Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Трудо-доплатно-надбавочное, или Оплачиваем труд водителя

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Статья
img 1

зарплата

img 2

Трудо-доплатно-надбавочное, или Оплачиваем труд водителя

Заработная плата — это вознаграждение за выполненную работу. А если работа выполнена водителем хорошо, то и зарплата у него должна быть хорошая J. Порядок оплаты труда водителей автотранспортных средств имеет свои особенности, о которых следует знать работодателям-хозрасчетникам. Рассмотрим эти особенности вместе.

Лилия Калашникова,
эксперт по вопросам оплаты труда

Устанавливаем водителям тарифные ставки (оклады)

Вопросы оплаты труда водителей автотранспортных средств работодатели-хозрасчетники решают самостоятельно. Формы и системы оплаты труда этой категории работников, размеры их тарифных ставок (окладов) и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.) они устанавливают в коллективном (трудовом) договоре. При этом должны быть соблюдены нормы и гарантии, пре­дусмотренные законодательством, генеральным, отраслевым (межотраслевым) и территориальными соглашениями.

Многими отраслевыми соглашениями предусмотрено установление тарифных ставок (окладов) для водителей:

— грузовых автомобилей — в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах и типа грузового транспортного средства;

— автобусов — в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах;

— легковых автомобилей — в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах.

Также оплата труда водителей может быть организована на сдельной основе. В этом случае заработок работника будет зависеть от объема выполненных работ в натуральных величинах (например, количества перевезенного груза или километров пробега) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении. Такая оплата труда характерна для водителей грузовых автомобилей.

Важно! Независимо от формы оплаты труда месячный фонд оплаты труда водителя в условиях нормальной* продолжительности рабочего времени должен быть не ниже установленного законодательством уровня минимальной зарплаты. Это актуально и для сдельщиков. То естьсдельные расценки должны устанавливаться работодателем таким образом, чтобы при выполнении месячной нормы оплата труда водителя составляла не менее минимальной заработной платы. И несмотря на то что 2013 год подходит к концу, напомним, в этом году минимальная зарплата составляет:

— в месячном размере — в январе — ноябре — 1147,00 грн., в декабре — 1218 грн.;

— в часовом размере — в январе — ноябре — 6,88 грн., в декабре — 7,30 грн.

* Нормальная продолжительность рабочего времени — это 40 часов в неделю (ч. 1 ст. 50 КЗоТ).

Кроме основной зарплаты, водителям могут быть установлены доплаты и надбавки. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Доплаты и надбавки водителям

Доплата за разделенный рабочий день. Такая доплата может быть назначена водителям автобусов, которым установлен рабочий день с разделением смены на две части (см. п. 2.9 разд. II Положения № 340). Размер доплаты за разделенный рабочий день устанавливается работодателем самостоятельно в коллективном договоре. Обычно он не превышает 30 % тарифной ставки (оклада) водителя за отработанное в смене время.

Доплата за ненормированный рабочий день. Ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме такси) (п. 2.10 Положения № 340). Довольно часто работодатели водителей с ненормированным рабочим днем в виде поощрения за такую работу устанавливают им доплату за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки (оклада) за отработанное время.

Доплата за совмещение профессий (должностей). Такая доплата устанавливается работникам, которые наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняют дополнительную работу по другой профессии (должности) на том же предприятии в пределах рабочего времени. Доплата за совмещение профессий (должностей) может быть установлена водителю, который в пределах своего рабочего времени (как водителя) выполняет дополнительный объем работ по другой вакантной должности (например, грузчика или экспедитора). Размер доплаты не ограничен максимальным размером и определяется в пределах экономии фонда заработной платы по тарифной ставке (окладу) совмещаемой должности.

Доплата за работу в вечернее время. Водителям, работающим в сменах (при многосменном режиме работы), работодатель, на которого распространяются положения Генерального соглашения на 2010 — 2012 годы*, обязан производить доплату за работу в вечернее время (с 18 до 22 часов).

* Это соглашение действует до принятия нового Генерального соглашения.

Размер доплаты за работу в вечернее время равен 20 % часовой тарифной ставки (оклада, должностного оклада) за каждый час работы в это время

Обратите внимание: эта доплата устанавливается водителям, работающим при многосменном режиме работы. А вот водители, которые выходят на работу в соответствии с установленным графиком выхода на работу, права на эту надбавку не имеют (см. разъяснение специалиста Минсоцполитики в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 71, с. 47).

Доплата за работу в ночное время. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра. Работа водителя в это время оплачивается в повышенном размере, устанавливаемом коллективным договором, но не ниже 20 % тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (ст. 108 КЗоТ). Работодатели, на которых распространяется действие Генерального соглашения, производят доплату за работу в ночное время в размере 35 % часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в это время.

Конкретный размер оплаты, а также перечень профессий (должностей), по которым она назначается, устанавливается в коллективном договоре, действующем на предприятии, или другом локальном документе работодателя.

Доплата за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Эта доплата назначается водителям, которые наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором, выполняют дополнительный объем работ по этой же профессии. Размер доплаты одному работнику за расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) не ограничивается и определяется наличием экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при условии соблюдения нормативной численности работников.

Заметьте, в ситуации, когда за водителем закрепляются два автомобиля, ему доплата за расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) не назначается. Дело в том, что по специфике работы водитель не может работать одновременно на двух автомобилях. На это обратило внимание Минтруда в письме от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09. Однако такого водителя-трудяжку можно поощрить, установив ему надбавку за сложность и напряженность в работе.

Надбавка за сложность и напряженность в работе. Надбавка за сложность и напряженность в работе выплачивается работникам, которые выполняют работы, требующие высокой квалификации или повышенного напряжения. У бюджетников предельный размер такой надбавки для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада. Хозрасчетники его устанавливают самостоятельно.

Надбавка за разъездной характер работы. Если в коллективным договоре должность «водитель**» указана среди должностей (профессий), для которых служебная поездка не является командировкой, а имеет передвижной (разъездной) характер, то водителю устанавливается надбавка к тарифной ставке (окладу). Размер надбавки за разъездной характер работы к тарифной ставке (окладу) работника за день не может превышать предельных норм суточных расходов, установленных КМУ для командировок в пределах Украины (абзац второй п. 1 постановления № 490). Если работа постоянно проводится в пути или имеет разъездной характер за пределами Украины, предельные размеры надбавок работникам за день не могут превышать 80 % предельных норм суточных расходов, установленных КМУ для командировок за рубеж (абзац первый п. 2 постановления № 490). Однако предельный размер суточных утвержден КМУ только для бюджетников. А вот для хозрасчетных предприятий п.п.  140.1.7 НКУ установлен предельный размер суточных, которые могут быть включены в расходы (для командировок в пределах Украины — 0,2 размера минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года, для командировок за границу — 0,75 указанной величины). Учитывая это, по нашему мнению, хозрасчетным предприятиям при расчете предельного размера надбавки логично использовать сумму суточных, установленную п.п.  140.1.7 НКУ для командировочных работников. То есть у хозрасчетных предприятий в 2013 году размер надбавки за разъездной характер работ в пределах Украины не должен превышать 229,40 грн. за день, за пределами Украины — 688,20 грн.

** Мы с вами помним, что в Классификаторе профессий нет должности «просто водитель» (см. статью «Принимаем на работу водителя» на с. 5), но есть «водитель автотранспортных средств», «водитель погрузчика» и т. д. И все же в этой статье для удобства обобщим все эти должности в одну — «водитель».

Конкретный размер надбавки определяется коллективным договором.

Надбавка за классность. Надбавка за классность устанавливается водителям, которым присвоен I или II класс. Подробно об этой выплате читайте в статье «Что должен уметь водитель-первоклашка, или Присваиваем класс водителю» на с. 22.

Подытоживая вышеприведенную информацию по доплатам и надбавкам, еще раз подчеркнем, что порядок их выплаты, размеры и перечень должностей, которым они устанавливаются, должны быть определены в коллективном договоре, заключенном на предприятии. Если же коллективный договор на предприятии не заключен, то все это должно быть описано во внутреннем документе (локальном акте работодателя), согласованном с первичной профсоюзной организацией (например, в Положении об оплате труда, Положении о доплатах и надбавках).

А далее рассмотрим отдельные ситуации, в которых порядок оплаты труда водителей будет иметь свои особенности.

Вопросы оплаты труда отдельных категорий водителей

Оплата работы в сверхурочное время. Сверхурочное время — это время, отработанное водителем сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Оно оплачивается (ст. 106 КЗоТ):

 в двойном размере часовой ставки — если водителю установлена почасовая оплата труда;

— в виде доплаты в размере 100 % тарифной ставки водителя соответствующей квалификации, оплата труда которого осуществляется по почасовой системе, — за все отработанные сверхурочные часы — если оплата труда водителя организована на сдельной основе.

Как видите, для того, чтобы определить размер оплаты за работу в сверхурочное время, необходимо знать часовую тарифную ставку водителя. Но что же делать, если водителю установлена дневная тарифная ставка (месячный оклад)? Все просто. В этом случае для определения размера часовой тарифной ставки необходимо разделить дневную тарифную ставку на дневную норму рабочего времени, установленную для такого работника (месячный оклад работника на месячную норму рабочего времени).

Важно! Если по водителю ведется суммированный учет рабочего времени, то оплата сверхурочной работы проводится в конце учетного периода. Работа сверх нормы рабочего времени, предусмотренного графиком в отдельные дни, недели, месяцы учетного периода, при сохранении нормы рабочего времени за учетный период, не является сверхурочной работой (см. письмо Минтруда от 15.06.2007 г. № 148/13/133-07).

Нельзя компенсировать сверхурочные работы, предоставляя водителям отгулы. Это запрещено ч. 4 ст. 106 КЗоТ

Не считается сверхурочной и оплачивается в одинарном размере работа водителя:

— с неполным рабочим днем сверх предусмотренного трудовым договором времени, но в пределах установленной законодательством продолжительности полного рабочего дня;

— с ненормированным рабочим днем сверх установленной нормы рабочего времени, кроме случаев выполнения по поручению работодателя работы, которая не входила в обязанности водителя.

На это обращает внимание ВСУ в п. 16 постановления № 13.

Оплата труда в праздничные и нерабочие дни. Напомним, что ст. 73 КЗоТ к праздничным дням отнесены: 1 января — Новый год, 7 января — Рождество Христово, 8 марта — Международный женский день, 1 и 2 мая — День международной солидарности трудящихся, 9 мая — День Победы, 28 июня — День Конституции Украины; 24 августа — День независимости Украины. Нерабочими днями являются: 7 января — Рождество Христово; один день (воскресенье) — Пасха (Пасха), один день (воскресенье) — Троица.

Часы, фактически отработанные водителем в праздничные и нерабочие дни, должны быть оплачены в двойном размере (ст. 107 КЗоТ). Так, работа в эти дни:

 водителей-сдельщиков оплачивается по двойным сдельным расценкам;

— водителей, труд которых оплачивается по почасовым или дневным ставкам, — в размере двойной часовой или дневной ставки;

— водителей, получающих месячный оклад, — в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный или нерабочий день проводилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы рабочего времени. Расчет часовой (дневной) ставки для таких работников нужно проводить так, как мы описывали выше (см. подраздел «Оплата работы в сверхурочное время»).

По желанию водителя, трудившегося в праздничный или нерабочий день (ст. 73 КЗоТ), ему может быть предоставлен другой день отдыха при условии, что работа в этот день проводилась сверх установленной месячной нормы рабочего времени (абзац пятый постановления № 13). Этот день отдыха является, по сути, дополнительной компенсацией и не оплачивается. То есть в любом случае работа в праздничный или нерабочий день должна быть оплачена в двойном размере (см. письмо Минтруда от 29.12.2009 г. № 853/13/84-09).

Если по водителю ведется суммированный учет рабочего времени, то его работа в праздничные и нерабочие дни по графику включается в норму рабочего времени за учетный период. Часы работы, превышающие эту норму, считаются сверхурочными и оплачиваются в двойном размере. А следовательно, при подсчете сверхурочных часов по такому работнику работа в праздничные и нерабочие дни, проведенная сверх установленной на предприятии нормы рабочего времени, за учетный период не учитывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере (письмо Минтруда от 13.11.2006 г. № 158/0/13/118-06).

Оплата труда в выходные дни. Выходные дни — это дни, в которые водитель не должен работать согласно графику работы предприятия (или графику сменности). Если же водитель был привлечен к работе в выходной для него день, то его работа в этот день может компенсироваться (ч. 1 ст. 72 КЗоТ):

— предоставлением другого дня отдыха (в этом случае работа в выходной день оплачивается в одинарном размере)

или 

 в денежной форме в двойном размере, аналогично оплате труда за работу в праздничные и нерабочие дни (см. выше).

Способ компенсации работы в выходной день определяется по договоренности между работником и работодателем и указывается в приказе о привлечении к работе в такой день.

Еще раз подчеркнем: компенсации подлежат только те выходные дни, которые являются для работника выходными в соответствии с графиком работы предприятия (подразделения, цеха) или графиком сменности.

Оплата времени простоя. Простой — это приостановление работы. Он может быть вызван отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами (ст. 34 КЗоТ).

Время простоя не по вине водителя обязательно должно быть оплачено!

Минимальный размер такой оплаты определен в ст. 113 КЗоТ. Он составляет 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). Конкретный размер оплаты времени простоя работодатели прописывают в коллективном договоре с учетом указанного минимума.

Если простой — это результат возникшей производственной ситуации, опасной для жизни (здоровья) работника или для людей, которые его окружают, и окружающей природной среды, то в период простоя за работником сохраняется его средний заработок (часть третья ст. 113 КЗоТ).

Если же виновником простоя является сам водитель, то работодатель вправе не оплачивать ему период простоя.

Как видим, структура фонда оплаты труда обычного водителя может быть довольно разнообразной. Порядок начисления каждой из выплат имеет свои особенности, которые надо учесть бухгалтеру. А помощником в этом будет данная статья.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц