Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об уплате физическими лицами налога на недвижимость

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2013/№ 90
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 05.08.2013 г. № 13986/7/99-99-17-04-17

Об уплате физическими лицами налога на недвижимость

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 05.08.2013 г. № 13986/7/99-99-17-04-17

 

Законом Украины от 4 июля 2013 года № 403-VII «О внесении изменений в статью 265 Налогового кодекса Украины относительно объектов жилой недвижимости» (далее — Закон № 403) внесены изменения в существующую редакцию статьи 265 «Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» Налогового кодекса Украины.

На запрос Департамента доходов и сборов с физических лиц получен ответ Департамента правовой работы относительно законности направленных в 2013 году физическим лицам налоговых уведомлений-решений по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и необходимости их отзыва и/или отмены и законности возврата средств, уплаченных плательщиками налогов — физическими лицами на основании полученных в 2013 году налоговых уведомлений-решений по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в котором указано следующее.

О правомерности действий должностных лиц территориальных органов Миндоходов по определению денежных обязательств физическим лицам — плательщикам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и направлению (вручению) соответствующим плательщикам налоговых уведомлений-решений контролирующим органом.

img 14 июля 2013 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» (на основе законопроекта № 2833), которым предусмотрена передача органам Миндоходов полномочий органов государственной налоговой службы в части контроля за налоговым законодательством.

Одновременно с принятием указанного выше Закона Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости», которым предусмотрены особенности администрирования территориальными органами Миндоходов налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, с физических лиц — плательщиков налога за текущий год. Также этим Законом пересмотрены размеры жилой недвижимости, к которой будут применяться льготы, и установлены дифференцированные ставки налога.

Частью второй статьи 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Подпунктом 14.1.39 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) определено, что денежное обязательство плательщика налогов — это сумма средств, которую плательщик налогов должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, которая взыскивается с плательщика налогов в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Налоговое уведомление-решение — это письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности плательщика налогов уплатить сумму денежного обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность (подпункт 14.1.157 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины).

Подпунктами 20.1.27, 20.1.28 пункта 20.1 статьи 20 Кодекса предусмотрено право органов государственной налоговой службы (территориальных органов Миндоходов) определять в установленных этим Кодексом случаях суммы налоговых и денежных обязательств плательщиков налогов и применять к плательщикам налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размере, определенных этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 54.5 статьи 54 Кодекса если согласно нормам этой статьи сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственность за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном этим Кодексом.

В случае когда сумма денежного обязательства плательщику налогов, предусмотренного налоговым или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 54 этого Кодекса (кроме декларирования товаров, предусмотренного для граждан), или в случае когда по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, или уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанного плательщиком налогов в соответствии с разделом V этого Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налогов налоговое уведомление-решение (пункт 58.1 статьи 58 Кодекса).

Формы налоговых уведомлений-решений и Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.11.2012 г. № 1236, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.2012 г. под № 2135/22447 (далее — Порядок № 1236).

Согласно пункту 5.1 раздела V Порядка № 1236 налоговое уведомление-решение считается отозванным, если:

  • орган государственной налоговой службы отменяет ранее принятое налоговое уведомление-решение о начислении суммы денежного обязательства (подпункт 5.1.1 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236);

  • орган государственной налоговой службы уменьшает начисленную сумму денежного обязательства ранее принятого налогового уведомления-решения (подпункт 5.1.2 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236);

  • решением суда, вступившим в законную силу, отменяется уведомление-решение органа государственной налоговой службы (подпункт 5.1.3 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236);

  • решением суда, вступившим в законную силу, уменьшается сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении органа государственной налоговой службы (подпункт 5.1.4 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236).

В случаях, определенных подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236, налоговое уведомление-решение считается отозванным со дня принятия органом государственной налоговой службы решения об отмене такого налогового уведомления-решения (пункт 5.2 раздела V Порядка № 1236).

В случаях, определенных подпунктами 5.1.2 и 5.1.4 пункта 5.1 раздела V Порядка, налоговое уведомление-решение считается отозванным со дня поступления плательщику налогов налогового уведомления-решения, содержащего уменьшенную сумму денежного обязательства (пункт 5.3 раздела V Порядка № 1236).

В случаях, определенных подпунктом 5.1.3 пункта 5.1 раздела V Порядка, налоговое уведомление-решение считается отозванным в день вступрения в законную силу соответствующего решения суда (пункт 5.4 раздела V Порядка № 1236).

Если начисленная сумма денежного обязательства увеличивается в результате ее административного обжалования, ранее направленное (врученное) налоговое уведомление-решение не отзывается. На сумму увеличения денежного обязательства направляется отдельное налоговое уведомление-решение (пункт 5.5 раздела V Порядка № 1236).

Требования по отзыву налоговых уведомлений-решений иные, нежели предусмотренные в статье 58 Кодекса и Порядке № 1236, не установлены.

Статьей 55 Кодекса предусмотрены общие принципы административного обжалования решений контролирующих органов и их отмены.

Так, пунктом 55.1 статьи 55 Кодекса налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом вышестоящего уровня в ходе проведения процедуры его административного обжалования и в других случаях в случае установления несоответствия таких решений актам законодательства.

Порядок обжалования решений контролирующих органов регламентируется статьей 56 Кодекса и Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 19.11.2012 г. № 1203, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 07.12.2012 г. под № 2046/22358, который определяет порядок подачи и рассмотрения органами ГНС жалоб плательщиков налогов при обжаловании в административном порядке налоговых уведомлений-решений об определении сумм денежных обязательств плательщика налогов или любых других решений органов ГНС.

Таким образом, в статье 55 Кодекса речь идет о том, что решение контролирующего органа, не соответствующее законодательству, подлежит отмене соответствующим контролирующим органом при проведении процедуры его административного обжалования и в других случаях, предусмотренных Кодексом.

После вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» в случае, когда физическое лицо — плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начинает процедуру обжалования налогового уведомления-решения, вынесенного с применением соответствующего налога, или не уплачивает соответствующую сумму налога, определенную в таком налоговом уведомлении-решении, контролирующим органом в течение сроков, установленных Кодексом, налоговое уведомление-решение может быть отозвано.

Что касается оснований возврата физическим лицам — плательщикам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, излишне зачисленных в государственный бюджет сумм денежных обязательств, то сообщаем.

Условия и порядок возврата из государственного бюджета ошибочно и/или излишне зачисленных в государственный бюджет сумм денежных обязательств установлены Кодексом.

Излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы средств, на определенную дату зачисленные в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату (подпункт 14.1.115 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).

В соответствии с пунктом 43.1 статьи 43 Кодекса ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику согласно этой статье и статье 301 Таможенного кодекса Украины, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.

Так, ошибочно и/или излишне уплаченные суммы налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, физическими лицами — плательщиками подлежат зачислению в счет будущих платежей по этому налогу или возврату плательщику налога в порядке, предусмотренном Кодексом.

Учитывая новые условия налогообложения жилья для физических лиц — плательщиков налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, которые уже уплатили налог в 2013 году, целесообразно рассмотреть вопрос возврата уплаченных средств в бюджет после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости».

Однако обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является подача физическим лицом — плательщиком налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, заявления о таком возврате. Право плательщика налога на подачу заявления о возврате излишне уплаченных средств возникает и применяется в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства (в течение трех лет) (пункт 43.3 статьи 43 Кодекса).

 

Директор Департамента доходов
 и сборов с физических лиц
 В. Бусарев

коментарий редакции


img 2

Физлица и налог на недвижимость — 2013: отзыв НУРов и возврат уплаченных сумм

 

Комментируемое письмо — это переписка между подразделениями Миндоходов, которая в очередной раз показывает опасность чрезмерной формальности при применении чиновниками норм права. Оно касается налога на недвижимость для физлиц, а именно ситуации, которая сложилась в 2013 году. Напомним, что физлицам данный налог в текущем году не начисляется и не уплачивается*. Об этом говорит п. 18 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Жаль только, что данная норма заработала лишь 4 августа, т. е. уже после наступления предельного срока (1 июля), до истечения которого налоговики должны были направить соответствующие налоговые уведомления-решения (далее — НУР). Это породило два главных вопроса. Что делать с такими уведомлениями, если они все-таки были получены? Можно ли вернуть средства тем, кто все-таки воспринял требования НУРов и уже уплатил налог? Вот что думают по этому поводу налоговики.

Что делать с налоговым уведомлением-решением

Контролеры считают, что появление указанной выше нормы не является достаточной причиной для отзыва НУРов по налогу на недвижимость для физлиц. По их мнению, основания для таких действий содержатся исключительно в НКУ и п. 5.1 Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденного приказом Минфина от 28.11.2012 г. № 1236 (далее — Порядок № 1236). В них же такое основание отсутствует. Что ж… в чем-то налоговики правы — в указанных нормах его и днем с огнем не сыщешь. Но с другой стороны: а нужно ли оно вообще для такого отзыва? Не секрет, что НУР подтверждает факт начисления контролерами определенной суммы налога (п.п. 54.3.3, п. 58.1 НКУ). При этом, как мы уже говорили, в силу закона в 2013 году налог на недвижимость для физлиц не начисляется. А если налоговики и успели его начислить, то с 4 августа данная сумма должна быть выведена из карточки лицевого счета, причем безусловно. Каких-либо условий для этого п. 18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не выставляет. По нашему мнению, сказанного уже достаточно для того, чтобы налоговики самостоятельно (опять же — на основании закона) отозвали соответствующие НУРы.

К сожалению, контролеры смотрят на этот вопрос иначе. По их мнению, такие уведомления-решения могут быть отозваны лишь в двух случаях. Если после вступления в силу изменений (т. е. после 4 августа) физлицо: или (1) не уплачивает сумму налога, или (2) обжалует налоговое уведомление-решение. Подобных условий не выставляет ни НКУ, ни Порядок № 1236, а потому это выдумка контролеров. Но что она означает? Несет ли она для нас какие-нибудь риски?

На первый взгляд, нет. Ведь для того, чтобы решение отозвали, плательщику достаточно было ничего не делать. С другой стороны, заметьте: налоговики ссылаются на то, что указанные события должны были произойти уже после вступления в силу соответствующих изменений. По обжалованию все более-менее понятно. А вот что с уплатой? Если предельный срок уплаты по НУРу (60 календарных дней с даты его получения) наступил 4 августа и позже, то вопросов тоже нет. Но что, если срок уплаты предшествует этой дате? В таком случае при неуплате сумма налогового обязательства должна была превратиться в налоговый долг с соответствующими последствиями. Если подходить к НКУ формально, то увы, это верно. Однако мы убеждены, что даже в таком случае вступление в силу п. 18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождает плательщика от уплаты — причем не только суммы начисленного налога на недвижимость, но также штрафных санкций и пени.

Можно ли вернуть средства, уплаченные как налог

Предположим, в свое время физлицо решило не рисковать и уплатило налог на недвижимость. Может ли оно теперь вернуть эту сумму? С виду, проблем возникнуть не должно. Ведь мы, по идее, говорим о переплате, а она должна возвращаться на основании ст. 43 НКУ. Но к этому вопросу есть и фискальный подход. Налог был уплачен на основании НУРа в сумме, начисленной по карточке лицевого счета плательщика. При этом никто не будет спорить, что до 4 августа данная сумма не являлась переплатой. Но станет ли она таковой после этой даты? Мы уже говорили, что в идеале налоговики должны были самостоятельно вывести начисленную сумму налога из карточки лицевого счета плательщика и отозвать НУРы. Однако для отзыва последних они выставляют два условия (читайте о них выше). Если согласиться с таким подходом, то немудрено заключить, что сумму налога можно вернуть только в том случае, если плательщик начнет процеду­ру обжалования. Дело в том, что лишь тогда контролеры отзовут НУР, а уплаченная ранее сумма, безусловно, превратится в переплату. Может, именно поэтому вывод налоговиков в этой части письма настолько размыт? Ведь вы, должно быть, заметили: они не сказали прямо, что уплаченная сумма налога будет возвращена. В письме лишь указано, что вопрос такого возврата целесообразно рассмотреть.

Что до нашего мнения, то мы считаем, что плательщик вправе вернуть данную сумму. Причем независимо от того, начал ли он процеду­ру обжалования (т. е. отозван ли НУР). Главное при этом — подать налоговикам соответствующее заявление и учесть другие условия, выставляемые ст. 43 НКУ. Надеемся, именно на таком подходе остановятся и налоговики. В любом случае, даже если данную сумму не вернуть, то она будет зачтена в счет уплаты налога на недвижимость в будущем году.

 

Виталий Смердов

 

* Закон, который установил это освобождение, внес и другие изменения в налог на недвижимость, в том числе для юрлиц. Прочитать о них вы можете в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 64, с. 31.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно