право на льготу |
НДС при поставке периодических изданий
Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 17.07.2013 г. № 12227/7/99-99-19-04-02-17
Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело обращение <…> по поводу использования термина «отечественное производство» с целью применения льготы по обложению налогом на добавленную стоимость, установленной подпунктом 197.1.25 пункта 197.1 статьи 197 раздела V Налогового кодекса Украины, к операциям по поставке на таможенной территории Украины журналов, зарегистрированных как периодические издания Российской Федерации, и сообщает.
Согласно подпункту 197.1.25 пункта 197.1 статьи 197 Кодекса освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по поставке (подписке) периодических изданий печатных средств массовой информации и книг (кроме изданий эротического характера), ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языков, доставке таких периодических изданий печатных средств массовой информации на таможенной территории Украины.
Освобождение от налогообложения товаров, предусмотренное пунктом 197.1 этой статьи, распространяется на операции по ввозу на таможенную территорию Украины (пункт 197.4 статьи 197 Кодекса).
То есть операции по поставке периодических изданий печатных средств массовой информации и книг (кроме изданий эротического характера), ученических тетрадей, учебников и учебных пособий освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если эти издания имеют статус товаров отечественного производства.
Под печатными средствами массовой информации (прессой) в Украине в соответствии с Законом Украины от 16.11.92 г. № 2782-XII «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» (далее — Закон № 2782) понимают периодические и продолжающиеся издания, которые выходят под постоянным названием, с периодичностью один и более номеров (выпусков) в течение года на основании свидетельства о государственной регистрации (статья 1 Закона № 2782).
Частью второй статьи 11 Закона № 2782 определено, что все печатные средства массовой информации, издаваемые на территории Украины, независимо от сферы распространения, тиража и способа их изготовления подлежат государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1 Закона Украины от 05.06.97 г. № 318/97-ВР «Об издательском деле» (далее — Закон № 318) издание — произведение (документ), которое прошло редакционно-издательскую обработку, изготовлено печатанием, тиснением или иным способом, содержит информацию, предназначенную для распространения, и отвечает требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов по издательскому оформлению, полиграфическому и техническому исполнению.
Статус издания определен подпунктом 2.2 пункта 2 Положения о государственной регистрации печатных средств массовой информации в Украине, утвержденного приказом Министерства юстиции Украины от 21.02.2006 г. № 12/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24.02.2006 г. под № 173/12047 (далее — Положение № 12/5), согласно которому:
• отечественное издание — печатное средство массовой информации, учредителем которого выступают украинское(ие) юридическое(ие) и/или физическое(ие) лицо(а);
• совместное издание — печатное средство массовой информации, созданное при участии иностранного(ых)/юридического(их) и/или физического(их) лица (лиц).
При этом в соответствии со статьей 27 Закона № 318 все без исключения издания, выпущенные в Украине, должны быть внесены в Государственный библиографический реестр, который ведет Книжная палата Украины.
Кроме того, сведения о зарегистрированных (перерегистрированных) печатных средствах массовой информации вносятся в Государственный реестр печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности в порядке, установленном Положением об этом реестре (пункт 6.10 Положения № 12/5).
Заказ на изготовление издательской продукции ее изготовитель принимает при условии наличия у заказчика документа о внесении его в Государственный реестр Украины издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции как субъекта издательского дела (статья 21 Закона № 318).
Для распространения зарубежного печатного средства массовой информации в Украине необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа, если порядок распространения не установлен международным договором (статья 39 Закона № 318).
Таким образом, с учетом изложенного под термином «издание отечественного производства» следует понимать периодические издания печатных средств массовой информации, книги, ученические тетради, учебники и учебные пособия (указанные в подпункте 197.1.25 пункта 197.1 статьи 197 Кодекса), которые были напечатаны на производственных мощностях, размещенных на таможенной территории Украины, и относительно которых выполняются следующие условия:
-
издания в установленных действующим законодательством случаях внесены в Государственный библиографический реестр, который ведет Книжная палата Украины, и в Государственный реестр печатных средств массовой информации;
-
заказчики и изготовители таких изданий внесены в Государственный реестр Украины издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции как субъекты издательского дела.
Заместитель Министра А. Игнатов
коментарий редакции |
Советы — чтобы им не следовать, а льготы — чтобы их не применять
Налоговики сначала «продавили» фискальный «статус-кво» в вопросе о применении льготы по НДС, предусмотренной в п.п. 197.1.25 НКУ, разрешив ее только для продукции отечественного производства*. Не преминули напомнить об этом и в комментируемом письме — см. 4-й абзац.
* См. об этом в Обобщающей налоговой консультации относительно порядка налогообложения операций, перечисленных в п.п. 197.1.25 п. 197.1 ст. 197 разд. V Налогового кодекса Украины, утвержденной приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 589 («Налоги и бухгалтерский учет» 2012, № 59, с. 8), а также в постановлении ВСУ на с. 36 этого выпуска.
Теперь же они продолжают фискально «зажимать» применение этой льготы, вновь добравшись до трактовки употребленного в этой норме термина «отечественное производство» и выдвинув в связи с этим дополнительные бюрократические требования.
Напомним, что поскольку этот термин четко законодательно не определен, то сначала с ним попытались «разобраться» таможенники. Они в письме ГТСУ от 03.02.2012 г. № 11.1/1.2-15.1/986 разъяснили: под термином «отечественное производство» следует понимать, что периодические издания печатных средств массовой информации, книги, ученические тетради, учебники и учебные пособия, указанные в п.п. 197.1.25 НКУ, произведены в Украине. Тем самым из-под данной льготы были окончательно выведены печатные продукты, изготовленные полностью и даже частично за пределами Украины.
Для данного вывода авторы письма использовали определения терминов «производство (изготовление)» (из Закона от 01.06.2000 г. № 1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности») и «отечественный» (из толкового словаря). Вывод таможенников поддержал и Госкомитет телевидения и радиовещания Украины в своем письме от 07.11.2012 г. № 5860/35/4. При этом комитет фискально уточнил, что на территории Украины должны быть осуществлены и подготовка, и выпуск издательской продукции. И, кроме того, напомнил выводы письма Минюста от 24.11.2011 г. № 711-0-2-11/8.2 относительно употребления «неузаконенного» в Украине термина «товары отечественного производства», которые совпадали с выводами ГТСУ.
В отношении же комментируемого письма Миндоходов мы уже отметили, что его авторы данную проблему развили «бюрократически-фискально». Они прибегли к «издательским» нормативам, чтобы ужесточить документальные требования для подтверждения плательщиками права на эту НДСную льготу.
Итак, в свете выводов миндоходовского письма фискалы будут при отстаивании плательщиком права на льготу, помимо доказывания им факта, что продукция изготовлена на таможенной территории Украины, еще и требовать подтверждения того, что:
— льготируемая продукция была внесена в Государственный библиографический реестр, который ведет Книжная палата Украины, или в Государственный реестр печатных средств массовой информации;
— заказчики и изготовители таких изданий внесены в Государственный реестр Украины издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции в качестве субъектов издательского дела.
Сразу оговорим, что данные требования (в том числе и второе из них) не должны распространяться на ученические тетради*.
* А также украинско-иностранные и иностранно-украинские словари — эти в норме упомянуты отдельно и льготируются по НДС, независимо от страны их производства.
Напомним, что в отношении книг требование (для целей получения права на льготу) о включении их в Государственный библиографический реестр уже выдвигалось налоговиками в письме ГНСУ от 01.03.2013 г. № 1232/А/15-3114 (см. данное письмо и наш комментарий в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 34, с. 9). Кроме того, в этом же письме налоговики незаконно требовали, что для целей применения льготы печатная продукция должна быть произведена предприятиями, учредителями которых выступает(ют) украинское(-ие) юридическое(-ие) и/или физическое(-ие) лицо(-а).
Отметим также, что НКУ всех упомянутых требований не выдвигает.
В то же время, если печатная продукция произведена в Украине, но при этом не включена в соответствующий Госреестр либо ее заказчики и/или изготовители не внесены в «свой» Госреестр, то применять в отношении такой продукции упомянутую НДСную льготу вряд ли будет законно.
Естественно, что второе условие (о подтверждении включения в Государственный реестр Украины издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции в качестве субъектов издательского дела) касается только заказчиков и изготовителей печатной продукции. То есть оно не касается продавцов такой продукции. Скажем, СПД, реализующему печатную отечественную печатную продукцию оптом или в розницу (через магазин, киоск, лоток, т. п.), включение в упомянутый Реестр для целей подтверждения права на льготу не нужно.
Отметим также, что поскольку Миндоходов теперь включает в себя и таможенные органы, то комментируемое письмо фактически дополняет письмо ГТСУ от 03.02.2012 г., и последнее без учета новых требований комментируемого письма Миндоходов применяться не должно.
Учитывая тот факт, что письмо Миндоходов просто разъясняет, как должна была применяться льгота, нормы письма могут применяться задним числом, т. е. «реестровые» подтверждения теперь могут потребовать у плательщиков за все предыдущие периоды пользования данной льготой — т. е. с момента ее «появления на свет» (01.01.2011 г.).
В общем, ситуация с применением данной НДСной льготы складывается, как в сказке: «чем дальше, тем страшнее…».
Алексей Павленко