Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Простои: учитываем амортизацию и прочие расходы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 82
Печать
Статья

Простои: учитываем амортизацию и прочие расходы

Сегодня продолжаем разговор о простоях (начало см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 80, с. 20). И на этот раз поговорим уже об амортизации простаивающих основных средств и других расходах, возникающих в период простоя у предприятия.

Людмила Солошенко, налоговый эксперт

 

Следующий волнующий момент связан с тем, что при простое простаивают не только трудовые ресурсы, но также и средства труда (техника). И здесь ключевым является вопрос: можно ли при временном простое продолжать амортизировать простаивающие оборудование, производственные мощности, помещения и прочие объекты основных средств?

Амортизация во время простоя

Сразу укажем: основные средства, не выведенные на время простоя из эксплуатации, предприятие вправе по-прежнему продолжать амортизировать (на что мы также обращали внимание в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 59, с. 18 и № 90, с. 10; 2012, № 42, с. 8; 2013, № 42, с. 44).

Требований об обязательном выводе на период простоя объектов из эксплуатации в действующем законодательстве нет

Поэтому решение о выводе/невыводе простаивающих объектов из эксплуатации в каждой конкретной ситуации предприятие для себя принимает самостоятельно. Правда, например, в консультации из раздела 102.09.01 ЕБНЗ налоговики (почему-то решив, что простаивающие объекты становятся от этого непроизводственными основными средствами (?)) разъясняли, что на время приостановления деятельности такие объекты основных средств непременно должны быть выведены из эксплуатации и начисление амортизации по ним в налоговом учете должно быть приостановлено. И не исключено, что, вторя этим выводам, аналогичной позиции могут придерживаться и проверяющие на местах. Однако повторим: законодательных оснований поступать таким образом нет. Кстати, интересно, что ранее в одной из своих консультаций (см. раздел 102.07.04 ЕБНЗ) налоговики, например, признавали за налогоплательщиками при простое возможность отнесения в налоговые расходы затрат на содержание технологического оборудования. А в «докодексный» период, напомним, контролирующие органы вполне справедливо соглашались с «налоговой» амортизацией простаивающих объектов, не выведенных из эксплуатации (консультация из раздела 502.07.20 ЕБНЗ).

В данном случае также полезно обратиться к международной практике, и в частности к МСБО 16 «Основные средства», п. 55 которого, к примеру, в подобной ситуации предусматривает, что амортизацию не прекращают, если актив не используют или когда он выбывает из активного использования, пока актив не будет самортизирован полностью. Объясняется такой «амортизационный» вывод, прежде всего, физическим и моральным износом объектов, т. е. тем, что со временем (в том числе и за время, когда объекты простаивают и не используются) они также продолжают терять свои физические свойства и морально устаревают. А значит, их амортизация в период «неиспользования» продолжается.

Таким образом, если временно не использующиеся объекты на период простоя не выводятся из эксплуатации (т. е. приказ на вывод объектов из эксплуатации не оформляется, п. 146.18 НКУ), то в бухгалтерском и налоговом учете по ним по-прежнему продолжает начисляться амортизация. Ведь для не выведенных из эксплуатации основных средств ни П(С)БУ 7, ни НКУ никаких «амортизационных» исключений не предусмотрено. Поэтому начисление амортизации по основным средствам при временном простое предприятия напрямую будет зависеть от того, выводятся такие объекты из эксплуатации или нет.

При этом в бухгалтерском и налоговом учете амортизацию, начисленную по простаивающим объектам, в зависимости от их функционального назначения учитывают в составе общепроизводственных расходов, административных расходов, расходов на сбыт или прочих расходов (Дт 91, 92, 93, 949 — Кт 13; пп. 138.10.2 — 138.10.4, 138.12.1 НКУ) с отражением соответственно в строках 05.1, 06.1, 06.2, 06.4 (с включением в строку 06.4.39 приложения IВ) декларации по налогу на прибыль предприятия. Заметим: при продолжительных простоях ввиду приостановления процесса производства и выпуска продукции в состав прочих расходов (Дт 949 — Кт 13, строка 06.4.39 приложения IВ) также будет попадать амортизация объектов основных средств производственного и общепроизводственного назначения.

Для сравнения заметим, что в иной ситуации, если на период простоя все же принято решение о выводе временно не использующихся объектов из эксплуатации (с оформлением об этом соответствующего приказа), начисление амортизации по таким объектам в бухгалтерском и налоговом учете приостанавливается (п. 23 П(С)БУ 7, п.п. 145.1.2, п. 146.2 НКУ). В таком случае прекращают амортизировать объекты, начиная с месяца, следующего за месяцем их вывода из эксплуатации (п. 29 П(С)БУ 7, п. 146.2 НКУ), а возобновляют начисление амортизации по ним, начиная с месяца, следующего за месяцем обратного ввода в эксплуатацию объектов (п. 27 Методрекомендаций № 561).

В этой ситуации предприятие также может воспользоваться рекомендательными нормами Положения о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденного постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183*, составив, к примеру, Акт о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации (по форме, помещенной в его приложении № 1). Причем если принято решение о консервации, то:

— амортизация в периоде консервации по объектам основных средств не начисляется (п.п. 145.1.2, п. 146.2 НКУ);

— в то время как расходы на консервацию, содержание основных средств при консервации и разконсервацию предприятие относит в состав расходов за соответствующий период (т. е. включает в расходы в периоде осуществления) (п. 144.2 НКУ).

* Напомним, нормы этого документа являются обязательными для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также предприятий, основанных на государственной форме собственности (п. 1 Положения № 1183).

На это обращали внимание и налоговики в консультации из раздела 102.09.01 ЕБНЗ.

Коммунальные, общехозяйственные и прочие расходы при простое

А как быть с коммунальными, общехозяйственными и прочими расходами при простое?

Подход к учету остальных расходов, возникающих в период простоя у предприятия (расходов на оплату коммунальных услуг, уплату налогов и прочих затрат, связанных с обеспечением деятельности), в целом схож с порядком учета, рассмотренным выше. То есть такие расходы с учетом функционального назначения учитывают в составе прочих расходов, административных расходов или расходов на сбыт (Дт 949, 92, 93, пп. 138.10.2 — 138.10.4, 138.12.2 НКУ). При этом в налоговом учете такие затраты попадают в расходы того отчетного периода, в котором они понесены (п. 138.5 НКУ, с отражением в строках 06.4.39, 06.4.13 приложения IВ, 06.1, 06.2 декларации по налогу на прибыль).

Вместе с тем при непродолжительных простоях и сохранении объекта расходов затраты, которые могут быть к нему отнесены, учитывают в составе общепроизводственных расходов (Дт 91, п. 138.8 НКУ). В этом случае общепроизводственные расходы после распределения относятся на себестоимость продукции (пп. 11, 16 П(С)БУ 16; подробно о распределении общепроизводственных расходов читайте в спецвыпуске газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 6, посвященном себестоимости). При этом в налоговом учете они признаются расходами в составе себестоимости реализованной продукции по правилам п. 138.4 НКУ (с отражением в строке 05.1 декларации по налогу на прибыль предприятия). Также примечательно, что, например, в «докодексный» период относить коммунальные платежи в состав налоговых (валовых) расходов при простое разрешали и налоговики (консультация из раздела 502.07.20 ЕБНЗ).

Вдобавок отметим еще одну консультацию из раздела 135.02 ЕБНЗ, разъясняющую, что от обязанности подавать налоговую отчетность в случае временного приостановления деятельности налогоплательщики не освобождаются (см. также об этом справочный материал «Предоставление налоговой, финансовой отчетности, отчетности по РРО и ЕСВ, если деятельность приостановлена» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 6, с. 21).

А теперь обобщим все сказанное выше об учете расходов при простоях производства:

Учет расходов при простое производства

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

При длительном простое производства отражены:

— оплата времени простоя работникам

949*, 92, 93

661

10000
(условно)

10000

— ЕСВ с начисленных работникам сумм (37,26 % — условно)

949*, 92, 93

651

3726

3726

— расходы на амортизацию и обслуживание простаивающих объектов основных средств

949*, 92, 93

13,
63, 685

1850
(условно)

1850

— расходы на коммунальные услуги и прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности предприятия

949*, 92, 93

63, 685

1400
(условно)

1400

*При продолжительных простоях производства, повлекших за собой приостановление процесса выпуска продукции, расходы на оплату простоев производственного и общепроизводственного персонала, амортизацию и обслуживание объектов основных средств производственного и общепроизводственного назначения, расходы на оплату коммунальных услуг и прочие затраты предприятие относит в состав прочих расходов (Дт 949, строки 06.4.39, 06.4.13 приложения IВ к декларации по налогу на прибыль).

2

Отражены расходы, связанные с простоями производства при краткосрочных непродолжительных перерывах в работе

91*

661, 651, 13, 63, 685

5200
(условно)

—*

*Если простои в работе производственных подразделений или их отдельных работников носят непродолжительный характер (т. е. когда по-прежнему существует объект расходов), то связанные с ними затраты учитываются в составе общепроизводственных расходов предприятия (п.п. 15.9 П(С)БУ 16). Такие расходы подлежат распределению и включаются в себестоимость в бухучете по правилам пп. 11, 16 П(С)БУ 16. В налоговом учете они признаются расходами в составе себестоимости реализованной продукции по правилам п. 138.4 НКУ (с отражением в строке 05.1 декларации по налогу на прибыль).

 

Сезонность производства

Говоря о простоях, отметим такой момент. Перерывы в работе, вызванные простоями, не следует путать с сезонным характером деятельности и сезонностью производства. Напомним, что Список сезонных работ и сезонных отраслей утвержден постановлением КМУ от 28.03.97 г. № 278.

Так, «сезонным» случаям сопутствуют свои учетные особенности, отличные от простоев производства. Труд сезонных работников оплачивается иначе — не так, как при простое. Подробно с порядком оплаты знакомят статьи «Временные и сезонные работники» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 51, с. 26 и «Оплата труда и отдыха работников, занятых на временных/сезонных работах» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53, с. 13.

Вдобавок иным в таком случае является и учет расходов, связанных с обслуживанием производства при сезонных перерывах в работе, — такие расходы учитывают в составе расходов будущих периодов — Дт 39 (подробнее об этом вы можете узнать в статье «Сезонное производство: как отразить расходы межсезонья?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 53, с. 24). Так что было бы неверным смешивать и отождествлять эти две разные ситуации.

В заключение хотим пожелать, чтобы случаи простоев встречались в вашей деятельности как можно реже. Ну а если им уж и суждено было приключиться на практике, как с этим справиться — вы уже знаете.

 

выводы


img 1
 
 
  • На основные средства, не выведенные на время простоя из эксплуатации, продолжает начисляться амортизация. При этом обязательного требования о таком выводе НКУ не предъявляет.

  • Расходы, возникающие в период простоя, предприятие включает в состав прочих расходов операционной деятельности, административных расходов или расходов на сбыт (Дт 949, 92, 93). При непродолжительных простоях производства они могут учитываться в составе общепроизводственных расходов предприятия (Дт 91). В налоговом учете их относят в налоговые расходы по правилам пп. 138.5, 138.4 НКУ.

  • Случаи простоев нужно отличать от сезонности производства.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  3. П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

  4. Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 30.09.2003 г. № 561.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше