Темы статей
Выбрать темы

О применении отдельных норм законодательства

Редакция НиБУ
Письмо от 29.03.2013 г. № 1870/

О применении отдельных норм законодательства

Письмо от 29.03.2013 г. № 1870/А/22-2314

(извлечение)

 

Государственная налоговая служба Украины рассмотрела запрос <…> о разъяснении норм действующего законодательства по поднятым в запросе вопросам и сообщает следующее.

 

О включении в пятидневный срок, определенный п. 44.7 ст. 44 и п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса Украины, дня вручения акта (справки) проверки

Согласно п. 86.7 ст. 86 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) в случае несогласия плательщика налогов или его законных представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в орган государственной налоговой службы по основному месту учета такого плательщика налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки). Такие возражения рассматриваются органом государственной налоговой службы в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы в ходе проверки и указаны в замечаниях), и плательщику налогов направляется ответ в порядке, определенном в ст. 58 Кодекса для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

В соответствии с п. 44.7 ст. 44 Кодекса плательщик налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения акта проверки имеет право представить в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие.

То есть нормами Кодекса четко определено начало отсчета времени для течения соответствующего срока.

Таким образом, с учетом норм Кодекса течение 5-дневного срока, определенного п. 44.7 ст. 44 и п. 86.7 ст. 86 Кодекса, начинается со дня получения акта, включая такой день.



комментарий редакции

Налоговики в 5-дневный срок
на подачу возражений к акту проверки включают
 и день получения акта

Согласно п. 86.7 НКУ в случае несогласия плательщика налогов или его законных представителей с заключениями проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения в орган ГНС по основному месту учета такого плательщика налогов в течение пяти рабочих дней со дня получения акта (справки).

В течение этого же срока плательщик налога имеет право предоставить контролирующему органу, назначившему проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие (абз. второй п. 44.7 НКУ).

Налоговики в этой части письма на вопрос о начале отсчета срока указали, что течение 5-дневного срока начинается со дня получения акта, включая такой день.

Подобное требование к отсчету 5 дней налоговики высказывали и в «Вестнике налоговой службы Украины», 2012 г., № 34, с. 10: отсчет срока подачи возражения начинается со дня получения акта проверки, а не со следующего дня.

Однако мы с таким порядком отсчета сроков не согласны. На наш взгляд, пятидневный срок для представления возражений, а также для подачи документов следует исчислять со дня, следующего за днем получения акта проверки.

Такое правило (о том, что сроки начинают исчисляться со дня, следующего за датой (событием), с которой связано его начало) характерно для многих отраслей права. Так, согласно ч. 1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV течение процессуального срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Аналогичная норма содержится и в ст. 69 Гражданского процессуального кодекса Украины от 18.03.2004 г. № 1618-IV.

Согласно ч. 3 ст. 50 Хозяйственного процессуального кодекса Украины от 06.11.1991 г. № 1798-XII течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

И оно должно применяться, в частности, и в налоговой сфере*.

* К слову, в докодексный период налоговики при отсчете срока для возражения (ранее он составлял 3 дня) не включали день получения акта (см. письмо ГНАУ от 27.06.2006 г. № 12079/7/23-1017).

Однако с учетом сложившейся позиции налоговиков следует иметь в виду, что, возможно, этот подход придется отстаивать в суде, поэтому осторожным плательщикам советуем не медлить и представлять свои возражения на день раньше истечения предельного срока.

 

Наталия Дзюба

 

О том, является ли выставка «рекламным мероприятием» и каким определением термина «выставка» следует руководствоваться
при применении налоговых норм

Начало рекламной деятельности в Украине, порядок регулирования отношений, возникающих в процессе производства, распространения и потребления рекламы, установлены Законом Украины от 03 июля 1996 года № 270/96-ВР «О рекламе» (далее — Закон № 270/96).

Согласно ст. 1 Закона № 270/96:

реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара;

мероприятия рекламного характера — мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида рекламируемых товаров на другой;

специальные выставочные мероприятия — мероприятия, которые осуществляются с целью продвижения соответствующего товара на рынок, проводятся организованно в определенном помещении или на огражденной площадке (в том числе в местах реализации товара) в определенные сроки, рассчитанные на заинтересованных и/или профессиональных посетителей, организатор которых ограничил посещение мероприятия теми лицами, которым в соответствии с законодательством разрешается продавать демонстрируемый товар.

Исходя из сути указанных выше терминов выставка является одним из рекламных мероприятий.



комментарий редакции

Выставка является рекламным мероприятием

Полностью согласны с тем, что участие предприятия в выставках является одним из видов рекламных мероприятий. Ведь совершенно очевидно, что, демонстрируя свои товары или услуги на выставке, предприятие таким образом их рекламирует в расчете на повышение спроса.

 

Наталия Дзюба

 

Об обязанности плательщика налогов в ходе проведения проверки представлять калькуляцию себестоимости продукции

<…>

Фактическая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы относительно соблюдения норм законодательства по вопросам регулирования оборота наличности, порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформлении трудовых отношений с работниками (наемными лицами) (п.п. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 Кодекса).

Пунктом 85.2 ст. 85 Кодекса определено, что плательщик налогов обязан представить должностным (служебным) лицам органов государственной налоговой службы в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у плательщика налогов после начала проверки.

Таким образом, на запрос работников органа ГНС, которые проводят соответствующую проверку, плательщик налога обязан после ее начала представить соответствующие документы, подтверждающие правильность декларирования показателей декларации и отчетов, в том числе калькуляцию себестоимости продукции, которая используется при ведении бухгалтерского и налогового учета и связана с начислением и уплатой налогов и сборов, исполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, и относится или связана с предметом проверки.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов



комментарий редакции

При налоговой проверке налоговики требуют и калькуляцию

В данном письме налоговики указали на то, что при проверке среди документов, которые плательщик обязан представить после ее начала, должна быть в том числе калькуляция себестоимости продукции, которая, как указали налоговики, используется при ведении бухгалтерского и налогового учета и связана с начислением и уплатой налогов и сборов, и относится или связана с предметом проверки.

Однако на самом деле это не совсем так. Калькуляция не входит в число документов, которые при проверках имеют право требовать налоговики.

Согласно п. 597 Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденных приказом Министерства промышленной политики Украины от 09.07.2007 г. № 373, калькуляция — представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат в денежном выражении на производство единицы изделия или партии изделий, а также на выполнение работ и услуг, и не являющийся первичным документом. На это мы уже обращали внимание читателей (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 57, с. 15).

Выступая по своей сути расчетом, калькуляция служит основой для определения средних затрат производства и установления себестоимости продукции, но никакой хозяйственной операции (т. е. действия или события, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия) она не подтверждает. Согласен с этим и Минфин, который еще в письме от 29.05.2009 г. № 31-34000-10-16/14618 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 62, заключил: калькуляция себестоимости единицы изготовленной продукции не соответствует признакам первичного документа, поскольку ею не фиксируется никакая хозяйственная операция, распоряжение или разрешение на проведение хозяйственной операции. Аналогичное мнение высказал Минфин и недавно (см. письмо от 15.02.2013 г. № 31-08410-07/23-357/246).

Кроме того, ни в п.п. 20.1.8 НКУ, оговаривающем, какие документы имеют право проверять налоговики при проверке, ни в п.п. 75.1.2 НКУ, регламентирующем порядок проведения документальных проверок, калькуляция не фигурирует среди перечисленных документов. Калькуляция не относится и к числу упомянутых в ст. 44 НКУ документов, ведение которых предусмотрено законодательством. Подробнее об этом см. «Требование проверяющих предоставить калькуляцию себестоимости: правомерно ли?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 42, с. 47.

Разработка на предприятии рабочей инструкции по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции — мера, скорее, целесообразная, нежели обязательная (см. подробно спецвыпуск газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 7). Требовать же предоставления документов, ведение которых не предусмотрено законодательством Украины в качестве обязательного для налогоплательщика, налоговые органы не могут.

С другой стороны, в предоставлении подобных документов может быть заинтересовано само предприятие. Тем более, что их непредоставление вполне может привести к доначислению налоговых обязательств и, следовательно, к возникновению налогового спора.

 

Наталия Дзюба

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше