Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Продление проверки после ее окончания не допускается

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Продление проверки после ее окончания не допускается

 

На предприятии проводилась плановая налоговая проверка, последним днем которой было указано 2 апреля 2013 года. Однако 8 апреля нами был получен приказ от 03.04.2013 г. о продлении проверки еще на два рабочих дня: 8 и 9 апреля. Правомерны ли действия налогового органа?

(г. Харьков)

 

Считаем, что продление проверки таким способом противоречит требованиям Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), а значит, налогоплательщик имеет право не допустить представителей налогового органа к проверке в те дни, на которые она была продлена. Рассмотрим, какими аргументами можно воспользоваться в подобной ситуации.

Как известно, НКУ действительно предусматривает возможность продления сроков проведения выездных проверок. Общие правила, касающиеся сроков проведения налоговых проверок, могут быть представлены в виде такой таблицы.

 

Вид проверки

Длительность проведения

В отношении крупных налогоплательщиков

В отношении субъектов малого предпринимательства*

В отношении других субъектов

Плановая

Не более 30 раб. дн. дней с возможностью продления не более чем на 15 раб. дн.
Может быть приостановлена

Не более 10 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 5 раб. дн.
Возможность приостановления не предусмотрена

Не более 20 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 10 раб. дн.
Возможность приостановления не предусмотрена

Внеплановая

Не более 15 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 10 раб. дн.
Может быть приостановлена

Не более 5 раб. дн.
(3 раб. дня — для физлиц-предпринимателей без наемных работников при наличии условий, названных в абз. третьем — восьмом п. 82.2 НКУ) с возможностью продления не более чем на 2 раб. дн.
Возможность приостановления не предусмотрена

Не более 10 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 5 раб. дн.
Возможность приостановления не предусмотрена

Фактическая

Не более 10 раб. дн. с возможностью продления не более чем на 5 раб. дн.
Возможность приостановления не предусмотрена

* О критериях разграничения субъектов хозяйствования на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства см. статью «Новый Закон о господдержке малого и среднего предпринимательства» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36-37.

 

Для нас в аспекте рассматриваемого вопроса важно, что возможность приостановления предусмотрена только для выездных плановых и внеплановых проверок, проводимых в отношении крупных налогоплательщиков. При этом, напомним, крупным налогоплательщиком считается юрлицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательные налоговые (отчетные) квартала превышает 500 млн грн. либо общая сумма уплаченных в Государственный бюджет Украины налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, за такой же период превышает 12 млн грн. (п.п. 14.1.25 НКУ).

К сожалению, НКУ не приводит перечня оснований для продления сроков проведения плановой либо внеплановой проверок (исчерпывающий перечень таких оснований установлен только для фактических проверок). Поэтому приходится исходить из того, что вывод о наличии либо отсутствии необходимости продления плановой либо внеплановой проверки налоговый орган делает на свое усмотрение, но в пределах предусмотренных НКУ сроков.

Что касается вопроса о том, в какие сроки должен быть вынесен приказ о продлении проверки, то НКУ прямой нормы на сей счет не содержит. Однако требование о том, что дата, с которой продляется проверка, должна следовать за днем окончания первоначального срока ее проведения, можно сделать из общих положений о порядке проведения проверок, закрепленных НКУ. Так, НКУ считает период между последним днем, в который проводилась проверка, и днем ее продолжения, периодом ее приостановления (см. п. 82.4 НКУ). Но, и мы об этом сказали выше, приостановление возможно только при одновременном соблюдении таких требований:

— проверка проводится в отношении крупного налогоплательщика;

— о приостановлении проверки был вынесен соответствующий приказ;

— приказ должен быть вынесен до окончания проверки, т. е. не позднее последнего дня, указанного в направлении на ее проведение.

Если указанные требования соблюдены не были, проверка считается завершенной. О ее проведении должен быть составлен акт, после чего предоставлен налогоплательщику для ознакомления и подписания. Свой следующий визит налоговики должны оформить уже как новую проверку (при условии наличия оснований для ее проведения), а не как продление предыдущей.

Следует сказать, что и сами налоговые органы всегда исходили из того, что продление сроков проведения проверки начинается в первый рабочий день за последним рабочим днем, указанным в направлении на проверку (см. консультацию в Единой базе налоговых знаний, подразд. 03.04), поэтому приказ на продление проведение проверки необходимо оформлять в ходе проведения проверки и не допускать перерыва между датой окончания проверки согласно первому направлению и датой продления проверки, указанной в приказе на продление (см. Обзорное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14082/7/23-4017/354 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 10). Поскольку регулирование вопроса продления проверок в НКУ аналогично тому, как этот же вопрос решался в законодательстве до 01.01.2011 г., данная позиция сохраняет свою актуальность. На необходимость соблюдения требования о непрерывности проверки в случае ее продления указывают и суды, подчеркивая возможность именно продления сроков проведения проверки, а не возобновления либо продления уже законченной проверки (см., например, определение Донецкого апелляционного админсуда от 18.05.2010 г. № 2-а-11716/09/0570, Киевского апелляционного админсуда от 05.10.2010 г. № 2а-6071/09/2670 и др.).

Таким образом, в ситуации, по поводу которой возник вопрос, проверка могла быть продлена с 03.04.2013 г. при условии вынесения приказа о ее продлении до 02.04.2013 г. включительно. Поскольку этого сделано не было, она считается завершенной и налогоплательщик имеет законные основания не допустить проверяющих для проведения дальнейшей проверки. Напомним, если проверяющие все-таки будут допущены к проверке, использовать факт незаконности ее продления для последующего обжалования результатов проверки (в случае, если будет вынесено налоговое уведомление-решение) у налогоплательщика вряд ли получится. Дело в том, что в судебной практике, в том числе на уровне высших судебных инстанций, выработана позиция, согласно которой процедурные нарушения со стороны контролирующего органа не являются основанием для освобождения от ответственности субъекта хозяйствования за нарушения, выявленные в ходе такой проверки (см., например, постановление ВАСУ от 02.03.2011 г. № К-21684/07, определение ВАСУ от 12.07.2011 г. № К-23406/08).

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше