Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как работают водители

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 79
Печать
Статья
img 1

режим труда
и отдыха

img 2

Как работают водители

Как вы уже успели убедиться, ознакомившись с предыдущими статьями, водители — особая категория работников. Причем законодательство выдвигает ряд требований не только к самим водителям, но и к режиму их работы. Задачей работодателя, у которого в штате имеются водители автотранспортных средств, является организация их режима труда в соответствии с требованиями действующего законодательства. Как это сделать? Ответ на данный вопрос вы найдете в этой статье.

Елена Лесик,
эксперт по вопросам оплаты труда

Вопросы организации труда и отдыха водителей регулируются КЗоТ и Положением № 340 (см. также письмо Министерства инфраструктуры Украины от 18.07.2013 г. № 8050/25/10-13 на с. 41). Обратите внимание: с 06.02.2012 г. приказом Министерства инфраструктуры Украины от 29.12.2011 г. № 659 в Положение № 340 были внесены существенные изменения.

Требования данного документа распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами. Положение № 340 не распространяется на перевозки пассажиров и/или грузов, которые осуществляются:

— физическими лицами за свой счет для собственных нужд без использования труда наемных водителей;

— во время стихийного бедствия, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

— для нужд МВД, Минобороны, Генпрокуратуры, СБУ, а также МЧС и Минздрава;

— сельскохозяйственными предприятиями или предприятиями лесного хозяйства, если эти перевозки осуществляются тракторами либо другой техникой, предназначенной для местных сельскохозяйственных работ или работ в отрасли лесного хозяйства, и служат исключительно для целей эксплуатации этих предприятий;

— автомобильными перевозчиками и водителями при международных перевозках.

Далее выясним, сколько могут работать водители.

Какой должна быть продолжительность рабочего времени водителей?

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю* (ч. 1 ст. 50 КЗоТ, п. 2.2 разд. II Положения № 340).

* Неделя — период времени от 00:00 часов в понедельник до 24:00 часов в воскресенье.

Продолжительность ежедневной работы (смены) для водителей:

— с пятидневной рабочей неделей — определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (проф­союзным представителем) (далее — профсоюз), с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели;

— с шестидневной рабочей неделей — не может превышать 7 часов (накануне выходных дней —5 часов).

Накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы водителей сокращается на один час как при пятидневной, так и при шести­дневной рабочей неделе. А в ночное время (период суток с 22 до 6 часов) продолжительность работы (смены) водителя сокращается на 1 час.

Обратите внимание: для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, с их согласия может устанавливаться рабочий день (смена) с разделением на две части. Каждая часть не должна превышать 4 часов, с учетом времени, необходимого для возврата на место стоянки (ст. 60 КЗоТ, п. 2.9 разд. II Положения № 340). Перерыв между частями смены не должен быть меньше 2 часов без учета времени на отдых и питание. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается установление суммированного учета рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное количество рабочих часов.

Особенности режима работы

Ненормированный рабочий день. Водителям легковых автомобилей (кроме водителей такси) в случае производственной необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день. При этом работа сверх нормальной продолжительности для таких водителей сверхурочной считаться не будет. Дополнительная оплата переработанного времени для таких лиц не осуществляется.

На водителей, работающих на условиях ненормированного рабочего дня, распространяется установленный на предприятии режим рабочего времени

Поэтому работодатель не имеет права систематически привлекать работников, которые работают в таком режиме, к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени (письмо Минтруда от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10). Количество часов переработанного времени при работе с ненормированным рабочим днем может определяться в коллективном договоре, заключенном на предприятии (п. 2.10 разд. II Положения № 340).

Сверхурочные работы. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня (ст. 52, 53 и 61 КЗоТ). Работодатель может привлечь работников к сверхурочным работам только лишь в исключительных случаях, определенных законодательством и ч. 3 ст. 62 КЗоТ, и только лишь с разрешения профсоюза. В остальных случаях привлечение работников к сверхурочным работам не допускается. Кроме того, привлекая работников к сверхурочным работам, работодателю следует учитывать ограничения, установленные ст. 63 КЗоТ по лицам, которые могут быть привлечены к таким работам.

Обращаем внимание на то, что не считается сверхурочной работа водителя:

 с неполным рабочим днем (выполняющего свои обязанности по совместительству) сверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня (абзац второй п. 16 постановления № 13);

 с ненормированным рабочим днем, сверх установленной нормы рабочего времени, кроме случаев выполнения по поручению работодателя работы, которая не входит в перечень его обязанностей (абзац третий п. 16 постановления № 13);

— выполняемая в порядке отработки дней отдыха, предоставленных в соответствии с ч. 3 ст. 73 КЗоТ.

При суммированном учете рабочего времени не является сверхурочной работа, выполняемая сверх нормы рабочего времени, предусмотренного графиком в отдельные дни, недели, месяцы учетного периода, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период.

Согласно абзацу третьему п. 10 Методических рекомендаций переработка нормы рабочего времени, которая возникает в отдельные дни при суммированном учете, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период может компенсироваться дополнительными днями отдыха или соответствующим уменьшением продолжительности работы в другие дни учетного периода.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд или 120 часов в год, кроме случаев наступления непредвиденных обстоятельств (технической неисправности транспортного средства, остановки движения транспортного средства в рейсе (на маршруте), неблагоприятных погодных условий и др.).

Работа в выходные, праздничные и нерабочие дни. Привлечение работников к работе в выходные дни запрещено. Вместе с тем с разрешения проф­союза работодатель может привлечь отдельных водителей к работе в выходные дни в исключительных случаях, определенных ч. 2 ст. 71 КЗоТ.

Работа в праздничные и нерабочие дни, как правило, не допускается. Но в случае если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ, то работа в праздничные и нерабочие дни допускается по согласованию с профсоюзом. Если профсоюз на предприятии отсутствует, работа в выходные, праздничные и нерабочие дни согласовывается с представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом.

В случае если на предприятии ведется суммированный учет рабочего времени, то предусмотренная графиком сменности работа в праздничные и нерабочие дни включается в расчет нормы рабочего времени учетного периода.

Теперь определимся, что включать в рабочее время водителя.

Структура рабочего времени

Рабочее время — время, в течение которого водитель должен исполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

В рабочее время водителя включается:

1) сменный период управления. В общем случае сменный период управления водителя, включая сверхурочные работы, не должен превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, и/или крупногабаритных, и/или опасных грузов — 8 часов. Увеличить продолжительность сменного периода управления водителем (не планового, а фактического) разрешено только в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств.

В случае если продолжительность автобусного маршрута составляет более 500 км, работодатель обязан направить в рейс (на маршрут) двоих водителей. Период управления каждого из водителей должен составлять половину общего периода управления;

Общая продолжительность управления водителем автотранспортным средством в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов

2) подготовительно-заключительный период. Время, необходимое водителям для выполнения подготовительно-заключительных работ (время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения), и их состав устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзом, а в случае отсутствия такового — с представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом;

3) время простоев не по вине водителя;

4) время простоев в пунктах загрузки и разгрузки грузов;

5) время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и после возвращения. Устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом, а в случае отсутствия такового — с представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом;

6) время проведения работ по устранению технических неисправностей транспортного средства на маршруте (в рейсе);

7) время охраны транспортного средства с грузом или без него во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем. Время охраны транспортного средства с грузом или без него засчитывается водителю в рабочее время в размере 1/3 рабочего времени. Конкретная продолжительность времени охраны груза и транспортного средства, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом, а в случае отсутствия такового — с представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом;

8) половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугородного сообщения, при работе двух водителей на транспортном средстве, оборудованном спальным местом. Конкретная продолжительность такого времени устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзом, а в случае отсутствия такового — с представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом;

9) другое время, предусмотренное действующим законодательством Украины.

Обратите внимание: перерывы для отдыха и питания не включаются в рабочее время водителя. Для водителей автобусов, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, которым смена разделена на две части, время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

Учет рабочего времени

Положениями КЗоТ установлены три вида учета рабочего времени:

1) поденный — вводится, как правило, для работников с равной продолжительностью рабочего дня в каждом из дней рабочей недели;

2) еженедельный — вводится для работников, продолжительность рабочего времени которых на протяжении рабочей недели может изменяться, но в общем за неделю ими должна быть соблюдена недельная норма продолжительности рабочего времени, установленная на предприятии с учетом требований ст. 50 и 51 КЗоТ;

3) суммированный — устанавливается, если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени (ст. 61 КЗоТ и п. 2.3 разд. II Положения № 340). При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального количества рабочих часов. Установить суммированный учет можно только по согласованию с профсоюзом, а в случае отсутствия такового — по согласованию с представителями трудящихся, избранными и уполномоченными трудовым коллективом*.

* Подробно о порядке применения суммированного учета рабочего времени читайте в статье «Учет рабочего времени» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 92.

Учет рабочего времени водителей осуществляется на основании табеля учета использования рабочего времени (форма № П-5), типовая форма которого утверждена приказом Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489.

При суммированном учете работодатель составляет график сменности водителей (приложение 1 к Положению № 340), в котором определяется продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смены) и выходных дней. График составляется на весь учетный период, равный, как правило, месяцу, и доводится до сведения каждого водителя не менее чем за 2 недели до начала учетного периода. Учтите: нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителя не должна превышать 10 часов. В случае если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает продолжительные периоды простоя, ожидания в транспортном средстве или на рабочем месте либо если водителю необходимо дать возможность доехать до определенного места отдыха, продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов при условии, что время непосредственного управления транспортным средством на протяжении рабочего дня (смены) не превышает 9 часов.

Ежемесячно работодатель ведет ведомость учета рабочего времени и отдыха водителей (приложение 2 к Положению № 340), в которой по каждой рабочей смене указываются плановые и фактические данные по маршруту, начало и конец рабочей смены.

Рабочее время водителей, работающих ежедневно в определенные часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, учитывается ежедневно. Рабочее время водителей с ненормированным рабочим днем учитывается в рабочих днях(кроме работы в праздничные дни, которая учитывается в часах).

Если на предприятии установлен суммированный учет рабочего времени, то норма рабочего времени за учетный период определяется следующим образом: норма продолжительности рабочего времени, установленной законодательством для водителей транспортных средств,умножается на количество рабочих дней по календарю пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период (с учетом ее сокращения в канун праздничных, нерабочих и выходных дней). Часы работы, превышающие предусмотренное в учетном периоде рабочее время, считаются сверхурочными.

Как работают водители, разобрались. Но должно же быть место и отдыху! Именно об отдыхе тех, чья жизнь проходит на колесах, наша следующая статья.

 

выводы


img 3
 
 
  • Если вы принимаете на работу водителя, учтите, что при установлении режима труда для такого работника нужно соблюдать требования Положения № 340.

  • Водитель должен работать не более 40 часов в неделю. Не можете соблюсти данное требование законодательства? Тогда устанавливайте суммированный учет рабочего времени и следите, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превысила нормальное количество рабочих часов.

 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше