Темы статей
Выбрать темы

Ваш РРО не соответствует «электронным» требованиям? Чем это грозит

Редакция НиБУ
Статья
img 1

ответственность

img 2

Ваш РРО не соответствует «электронным» требованиям? Чем это грозит

Подготовка к внедрению электронной РРО-отчетности ведется уже не первый год и, похоже, мы наконец-то у финишной черты… или на линии старта — зависит от того, с какой стороны посмотреть. Одно из свидетельств этого — появление с 1 октября нового Госреестра РРО. Чем же он отличается от предшественников? Главное — это тем, что из него исчезли РРО, которые не обеспечивают передачу налоговикам контрольно-отчетной информации по проводным и беспроводным каналам связи. Но это не сиюминутное решение. О том, что такие РРО будут исключены из Госреестра, предупреждали и мы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 5), и налоговики. Несмотря на это, к указанной дате многие так и не обновили РРО, ориентируясь, в первую очередь, на 1 января 2014 года. Как следствие, возник вопрос: какие санкции грозят в таком случае? Появление этого вопроса обусловило структуру данной статьи.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Ответственность до 1 октября 2013 года
(ст. 1551 КУоАП)

Формально субъекты хозяйствования должны были обеспечить передачу РРО-отчетности в электронной форме еще с начала текущего года. Правда, выполнить данное требование можно было лишь после обновления собственных РРО*. Понятно, что это хлопотно и затратно. В связи с этим порадовал законодатель: он целых два раза переносил дату введения ответственности за непредоставление РРО-отчетности в электронной форме — сначала на 01.07.2013 г., а затем на 01.01.2014 г. Речь идет о штрафе по п. 9 ст. 17 Закона об РРО — в размере 10 ннмдг (170 грн.). О нем мы поговорим в последнем разделе статьи. Здесь же нам важно вспомнить лишь вот о чем.

* Такое обновление производится путем приобретения новых РРО или модернизации старых. Об учете подобных операций читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11; № 48, с. 46.

В рассматриваемом промежутке времени (т. е. до 01.01.2014 г.) штраф по п. 9 ст. 17 Закона об РРО не налагается

Заметьте, этот вывод справедлив:

1) даже в том случае, если в текущем году вы уже обзавелись РРО, которые могут подавать отчетность в электронной форме, но по какой-то причине не подавали ее;

2) и для отрезка времени с 1 по 13 июля 2013 года! Что особенного в этом промежутке времени? — спросите вы. А то, что Закон, отложивший применение указанного штрафа на 01.01.2014 г., вступил в силу лишь 14 июля. Формально до этой даты штраф должен был применяться уже 13 дней (с 1 июля). К счастью, налоговики не стали «фискалить» и отказались от его наложения в данном промежутке времени** (см. подкатегорию 109.20 Единой базы).

** Это разъяснение тем более актуально, что до 14.07.2013 г. в Единой базе (в подкатегории 109.20) содержалась консультация с противоположным выводом.

Но, к сожалению, для должностных лиц таких субъектов выводы не столь позитивны. По мнению налоговиков: если с 01.01.2013 г. РРО не передает электронную отчетность, то тем самым совершается нарушение Закона об РРО (см. письмо Миндоходов от 17.07.2013 г. № 12036/7/99-99-22-01-03-17/800 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 5). Формально они правы: ведь законодатель переносил дату введения ответственности, а не подачи электронной РРО-отчетности.

Что же из этого следует? Строго говоря, с указанного момента на должностных лиц субъекта, который не обеспечил передачу РРО-отчетности в электронной форме, может быть наложен штраф по ст. 1551 КУоАП — за нарушение установленного законом порядка расчетов. Причем даже в том случае, если вы своевременно подавали отчеты по форме № ЗВР-1*.

* По мнению налоговиков, если вы не подаете электронную РРО-отчетность, то обязаны предоставлять им Отчет по форме № ЗВР-1 (см. Единую базу, подкатегорию 109.12).

В общем случае размер штрафа по ст. 1551 КУоАП составляет от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)

Если же нарушение совершается повторно — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Повторность в данном случае будет иметь место, если в течение года лицо уже привлекалось к ответственности за такое же нарушение или же, другими словами, в отношении него выносилось соответствующее постановление суда**.

** Напомним, что дела по ст. 1551 КУоАП рассматривают именно суды (ст. 221 КУоАП). В то же время протоколы об админправонарушениях составляют налоговики (ст. 255 КУоАП).

Впрочем, насколько нам известно, налоговики не злоупотребляли применением админштрафа.

В рамках этого админштрафа есть еще один вопрос. Отчет по РРО в электронной форме предоставляется ежедневно в автоматическом режиме (см. «Вестник налоговой службы», 2013, № 20, с. 8). Причем нарушением должно считаться каждое отдельное непредоставление отчета за каждый день. Несмотря на это, мы убеждены, что штраф в таком случае будет один. Причина кроется, в частности, в том, что данное правонарушение следует считать продолжающимся. Налоговики свое мнение пока не озвучили, но утешает хотя бы то, что они готовы учитывать названные критерии (см. письмо Миндоходов от 13.05.2013 г. № 1101/Н/99-99-15-04-01-14 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 74, с. 7). Данный вывод, кроме того, подтверждается и нормами ст. 36 КУоАП.

Также учтите еще один нюанс: этот админштраф могут наложить лишь в рамках ограниченного срока. Он составляет 3 месяца. При этом, по нашему мнению, его нужно отсчитывать с даты выявления нарушения (ст. 38 КУоАП). Правда, не исключаем, что налоговики будут отсчитывать его с даты совершения нарушения. Это связано с их подходом, изложенным в письме Миндоходов от 13.05.2013 г. № 1101/Н/99-99-15-04-01-14 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 74, с. 7). Но такой подход нам только на руку.

Ответственность после 1 октября 2013 года (п. 1 ст. 17 Закона об РРО, ст. 1551 КУоАП)

Все указанное выше справедливо и для периода после 1 октября 2013 года. Однако в нем добавилась еще одна проблема. Выше мы уже говорили, что с этой даты в силу вступил новый Госреестр РРО, из которого были исключены модели РРО, не обеспечивающие передачу отчетности в электронной форме. По этой причине всем, кто не успел обновить РРО, нужно было срочно сделать это. Действующий на тот момент Порядок № 614 отводил для такой замены месячный срок с даты наступления оснований для разрегистрации (п. 2.13) — в нашем случае с даты утверждения нового Госреестра. Так что формально уже с 1 ноября вам нужно применять РРО, включенные в новый Госреестр. В то же время налоговики подошли к этой проблеме иначе — удивительно, но они оказались даже более гуманными. По их мнению, предельная дата для обновления РРО наступает через месяц после того, как они уведомят вас об этом (подробнее читайте на с. 27). В то же время рекомендуем вам не затягивать с таким обновлением. С данной проблемой вы можете также ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 84, с. 32.

Что же будет, если РРО не обновить и к этой дате?

Штраф за неподачу РРО-отчетности в электронной форме, как мы уже говорили, в данном случае не применяется. Но есть и более серьезные проблемы. Дело в том, что с указанной даты такие РРО будут принудительно разрегистрированы. А это значит, что, проводя через них расчетные операции, вы тем самым будете нарушать требования п. 1 ст. 3 Закона об РРО. Ведь в соответствии с ним расчетные операции должны проводиться лишь через зарегистрированные РРО. Какими последствиями чревато данное нарушение?

На субъекта хозяйствования в таком случае налагается штраф по п. 1 ст. 17 Закона об РРО. Конечно, вы можете возразить, что в нем не названо такое нарушение как применение незарегистрированного РРО. Это действительно так. В то же время в нем, кроме прочего, указано на применение РРО, не переведенного в фискальный режим работы. Предпосылкой же такого перевода является его регистрация. Так что уйти от штрафа, используя формальные лазейки, не выйдет. Налоговики, судя по всему, также будут настаивать именно на таком подходе (см. подкатегорию 109.20 Единой базы). Напомним, что этот штраф налагается:

1) при совершении нарушения впервые — в размере 1 грн.;

2) при совершении во второй раз (повторное нарушение) — в размере 100 % стоимости проданных с подобным нарушением товаров/услуг.

Обратите внимание на два нюанса. Во-первых, речь идет о совершении второго нарушения в течение одного календарного года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 11). Во-вторых, для применения повторности логично учитывать каждое нарушение из перечисленных в п. 1 ст. 17 Закона об РРО в отдельности друг от друга;

3) за каждое следующее нарушение — в 5-кратном размере стоимости проданных с нарушением товаров/услуг. Критерии повторности в данном случае идентичны тем, которые вы видели выше.

Как видите, штраф немаленький (что особенно актуально для крупных торговых сетей*), а потому, чтобы избежать его, оперативно обновите свои РРО. Причем заметьте: если вы будете производить это путем установки модема и обновления программного обеспечения, вам придется перерегистрировать такие РРО (о перерегистрации читайте на с. 11 данного номера). Связано это с новыми требованиями**, выдвигаемыми п. 2 гл. 3 разд. II Порядка регистрации РРО.

* Еще летом налоговики проявляли к ним особый интерес (см. комментарий к письму Миндоходов от 17.07.2013 г. № 12036/7/99-99-22-01-03-17/800 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 5).

** Напомним, что раньше такой необходимости не было, что подтверждали и налоговики (см. Единую базу, подкатегорию 109.06).

Данный штраф налоговики могут наложить по итогам проведения фактической/документальной проверки (о проверках в сфере РРО вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 48, с. 10). В таком случае они примут налоговое уведомление-решение по форме «С». Эту сумму нужно уплатить в течение 10 календарных дней, следующих за датой получения такого решения. Сумма штрафа уплачивается на счет «21080900» бюджетной классификации (отражается в поле «Отримувач» платежки). Если же вы не согласны с решением налоговиков, то обжаловать его можно в общем порядке, предусмотренном НКУ и Положением о порядке представления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина от 19.11.2012 г. № 1203 (с процедурой обжалования вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 45).

В завершение раздела заметим, что и должностных лиц в подобном случае также ожидает штраф — по все той же ст. 1551 КУоАП. О нем вы можете прочитать выше.

Ответственность после 1 января 2014 года (п. 9 ст. 17 Закона об РРО)

С 1 января будущего года вступит в силу штраф по п. 9 ст. 17 Закона об РРО. Причем к этой дате все субъекты, использующие РРО, должны будут уже как минимум месяц обеспечивать передачу РРО-отчетности в электронной форме (так что, если все сделать правильно, то перед введением данного штрафа будет даже небольшой задел времени). В то же время не исключаем, что и к этой дате надлежащими РРО обзаведутся не все. Или же обзаведутся, но по какой-то причине не обеспечат передачу электронной РРО-отчетности налоговикам. Чего ожидать в таком случае?

Прежде всего, наложения штрафа по п. 9 ст. 17 Закона об РРО***. В чем он состоит?

*** К тем, кто не обзаведется надлежащими РРО, налоговики, кроме того, применят штраф по п. 1 ст. 17 Закона об РРО. О нем вы могли прочитать в предыдущем разделе статьи.

Размер данного штрафа составляет 10 ннмдг, т. е. 170 грн.

На первый взгляд, не так страшно. Но теперь вспомним, что РРО-отчетность в электронной форме подается ежедневно (об этом мы уже говорили выше). В таком случае, если каждое непредоставление такой отчетности считать самостоятельным нарушением, то вырисовывается очень неприятная картина. К примеру, даже если отчетность не предоставлялась всего 10 дней, то потенциально штраф может достигать уже 1700 грн.! Однако мы считаем, что в данном случае нужно следовать другому подходу. По нашему мнению, более справедливо говорить, что если субъект не предоставляет электронную РРО-отчетность в течение определенного отрезка времени, то он совершает продолжающееся нарушение. Возможность такого поворота дел подтверждает и практика ВСУ**** (см. постановления от 04.06.2013 г. по делу № 21-155а13 и от 16.04.2013 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 57, с. 46). И хотя он рассматривал другую ситуацию (нераспечатка Z-отчета и его неподклеивание в КУРО в течение определенного времени), в части этих критериев они очень похожи. В то же время точно предсказать, как будет развиваться практика, невозможно. Так что пока подождем разъяснений налоговиков и появления первой судебной практики.

**** Выводы суда в этой части небезупречны, но напомним: они, по большому счету, имеют нормативный характер. Причем они обязательны не только для судов, но и субъектов властных полномочий, применяющих соответствующие нормы. Это следует из ч. 1 ст. 2442 КАСУ.

Поскольку речь идет о предоставлении РРО-отчетности в электронной форме, то немаловажной также является проблема, связанная с перебоями с электроснабжением и связью. Как быть в таком случае? Освобождается ли субъект от штрафа? На этот вопрос ответили налоговики (см. Единую базу, подкатегорию 109.2). По их мнению, субъект освобождается от ответственности, но лишь при непредоставлении отчетности в течение 72 часов. При условии документального подтверждения соответствующих обстоятельств, которые привели к невозможности подать РРО-отчетность в электронной форме. При этом контролеры сообщили, что субъекты хозяйствования вправе требовать от ЦСО, поставщиков электроэнергии и операторов связи соблюдения сроков для устранения неполадок, которые привели к невозможности подачи электронной РРО-отчетности. Ну что тут сказать… если закрыть глаза на 72-часовой срок, который налоговики зачем-то привязали к данной ситуации (они сослались на п. 2 ст. 14 Закона об РРО, но она касается лишь ЦСО и только поломок РРО), то требовать устранения неполадок действительно можно. Но посмотрим правде в глаза: в наших условиях нельзя быть уверенным в том, что это будет действительно сделано в течение 72 часов. В том числе по объективным причинам. В то же время, даже если этот срок пропущен, штраф по п. 9 ст. 17 Закона об РРО все равно не должен налагаться. Как минимум потому, что по истечении указанного срока РРО будет заблокирован. Это техническое требование, предусмотренное п.п. 3.1.2 Требований № 1057.

Рассмотрим еще один момент, который может вас заинтересовать. В абз. втором п. 9 ст. 17 Закона об РРО содержится освобождение от наложения данного штрафа за нарушение, совершенное впервые. Однако заметьте: оно привязывается исключительно к 2012 году. Понятно, что тогда данный штраф еще не действовал, но, к сожалению, законодатель не потрудился исправить эту оплошность. Оснований же для того, чтобы толковать данное правило расширенно и распространять его и на 2014 год, нет. Таким образом, это, по большому счету, «мертвая норма».

В завершение коснемся процедуры наложения штрафа по п. 9 ст. 17 Закона об РРО. Она ничем не отличается от той, которая рассматривалась разделом выше. Заметим лишь, что факт непредоставления электронной отчетности по РРО может быть расценен налоговиками как основание для проведения фактической (п.п. 80.2.4 НКУ) или даже документальной внеплановой проверки (п.п. 78.1.1 НКУ). Правда, последнюю они смогут провести лишь в тому случае, если вы не ответите на их письменный запрос.

 

выводы


img 3
 
 
  • В 2013 году штраф по п. 9 ст. 17 Закона об РРО (170 грн.) не применяется. В том числе за период с 1 по 13 июля.

  • Если на данный момент ваши РРО не обеспечивают предоставление РРО-отчетности в электронной форме, то их нужно срочно обновить. По мнению налоговиков, сделать это нужно в течение месяца после того, как вы получите от них соответствующее уведомление. Если этого не сделать, то они могут применить штраф по п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

  • Штраф по п. 9 ст. 17 Закона об РРО «заработает» с 01.01.2014 г. При этом считаем, что если отчетность в электронной форме не будет предоставляться в течение определенного промежутка времени, то данный штраф должен будет налагаться только один раз.

  • За указанные выше нарушения штрафы налагаются не только на субъектов хозяйствования, но и на их должностных лиц — по ст. 1551 КУоАП.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше