Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Зима не застанет врасплох: меняем шины и аккумуляторы на автомобиле

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 82
В избранном В избранное
Печать
Статья
img 1

азбука учета

img 2

Зима не застанет врасплох: меняем шины и аккумуляторы на автомобиле

В этом году первая половина осени не баловала нас бархатным теплом. Редко сверкали на солнце ее сказочные разноцветные краски. Бабье лето заблудилось, — шутили синоптики. Дождливый сентябрь передал эстафету переменчивому октябрю. И во многих уголках нашей страны дожди даже уступили место снегу. Такая погода напомнила владельцам автомобилей, что их пора переводить в зимний режим — «переобуть» в резину по сезону, поменять, при необходимости, аккумуляторные батареи. Каждый автомобилист, который не понаслышке знаком с нашими дорогами, согласится — эти несложные мероприятия помогут сделать поездки в зимнюю пору безопаснее и комфортнее. Ну а в том, как отразить связанные с такими мероприятиями расходы в учете предприятия, мы с вами, дорогие читатели, сейчас и разберемся.

Наталья Белова, налоговый эксперт

 

Чтобы бухгалтер предприятия мог грамотно учесть расходы на замену шин и аккумуляторных батарей, он прежде всего должен правильно классифицировать такие операции. То есть ему нужно определить, к какой категории мероприятий они относятся — к техническому обслуживанию транспортного средства или к его ремонту. На помощь здесь приходит Положение № 102. Давайте посмотрим, что в нем по этому поводу сказано.

Как классифицируют сезонную замену шин и аккумуляторов?

Операции по замене на дорожном транспортном средстве шин и аккумуляторных батарей не относятся к его реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения. На это прямо указывает п. 3.19 Положения № 102.

Не найдем мы этих мероприятий и в приложениях А, Б и В к Положению № 102, которые содержат примерный перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию. Однако данные перечни не являются исчерпывающими. И это очень хорошо. Значит, при определенных обстоятельствах их можно дополнить операциями по замене шин и аккумуляторных батарей.

Сезонную замену шин, на наш взгляд, вполне можно отнести к техническому обслуживанию автомобиля, а точнее к сезонному техническому обслуживанию

Ведь п. 1.3 Положения № 102 под сезонным техническим обслуживанием понимает как раз техническое обслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях. Так что фактически это операция по поддержанию работоспособности транспортного средства в изменившихся дорожных условиях.

К техническому обслуживанию автомобиля специалисты Миндоходов склонны относить и замену аккумуляторной батареи, отработавшей определенный срок, установленный Нормами № 489, и непригодной к дальнейшей эксплуатации (см. консультацию, размещенную в разделе 102.07.20 ЕБНЗ).

Как быть при замене шин и аккумуляторов в межсезонье?

Здесь тоже все просто.

Начнем с шин. После установки на автомобиль пневматические шины должны выработать определенный ресурс. Под ним понимают суммарный пробег (наработку) пневматической шины. Этот показатель рассчитывают с начала эксплуатации шины до перехода в предельное состояние с учетом восстановления пробега после ремонта повреждений и/или углубления рисунка протектора, если это допускает производитель (п. 5 разд. I Правил № 549, п. 2 Норм № 488).

А предельное состояние шины — это состояние, при котором:

— либо среднее значение высоты рисунка протектора меньше минимально допустимой высоты, установленной законодательством;

— либо исчерпан назначенный ресурс шины, определенный производителем самой шины или транспортного средства либо Правилами № 549.

Вполне возможно, что производитель шин или транспортного средства установил (например, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) другие нормы среднего ресурса шин, нежели определенные Нормами № 488 и Правилами № 549. В таком случае предприятие должно ориентироваться именно на показатели завода-изготовителя. Это следует из п. 3.8 Норм № 488 и п. 44 разд. V Правил № 549.

Шины, которые выработали назначенный ресурс, могут быть заменены

Такая замена относится к техническому обслуживанию транспортного средства.

Данные о фактическом пробеге (наработке) шин фиксируются в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины. Такая карточка заводится на каждую шину (новую, восстановленную, запасную), установленную на автомобиль. Ее форма приведена в приложении 5 к п. 7.1 Норм № 488. Эту карточку ведут до списания шины (п. 2. разд. XII Правил № 549). Она же выполняет роль акта списания шины.

Чаще всего шины списывают, когда их фактический пробег достиг установленных норм. Однако это не обязательное и не единственное условие списания. У резины и до достижения предельного пробега могут проявиться производственные или эксплуатационные дефекты, которые не подлежат устранению или ремонт которых экономически нецелесообразен. При выявлении этих дефектов шины списывают независимо от их пробега (п. 3.2 Норм № 488).

Операция по замене шин в этом случае, по идее, также должна относиться к техобслуживанию автомобиля. Однако специалисты Миндоходов (см. консультацию в разделе 102.07.20 ЕБНЗ, о чем мы скажем ниже) рассматривают это как ремонт (улучшение) транспортного средства со всеми вытекающими налоговыми последствиями. С этим в принципе можно согласиться.

Теперь о том, как обстоят дела с заменой аккумуляторных батарей. Они, как и шины, после установки на автомобиль должны выработать свой ресурс. Он определен Нормами № 489 с ориентиром на календарные месяцы использования аккумуляторной батареи (п. 3.10 Норм № 489).

Когда такой ресурс достигает установленной нормы, батарею списывают. Но имейте в виду: сделать это можно только при условии, что батарея достигла предельного состояния. Именно данный факт является решающим для ее списания (см. п. 3.12 Норм № 489).

И здесь важно знать, что считается предельным состоянием аккумуляторной батареи. Согласны? Подсказку находим в разд. 2 Норм № 489. Там указано, что это состояние, при достижении которого дальнейшая эксплуатация аккумуляторной батареи недопустима или нецелесообразна из-за уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной либо восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно.

Данные учета и оборота каждой аккумуляторной батареи отражаются в карточке учета наработки и отслеживания оборота аккумуляторной батареи, форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Получается, что аккумуляторную батарею, которая отслужила установленный срок, но при этом вполне работоспособна, менять еще рано. А вот если и установленный срок ее использования истек, и рабочее состояние достигло допустимого предела, то заменить ее можно без проблем. Такая замена — не что иное, как техническое обслуживание автомобиля.

Как расходы на приобретение зимних шин отразить в учете?

«Родные» шины автомобиля, как правило, — летние или всесезонные. Последние маркируются индексами «AS» (All Seasons — «Все сезоны») или «AW» (Any Weather — «Любая погода»). Однако в зимний период на тех и других лучше не передвигаться.

Для зимы предназначены шины с маркировками «M+S», «M&S», «M.S», «MS» (Mud + Snow — «Грязь + Снег»), «Winter» или «W» («Зима») либо «DP» (Dual Purpose — двойного назначения). Эти надписи иногда сопровождаются пиктограммами в виде снежинки, горы или тучки.

Шины с зимним рисунком протектора автомобилистам приходится приобретать отдельно.

«Родные» шины (то есть те, которые находятся на колесах автомобиля при покупке), отдельно в учете предприятия не отражаются. Это же касается и «запаски»

Связано это с тем, что они входят в стоимость приобретенного автомобиля и учитываются вместе с ним в составе основных средств. По ним ведется лишь аналитический учет.

А вот отдельно купленные шины в учете предприятия отражаются. При этом в бухгалтерском учете возможны два варианта.

Вариант I. Вновь приобретенные шины предприятие относит в состав запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части». При передаче шин со склада для установки на автомобиль их стоимость списывают на расходы отчетного периода как расходы, связанные с поддержанием объекта основных средств в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 7). В дальнейшем по таким запасам ведется аналитический учет по местам их хранения и в разрезе материально ответственных лиц.

Вариант II. Купленные шины также зачисляются в состав запасов и учитываются на субсчете 207 «Запасные части» до момента их списания ввиду непригодности. И только затем стоимость шин попадет в расходы, а не в момент установки на автомобиль. Сторонники этого варианта считают, что согласно Инструкции № 291 на субсчете 207 ведется учет, в частности, автомобильных шин в запасе и обороте. Поэтому для учета шин в запасе (на складе) и обороте (на автомобиле в эксплуатации) к субсчету 207 должны открываться отдельные субсчета третьего и четвертого порядка или аналитические счета, например, соответственно 2071 «Запасные части на складе и других местах хранения» и 2072 «Запасные части в обороте».

Первый вариант представляется нам более логичным. Хотя в целях соответствия бухгалтерских расходов налоговым больше подходит второй вариант. И вот почему.

Сотрудники Миндоходов для отражения в налоговом учете затрат на приобретение шин ориентируют плательщиков на нормы эксплуатационного пробега. Так, если шины «выбегали» установленную норму, их замену контролеры рассматривают как техническое обслуживание транспортного средства. Затраты на приобретение таких шин они предлагают относить к расходам на содержание основных средств (см. консультацию, размещенную в разделе 102.07.20 ЕБНЗ). Данные затраты в зависимости от направления использования транспортного средства предприятие может учитывать в составе:

— либо общепроизводственных расходов (п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ),

— либо административных расходов (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ),

— либо расходов на сбыт (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

Понятно, что в налоговые расходы такие затраты попадают не сразу при покупке резины, а на дату ее списания в связи с непригодностью (с учетом распределения общепроизводственных расходов, предусмотренного п. 16 П(С)БУ 16).

Иначе говоря, стоимость приобретенных шин ни в момент оприходования, ни в момент передачи со склада для установки на автомобиль в налоговом учете предприятие не отражает. И только когда станет известно, что шины, установленные на автомобиль, выработали назначенный ресурс, затраты на их приобретение попадут в налоговые расходы.

Почерпнуть же информацию о фактическом пробеге (наработке) шины предприятие может из соответствующей карточки учета пробега (наработки) пневматической шины.

Такой подход, предлагаемый контролирующим ведомством, как раз соответствует бухучетному варианту II отражения затрат на замену шин. Хотя нам, повторим, ближе вариант I, когда стоимость резины относится к расходам уже на дату передачи ее со склада для установки на автомобиль.

Приятно, что с НДС все намного проще. Если предприятие использует авто в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности, то суммы «входного» НДС при замене шин оно включает в состав своего налогового кредита на основании ст. 198 НКУ. Происходит это на дату первого из событий:

— либо на дату перечисления средств в оплату шин,

— либо на дату получения шин, что подтверждено налоговой накладной (п. 198.2 НКУ).

Особенно радует, что право на налоговый кредит возникает независимо от того, переданы шины в эксплуатацию или нет

Однако учтите: если в дальнейшем шины вы будете использовать в не облагаемых НДС операциях или вообще не будете использовать в хоздеятельности, то вам придется начислить налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения шин (пп. 189.1 и 198.5 НКУ).

Пример 1. Чтобы подготовить автомобиль к зиме, предприятие купило комплект зимних шин стоимостью 3600 грн. (без НДС — 3000 грн.; НДС 20 % — 600 грн.). Данный автомобиль использует служба сбыта.

Предположим, что предприятие для отражения в бухучете приобретенных шин использует вариант II.

Для замены шин предприятие воспользовалось услугами СТО, которое не является плательщиком НДС. Стоимость таких услуг — 160 грн.

Таблица 1. Порядок учета приобретения автомобильных шин

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Приобретение шин

1

Перечислена поставщику предоплата за комплект зимних шин

371

311

3600

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты

641/НДС

644

600

3

Оприходованы приобретенные зимние шины

2071

631

3000

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании зимних шин

644

631

600

5

Произведен зачет задолженностей

631

371

3600

Замена шин

1

Переданы со склада зимние шины для установки на автомобиль вместо летних

2072*

2071*

3000

—**

* Для предприятий — сторонников варианта I учета шин бухгалтерская запись в данной ситуации будет такой: Дт 93 — Кт 207. ** В состав налоговых расходов стоимость приобретенных зимних шин попадет лишь после того, как они «выбегают» назначенную норму. Если бы предприятие в бухучете применяло вариант I, то стоимость приобретенных зимних шин оно включило бы в налоговые расходы как раз в момент передачи их со склада для установки на автомобиль.

2

Предоставлены СТО услуги по замене шин

93

631

160

160

3

Оплачены услуги СТО по замене шин

631

311

160

4

Отнесена на финансовый результат стоимость услуг по замене шин

791

93

160

Как учесть замену шин, не выработавших ресурс?

На ситуацию с заменой шин, не прошедших установленную норму пробега, Миндоходов смотрит так. По его мнению (см. консультацию в разделе 102.07.20 ЕБНЗ, о которой мы говорили выше), такая замена — это уже не техническое обслуживание транспортного средства, а его ремонт (улучшение). Соответственно затраты на приобретение этих шин должны отражаться у предприятия по ремонтным правилам.

То есть сумма осуществленных затрат в пределах 10 % ремонтного лимита попадет в налоговые расходы (п. 146.12 НКУ). При этом:

— затраты на приобретение шин для автомобиля общепроизводственного назначения, попадающие в производственную себестоимость, включаются в налоговые расходы одновременно с признанием дохода от реализации произведенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг (п. 138.4 НКУ);

— затраты на приобретение шин для автомобиля административного или сбытового назначения включаются в налоговые расходы в периоде их осуществления согласно правилам ведения бухучета (п. 138.5 НКУ).

Подробнее с порядком отражения ремонтных затрат в составе налоговых расходов вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 73, с. 16).

Расходы же, превышающие указанный 10 % лимит, увеличат первоначальную стоимость транспортного средства (п. 146.11 НКУ).

Что делать со снятыми летними шинами?

Дальнейшая судьба летних шин зависит от степени их изношенности. Шины, пригодные для дальнейшей эксплуатации, нужно вернуть на склад, чтобы они дождались следующего сезона. Непригодная для дальнейшего использования резина подлежит списанию в порядке, описанном выше, — с учетом двух вариантов.

Возврат летних шин на склад налоговый учет не затрагивает. А вот в бухгалтерском учете он отражается так:

— при варианте I учета автомобильных шин — только в аналитическом учете с указанием информации в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины;

— при варианте II учета автомобильных шин — с помощью бухгалтерской записи: Дт 2071 — Кт 2072.

Когда весной летние шины вы вновь будете устанавливать на авто, такая процедура опять-таки налогового учета не коснется. В бухучете же при использовании варианта II вы сделаете запись: Дт 2072 — Кт 2071.

Пример 2. Предприятие в ходе подготовки автомобиля к зиме поменяло летние шины на зимние. Летние шины решено списать, поскольку к этому моменту они выработали назначенный ресурс и больше не пригодны для использования. Эти шины ранее предприятие приобрело отдельно. Их балансовая стоимость условно — 1000 грн.

Предположим, что предприятие применяет вариант II учета шин.

Таблица 2. Порядок учета списания автомобильных шин

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Возвращены на склад летние шины

2071*

2072*

1000

* Если бы предприятие применяло вариант I учета шин, то возврат летних шин оно отразило бы только в аналитическом учете.

2

Списаны летние шины

93*

2071*

1000

1000**

* Если бы предприятие применяло вариант I учета шин, то такая операция не отражалась бы в бухгалтерском учете. ** В данном случае расходы на приобретение летних шин в сумме 1000 грн. учитываются в составе налоговых расходов после того, как шины выработали свой ресурс. Если бы применялся вариант I, то стоимость летних шин предприятие включило бы в налоговые расходы еще в момент передачи их со склада для установки на автомобиль.

Как отразить в учете расходы на замену аккумуляторов?

Выше мы сказали, что замена аккумуляторных батарей не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств. Это установлено п. 3.19 Положения № 102.

Кроме того, операции по замене аккумуляторов не включены в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — их нет в приложениях А, Б и В к Положению № 102.

Не являются аккумуляторные батареи и базовыми агрегатами, поэтому их замена не может считаться ремонтом (улучшением) транспортных средств.

Получается, что в налоговом учете расходы на замену аккумуляторных батарей — это не расходы, связанные с улучшением основных средств или техобслуживанием автотранспорта.

На наш взгляд, это затраты на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.

А что считают по этому поводу специалисты Миндоходов? По их мнению (см. ту же консультацию, размещенную в разделе 102.07.20 ЕБНЗ), замена аккумуляторных батарей, отработавших определенный срок, установленный Нормами № 489, и непригодных к дальнейшей эксплуатации, — это техническое обслуживание автомобиля. Такой же вывод звучал и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 37, с. 5.

Затраты на замену аккумуляторов в данном случае контролеры позволяют включать в налоговые расходы в том же порядке, что и при замене шин. То есть в зависимости от направления использования автомобиля они относятся к общепроизводственным, административным расходам или расходам на сбыт.

Полная аналогия здесь и в части НДС — при использовании машины в хоздеятельности предприятия право на налоговый кредит на суммы «входного» НДС по такой операции ему обеспечено.

В бухгалтерском учете затраты на замену аккумуляторов также относятся к расходам соответствующей группы. Установка аккумулятора на автомобиль отражается записями: Дт 91, 92, 93 — Кт 207.

И еще один важный момент. Шины и аккумуляторы, которые исчерпали свой ресурс, с точки зрения ст. 1 Закона об отходах, подпадают под определение отходов. А общее требование в отношении отходов таково — они должны быть переданы на утилизацию специализированному предприятию на основании соответствующего договора.

Имея на руках такой договор, списанные шины и аккумуляторы предприятие может подержать у себя, пока не передаст их на утилизацию в указанные в этом договоре сроки, без уплаты экологического налога за размещение отходов.

Если же договора со спецпредприятием нет, то уплаты эконалога не избежать. Так утверждают специалисты Миндоходов в консультации, размещенной в разделе 120.01 ЕБНЗ.

Подробнее о том, кто и в каких именно случаях является плательщиком экологического налога, вы сможете узнать в самое ближайшее время. Номер газеты на эту тему уже готовится.

А пока желаем успешной подготовки автомобиля к зимнему сезону. Любите и берегите свою машину! Ведь, как говорит народная мудрость, машина любит ласку, уход, чистку и смазку. Такая забота, будьте уверены, окупится сторицей.

 

выводы


img 3
 
 
  • В отношении норм среднего ресурса шин ориентируйтесь прежде всего на показатели, определенные изготовителем шин или колесного транспортного средства.

  • Для замены аккумуляторной батареи соблюдаем два условия: (1) установленный срок ее использования истек, (2) рабочее состояние достигло допустимого предела.

  • Для отражения отдельно купленных шин в бухгалтерском учете существуют два варианта.

  • По мнению специалистов Миндоходов, затраты на приобретение шин, установленных на автомобиль, попадут в налоговые расходы только когда станет известно, что они выработали назначенный ресурс.

  • Замену шин, не прошедших установленную норму пробега, контролеры считают ремонтом (улучшением) транспортного средства.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

  3. Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102.

  4. Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Министерства инфраструктуры Украины от 26.07.2013 г. № 549.

  5. Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 488.

  6. Нормы № 489 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 20.05.2006 г. № 489.

  7. Правила № 795 — Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2008 г. № 795.

  8. Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

  9. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  10. П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц