Темы статей
Выбрать темы

Электронные сервисы Миндоходов — продолжаем знакомство

Редакция НиБУ
Статья

Электронные сервисы Миндоходов — продолжаем знакомство

В предыдущей публикации, посвященной информационным услугам, оказываемым Миндоходов налогоплательщикам посредством Интернета («Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 86, с. 20), мы рассмотрели некоторые из сервисов, предлагаемых сайтом minrd.gov.ua. В этот раз вашему вниманию представим еще несколько онлайн-сервисов, которые могут пригодиться активному и любознательному бухгалтеру.

Александр Ключник, налоговый эксперт

 

Из анонсированных в прошлой статье нам осталось рассмотреть такие сервисы, как «База знаний», «Электронный кабинет плательщика налогов», «Адреса массовой регистрации» и «Декларирование онлайн». Таким образом, мы завершаем обзор тех возможностей, которые собраны на главной странице официального сайта Миндоходов в горизонтальном прокручивающемся меню.

База знаний

Это один из самых широко востребованных сервисов, ранее известный под названием Единая база налоговых знаний. С недавних пор этот сервис вобрал в себя консультации по таможенному делу и единому социальному взносу. Он представляет собой набор вопросов и ответов, сгруппированных по категориям, а в рамках категорий — по подкатегориям. С одной стороны, юридический статус консультации из БЗ (будем теперь называть ее так) не слишком высок: ее текст не утверждается приказом, она даже не имеет конкретного номера и даты «издания». С другой стороны, все понимают, что именно в этих консультациях изложены взгляды налогового ведомства на многие типичные проблемы, возникающие на практике. Налоговики на местах часто воспринимают содержащиеся в БЗ сведения как истину в последней инстанции и слепо следуют им.

Не менее важны сведения из БЗ и для налогоплательщиков. Одним эти консультации нужны для того, чтобы беспрекословно выполнять содержащиеся там рекомендации и указания, другим важно знать мнение налогового органа, чтобы в случае чего быть готовым с ним поспорить, заранее подготовившись (собравшись с мыслями и аргументами).

Поиск ответа в БЗ может осуществляться с помощью искомых слов («по фразе»), категорий и подкатегорий. При этом в качестве области поиска (т. е. того массива информации, по которому производится поиск) можно задавать:

только вопросы;

только ответы;

вопросы и ответы (установлено по умолчанию).

Как утверждают администраторы базы, консультации из БЗ не удаляются. Вопросы-ответы, ставшие неактуальными, попадают в категорию недействующих

По умолчанию поиск осуществляется среди действующих консультаций. Если же вы ранее находили в базе вопрос-ответ, а теперь не можете его найти, вероятной причиной может быть перевод такого материала в разряд недействующих. Отыскать такую консультацию можно среди тех, которые имеют статус «Не чинний».

При поиске консультаций по категориям необходимо из предлагаемого перечня категорий выбрать наиболее близкую к тематике вашей проблемы. После выбора категории следует определиться с подкатегорией. Сузив таким образом область поиска, можно просматривать содержащиеся в базе вопросы, останавливаясь на тех, ответы на которые покажутся вам полезными в том или ином конкретном случае. Перечень для просмотра появится только после нажатия кнопки «Пошук». В некоторых подкатегориях все вопросы умещаются на одну экранную страничку, а в некоторых придется пролистать несколько страничек.

При поиске консультаций по фразе (в том числе по слову) прежде всего необходимо заполнить поле «Пошук за фразою». Если после этого сразу нажать кнопку «Пошук» (остальные поля останутся заполненными по умолчанию: «Категорія» — Всі, «Підкатегорія» — Всі, «Шукати серед» — Питань та відповідей, «Статус» — Чинний), то поиск будет происходить по всему массиву содержащихся в базе вопросов-ответов, действующих на дату поиска. Сферу поиска можно сужать, выбирая конкретную категорию, а при желании и подкатегорию. Продуктивнее поиск по слову (фразе) осуществлять с указанием параметра «вопросы и ответы», а не отдельно «вопросы» или «ответы», тогда меньше вероятность пропустить полезную консультацию (собственно, именно эта опция выставлена по умолчанию).

Увлекаться выбором конкретной категории и/или подкатегории при поиске не всегда целесообразно. Предположим, вы как-то раньше наткнулись в БЗ на консультацию, являющуюся ответом на вопрос «Які розрахункові документи надаються при придбанні електронного квитка?» и теперь хотите ее найти: вернувшийся из командировки сотрудник приложил к отчету документы, свидетельствующие о покупке электронного билета на поезд. Интуитивно вам может показаться уместным обратиться к категории «102. Налог на прибыль предприятий», подкатегории «102.07.21 документы, подтверждающие расходы» или «102.07.14 расходы на командировки». Однако поиск простым перебором, поиск по фразе «електронний квиток» или по части слова «електрон», если его осуществлять в рамках указанных подкатегорий, успеха не принесет. Составители поместили искомую консультацию в раздел «109.02 обязанности субъектов хозяйственной деятельности, которые осуществляют расчетные операции в наличной и безналичной форме», т. е. отнесли ее к категории «109. Порядок применения регистраторов расчетных операций».

Вместе с тем, если осуществлять поиск по фразе «електронний квиток» по всему массиву действующих консультаций, искомый вопрос-ответ вы отыщете практически сразу.

Но и такой вариант имеет недостаток — ведь отобраны будут только те материалы, которые содержат в точности выражение «електронний квиток». В этой консультации такое выражение содержится в ответе на вопрос, что и позволило ее найти. Но так бывает не всегда.

Возможно, в рамках проблемы, для решения которой вы обратились к БЗ, вас заинтересовал бы и ответ на вопрос «Які первинні документи підтверджують витрати на придбання електронного авіаквитка для відрядження працівника підприємства?», но при поиске по фразе «електронний квиток» он вам не попадется.

Для более «тонкого» поиска имеет смысл воспользоваться символом *. Он представляет собой используемый по умолчанию в поисковых системах символ усечения в конце слова, позволяющий найти все его (слова) формы. То есть, используя в качестве поисковой фразу «електрон* квит*», вы получите выборку консультаций, в которых слова с корнем «електрон» и «квит» будут использованы в разных падежах. Это позволит не пропустить полезную консультацию. Обратной стороной такого подхода станет то, что в эту же выборку будут включены консультации, содержащие не только «квиток», но и «квитанцію» — следовательно, кроме нужных консультаций, будет еще много лишних.

В общем, для продуктивной работы с БЗ (как с базой данных) понадобится только общее понимание организации поиска, небольшой навык и большое желание J. На с. 26 представлен общий вид поисковой формы и фрагмент списка найденных консультаций для нашего примера.

Электронный кабинет плательщика налогов

Электронный кабинет плательщика налогов — это персональное автоматизированное рабочее место плательщика, работать в котором он может без использования специально установленного клиентского приложения. Именно так определен указанный сервис в «приглашающем» тексте, размещенном на первой странице самого «кабинета».

По задумке авторов концепции, преимуществом сервиса является предоставляемая им возможность бесконтактного взаимодействия плательщика налогов с Миндоходов, обеспечиваемая современными информационно-коммуникационными технологиями. И все это — в условиях защищенности и полной безопасности. Согласитесь, звучит неплохо.

«Кабинет» был запущен в тестовую эксплуатацию 10 июля 2013 г. и на первых порах был доступен только для крупных налогоплательщиков. На тот момент со стороны пользователей было много недовольных отзывов, сводившихся преимущественно к жалобам на невозможность начать работу с сервисом.

img 1

Поисковая форма и фрагмент списка найденных консультаций в БЗ

Совсем недавно «кабинет» все же заработал, изменилась к лучшему и его «внешность», интуитивно понятнее стало стартовое окно. Нынешнее функциональное наполнение сервиса далеко не окончательное, в перспективе он должен превратиться в удобный, понятный и мощный инструмент, помогающий активному пользователю.

Каковы же сегодняшние функциональные возможности «кабинета»?

При помощи данного сервиса плательщик налогов имеет возможность:

подготовить, заполнить и отправить налоговую отчетность в электронном виде;

просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом (карточки личных счетов).

Технические требования, соблюдение которых позволяет пользоваться сервисом, не слишком обременительны. Пользователю понадобится компьютер с установленной операционной системой Windows (версии от Windows XP SP3 до Windows 8), подключенный к сети Интернет; электронные ключи, выданные Аккредитованным центром сертификации ключей информационно-справочного департамента Миндоходов; установленный на компьютере Microsoft.NET версии 4.0 или выше (отсутствие которого легко устраняется предложением установить эту программу автоматически).

Если верить рассказам, звучащим из уст пропагандистов потенциальных возможностей «кабинета», у него есть все шансы стать самым востребованным «электронным помощником» бухгалтера. Так что к теме электронного кабинета плательщика налогов мы еще будем обращаться на страницах нашей газеты. Тем более, что даже в отношении уже доступных возможностей необходим некоторый опыт использования, чтобы оценить их качество.

 

Адреса массовой регистрации

Адрес массовой регистрации — это адрес, по которому зарегистрировано 10 и больше субъектов хозяйствования. Предприятия, зарегистрированные по такого рода адресам, привлекают пристальное внимание налоговой милиции. Как любят формулировать доблестные налоговые милиционеры — «для осуществления мер по постоянному сопровождению и оперативной отработке субъектов хозяйствования, зарегистрированных по таким адресам, выявления цели их создания, цепочек перераспределения доходов, реальных руководителей и собственников, прекращения их использования для минимизации налоговых обязательств».

img 2Соответственно, для налогоплательщика такого рода информация может быть интересна как минимум в двух случаях. Во-первых, при заключении договора аренды для размещения собственного офиса и указания адреса аренды как местонахождения юрлица. Во-вторых, при анализе данных о реальном или потенциальном партнере. В первом случае речь идет об имидже вашего предприятия, во втором — преимущественно об имидже вашего партнера. Не исключено, что дурная слава вашего партнера способна бросить тень и на ваше предприятие (в глазах контролирующих органов).

Чем конкретно грозит регистрация по адресу массовой регистрации (извините за вынужденную тавтологию)? Налоговые органы прямо указывают на то, что адреса массовой регистрации предприятий являются постоянным предметом особого внимания с их стороны, и даже говорят об угрозе непризнания налоговой отчетности, поданной налогоплательщиками, зарегистрированными по одному из адресов массовой регистрации, объясняя это тем, что местонахождение — один из реквизитов налоговой отчетности.

Попадание местонахождения предприятия, указанного в Едином госреестре, в перечень адресов массовой регистрации отдельные местные налоговые службы называют даже основанием для нерегистрации налоговой накладной (НН) в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН).

И наконец, «массово-зарегистрированные» предприятия — первоочередные претенденты на включение в план-график проведения налоговых проверок.

От себя заметим, что такого основания непризнания налоговой отчетности, как указание в ней адреса, попавшего по данным органов ГНС в перечень адресов массовой регистрации, нет в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) и не было в ранее действовавшем налоговом законодательстве. То же касается и (не)регистрации НН в ЕРНН.

Более того, при дальнейшей популяризации бизнес-центров (многоэтажных зданий, специально построенных или переоборудованных для размещения в них десятков и даже сотен офисов), такое понятие, как «адрес массовой регистрации», должно лишиться присущего ему сегодня негативного оттенка. Либо «обзавестись» дополнительными критериями.

Адреса массовой регистрации плательщиков налогов на сайте представлены в разрезе областей. А как этой информацией распорядиться — с учетом всего сказанного выше — анализируйте, выбирайте, решайте самостоятельно…

Декларирование онлайн

Адресован сервис физическим лицам — предпринимателям-общесистемщикам и просто гражданам. Он позволяет заполнить годовую декларацию об имущественном состоянии и доходах и сохранить результат в файле, как для печати, так и для отправки контролирующему органу по интернет-каналам.

Система предлагает к заполнению стандартный бланк декларации. По мере необходимости (при задействовании соответствующих строк и отметке о приложениях) «подгружаются» и бланки приложений. При заполнении отдельных полей производится контроль корректности внесенной информации и система обращает внимание на поле, информация в котором должна быть исправлена.

Теоретически ничто не мешает гражданину воспользоваться онлайн-представлением декларации для возврата сумм налоговой скидки — ведь все сопутствующие документы, подтверждающие право на налоговую скидку, согласно п.п. 166.2.2 НКУ должны храниться у самого плательщика и предъявляться лишь при желании их проверить представителями налоговых органов (т. е. не должны отсылаться вместе с декларацией)*.

* Подробнее об условиях предоставления налоговой скидки читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 23, с. 13.

Вместе с тем для ускорения принятия решения о возврате части уплаченного НДФЛ (при наличии у гражданина такого права) та же БЗ в подкатегориях 103.06.01 и 103.06.03 рекомендует при представлении декларации прилагать копии всех подтверждающих документов. Возможность сделать это при использовании сервиса «Декларирование онлайн» не предусмотрена.

Другим относительным препятствием в использовании обычным гражданином рассматриваемого сервиса для представления декларации средствами интернет-коммуникации выступает необходимость иметь электронный ключ и программное обеспечение для отправки заполненного на компьютере файла. И хотя получение электронного ключа в налоговых органах и доступ к программному обеспечению бесплатны, в том числе и для обычного физлица, времени на освоение всех премудростей электронного декларирования понадобится достаточно. Не каждый захочет этим заниматься ради того, чтобы один раз в году сдать несколько листиков отчетности.

Заполненную при помощи сервиса декларацию можно сохранить не только для отправки интернет-каналами, но и для распечатывания — с целью последующего представления контролирующему органу в ходе личного визита или отправки по обычной почте. Но и здесь не все удобно. Система хоть и спрашивает, с какой целью производится сохранение файла, — для представления в бумажном виде или в электронном — но сохраняет «бумажный» файл в формате xls без указания расширения. С получаемым в итоге файлом пользователю придется немного повозиться — либо выбрать программу для открытия файла с электронной таблицей из перечня, который ему предложит его Windows, либо вручную «приписать» расширение «xls» к имени файла для его автоматического «подхватывания» установленной на компьютере по умолчанию программой работы с таблицами…

В общем, на наш скромный взгляд, сервис удобнее для продвинутого предпринимателя, который и так уже имеет цифровую подпись и знаком с практической стороной представления отчетности средствами Интернет, чем для среднестатистического гражданина, столкнувшегося с необходимостью представить по итогам года декларацию об имущественном состоянии и доходах.

 

выводы


img 3
 
 
  • Следует признать, что удивление, которое миндоходовцы вызывают у налогоплательщиков количеством появляющихся электронных сервисов, скорее приятное. Большинство сервисов и востребованы, и функциональны (хотя по этой части им еще ой как есть куда развиваться ☺.

  • Главным преимуществом «электронного» общения с контролирующим органом, с точки зрения бухгалтера, вне всякого сомнения является экономия времени, а также сил и нер­вов, ранее в большом количестве растрачиваемых в длинных очередях тесных и душных коридоров налоговых инспекций.

  • Не относитесь к использованию предоставляемых сайтом Миндоходов сервисов (существующих и тех, что еще появятся) как к сложной и непонятной, а потому рутинной и малоприятной работе. Рассматривайте процесс их освоения как приобретение новых возможностей сделать вашу работу интереснее, эффективнее, продуктивнее. Тогда однажды так и случится…

 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше