Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Почта редакции. «Будет нелегким мой путь…»: современное значение путевого листа

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы
img 1

транспортная документация

img 2

«Будет нелегким мой путь…»: современное значение путевого листа

Является ли в настоящее время путевой лист установленной формы (для легковых и грузовых автомобилей) обязательным документом для списания расходов на ГСМ? Имеют ли право работники ГАИ требовать обязательное его наличие у водителей?

Фактически наш читатель поднял две разных проблемы: (1) должен ли водитель при осуществлении перевозок иметь при себе путевой лист; (2) необходим ли путевой лист установленной формы для учета использованного горючего. Ответы на оба этих достаточно популярных вопроса вы сможете найти далее!

Наличие у водителя. Начнем с более простого и более однозначного — об обязательном наличии путевых листов установленной формы у водителей. Этот вопрос уже неоднократно освещался на страницах нашей газеты, в частности, в специальной статье, посвященной выявлению того, какие документы должен иметь при себе водитель (читайте ее в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 66,  с. 34). Напомним, что после изменений, внесенных Законом от 05.07.2011 г., которые вступили в силу с 14.08.2011 г., из Закона об автотранспорте былоисключено упоминание о путевых листах. С этого времени наличие и предъявление такого документа водителями представителям органов внутренних дел больше не являются обязательными. Это, в свою очередь, означает, что отсутствие/непредъявление путевого листа больше не рассматривается как самостоятельное правонарушение, о чем свидетельствуют и изменения в ст. 126 КоАП.

Однозначны в этом плане и разъяснения государственных органов. Еще в прошлом году налоговые органы разъясняли, что после указанных изменений предприятия, эксплуатирующие транспортные средства, имеют право не выписывать водителям путевые листы. В очередной раз подтвердила этот факт в своих разъяснениях Госслужба статистики (см. письма от 09.04.2013 г. № 18.1-25/Т-26-13/26 и от 23.07.2013 г. № 05.2-8/107 на с. 44 сегодняшнего номера). Окончательно все вопросы сняло разъяснение департамента ГАИ МВД: в перечне документов, которые имеют право проверять работники ГАИ, путевой лист не указан (см. письмо от 16.05.2013 г. № 4/1-Н-1331).

Списание ГСМ. Намного более спорным является вопрос о том, следует ли для списания ГСМ использовать исключительно путевые листы установленной формы. Налоговики еще в начале прошлого года ответили на этот вопрос утвердительно (см. письмо ГНСУ от 28.02.2012 г. № 3535/6/15-1415 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 36, с. 5). В конце 2012 года похожую точку зрения выразил департамент автомобильного транспорта Мининфраструктуры (см. письмо от 20.11.2012 г. № 25/3717-12 на с. 45 сегодняшнего номера).

В начале этого года приказом Госслужбы статистики от 19.03.2013 г. № 95 отменена форма путевого листа служебного легкового автомобиля. В связи с этим документы для учета работы легкового автомобиля предприятия могут разрабатывать самостоятельно и утверждать их приказом руководителя (см. наше сообщение в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 30, с. 3). Вскоре некоторые налоговые органы на местах признали, что в связи с этим «легковые» путевые листы больше не являются обязательным документом для списания ГСМ (см.письмо Главного управления Миндоходов в Сумской области от 19.06.2013 г. № 1244/10/11-009).

Вероятно, именно в связи с отменой «легковых» путевых листов позиция государственных органов в отношении листов «грузовых» также стала либеральнее. В частности, Мининфраструктуры, с одной стороны, констатирует, что путевой лист является основным документом первичного учета работы автомобилей, а с другой — приходит к несколько необычному выводу. По его мнению, наряду с общеизвестными формами субъекты хозяйствования могут применять самостоятельно изготовленные бланки первичных документов, в том числе путевых листов. Единственное условие — самостоятельно изготовленные бланки должны содержать обязательные реквизиты или реквизиты типовых либо специализированных форм, что предусмотрено п. 2.7 Положения № 88 (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13 на с. 44 сегодняшнего номера)*.

Приблизительно в это же время мы публиковали на страницах нашей газеты разъяснение Госкомпредпринимательства, по мнению которого «грузовой» путевой лист не является документом строгой отчетности (читайте это разъяснение в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 46, с. 42). Вместе с тем в общем фарватере отмены «легковых» путевых листов мы прогнозировали последующую либерализацию использования также и «грузового» путевого листа (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 46, с. 45). Фактически в упомянутом выше письме Мининфраструктуры солидарен с Госкомпредпринимательства.

Напомним: путевой лист грузового автомобиля является первичным документом по учету грузовых автомобильных перевозок, всесторонне характеризующим работу автомобиля и водителя с момента их выезда с автотранспортного предприятия и до возвращения на предприятие (разд. 1 Правил № 363). Учитывая последние разъяснения Мининфраструктуры, считаем, что эту норму следует понимать как требование применения путевых листов, но необязательно установленной формы.

Подтверждается наша гипотеза также проектом приказа о внесении изменений в правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Этот проект размещен на официальном сайте Мининфраструктуры** и им предусмотрено изъятие упоминания о «грузовых» путевых листах.

Разобравшись с этими вопросами, далее вспомним о еще одном проблемном нюансе с участием путевых листов — медосмотре водителей.

 

Максим Нестеренко, налоговый эксперт

 

* Об этой позиции Мининфраструктуры мы уже сообщали на сайте нашей газеты http://www.nibu.factor.ua/ukr/news/news.html?id=7712.

** http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_51/36951.html

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно