Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Будем заправляться газом: оборудуем автомобиль ГБО

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 80
Печать
Статья
img 1

автовладельцам

img 2

Будем заправляться газом: оборудуем автомобиль ГБО

«Не заправишь — не поедешь» — знает каждый. Однако все чаще и чаще наполненный бак, выливаясь «в копеечку», заставляет автовладельцев в поисках альтернативы задумываться над более экономичным видом топлива и переходом с бензина на газ. И тогда дело остается за малым: должным образом приспособить под это свой автомобиль, установив на него ГБО — газобаллонное оборудование.

Людмила Солошенко, налоговый эксперт

 

Начиная разговор о ГБО, прежде всего обратим внимание на ряд организационных моментов, касающихся установки газобаллонного оборудования, а затем расскажем, как такие операции отразить в учете.

Установка ГБО: организационные моменты

Устанавливая ГБО, следует учитывать, что процедура переоборудования транспортных средств, в том числе для работы на газовом моторном топливе и альтернативных видах жидкого и газового топлива, определена Порядком № 607. Согласно п. 3 этого Порядка переоборудование транспортного средства проводится (1) субъектом хозяйствования (имеющим нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования, согласованную с МВД и Мининфраструктуры, и свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения — в случае переоборудования пяти и более транспортных средств на протяжении года) или (2) владельцем такого средства в индивидуальном порядке.

Учтите: переоборудование транспортных средств должно отвечать правилам, нормативам и стандартам. А допуск к эксплуатации переоборудованных транспортных средств возможен только после проведения специальных испытаний и оформления сертификата о соответствии стандартным и нормативным требованиям (ст. 32 Закона о дорожном движении).

Вместе с тем на рынке автосервиса услуги установки ГБО сегодня предлагает достаточно широкий круг исполнителей. А потому желая, чтобы все прошло качественно и с учетом стандартов, зачастую предприятие в этом случае решает обратиться к специалистам. Тогда, определившись с установщиком, уладив все вопросы и детали, обычно с ним заключают договор на установку, а также последующие ремонт и техническое обслуживание газобаллонного оборудования автотранспорта.

И еще один момент. Хотя п.п. «є» п. 32.1 Правил дорожного движения в общем случае говорит о необходимости согласования переоборудования транспортных средств с органами Госавтоинспекции, на практике согласовывать (получать разрешение) на установку ГБО с ГАИ от автовладельцев не требуется. К тому же п. 4 самого Порядка № 607 предусматривает: «Перед переоборудованием транспортного средства для работы на газовом моторном топливе или альтернативных видах жидкого и газового топлива осмотр такого средства подразделением Госавтоинспекции не проводится». Так что предварительно получать «добро» от органов Госавтоинспекции в этом случае не нужно. Однако направиться туда придется по завершении установки ГБО — уже для перерегистрации дооборудованного транспортного средства.

Перерегистрация транспортного средства

Установка на автомобиль газобаллонного оборудования считается переоборудованием транспортного средства (п. 37 Порядка № 1388).

Фактически после установки ГБО имеем дело с усовершенствованием модели автотранспортного средства (возможностью работы также и на газовом топливе)

В свою очередь, ст. 32 Закона о дорожном движении предусматривает, что переоборудование, приводящее к изменению учетных данных транспортного средства, должно отражаться в его регистрационных документах. Поэтому автомобиль, оснащенный ГБО, должен пройти процедуру перерегистрации в ГАИ. Вдобавок перерегистрации переоборудованных «под газ» транспортных средств в этом случае требует и п. 18 Порядка № 607.

Напомним, что на перерегистрацию п. 7 Порядка № 1388 в общем случае отводит десять суток с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в регистрационные документы (т. е. в данном случае — 10 дней с даты установки ГБО).

img 3Согласно п. 37 Порядка № 1388 перерегистрация проводится на основании документов, подтверждающих соответствие переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. В связи с этим для перерегистрации автомобиля, оборудованного ГБО, понадобятся:

свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения на такой вид переоборудования (п. 3 Порядка № 607) — так называемое «свидетельство ГБО». Обычно такой документ выдают автосервисные организации, занимающиеся установкой газобаллонного оборудования;

— документ, подтверждающий соответствие переоборудованных транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения: акт технической экспертизы (полное название — Акт технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, по форме приложения 5 к Порядку № 1388) или сертификат соответствия, выданный субъектами, уполномоченными подтверждать соответствие (испытательной лабораторией/центром, предприятиями, имеющими специальный сертификат соответствия, органом по оценке соответствия и пр.);

акт приемки-передачи переоборудованного транспортного средства (по форме приложения 3 (в случае переоборудования авто под сжиженный неф­тяной газ, например, пропан-бутан) или по форме приложения 4 (при переоборудовании под сжатый природный газ, к примеру, метан) к Порядку № 1388) — также выдается устанавливающей ГБО организацией и подается в ГАИ вместе с другими документами, необходимыми для перерегистрации оснащенных ГБО транспортных средств (на что указывает и «Примітка» в формах актов);

техпаспорт (свидетельство о регистрации транспортного средства).

Собрав нужный комплект документов, можно отправляться для перерегистрации оснащенного ГБО транспортного средства в ГАИ.

При перерегистрации свидетельство о регистрации транспортного средства поменяют на новое (автовладелец получит новый техпаспорт) с указанием новых особенностей конструкции — отметок о том, что транспортное средство переоборудовано для работы на газовом топливе. Обычно в названии модели автомобиля в таком случае добавляются буквы «ЗНГ» («зріджений нафтовий газ») или «СПГ» («стиснений природний газ»); вносятся изменения («бензин або газ» или «S» — смешанный) о типе топлива, а также могут непосредственно проставляться отметки об установке ГБО.

Впрочем, некоторые автосервисные организации, занимающиеся переоборудованием транспортных средств, весьма успешно помогают автовладельцам преодолеть все эти перерегистрационные формальности, избавляя их от необходимости решать подобные вопросы самостоятельно и предлагая установку ГБО «под ключ» (уже на выходе — с готовым (переоформленным) техпаспортом). Поэтому, возможно, еще на первоначальном этапе, выбирая установщика, не лишним будет поинтересоваться об этом.

Учтите, что нарушения в сфере переоборудования и перерегистрации транспортных средств сулят определенную ответственность. Какую? Раскажем дальше.

Ответственность

Сразу отметим, что при выявлении правонарушений пострадать могут как водители, так и лица, ответственные на предприятии за техническое состояние, оборудование и эксплуатацию транспортных средств. Ведь в таком случае и первым, и вторым грозит «своя» отдельная ответственность.

Так, управление транспортным средством, переоборудованным с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов, грозит водителю админштрафом в размере от 20 до 25 ннмдг (т. е. от 340 до 425 грн.) (ч. 1 ст. 121 КоАП).

А управление транспортным средством, не перерегистрированным в установленном порядке, может обернуться для водителя админштрафом в размере от 10 до 15 ннмдг (т. е. от 170 до 255 грн.) (ч. 6 ст. 121 КоАП).

Вдобавок при совершении водителем перечисленных правонарушений транспортное средство может быть временно задержано работниками ГАИ на срок до решения дела об административном правонарушении, однако не более 3 дней с момента такого задержания, о чем в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая запись (ст. 2652 КоАП).

Кроме того, за выпуск на линию транспортных средств, переоборудованных без соответствующего согласования, на должностных лиц, ответственных за техническое состояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств, а также граждан-предпринимателей может налагаться админштраф в размере от 40 до 50 ннмдг (т. е. от 680 до 850 грн.) (ст. 128 КоАП; дополнительно см. ч. 2 ст. 12 Закона о дорожном движении).

Поэтому во избежание отмеченных штрафоопасных последствий перерегистрацией дооборудованных транспортных средств лучше не пренебрегать, а установку ГБО доверить опытным сертифицированным специалистам.

А теперь вплотную перейдем к бухгалтерским вопросам и поговорим о том, каким образом установку ГБО отразить в учете.

Учетные нюансы

Для учета важно, на что направлены проводимые мероприятия: на поддержание объекта в рабочем состоянии или его улучшение. С учетных позиций оборудование автомобиля ГБО, несомненно, расценивается как улучшение транспортного средства (приводит к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта: помимо ощутимой экономии и снижения затрат на горючее, авто, оснащенное ГБО, несомненно возрастает в своей стоимости, становясь «ценнее» обычного автотранспорта). Поэтому связанные с этим расходы учитывают как расходы на улучшение основных средств. По этой причине:

В бухгалтерском учете расходы на установку ГБО относятся на увеличение первоначальной стоимости транспортного средства

Как уточняется в п. 14 П(С)БУ 7, первоначальную стоимость, в частности, пополняют расходы на дооборудование. То есть такие расходы в бухучете капитализируются (Дт 152 — Кт 685; Дт 105 — Кт 152).

Хотя, напомним, предприятие может пойти по альтернативному пути и в бухгалтерском учете учитывать расходы на ремонты и улучшения по «налоговым» правилам (п. 14 П(С)БУ 7; подробнее об учете ремонтов и улучшений вы можете узнать в спецвыпуске «Основные средства на предприятии», 2012, № 10).

В налоговом учете расходы на улучшения показывают по правилам «ремонтных» пп. 146.11 — 146.12 НКУ. А значит (с оглядкой на 10 % «ремонтный» лимит) предприятие сумму расходов на установку ГБО:

— в пределах 10 % лимита включает в состав «налоговых» расходов (п. 146.12 НКУ),

— а в сумме превышения (т. е. сверх 10 % лимита) — относит на увеличение первоначальной стоимости объекта — транспортного средства (пп. 146.11, 144.1 НКУ), с последующей амортизацией.

Здесь в отношении 10 % «ремонтного» лимита напомним, что после 01.07.2012 г. (внесения изменений Законом Украины от 24.05.2012 г. № 4834-VI) подкорректированный пункт 146.12 НКУ предусматривает отражение налоговых расходов (в пределах 10 % лимита) по общим правилам. Комментируя в свое время отмеченные «расходные» изменения, каким образом применять их на практике, мы обсуждали в статье «Ремонт ОС: применяем 10 % «ремонтный» лимит» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 73, с. 16. Не повторяя всего сказанного на этот счет ранее, добавим лишь, что контролирующие органы на сегодняшний день высказываются за отражение «ремонтных» расходов в пределах 10 % лимита в налоговом учете с учетом положений пп. 138.4, 138.5 НКУ, — выступая за признание их расходами в налоговом учете с оглядкой на бухгалтерские правила (см. консультации из раздела 102.09.01 ЕБНЗ).

Сумму «входного» НДС при установке ГБО предприятие относит в налоговый кредит (на основании налоговой накладной и при условии использования автомобиля в налогооблагаемых операциях в хозяйственной деятельности, ст. 198 НКУ).

А теперь все сказанное выше подкрепим примером.

Пример. Предприятие, обратившись к услугам автоцентра, оборудовало автомобиль ГБО. Стоимость установки — 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). Расходы на перерегистрацию автомобиля в ГАИ составили 400 грн. Предположим, в налоговом учете 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан.

В учете расходы на установку ГБО отразятся следующим образом:

Учет расходов на установку ГБО

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Установлено ГБО на автомобиль

152

685

5000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

1000

3

Перечислена оплата за услуги по установке ГБО

685

311

6000

4

Отражены расходы на перерегистрацию автомобиля в ГАИ

377

311

400

152

377

400

5

Расходы на установку ГБО отнесены на увеличение первоначальной стоимости транспортного средства

105

152

5400

—*

* В налоговом учете, поскольку 10 % «ремонтный» лимит уже исчерпан, расходы на установку ГБО (5000 грн.) и перерегистрацию транспортного средства (400 грн.) относятся на увеличение первоначальной стоимости автомобиля и подлежат дальнейшей амортизации.

 

В заключение пожелаем, чтобы переоборудованное «под газ» транспортное средство служило вам верой и правдой, преодолевая больший километраж с меньшими затратами. И помните: установка газобаллонного оборудования не только улучшает здоровье вашего автомобиля, но и делает его эксплуатацию более долговечной.

 

выводы


img 4
 
 
  • Автомобиль, оснащенный ГБО, должен пройти процедуру перерегистрации в органах ГАИ.

  • Установка ГБО является дооборудованием (улучшением) транспортного средства. Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете связанные с этим расходы отражают как расходы на улучшение основных средств.

  • Расходы на установку ГБО в пределах 10 % лимита отражаются в налоговых расходах по общим правилам — с учетом положений пп. 138.4, 138.5 НКУ.

 

Документы статьи

  1. КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

  4. Порядок № 607 Порядок переоборудования транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 21.07.2010 г. № 607.

  5. Порядок № 1388 — Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

  6. Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше