Об уплате физическими лицами налога на недвижимость
Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 05.08.2013 г. № 13986/7/99-99-17-04-17
Законом Украины от 4 июля 2013 года № 403-VII «О внесении изменений в статью 265 Налогового кодекса Украины относительно объектов жилой недвижимости» (далее — Закон № 403) внесены изменения в существующую редакцию статьи 265 «Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» Налогового кодекса Украины.
На запрос Департамента доходов и сборов с физических лиц получен ответ Департамента правовой работы относительно законности направленных в 2013 году физическим лицам налоговых уведомлений-решений по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и необходимости их отзыва и/или отмены и законности возврата средств, уплаченных плательщиками налогов — физическими лицами на основании полученных в 2013 году налоговых уведомлений-решений по уплате налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в котором указано следующее.
О правомерности действий должностных лиц территориальных органов Миндоходов по определению денежных обязательств физическим лицам — плательщикам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и направлению (вручению) соответствующим плательщикам налоговых уведомлений-решений контролирующим органом.
4 июля 2013 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» (на основе законопроекта № 2833), которым предусмотрена передача органам Миндоходов полномочий органов государственной налоговой службы в части контроля за налоговым законодательством.
Одновременно с принятием указанного выше Закона Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости», которым предусмотрены особенности администрирования территориальными органами Миндоходов налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, с физических лиц — плательщиков налога за текущий год. Также этим Законом пересмотрены размеры жилой недвижимости, к которой будут применяться льготы, и установлены дифференцированные ставки налога.
Частью второй статьи 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
Подпунктом 14.1.39 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) определено, что денежное обязательство плательщика налогов — это сумма средств, которую плательщик налогов должен уплатить в соответствующий бюджет как налоговое обязательство и/или штрафную (финансовую) санкцию, которая взыскивается с плательщика налогов в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Налоговое уведомление-решение — это письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности плательщика налогов уплатить сумму денежного обязательства, определенную контролирующим органом в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами, контроль за выполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность (подпункт 14.1.157 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины).
Подпунктами 20.1.27, 20.1.28 пункта 20.1 статьи 20 Кодекса предусмотрено право органов государственной налоговой службы (территориальных органов Миндоходов) определять в установленных этим Кодексом случаях суммы налоговых и денежных обязательств плательщиков налогов и применять к плательщикам налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы денежных обязательств и/или налогового долга в случаях, порядке и размере, определенных этим Кодексом.
В соответствии с пунктом 54.5 статьи 54 Кодекса если согласно нормам этой статьи сумма денежного обязательства рассчитывается контролирующим органом, плательщик налогов не несет ответственность за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленного согласованного денежного обязательства и имеет право обжаловать указанную сумму в порядке, установленном этим Кодексом.
В случае когда сумма денежного обязательства плательщику налогов, предусмотренного налоговым или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, рассчитывается контролирующим органом в соответствии со статьей 54 этого Кодекса (кроме декларирования товаров, предусмотренного для граждан), или в случае когда по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, или уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанного плательщиком налогов в соответствии с разделом V этого Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) плательщику налогов налоговое уведомление-решение (пункт 58.1 статьи 58 Кодекса).
Формы налоговых уведомлений-решений и Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов утверждены приказом Министерства финансов Украины от 28.11.2012 г. № 1236, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.2012 г. под № 2135/22447 (далее — Порядок № 1236).
Согласно пункту 5.1 раздела V Порядка № 1236 налоговое уведомление-решение считается отозванным, если:
-
орган государственной налоговой службы отменяет ранее принятое налоговое уведомление-решение о начислении суммы денежного обязательства (подпункт 5.1.1 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236);
-
орган государственной налоговой службы уменьшает начисленную сумму денежного обязательства ранее принятого налогового уведомления-решения (подпункт 5.1.2 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236);
-
решением суда, вступившим в законную силу, отменяется уведомление-решение органа государственной налоговой службы (подпункт 5.1.3 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236);
-
решением суда, вступившим в законную силу, уменьшается сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении органа государственной налоговой службы (подпункт 5.1.4 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236).
В случаях, определенных подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 раздела V Порядка № 1236, налоговое уведомление-решение считается отозванным со дня принятия органом государственной налоговой службы решения об отмене такого налогового уведомления-решения (пункт 5.2 раздела V Порядка № 1236).
В случаях, определенных подпунктами 5.1.2 и 5.1.4 пункта 5.1 раздела V Порядка, налоговое уведомление-решение считается отозванным со дня поступления плательщику налогов налогового уведомления-решения, содержащего уменьшенную сумму денежного обязательства (пункт 5.3 раздела V Порядка № 1236).
В случаях, определенных подпунктом 5.1.3 пункта 5.1 раздела V Порядка, налоговое уведомление-решение считается отозванным в день вступрения в законную силу соответствующего решения суда (пункт 5.4 раздела V Порядка № 1236).
Если начисленная сумма денежного обязательства увеличивается в результате ее административного обжалования, ранее направленное (врученное) налоговое уведомление-решение не отзывается. На сумму увеличения денежного обязательства направляется отдельное налоговое уведомление-решение (пункт 5.5 раздела V Порядка № 1236).
Требования по отзыву налоговых уведомлений-решений иные, нежели предусмотренные в статье 58 Кодекса и Порядке № 1236, не установлены.
Статьей 55 Кодекса предусмотрены общие принципы административного обжалования решений контролирующих органов и их отмены.
Так, пунктом 55.1 статьи 55 Кодекса налоговое уведомление-решение об определении суммы денежного обязательства плательщика налогов или любое другое решение контролирующего органа может быть отменено контролирующим органом вышестоящего уровня в ходе проведения процедуры его административного обжалования и в других случаях в случае установления несоответствия таких решений актам законодательства.
Порядок обжалования решений контролирующих органов регламентируется статьей 56 Кодекса и Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 19.11.2012 г. № 1203, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 07.12.2012 г. под № 2046/22358, который определяет порядок подачи и рассмотрения органами ГНС жалоб плательщиков налогов при обжаловании в административном порядке налоговых уведомлений-решений об определении сумм денежных обязательств плательщика налогов или любых других решений органов ГНС.
Таким образом, в статье 55 Кодекса речь идет о том, что решение контролирующего органа, не соответствующее законодательству, подлежит отмене соответствующим контролирующим органом при проведении процедуры его административного обжалования и в других случаях, предусмотренных Кодексом.
После вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» в случае, когда физическое лицо — плательщик налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начинает процедуру обжалования налогового уведомления-решения, вынесенного с применением соответствующего налога, или не уплачивает соответствующую сумму налога, определенную в таком налоговом уведомлении-решении, контролирующим органом в течение сроков, установленных Кодексом, налоговое уведомление-решение может быть отозвано.
Что касается оснований возврата физическим лицам — плательщикам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, излишне зачисленных в государственный бюджет сумм денежных обязательств, то сообщаем.
Условия и порядок возврата из государственного бюджета ошибочно и/или излишне зачисленных в государственный бюджет сумм денежных обязательств установлены Кодексом.
Излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы средств, на определенную дату зачисленные в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату (подпункт 14.1.115 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).
В соответствии с пунктом 43.1 статьи 43 Кодекса ошибочно и/или излишне уплаченные суммы денежного обязательства подлежат возврату плательщику согласно этой статье и статье 301 Таможенного кодекса Украины, кроме случаев наличия у такого плательщика налогового долга.
Так, ошибочно и/или излишне уплаченные суммы налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, физическими лицами — плательщиками подлежат зачислению в счет будущих платежей по этому налогу или возврату плательщику налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Учитывая новые условия налогообложения жилья для физических лиц — плательщиков налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, которые уже уплатили налог в 2013 году, целесообразно рассмотреть вопрос возврата уплаченных средств в бюджет после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости».
Однако обязательным условием для осуществления возврата сумм денежного обязательства является подача физическим лицом — плательщиком налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, заявления о таком возврате. Право плательщика налога на подачу заявления о возврате излишне уплаченных средств возникает и применяется в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы денежного обязательства (в течение трех лет) (пункт 43.3 статьи 43 Кодекса).
Директор Департамента доходов
и сборов с физических лиц
В. Бусарев
коментарий редакции | ![]() |
Физлица и налог на недвижимость — 2013: отзыв НУРов и возврат уплаченных сумм
Комментируемое письмо — это переписка между подразделениями Миндоходов, которая в очередной раз показывает опасность чрезмерной формальности при применении чиновниками норм права. Оно касается налога на недвижимость для физлиц, а именно ситуации, которая сложилась в 2013 году. Напомним, что физлицам данный налог в текущем году не начисляется и не уплачивается*. Об этом говорит п. 18 подразд. 10 разд. ХХ Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Жаль только, что данная норма заработала лишь 4 августа, т. е. уже после наступления предельного срока (1 июля), до истечения которого налоговики должны были направить соответствующие налоговые уведомления-решения (далее — НУР). Это породило два главных вопроса. Что делать с такими уведомлениями, если они все-таки были получены? Можно ли вернуть средства тем, кто все-таки воспринял требования НУРов и уже уплатил налог? Вот что думают по этому поводу налоговики.
Что делать с налоговым уведомлением-решением
Контролеры считают, что появление указанной выше нормы не является достаточной причиной для отзыва НУРов по налогу на недвижимость для физлиц. По их мнению, основания для таких действий содержатся исключительно в НКУ и п. 5.1 Порядка направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденного приказом Минфина от 28.11.2012 г. № 1236 (далее — Порядок № 1236). В них же такое основание отсутствует. Что ж… в чем-то налоговики правы — в указанных нормах его и днем с огнем не сыщешь. Но с другой стороны: а нужно ли оно вообще для такого отзыва? Не секрет, что НУР подтверждает факт начисления контролерами определенной суммы налога (п.п. 54.3.3, п. 58.1 НКУ). При этом, как мы уже говорили, в силу закона в 2013 году налог на недвижимость для физлиц не начисляется. А если налоговики и успели его начислить, то с 4 августа данная сумма должна быть выведена из карточки лицевого счета, причем безусловно. Каких-либо условий для этого п. 18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ не выставляет. По нашему мнению, сказанного уже достаточно для того, чтобы налоговики самостоятельно (опять же — на основании закона) отозвали соответствующие НУРы.
К сожалению, контролеры смотрят на этот вопрос иначе. По их мнению, такие уведомления-решения могут быть отозваны лишь в двух случаях. Если после вступления в силу изменений (т. е. после 4 августа) физлицо: или (1) не уплачивает сумму налога, или (2) обжалует налоговое уведомление-решение. Подобных условий не выставляет ни НКУ, ни Порядок № 1236, а потому это — выдумка контролеров. Но что она означает? Несет ли она для нас какие-нибудь риски?
На первый взгляд, нет. Ведь для того, чтобы решение отозвали, плательщику достаточно было ничего не делать. С другой стороны, заметьте: налоговики ссылаются на то, что указанные события должны были произойти уже после вступления в силу соответствующих изменений. По обжалованию все более-менее понятно. А вот что с уплатой? Если предельный срок уплаты по НУРу (60 календарных дней с даты его получения) наступил 4 августа и позже, то вопросов тоже нет. Но что, если срок уплаты предшествует этой дате? В таком случае при неуплате сумма налогового обязательства должна была превратиться в налоговый долг с соответствующими последствиями. Если подходить к НКУ формально, то увы, это верно. Однако мы убеждены, что даже в таком случае вступление в силу п. 18 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождает плательщика от уплаты — причем не только суммы начисленного налога на недвижимость, но также штрафных санкций и пени.
Можно ли вернуть средства, уплаченные как налог
Предположим, в свое время физлицо решило не рисковать и уплатило налог на недвижимость. Может ли оно теперь вернуть эту сумму? С виду, проблем возникнуть не должно. Ведь мы, по идее, говорим о переплате, а она должна возвращаться на основании ст. 43 НКУ. Но к этому вопросу есть и фискальный подход. Налог был уплачен на основании НУРа в сумме, начисленной по карточке лицевого счета плательщика. При этом никто не будет спорить, что до 4 августа данная сумма не являлась переплатой. Но станет ли она таковой после этой даты? Мы уже говорили, что в идеале налоговики должны были самостоятельно вывести начисленную сумму налога из карточки лицевого счета плательщика и отозвать НУРы. Однако для отзыва последних они выставляют два условия (читайте о них выше). Если согласиться с таким подходом, то немудрено заключить, что сумму налога можно вернуть только в том случае, если плательщик начнет процедуру обжалования. Дело в том, что лишь тогда контролеры отзовут НУР, а уплаченная ранее сумма, безусловно, превратится в переплату. Может, именно поэтому вывод налоговиков в этой части письма настолько размыт? Ведь вы, должно быть, заметили: они не сказали прямо, что уплаченная сумма налога будет возвращена. В письме лишь указано, что вопрос такого возврата целесообразно рассмотреть.
Что до нашего мнения, то мы считаем, что плательщик вправе вернуть данную сумму. Причем независимо от того, начал ли он процедуру обжалования (т. е. отозван ли НУР). Главное при этом — подать налоговикам соответствующее заявление и учесть другие условия, выставляемые ст. 43 НКУ. Надеемся, именно на таком подходе остановятся и налоговики. В любом случае, даже если данную сумму не вернуть, то она будет зачтена в счет уплаты налога на недвижимость в будущем году.
Виталий Смердов
* Закон, который установил это освобождение, внес и другие изменения в налог на недвижимость, в том числе для юрлиц. Прочитать о них вы можете в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 64, с. 31.