4, поскольку лист корректировки является неотъемлемой частью таможенной декларации, зафиксировать номер такой таможенной декларации, в частности последние шесть знаков ее порядкового номера;

— в графе 5 привести обозначение «МДП» (если таможенная декларация была составлена на бумажном носителе) или «МДЕ» (если была оформлена электронная таможенная декларация);

— в графе 6 проставить страну нерезидента и наименование (фамилию, имя, отчество/при наличии/ — для физического лица) нерезидента;

— в графе 7 указать условный индивидуальный налоговый номер «300000000000». Если товары, приобретенные у нерезидента, не предназначались для использования в хоздеятельности или были приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 НКУ, в этой графе приводится условный индивидуальный налоговый номер «200000000000»;

— в графе 8 со знаком «+» привести общую сумму корректировки стоимости товаров, включая НДС;

— в графе 9 со знаком «+» указать сумму корректировки стоимости товаров без НДС;

— в графе 10 со знаком «+» проставить сумму НДС, определенную исходя из суммы корректировки стоимости товаров, приведенной в графе 9, т. е. сумму доплаты, указанную в колонке «Сума» раздела III листа корректировки.

Напомним, что согласно абзацу третьему п. 188.1 НКУ при поставке товаров, ввезенных плательщиком на таможенную территорию Украины, база налогообложения определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости таких товаров, но не ниже их таможенной стоимости. Поэтому имейте в виду: при увеличении таможенной стоимости импортированного товара в связи с доплатой ввозного НДС предприятие должно будет увеличить и базу обложения НДС при продаже этого товара на таможенной территории Украины.

Таков в данном случае порядок отражения сумм, указанных в листе корректировки таможенной декларации, в НДС-отчетности предприятия-импортера. Как видим, процедура эта вовсе не сложная, главное — подойти к ней внимательно и скрупулезно. Впрочем, этих качеств нашим читателям не занимать.

В завершение добавим, что субъекты ВЭД, обнаружившие ошибку в уплате таможенных платежей, могут и самостоятельно осуществить их доплату таможенным органам. Так, например, по информации Гостаможслужбы Украины, размещенной на сайте: http://www.customs.gov.ua, предприниматели по собственной инициативе обращаются в Киевскую региональную таможню для уплаты заниженных сумм таможенных платежей при осуществлении ими экспортно-импортных операций. Благодаря добросовестности бизнеса в 2012 году в госбюджет дополнительно перечислено 13,5 млн грн., в 2011 году этот показатель был в 10 раз меньше — 1,3 млн грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше