Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2013/№ 36
Печать
Статья

Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства

 

Продажа алкогольных напитков и пива всегда являлась одной из наиболее прибыльных статей доходов оптово-розничной торговой сети. Одним из обязательных условий такой торговли многие годы является уплата сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. В данной статье рассмотрим современные правила его взимания и обратим внимание на нюансы отражения этого сбора в учете и отчетности.

Елена ИВАНОВА, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 587 — Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV.

Порядок № 587 — Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный постановлением КМУ от 15.07.2005 г. № 587.

Обобщающее налоговое разъяснение № 483 — Обобщающее налоговое разъяснение относительно применения норм Закона Украины от 09.04.99 г. № 587-XIV «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства», утвержденное приказом ГНАУ от 06.07.2010 г. № 483.

 

Прежде всего, отметим, что в соответствии с п.п. 9.1.15 НКУ сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — хмелесбор) отнесен к общегосударственным налогам и сборам. Законом Украины от 06.12.2012 г. № 5519-VI, вступившим в силу 3 января 2013 года*, внесены изменения в п.п. 5 п. 2 разд. ХIХ «Заключительные положения» НКУ, согласно которым утратили силу нормы Закона № 587.

* Подробности на сей счет см. в статье «Очередная порция НКУ-изменений: анализируем вместе» («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 6).

Отныне порядок уплаты хмелесбора регулируется нормами п. 16 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ. При этом его предполагается взимать до 01.01.2018 г.

Обращаем внимание, что в связи с указанными изменениями в законодательстве кардинальных перемен в порядке начисления и уплаты хмелесбора не произошло. Рассмотрим основные моменты его взимания и отражения в учете и отчетности.

 

Плательщики сбора

Плательщиками хмелесбора по-прежнему являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво (п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Сразу подчеркнем, что плательщики единого налога освобождены от уплаты указанного сбора в соответствии с п.п. 6 п. 297.1 НКУ (см. также письмо ГНАУ от 12.01.2012 г. № 909/7/15-5117).

Чтобы конкретнее очертить круг плательщиков хмелесбора, нужно выяснить отдельные из упомянутых выше понятий.

Во-первых, поскольку в п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ идет речь о субъектах предпринимательской деятельности, плательщиками хмелесбора являются как предприятия, так и физические лица — предприниматели.

Во-вторых, в отношении оптово-розничной торговой сети можно ориентироваться на «классические» определения из ст. 1 Закона № 481, а именно:

оптовая торговля — деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для дальнейшей их реализации субъектам хозяйствования розничной торговли, другим субъектам хозяйствования;

розничная торговля — деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других субъектах хозяйствования общественного питания*. К ним относятся: фабрики-кухни, фабрики-заготовительные, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии.

* Заметим, что в настоящее время предприятия общественного питания следует именовать учреждениями ресторанного хозяйства в соответствии с изменениями, внесенными приказом Минэкономики от 09.10.2006 г. № 309 в Правила работы учреждений (предприятий) общественного питания, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.2002 г. № 219.

В-третьих, понятия «алкогольные напитки» и «пиво» также определены ст. 1 Закона № 481. Так, алкогольные напитки — это продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 % объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 2204, 2205, 2206 и 2208.

Согласно УКТ ВЭД к перечисленным кодам относятся:

2204 — вина виноградные, включая вина крепленые; сусло виноградное, кроме указанного в товарной позиции 2009;

2205 — вермут и другое вино виноградное, с добавлением растительных или ароматизирующих экстрактов;

2206 — другие сброженные напитки (например, сидр, перри (грушевый напиток), напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками, не включенные в другие группировки;

2208 — спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об. %; спиртовые дистилляты и спиртные напитки, полученные путем перегонки, ликеры и другие напитки, содержащие спирт.

Пиво — насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, полученный при брожении охмеленного сусла пивными дрожжами, который относится к товарной группе УКТ ВЭД с кодом 2203. В свою очередь, безалкогольное пиво — это пенистый напиток с объемной частью спирта не более чем 0,5 %, который относится к товарной группе УКТ ВЭД по коду 2202.

При этом необходимо иметь в виду, что определение плательщиков хмелесбора предусматривает торговлю пивом без разделения его на алкогольное и безалкогольное. Поэтому плательщиками сбора являются также те СПД, которые реализуют и безалкогольное пиво. Такой вывод подтверждается мнением ГНАУ, изложенным в Обобщающем налоговом разъяснении № 483 (его можно использовать в качестве ориентира, несмотря на то что Закон № 587, нормы которого оно разъясняет, утратил силу) и письме от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-0215 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 31).

Таким образом, если реализуемые напитки соответствуют приведенным выше определениям алкогольных напитков и/или пива (в том числе безалкогольного), то с их реализации необходимо уплачивать хмелесбор, если нет — объект обложения хмелесбором отсутствует.

Следует также отметить, что к ликеро-водочным напиткам отнесены и слабоградусные (слабоалкогольные) напитки, имеющие крепость 6,0 — 12,0 %, такие, как «Бренди-кола», «Ром-кола», «Джин-тоник», «Лонгер».

Что касается реализации алкогольных коктейлей, то, по нашему мнению, их реализация должна облагаться хмелесбором, поскольку алкоголесодержащим коктейлем с точки зрения п.п. 4.17 Национального стандарта Украины «ДСТУ 3297:95. Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения» является алкогольный напиток крепостью от 20 % до 40 %, а значит, такие напитки подпадают под определение алкогольного напитка, данное ст. 1 Закона № 481.

Хотя ранее налоговиками и высказывалось либеральное мнение относительно того, что обложению хмелесбором подлежит только «алкогольная часть» коктейля («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41, с. 45, см. также поддержку данной позиции в письме Минэкономики от 27.06.2007 г. № 91-28/165), мы всегда придерживались более безопасного подхода. В конце концов, именно на нем сегодня остановились налоговики — в соответствующей консультации из ЕБНЗ под кодом 15.02 сказано, что объектом обложения хмелесбором является вся сумма выручки — товарооборота, полученного от реализации коктейлей, изготовленных с использованием алкогольных напитков.

В отношении алкоголесодержащих кондитерских изделий приведем позицию контролеров из другой консультации: если предприятие, осуществляющее деятельность в ресторанном хозяйстве, в соответствии с технологическими картами (рецептурами) использует алкогольные напитки для производства фирменных блюд, кулинарных, а также мучных кондитерских и булочных изделий, и при этом выручку от реализации алкогольных напитков не отражает, то хмелесбор ему уплачивать не нужно (см. ЕБНЗ, разд. 15.02).

Если говорить о продаже алкоголесодержащего кофе, то, он, по нашему мнению, облагаться хмелесбором не должен. Ведь такой кофе не упоминается в УКТ ВЭД под соответствующим кодом, а значит, его нельзя считать алкогольным напитком. Подробнее с нюансами взимания хмелесбора при реализации алкоголесодержащих продуктов, а также с вопросами лицензирования этой деятельности можно ознакомиться в статье в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 98, с. 41.

Обращаем внимание, что производители алкогольных напитков и пива являются плательщиками сбора лишь при условии реализации ими этой продукции в розничной торговле непосредственно потребителям. То есть, если предприятия-производители реализуют продукцию через свои фирменные магазины, они являются плательщиками сбора. В случае поставки такой продукции в рамках собственного производства субъектам оптовой и розничной торговли они не являются плательщиками сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (абз. второй п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

При решении вопроса об уплате хмелесбора, в случае если головное предприятие осуществляет оптово-розничную торговлю алкогольными напитками и пивом через филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, следует учитывать, что НКУ не называет их в качестве самостоятельных плательщиков этого сбора. Это значит, что в данном случае плательщиком сбора будет выступать головное предприятие, а не филиал. Об этом, кстати, идет речь в Обобщающем налоговом разъяснении № 483.

Кроме того, довольно часто при реализации алкогольных напитков и пива предприятия используют договора комиссии (консигнации). Отметим, что плательщиками сбора могут быть как комитенты (кроме производителей-комитентов в случае осуществления ими оптовой торговли указанной продукцией в рамках собственного производства), так и комиссионеры, в зависимости от того, кто из них получил выручку от реализации продукции. Это следует из положений абз. третьего п.п. 1.1 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Если по реализованной продукции каждый из них получил часть выручки, то и сбор начисляется и уплачивается комитентом и комиссионером зависимости от объема полученной ими выручки.

 

Ставка и объект налогообложения

Ставка сбора составляет 1,5 % от объекта налогообложения (п.п. 1.4 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Теперь определимся, что же является объектом налогообложения. Подпунктом 1.3 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (как и раньше Законом № 587) объект налогообложения определен как выручка (товарооборот), полученная на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплату в денежной форме.

Однако в НКУ не приведено определение термина «выручка (товарооборот)» в целях взимания хмелесбора. Не поясняется этот термин и в ЕБНЗ. Между тем в практике взимания хмелесбора выработался подход, против которого никогда не возражали налоговики: выручка (товарооборот) — это общая сумма от продажи продукции, включающая в том числе НДС и акцизный сбор.

Таким образом, сбор уплачивается на каждом этапе реализации алкогольных напитков и пива из суммы выручки, включающей сумму НДС и акцизный сбор.

Следует отметить, что под объект подпадает как денежная выручка, так и бартерная. Кроме того, представители ГНАУ видят в объекте и бесплатные отгрузки, в том числе бесплатные раздачи при проведении рекламных мероприятий и презентаций (см. консультацию из ЕБНЗ под кодом 15.02).

Также отметим, что при начислении сбора суммы возвратов товара от покупателей и предоставленные скидки при продаже не учитываются (о возвратах см. консультацию из ЕБНЗ под кодом 15.02). А вот если в цену оптовой реализации пива включена стоимость тары, которая отдельно не выделена, то объектом обложения хмелесбором будет общая выручка от реализации пива по цене, указанной в товаросопроводительных документах (см. там же).

Чрезвычайно важным вопросом является дата возникновения налоговых обязательств по хмелесбору. Прямо об этом в НКУ не сказано. Однако поскольку согласно п.п. 1.3 п. 16 подразд. 10 разд. ХХ этого Кодекса объектом обложения сбором является выручка — полученный товарооборот, можем утверждать, что, как и прежде, речь идет о моменте, когда наступили оба события: как отгрузка продукции, так и получение оплаты за нее. Такой же порядок применялся на практике и в период действия Закона № 587 (см. письмо ГНАУ от 23.03.2010 г. № 5839/7/21-0117).

 

Уплата сбора и отчетность

Расчет суммы сбора составляется по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 01.12.2009 г. № 671.

Согласно п. 2 Порядка № 587 расчет предоставляется в орган ГНС ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Уплачивать сбор в бюджет следует в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления расчета.

Что касается заполнения расчета, то в колонке 2 «Вид товару» плательщики сбора указывают в отдельных строках алкогольные напитки и/или пиво. Причем данные приводятся сгруппированно, без детализации по видам, т. е. данные об объеме выручки от реализации «алкогольного» и «безалкогольного» пива попадают в одну строку (см. консультацию из ЕБНЗ под кодом 15.05).

Необходимо также обратить внимание на позицию ГНАУ относительно представления отчета в случае отсутствия в отчетном месяце факта реализации алкогольных напитков и пива. Так вот, по мнению ГНАУ, изложенному в письме от 16.03.2010 г. № 2607/6/21-0215 («Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 31), п. 6.4 Обобщающего налогового разъяснения № 483, а также консультации из ЕБНЗ под кодом 15.05, расчет подается в любом случае, даже если в отчетном месяце отсутствует объект начисления сбора, с прочерками. Причем это надо делать до тех пор, пока плательщик окончательно не решит отказаться от соответствующего вида деятельности и не подаст в налоговый орган соответствующее заявление. К тому же, для тех субъектов, которые реализуют алкогольную продукцию, должен наступить срок окончания или аннулирования алкогольной лицензии (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 92, с. 36).

Если плательщик сбора самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в представленном им ранее расчете, такой плательщик обязан подать уточняющий расчет с исправленными показателями. Причем уточняющий расчет подается по форме и за отчетный период, в котором была допущена ошибка, с раскрытием информации о сумме налогового обязательства в результате исправления самостоятельно выявленных ошибок.

К каждому уточняющему расчету прилагается отдельная Справка о сумме сбора, которая уменьшает или увеличивает налоговое обязательство в результате исправления самостоятельно обнаруженной ошибки в предыдущих отчетных периодах.

 

Ответственность

Ответственность за непредставление или несвоевременное представление расчета суммы сбора установлена п. 120.1 НКУ, согласно которому штраф составляет 170 грн. За повторное нарушение в течение года штраф увеличивается до 1020 грн.

За нарушение сроков уплаты сбора предусмотрены следующие штрафы (п. 126.1 НКУ):

10 % от суммы — при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства;

20 % от суммы — при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства.

Также в случае несвоевременной уплаты хмелесбора налогоплательщик обязан будет уплатить и пеню в соответствии с нормами п. 129.1.1 НКУ.

 

Налоговый и бухгалтерский учет

В налоговом учете расходы по хмелесбору отражаются в составе прочих операционных расходов на основании абз. «в» п.п. 138.10.4 НКУ как суммы начисленных налогов и сборов, установленных этим Кодексом, и приводятся в стр. 06.4.13 приложения IB к декларации по налогу на прибыль.

Согласно п.п. 138.5.1 НКУ датой осуществления расходов, начисленных плательщиком налога в виде сумм налогов и сборов, считается последний день отчетного налогового периода, за который производится начисление налогового обязательства по налогу и сбору.

Бухгалтерский учет хмелесбора покажем на примере.

Предприятие «А» за апрель 2013 года реализовало в оптовой торговле алкогольную продукцию на сумму 60000 грн (в т. ч. НДС 10000 грн) и пиво на сумму 12000 грн. (в т. ч. НДС — 2000 грн.). Ставка сбора составляет 1,5 % от общей суммы выручки, полученной за месяц.

Рассчитываем сумму сбора: (60000 + 12000) х 1,5 % = 1080 грн. (см. таблицу).

 

Отражение хмелесбора в бухгалтерском и налоговом учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн

Налоговый учет

Дт

Кт

Доходы

Расходы

1

Продукция реализована покупателям

361

702

72000

60000

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

12000

3

Начислен хмелесбор

702

642

1080

1080

4

Перечислен сбор в бюджет

642

311

1080

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше