Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Какой должен быть РРО?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2013/№ 89
Печать
Статья
img 1

технические требования

img 2

Какой должен быть РРО?

Используете РРО? Тогда вы, наверное, уже наслышаны о том, что он должен стать «современным» и сам (!) по электронным каналам связи передавать данные о расчетных операциях налоговикам. Торопитесь. Ведь для «осовременивания» РРО остается не так много времени. Ну а чтобы было легче сориентироваться во всем этом «РРО-модерне», о том, каким должен быть РРО сегодня и в ближайшем будущем, сейчас и поговорим.

Людмила Солошенко, налоговый эксперт

img 3Немного истории, или Как все началось

Об электронной РРО-отчетности всерьез стали говорить с 01.01.2011 г. — т. е. с переходом на НКУ. Ведь именно тогда Законом Украины от 02.12.2010 г. № 2756-VI была подкорректирована ст. 12 Закона об РРО и установлено, что регистраторы расчетных операций могут создавать контрольную ленту в электронной форме.

Впоследствии, с 01.01.2012 г. «возможность» превратилась в «долг» и за субъектами хозяйствования уже была закреплена обязанность предоставления отчетности по РРО «по проводным и беспроводным каналам связи» в электронной форме (п. 7 ст. 3 Закона об РРО пополнился двумя «обязывающими» абзацами). Хотя ввиду отсутствия технических возможностей (надлежащей «электронизированной» РРО-техники вместе с нормативно-правовой базой) в действительности такие требования были отложены до 01.01.2013 г.* Подробнее динамика всех этих РРО-событий рассматривалась в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 63, с. 32.

* О том, что до 01.01.2013 г. «электронные» требования второго и третьего абзацев п. 7 ст. 3 Закона об РРО могли выполняться субъектами хозяйствования на добровольных началах, оговорил п. 9 разд. II «Заключительные положения» Закона об РРО.

Теоретически всеобщая «РРО-электронизация» началась с 01.01.2013 г.

Именно с этой даты субъектов хозяйствования, использующих РРО, обязали предоставлять в налоговые органы контрольно-отчетную информацию по РРО в электронной форме. На это указывало и Миндоходов в письме от 17.07.2013 г. № 12036/7/99-99-22-01-03-17/800 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 5. В нем разъяснялось, что обязанность предоставления электронной РРО-отчетности уже действует и введена для всех с 01.01.2013 г., в то время как ответственность за это откладывается на год и наступает только со следующего года — с 01.01.2014 г. (подробно об ответственности мы еще поговорим в отдельной статье, см. с. 21). Хотя опять-таки по факту и в начале 2013 года выполнить такую «электронную» РРО-обязанность за неимением технической и нормативной базы все еще не представлялось возможным.

Однако шаг за шагом все приближались к цели. Главное — со временем появилась необходимая законодательная база. Был утвержден целый ряд регулирующих ситуацию нормативных документов (о чем вы уже могли узнать из газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 84, с. 32). Они приведены далее в таблице:

РРО-электронизация: нормативные документы

Сфера применения

Нормативный документ

1. Конструктивные особенности РРО и передача данных:

Приказом Министерства финансов Украины от 08.10.2012 г. № 1057 (действует c 05.11.2012 г.) утверждены:

— требования к электронной контрольной ленте и модемам

— Требования относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных (далее — Требования № 1057);

— передача электронной РРО-отчетности

— Порядок передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций по проводным или беспроводным каналам связи в органы государственной налоговой службы (далее — Порядок № 1057).

2. Госреестр РРО

Приказом Министерства доходов и сборов Украины от 01.10.2013 г. № 522 (действует с 01.10.2013 г.) утвержден Государственный реестр регистраторов расчетных операций (далее — Госреестр).

3. Использование РРО:

Приказом Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417 (действует с 18.10.2013 г.) утверждены:

— опломбирование РРО

— Порядок опломбирования регистраторов расчетных операций*;

— регистрация и применение РРО

— Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги)*;

— Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты*;

— регистрация и ведение КУРО и РК

— Порядок регистрации и ведения расчетных книг, книг учета расчетных операций*

*Отмеченные документы пришли на смену прежним аналогичным документам, утвержденным ранее приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

 

В результате после утверждения приказа Министерства доходов и сборов Украины от 28.08.2013 г. № 417 некоторые документы были отменены, а некоторые еще по-прежнему продолжают действовать:

 

Документы, которые:

отменены (утратили силу)

остаются действующими

— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614

— Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614

— Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций по купле-продаже иностранной валюты, утвержденный приказом ГНАУ от 12.02.2004 г. № 87

— Порядок предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614

— Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614

 

Учитывая, что большинство документов появилось этой осенью, в запасе остается не так уж много времени, чтобы привести в соответствии с ними свой РРО. А потому давайте выясним, каким же требованиям отныне должна соответствовать используемая РРО-техника.

Применяем РРО из Госреестра

Субъекты хозяйствования обязаны применять исключительно РРО, включенные в Госреестр, с соблюдением установленного порядка их применения. Такое правило установлено п. 3 ст. 3 и ст. 23 Закона об РРО. Иначе за несоблюдение этих требований грозит серьезная ответственность (подробнее о которой см. статью на с. 21).

Учтите: с 01.10.2013 г. действует новый Госреестр РРО, утвержденный приказом Миндоходов от 01.10.2013 г. № 522

В него уже включены только те модели РРО, которые обеспечивают передачу налоговикам контрольно-отчетной информации (такие РРО отмечены в Госреестре 4 звездочками), а также модели, которые к тому же обеспечивают формирование контрольной ленты в электронной форме (такие модели РРО отмечены в Госреестре 5 звездочками). А значит, еще «неэлектронизированным» субъектам хозяйствования в ближайшем будущем придется позаботиться о том, чтобы используемые РРО отвечали обновленному Госреестру.

Хотя к ситуации обещают подключиться и сами налоговики, которые в срок до 01.11.2013 г. предупредят владельцев «устаревших» РРО. После чего субъекты хозяйствования имеют в запасе «предельный» ноябрь, когда могут, например, осуществить мероприятия по модернизации (усовершенствованию) своих РРО. В противном случае до 01.12.2013 г. «несовершенные» РРО будут налоговиками принудительно разрегистрированы (письмо Миндоходов от 07.10.2013 г. № 20223/7/99-99-22-01-03-17/1216, см. с. 46).

А значит, в идеале, начиная с 01.12.2013 г. все субъекты хозяйствования уже должны будут обзавестить «современным» РРО и отчитываться электронно. Ведь с 01.01.2014 г. вовсю заработает «электронная» РРО-ответственность.

Модели РРО и предоставление «электронной» РРО-отчетности

Насчет моделей «современных» РРО, включенных в Госреестр, заметим следующее. Каждая из них, как уже говорилось, отмечена 4 или 5 звездочками. Как поясняют примечания к Госреестру:

— РРО, отмеченные 4 звездочками (****), обеспечивают передачу контрольно-отчетной информации в органы Миндоходов;

— РРО, отмеченные 5 звездочками (*****), обеспечивают передачу контрольно-отчетной информации в органы Миндоходов, а также формирование контрольной ленты в электронной форме.

Таким образом, субъект хозяйствования в своей деятельности может применять РРО, относящийся к любой из категорий. Поэтому здесь появляется возможность пойти одним из способов:

(1) либо доработать (усовершенствовать) уже имеющийся РРО, посредством присоединения к нему внешнего модема для передачи отчетной информации;

(2) либо приобрести «более совершенный» РРО нового поколения, содержащий встроенный модем и создающий контрольную ленту в электронной форме.

В результате после проведения таким образом «электронизации» РРО, как предусмотрено п. 7 ст. 3 Закона об РРО:

— при использовании РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде, за исключением ЭККР*, субъекты хозяйствования будут подавать в налоговые органы электронным способом информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащейся в фискальной памяти РРО;

— при использовании РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде, субъекты хозяйствования должны будут подавать в налоговые органы электронным способом электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены.

* Электронный контрольно-кассовый регистратор.

Что касается частоты подачи (направления) такой «электронной» РРО-отчетности, то в силу автоматизации процесса эти операции будут происходить автоматически. Ведь, как предусмотрено п.п. 3.1.2 Требований № 1057, РРО с модемом должен обеспечивать автоматическую передачу контрольно-отчетной информации с заданной сервером обработки информации периодичностью на сервер обработки по протоколу передачи информации (для РРО, который создает электронную контрольную ленту и ЭККР, в том числе передачу информации о каждом напечатанном расчетном документе). Причем по разъяснениям специалистов Миндоходов, передаваться информация будет ежедневно. То есть копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков будут формироваться на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти присоединенного к нему модема, и один раз в день такой отчет будет автоматически передаваться на сервер обработки информации Миндоходов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2013, № 20, с. 9).

Будущее — за РРО с электронной контрольной лентой

Конечно, в силу наступившей «электронизации», как поступить с используемым РРО (дооборудовать или заменить на новый — «современный») каждый из субъектов хозяйствования для себя решит самостоятельно. Однако здесь все же, «к сведению», заглянем в будущее и обратим внимание на такой момент.

C 01.01.2015 г. первичной регистрации будут подлежать только РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме (а также «электронные»: таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже иностранной валюты)

А значит, в будущем, как видим, «в планах» постепенно всех владельцев РРО перевести на «совершенные» (5-звездочные) РРО, способные создавать контрольную ленту в электронной форме. Заметим, что заодно под эти требования с 01.01.2015 г. также обновят и положения второго и третьего абзацев п. 7 ст. 3 Закона об РРО, касающихся подачи «электронной» РРО-отчетности (их нормы будут переформулированы согласно Закону Украины от 06.12.2012 г. № 5518-VI и станут применяться с 01.01.2015 г. в соответствии с Законом Украины от 04.07.2013 г. № 406-VII, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 66, с. 3). Тогда субъекты хозяйствования с этой даты в обязательном порядке начнут подавать налоговикам электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте (т. е. передавать данные по каждому чеку) электронным способом. Поэтому если аппарат, зарегистрированный до 01.01.2015 г., не сможет передавать данные по каждому чеку, то после 01.01.2015 г. его использовать нельзя. Но это все— в будущем.

Пока же часть моделей РРО, включенных в Госреестр, и дальше может создавать контрольную ленту в печатном виде. А для «электронизации» такие РРО достаточно оснастить внешним модемом (подробно об учете модемов см. статью «Готовим РРО к подаче электронной отчетности: учетные нюансы» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11). Так что выбор остается за вами, уважаемые читатели.

Ну а чтобы быть в курсе всех произошедших в последнее время вокруг РРО новшеств, дальше подробно рассмотрим нюансы, связанные с применением РРО. И в первую очередь поговорим об изменениях, коснувшихся РРО-регистрации (перерегистрации/отмены регистрации). Также посмотрим, какие перемены постигли КУРО и РК. Ну и конечно же, остановимся на самом важном и интересующем всех без исключения владельцев РРО — ответственности.

 

выводы


img 4
 
 
  • Субъект хозяйствования может либо приобрести современный РРО со встроенным модемом и создающий контрольную ленту в электронной форме, либо дооборудовать старый РРО, подключив к нему внешний модем.

  • РРО, создающие контрольную ленту в печатном виде, должны передавать в налоговые органы электронным способом информацию об объеме расчетных операций. А РРО, создающие контрольную ленту в электронном виде, — данные по каждому кассовому чеку и Z-отчету.

  • До 01.12.2013 г. «устаревшие» модели РРО, не соответствующие обновленному Госреестру, налоговики принудительно разрегистрируют.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше