Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Операции в торговле. Установка платежных терминалов: на кого она распространяется?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2013/№ 39
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Установка платежных терминалов: на кого она распространяется?

 

На каких субъектов хозяйствования распространяются требования законодательства относительно установки платежных терминалов? Какая предусмотрена ответственность в случае их неустановки?

(г. Харьков)

 

Особый интерес, сложившийся в последнее время вокруг этого вопроса, на сегодняшний день вызван нормами законодательства о безналичных расчетах, которые не приведены в соответствие с прошлогодними изменениями.

В связи с этим вкратце напомним, что после изменений, внесенных Законом Украины от 18.09.2012 г. № 5284-VI (заработавших с 18.10.2012 г.), в п. 14.19 Закона о платежных системах, обновленный п. 14.19 этого Закона теперь предусматривает, что субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием электронных платежных средств (ЭПС) не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины. При этом:

требования к субъектам хозяйствования относительно приема электронных платежных средств в оплату за проданные товары (оказанные услуги) должен определить КМУ (абзац второй п. 14.19 Закона о платежных системах), а

контроль за соблюдением субъектами хозяйствования требований относительно осуществления расчетов с использованием ЭПС осуществляет ГНСУ (абзац третий п. 14.19 Закона о платежных системах, п.п. 191.1.3 НКУ).

Напомним, что прежде — до указанных измененийобязанность по оборудованию торговых точек платежными терминалами касалась только субъектов хозяйствования, применяющих РРО. Именно такие субъекты хозяйствования наряду с наличными расчетами должны были также обеспечить возможность осуществления потребителями безналичных расчетов за товары (услуги) с помощью ЭПС через платежные терминалы. В связи с чем на тот момент ситуацию в постановлении № 878 конкретизировал КМУ, устанавливая:

— сроки обустройства торговых точек субъектов хозяйствования, применяющих РРО, платежными терминалами (до 1 июля 2011 года — в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек; до 31 декабря 2011 года — в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек, а также в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек субъектами малого предпринимательства);

— количество платежных терминалов в торговой точке — из расчета не менее 50 % от количества РРО (один платежный терминал в случае наличия одного РРО);

— круг лиц, которые освобождаются от обязательной установки платежных терминалов (заведения общественного питания закрытого типа; предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м, кроме АЗС; субъекты хозяйствования в населенных пунктах с населением до 25 тыс. человек).

Теперь же из новой редакции п. 14.19 Закона о платежных системах (уже ничего не говорящей на счет РРО) напрашивается вывод о необходимости использования платежных терминалов всеми субъектами хозяйствования. В то же время во исполнение таких обновленных требований законодательства КМУ на сегодняшний день на смену постановлению № 878 новый нормативный документ (касающийся проведения расчетов субъектами хозяйствования с использованием ЭПС) пока что так и не принял. Так что формально постановление № 878 сегодня не отменено.

Вместе с тем контролирующая ситуацию ГНСУ, например, на вопрос о том, какие субъекты хозяйствования освобождаются от обязательной установки платежных терминалов, разъясняла, что устанавливать платежные терминалы обязаны все субъекты хозяйствования. Что касается неприведенного в соответствие с обновленными требованиями законодательства постановления № 878, то оно, как отмечают налоговики, с учетом п. 2 разд. Х «Заключительные положения» Закона о платежных системах, действует в части, ему не противоречащей (консультация из раздела 07.07 ЕБНЗ). Похоже, такого же мнения в этом вопросе придерживается и НБУ (письмо от 05.03.2013 г. № 25-313/2725), цитируя нормы законодательства о необходимости установки платежных терминалов субъектами хозяйствования.

А вот, например, Министерство экономического развития и торговли Украины (письмо от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12) не столь категорично, считая, что на сегодняшний день не применяющие РРО субъекты хозяйствования могут по собственному желанию оборудовать торговые точки платежными терминалами для осуществления расчетов потребителями с использованием ЭПС. Хотя в то же время и предлагало для получения более обстоятельной информации по данному вопросу опять же обратиться к более «сведущей» ГНСУ. Так что однозначных выводов на этот счет не прослеживается даже в кругу официальных органов.

Правда, смелые налогоплательщики в сложившейся ситуации могут, например, постановление № 878 вообще поставить под сомнение и говорить о том, что раз оно было издано под старую редакцию ст. 14 Закона о платежных системах, которая впоследствии подверглась изменениям, то в действительности на сегодняшний день постановление № 878 уже устарело и фактически не действует. А поскольку оно не действует, и новое ему на смену еще не утверждено, то в условиях возникшего законодательного вакуума получается, что требования относительно круга лиц, которые обязаны устанавливать платежные терминалы, сегодня, как таковые, не определены. И стало быть, до появления нового постановления применять платежные терминалы вообще никто не обязан.

При этом, конечно же, из виду не нужно упускать то, что сегодня государство последовательно проводит политику относительно увеличения объемов безналичных расчетов. Именно на развитие безналичных расчетов, очевидно, при этом и был направлен внесший обсуждаемые изменения Закон Украины от 18.09.2012 г. № 5284-VI. Поэтому не исключено, что обязанностью по установке платежных терминалов законодатель намеревался охватить как можно больший круг субъектов хозяйствования (в том числе РРО не использующих). Хотя, на наш взгляд, в расчет в таком случае все равно должна приниматься техническая возможность (ведь оборудование платежным терминалом, например, лотка вызовет вопросы, в первую очередь, технического порядка). В связи с чем соблюсти требование об установке платежных терминалов в ряде случаев попросту не представляется возможным. Поэтому, надеемся, КМУ для некоторых субъектов хозяйствования все же сделает ряд исключений. Таким образом, вопрос на сегодняшний день остается открытым и до конца не урегулированным. Очевидно, его в скором времени сумеет разрешить КМУ, озвучив требования к проведению расчетов с использованием ЭПС субъектами хозяйствования.

Вместе с тем (к сведению) стоит отметить, что за несоблюдение установленных законодательством требований относительно установки платежных терминалов и проведения расчетов с использованием ЭПС грозит серьезная ответственность в виде:

админштрафа в размере от 100 до 200 ннмдг* (т. е. от 1700 до 3400 грн.), налагаемого на физическое лицо — предпринимателя, должностных лиц юридического лица (ст. 16315 КоАП); в таком случае рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают админштраф налоговики (ст. 2342 КоАП);

штрафа в размере 500 ннмдг (т. е. 8500 грн.), налагаемого на субъектов хозяйствования органами по защите прав потребителей (п. 12 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей).

* Ннмдг — не облагаемый налогом минимум доходов граждан (17 грн.).

Тем не менее, считаем, что пока вопрос до конца не урегулирован на законодательном уровне, до прихода на смену «старому» постановлению № 878 «нового» постановления КМУ (оговаривающего требования к субъектам хозяйствования относительно установки платежных терминалов и проведения расчетов с использованием ЭПС) отмеченные штрафы, по крайней мере, к безРРО-шным субъектам хозяйствования, применяться не должны.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно