уставный капитал |
Взнос учредителя: когда инвестиция, а когда — безвозмездно полученные товары?
Предприятие приняло решение об увеличении уставного капитала. Взнос от инвестора получен ТМЦ и основными средствами раньше, чем состоялась государственная регистрация изменений в уставном капитале. Считаются ли такие ТМЦ и основные средства безвозмездно полученными? (г. Черновцы) |
Для начала напомним, что решение общества об изменении размера уставного капитала вступает в силу со дня внесения этих изменений в государственный реестр (см. ч. 3 ст. 87 ХКУ и ч. 4 ст. 16 Закона о хозобществах). Это означает, что государственный орган регистрирует не фактическое увеличение размера уставного капитала общества, а решение общества об увеличении уставного капитала, которое после этого вступает в силу.
А если взнос поступит от инвестора раньше? Действительно, в этом случае налоговики отстаивают свое фискальное разъяснение. Утверждают: если увеличение уставного капитала не зарегистрировано надлежащим образом, то ТМЦ или основные средства, полученные как взнос в уставный капитал, считаются безвозмездно полученными. Стоимость же такого имущества, определенная на уровне не ниже обычных цен, включается в «налоговые» доходы плательщика в соответствии с п.п. 135.5.4 НКУ (см. консультацию в БЗ, разд. 102.06.05).
Подобные негативные последствия можно спрогнозировать и для юрлиц-единоналожников, в состав дохода которых также включается стоимость безвозмездно полученных в течение отчетного периода товаров (см. п. 292.3 НКУ).
Что будет, если учредители пополнят уставный капитал до внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр, понятно из вышеуказанного разъяснения налоговиков. Однако, если по тем или иным причинам предприятию пришлось пойти вразрез с мнением контролирующих органов, оно может попробовать отстоять свои права в суде и не отражать доходы. Аргументом здесь может быть то, что в действительности нужно говорить не о безвозвратной финансовой помощи (или безвозмездно полученных товарах), а об инвестициях, полученных в обмен на корпоративные права.
Напомним: в соответствии с абз. «б» п.п. 14.1.81 НКУ прямая инвестиция — это хозяйственная операция, предусматривающая внесение средств или имущества в обмен на корпоративные права, эмитированные юридическим лицом при их размещении таким лицом. Суммы же средств или стоимость имущества, поступившие в виде прямых инвестиций в корпоративные права, не включаются в состав дохода для определения объекта налогообложения (п.п. 136.1.3 НКУ).
В предыдущих статьях мы ссылались на эту аргументацию с оговоркой, что суды в большинстве случаев придерживаются ее (читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 96, с. 31). Однако не так давно по этому вопросу высказался Верховный Суд, и его позиция является для плательщиков налогов неутешительной.
По мнению Верховного Суда, средства или имущество, полученные обществом от участников как дополнительные взносы, до момента осуществления государственной регистрации изменений в учредительный документ (устав) не могут быть признаны прямой инвестицией в эмитированные таким обществом корпоративные права. Ведь сведения о размере и порядке внесения вкладов в уставный фонд содержатся непосредственно в уставе, новая редакция которого вступает в силу только после госрегистрации. А поскольку корпоративные права не могут возникнуть до вступления их в силу, нельзя считать переданные в обмен на такие «недействительные» корпоративные права ТМЦ или основные средства прямыми инвестициями (см. постановление ВСУ от 21.02.2012 г. по делу № 21-942во10). Аналогичные выводы можно встретить и в некоторых относительно свежих решениях по единоналожникам (см. определение ВАСУ от 21.06.2012 г. по делу № К-38560/09-С).
Ввиду позиции Верховного Суда не рекомендуем играть в «судебную лотерею». Лучше выберите наиболее безопасный путь для предприятия, который не повлечет никаких налоговых последствий, — внесите дополнительные взносы для увеличения уставного капитала после госрегистрации изменений в уставе. Для уверенности момент внесения таких дополнительных взносов (как в денежной, так и в материальной формах) можно прописать в уставе общества.
На этом и остановимся!
Максим Нестеренко, налоговый эксперт