Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что должен уметь водитель-первоклашка, или Присваиваем класс водителю

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Статья
img 1

квалификационные
требования

img 2

Что должен уметь водитель-первоклашка, или Присваиваем класс водителю

Справочником квалификационных характеристик предусмотрена возможность присваивать водителям, работающим на предприятии, квалификацию II или I класса. Кем и в каком порядке присваивается классность водителям? Чем она интересна для водителя и его работодателя? На эти и другие вопросы, связанные с присвоением (повышением) классов водителям, вы найдете ответы в данной статье.

Лилия Ушакова,
эксперт по вопросам оплаты труда

Начнем с определения. Квалификация — это способность выполнять задания и обязанности определенной работы (см. раздел «Общие положения» Классификатора профессий ДК 003:2010). Для водителей автотранспортных средств уровень квалификации определяется классом. Вновь принятый работник считается водителем III класса.

В процессе работы на предприятии водителю может быть присвоена квалификация II, а затем и I класса

Это следует из примечания к п. 4 разд. II Справочника квалификационных характеристик.

Как присвоить класс водителю, поговорим далее.

Порядок присвоения класса водителю

Сразу же отметим, что на сегодняшний день присвоение классности водителям является правом, а не обязанностью работодателя. Но, несмотря на это, многие работодатели все-таки «разбрасывают» водителей по классам с установлением им надбавки за классность. Этим они мотивируют водителей к повышению мастерства и, что выгодно для работодателя, к длительной, беспрерывной работе на данном предприятии.

Порядок присвоения классности водителям в действующих нормативно-правовых документах четко не прописан. Это дает возможность вам самостоятельно его разработать и утвердить в виде внутреннего документа (локального акта работодателя). Такой документ может называться, например, Положение о присвоении классности водителям. В этом же документе можно привести требования к квалификации водителей, установленные Справочником квалификационных характеристик. Согласно данному документу для присвоения:

 II класса — в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE или DE (D), а также непрерывный стаж работы водителем III класса на данном предприятии не менее трех лет;

 I класса — разрешение на управление транспортными средствами категорий B, BE, C, CE, D, DE, а также непрерывный стаж работы водителем II класса на данном предприятии не менее двух лет.

Учтите: в непрерывный страж, который следует учитывать при присвоении классности водителю, включается работа водителя на автотранспортном средстве именно у данного работодателя, а не весь период управления автотранспортным средством.

Кроме указанных требований, при присвоении водителю квалификации II и I класса не лишним будет учитывать его показатели в работе, соблюдение им трудовой и производственной дисциплины, отсутствие нарушений правил дорожного движения, правил технической эксплуатации и техники безопасности.

Присваивается классность водителю во время квалификационной аттестации квалификационной комиссией, которая должна быть создана на предприятии. Порядок ее функционирования и полномочия можно прописать в Положении о присвоении классности водителям. Состав комиссии следует утвердить соответствующим приказом (распоряжением).

Как правило, комиссия рассматривает вопрос о присвоении класса на основании заявления водителя по представлению его руководителя. Решение комиссии оформляется протоколом.

Далее на основании заключения квалификационной комиссии отделом кадров издается приказ (распоряжение) о присвоении водителю квалификации определенного класса. Эта же информация отражается в трудовой книжке работника (см. письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).

Обратите внимание: в период работы на предприятии классность водителя может быть не только повышена, но и понижена

Так, к примеру, квалификация работника II (I) класса, систематически нарушающего правила дорожного движения и/или не соблюдающего трудовую дисциплину, может быть снижена решением квалификационной комиссии на один класс. Полный перечень причин, по которым водителю может быть понижена классность, следует отразить в Положении о присвоении классности водителям. Понижение классности оформляется приказом (распоряжением) руководителя с занесением соответствующей записи в трудовую книжку работника.

А может ли новый работодатель сохранить водителю класс, который был присвоен ему на предыдущем месте работы? Давайте подумаем. Мы с вами уже выяснили, что порядок присвоения классности водителям автотранспортных средств разрабатывается и устанавливается непосредственно работодателем. Следовательно, если работодатель не против сохранять новым водителям класс, установленный на предыдущем месте, то ему необходимо всего лишь в Положении о присвоении классности водителям прописать процедуру сохранения (подтверждения) классности таким работникам. Такого же мнения по данному вопросу придерживается и Минсоцполитики (см. письмо от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).

Разобравшись с порядком присвоения классности водителям автотранспортных средств, перейдем к рассмотрению процедуры установления им надбавки за классность.

Надбавка за классность

Как правило, работодатели, присваивающие классы водителям, устанавливают им ежемесячные надбавки к заработной плате за классность. Размер таких надбавок хозрасчетные предприятия определяют самостоятельно в коллективном договоре (Положении об оплате труда) исходя из своих финансовых возможностей. При этом обязательно должны быть соблюдены нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным и отраслевыми соглашениями.

Сейчас минимальные размеры таких надбавок определены Генеральным соглашением на 2010 — 2012 годы, которое продолжает действовать и ныне до принятия нового соглашения. Из положений этого соглашения следует, что надбавка за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов выплачивается за отработанное время в следующих размерах:

— водителям I класса — 25 % тарифной ставки;

— водителям II класса — 10 % тарифной ставки.

Такие же размеры надбавки за классность водителям предусмотрены и многими отраслевыми соглашениями.

Обратите внимание: положения указанного Генерального соглашения непосредственно действуют и являются обязательными для тех субъектов, которые находятся в сфере действия сторон, подписавших данное соглашение. На предприятия, которые при его подписании не были представлены хотя бы одной из сторон (владелец или уполномоченный им орган как одна сторона или от стороны трудового коллектива — профсоюз), нормы соглашения не действуют и не являются обязательными. Такие предприятия самостоятельно решают вопросы установления водителям доплат за классность и их размеров в коллективном договоре или другом документе, регулирующем оплату труда на предприятии (письмо Минтруда от 06.09.2007 г. № 556/13/155-07).

Пример. Водителю автомобиля установлены оклад в сумме 3000 грн. и надбавка за I класс квалификации в размере 25 % тарифной ставки (оклада) за отработанное водителем время. В сентябре 2013 года водитель отработал 15 дней из 21, предусмотренного графиком работ. Согласно коллективному договору, действующему на предприятии, надбавка за классность выплачивается за время, когда водитель был занят непосредственно управлением автомобиля.

За сентябрь 2013 года водителю начислены:

а) заработная плата за фактически отработанные дни:

3000 : 21 х 15 = 2142,86 (грн.);

б) надбавка за I класс квалификации:

2142,86 х 25 : 100 = 535,72 (грн.).

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что эта статья поможет вам разобраться с тем, как присвоить класс водителю и рассчитать причитающуюся ему надбавку за классность.

 

выводы


img 3
 
 
  • Работодатель самостоятельно разрабатывает и утверждает порядок присвоения классности водителям в виде внутреннего документа.

  • Классность водителям присваивается квалификационной комиссией, действующей на предприятии.

  • На основании заключения квалификационной комиссии работодатель издает приказ (распоряжение) о присвоении водителю квалификации определенного класса и вносит соответствующую запись в трудовую книжку водителя.

  • В случае присвоения водителю квалификации I или II класса ему может быть установлена ежемесячная надбавка к зарплате.

 
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно