Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. Отпущение грехов по наличным расчетам до 1 сентября

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2013/№ 92
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Отпущение грехов по наличным расчетам до 1 сентября

Наше предприятие в декабре 2012 года нарушило ограничение предельной суммы расчета наличными, выплатив одноразово частному предпринимателю за услуги сумму, превысившую предельные 10000 грн. В ноябре месяце ожидаем плановую налоговую проверку. Какие санкции сейчас могут применить к предприятию при выявлении данного нарушения?

(г. Изюм)

Ответ. Действительно, с 1 сентября 2013 года постановлением Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210 «Об установлении предельной суммы наличных расчетов» были внесены изменения в Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Нацбанка Украины от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637).

Начиная с указанной даты, перестали работать нормы последних абзацев п. 2.3 и п. 7.46 Положения № 637 о том, что сумма превышения предельной суммы наличных расчетов между предприятиями (предпринимателями) должна расчетно прибавляться к остатку кассы на конец дня, в котором было допущено превышение, и сравниваться с лимитом. То есть штрафные санкции в двукратном размере от сумм полученного превышения (как для «сверхлимитной наличности»)* с этого момента налоговиками (по идее) применяться уже не должны. В отношении таких нарушений, допущенных начиная с 1 сентября, этот вывод однозначен.

* Предусмотренные Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

А вот можно ли сейчас применять эту санкцию «задним числом»? То есть по результатам проверок наличного обращения, проводимых начиная с 1 сентября с. г., в ходе которых выявлены нарушения предельных сумм наличных расчетов в периодах, предшествующих этой дате?

При ответе на данный вопрос (который является и частью ответа на вопрос читателя) мы будем опираться на мнение миндоходовцев, изложенное в консультации из Базы знаний в подкатегории 109.21 (с. 43).

Так вот, главные налоговые контролеры, отвечая на вопрос, какая ответственность применяется к налогоплательщику в случае выявления контролирующими органами превышения предельной суммы наличных расчетов за периоды до 01.09.2013 г., пришли к следующим выводам.

Во-первых, в связи с упомянутыми изменениями Положения № 637 в случае превышения предельных сумм расчетов наличными деньгами, в том числе в периодах до 01.09.2013 г., штрафные санкции в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день к предприятиям** не применяются.

** К физлицам-предпринимателям они и так не применялись, так как у них нет кассы.

Во-вторых, за такие «прошлые» провинности, по их мнению, должна теперь применяться только административная ответственность, предусмотренная ст. 16315 КУоАП (от 100 до 200 НМДГ, а за последующие нарушения, допущенные в течение года, — от 500 до 1000 НМДГ).

Таким образом, по мнению налоговиков, предприятия за «сверхлимитные» наличные расчеты, осуществленные до 01.01.2013 г. начиная с 1 сентября этого года, уже не наказываются. Продолжают («административно») страдать за это только их должностные лица, а также ФЛП, «замешанные» в подобных нарушениях. Собственно, это для них не в новинку, так как админштраф, установленный ст. 16315 КУоАП, начал применяться еще с 03.01.2013 г. (подробнее об этом читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 8, с. 40).

Что ж, нам остается только согласиться с налоговиками. Пусть логика данной консультации небе­зупречна, но мы в поддержку их нефискальной позиции добавим, что, по нашему мнению, отмененные с 1 сентября нормы из упомянутых пп. 2.3 и 7.46 Положения № 637 (о прибавлении суммы превышения предельных 10000 грн. к остатку по кассе «на конец дня») были предусмотрены авторами Положения № 637 для проверяющих, а не предприятий. А тот факт, что эти нормы уже «канули в Лету», и «подрезал руки» фискалам прибавлять на проверках виртуальные суммы к фактическим кассовым остаткам и штрафовать (в двойном размере) за полученный таким образом (тоже виртуальный) сверхлимит.

Теперь (продолжая отвечать на вопрос читателя) подробнее остановимся на админштрафах.

Как мы уже указали, админштраф по ст. 16315 КУоАП, о котором говорят в своей консультации налоговики, стал применяться только начиная с 3 января 2013 года. В вопросе же речь идет о нарушении, которое было допущено в декабре 2012 года, т. е. когда такая штрафная норма еще не действовала. Поэтому админштраф по ст. 16315 КУоАП за такое нарушение не может применяться даже теоретически.

В связи с этим сделаем небольшое теоретическое отступление. Напомним, что до 03.01.2013 г. админответственность за подобные нарушения была гораздо мягче и возникала на основании ст. 1642 КУоАП (от 8 до 15 НМДГ). Поэтому, если отталкиваться от норм ст. 8 КУоАП*, то делаем вывод, что теоретически в данной ситуации за упомянутое наличное нарушение «образца 2013 года» должен применяться админштраф, предусмотренный в уже «почившей» старой редакции ст. 1642 КУоАП.

* Ею, в частности, предусмотрено, что лицо, совершившее админправонарушение, несет ответственность на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения. В остальном она созвучна ст. 58 Конституции, упомянутой в консультации налоговиков.

Но это — только теоретически. А практически админштрафа (ни по какой из статей КУоАП) здесь быть не должно. Дело в том, что в данном случае мы имеем дело с так называемым недлящимся правонарушением. А в ст. 38 КУоАП установлены сроки давности для наложения админвзысканий, а именно: взыскание может быть наложено не позже, чем через два месяца со дня совершения правонарушения (при длящемся правонарушении — через два месяца со дня его выявления).

Так что в данном случае у вас есть реальный шанс пройти проверку даже без админштрафа за данное нарушение.

Кстати, двухмесячный строк исковой давности должен спасать и тех, кто нарушил нормы по обращению наличности уже в этом году и имеет риск подпасть под серьезный админштраф по ст. 16315 КУоАП. И если при недлящемся правонарушении дата составления протокола об админправонарушении будет после даты, в которую истекли 60 дней с момента совершения правонарушения, то такой админштраф автоматически становится неправомерным.

 

 Алексей Павленко, налоговый эксперт

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц