Работник отчитался при помощи чека спустя длительное время (год и более): каковы налоговые последствия?
Работник предприятия в соответствии с заключенным с ним договором поручения некоторое время совершал покупки для предприятия за свой счет. Теперь же он отчитался по ним, однако некоторые из предоставленных им чеков датируются прошлым годом и ранее. Можно ли на основании таких чеков возместить работнику его расходы, а также отразить их в налоговом учете?
(г. Полтава)
Возмещение расходов работника. Принять такие чеки с целью возмещения работнику соответствующих расходов можно, поскольку, как отмечали сами налоговики, срок для составления авансового отчета при расходовании работником собственных средств ничем не ограничен (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 07.16).
Налоговый кредит. Как известно, в соответствии с п. 201.11 НКУ для подтверждения налогового кредита можно использовать в том числе и кассовые чеки, но лишь в пределах 240 грн. (с учетом НДС) за день. Причем если сумма НДС в одном чеке превышает указанный лимит, то по нему нельзя отражать налоговый кредит даже в пределах названной выше суммы. Таким образом, если работник, израсходовавший собственные средства, отчитался при помощи чека, плательщик, с учетом указанного предела, может рассчитывать на налоговый кредит, но при условии, что приобретенный работником товар (услуга) будет задействован в облагаемых поставках в пределах хозяйственной деятельности. Однако это общий случай, в то время как в нашей ситуации присутствует специфика, обусловленная существенным промежутком времени с момента составления чека (осуществления расчетной операции) до его предоставления предприятию — год и более.
Что касается предельного срока с момента составления чека, в течение которого он может использоваться для отражения налогового кредита, то налоговики о нем, как правило, не упоминают, однако это не означает, что учитывать его не придется. Прежде всего коснемся сроков, установленных п. 198.6 НКУ: 365/60 календарных дней. Для того чтобы разобраться с тем, распространяются ли они на кассовые чеки, обратим внимание на абзацы первый и второй названного пункта: в нем указываются как налоговая накладная, так и ее заменители, к которым относятся в том числе и кассовые чеки. Вместе с тем в его абзацах третьем и четвертом, которыми установлены соответствующие сроки, речь уже идет лишь о налоговых накладных, в связи с чем можем заключить, что на чеки такие сроки распространяться не должны*. Кроме того, даже если закрыть глаза на этот аргумент, невозможность применения в данном случае 365-дневного срока также связана с тем, что он начинает рассчитываться лишь после получения соответствующего документа, в то время как кассовый чек будет считаться полученным предприятием лишь после утверждения авансового отчета. Что касается срока в 1095 календарных дней, то для его применения в данном случае также каких-либо оснований нет (дело в том, что в таком случае плательщик не исправляет ошибку согласно п. 50.1 НКУ), однако мнение контролеров по этому поводу предугадать довольно сложно: они склонны «притягивать» его даже к тем ситуациям, к которым данный срок прямого отношения не имеет (см., например, письмо ГНСУ от 08.06.2012 г. № 16100/7/15-3417-08//«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 75, с. 9).
Как видим, правовых оснований для ограничения сроков, в течение которых предоставленный работником чек может быть использован для отражения налогового кредита, нет. Несмотря на это, определенные сроки учитывать все же придется — и причиной тому служат существующая технология печати чеков и условия окружающей среды. Дело в том, что, как известно, с целью отражения налогового кредита кассовый чек должен содержать определенный набор реквизитов (названных в п. 201.11 НКУ и Положении о форме и содержании расчетных документов, утвержденном приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614), а потому жизненно важно, чтобы информация в нем была читаемой. В этой связи стоит помнить, что со временем сведения, указанные в кассовых чеках, в большинстве своем подлежат так называемому выгоранию/выцветанию, что обусловлено технологией их печати. Как результат, в случае потери хотя бы одного обязательного реквизита, использовать такие чеки для отражения налогового кредита не получится.
Кроме того, напомним о некоторых особенностях отражения на основании таких чеков налогового кредита. Начнем с того, что в свое время в консультации, размещенной в разделе 130.17 Единой базы налоговых знаний (действовала до 25.01.2013 г.), налоговики прямо признавали то, что чек может считаться полученным лишь в момент утверждения авансового отчета, а потому с целью отражения по нему налогового кредита следует ориентироваться на эту же дату. Вместе с тем в настоящее время их подход к отражению налогового кредита по кассовым чекам, предоставленным подотчетными лицами, довольно неоднозначен, что связано с выводами в письме ГНСУ от 21.03.2013 г. № 116/4/15-33-13 (см. на с. 37). С их критикой можно ознакомиться на с. 18 данного номера, там же изложен и порядок отражения таких чеков в отчетности по НДС.
Расходы. В части расходов каких-либо особенностей нет: после утверждения авансового отчета с приложением к нему соответствующего чека такие расходы должны отражаться или по дате увеличения доходов от продажи товаров (работ, услуг), или в момент их осуществления согласно правилам бухгалтерского учета (в том числе по дате утверждения отчета, если, например, момент их осуществления произошел до даты такого утверждения). Что касается предельных сроков для учета таких чеков, то, по нашему мнению, НКУ их не ограничивает, однако не исключено, что налоговики будут настаивать на максимальном сроке в 1095 дней с момента составления, а потому с их отражением следует проявлять осмотрительность. Об указании подобных расходов в декларации по налогу на прибыль см. материал на с. 18.
Еще один вопрос, который может заинтересовать бухгалтеров, связан с тем, может ли стоимость покупки квалифицироваться как возвратная или безвозвратная финпомощь. Он уже рассматривался в указанном выше материале, а потому здесь мы лишь отметим, что стоимость приобретенных работником товаров (работ, услуг) превратится в задолженность предприятия перед работником лишь после утверждения авансового отчета. При этом такая задолженность в любом случае не может считаться возвратной финансовой помощью, а безвозвратной она может стать лишь при условии истечения по ней срока исковой давности, который, в свою очередь, начнет течь не ранее того, как у предприятия появится обязанность возместить работнику его расходы (о расчете срока исковой давности см. на с. 26 данного номера).
Виталий Смердов, экономист-аналитик
* Не исключено, что у контролеров на этот счет будет иное мнение, о чем свидетельствует действовавшая до 05.02.2013 г. консультация в разделе 130.18 Единой базы налоговых знаний.