Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Электронный транспортный билет: отражаем в учете

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 82
В избранном В избранное
Печать
Статья

Электронный транспортный билет: отражаем в учете

В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 76, с. 27 мы рассказали о самых общих, преимущественно организационных, моментах в отношении использования электронных авиа- и железнодорожных билетов. Там же читатели познакомились с основными терминами, помогающими в изучении «электронно-билетных» подробностей. Пришло время поговорить и об учете электронных билетов.

Александр Ключник, налоговый эксперт

 

Поскольку мы хотим рассмотреть отражение в налоговом учете не вообще транспортных билетов, а такой их разновидности, как электронные билеты, то сосредоточимся на присущих им отличиях от бумажных собратьев. А отличия эти состоят, в основном, в способе документального подтверждения понесенных расходов.

Налог на прибыль и компенсация расходов

В налоговые расходы предприятие, среди прочего, может включить расходы на командировку работников*. В частности, это могут быть расходы на проезд к месту командировки и обратно, по месту командировки, в том числе на перевозку багажа и бронирование транспортных билетов (см. п.п. 140.1.7 НКУ). Расходы на проезд, как и другие расходы, должны быть документально подтверждены (см. п. 138.2 НКУ). В качестве подтверждающих документов в абзаце втором п.п. 140.1.7 НКУ названы транспортные билеты или транспортные счета (багажные квитанции), в том числе электронные билеты «при наличии посадочного талона и документа об оплате», независимо от видов транспорта.

* Основные нюансы, связанные с командировками как по Украине, так и за рубеж, мы рассматривали в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 5.

Инструкция о командировках (обязательная к исполнению для тех, кто финансируется за счет бюджетных средств, и справочно-ориентировочная — для всех остальных) также предусматривает определенное документальное подтверждение осуществленных на приобретение электронных билетов расходов для их компенсации лицу, понесшему расходы. Таким образом, документальное подтверждение при использовании электронных билетов требует особого внимания.

Для авиабилетов таким подтверждением служат:

— оригинал расчетного или платежного документа;

— бумажная распечатка маршрут/квитанции**;

— оригинал отрывной части посадочного талона.

** На то, что сама по себе бумажная распечатка маршрута не является расчетным документом, обращалось внимание, например, в письме Минфина от 10.01.2008 г. № 31-18030-07-21/147 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28, с. 16).

Для железнодорожных билетов:

— распечатанный на бумаге посадочный документ либо распечатанный на бумаге перевозочный документ, документ на услуги, а также документ на возврат (что означает каждый из этих терминов, мы рассматривали в предыдущей статье на эту тему — ее реквизиты см. в преамбуле).

Согласно п. 8.6 Порядка № 331 при покупке электронного билета соответствующие данные заносятся в специализированный РРО. После записи данных в фискальную память для покупателя формируется электронный проездной и/или перево­зочный документ. Покупатель (пассажир) получает его визуальную форму в виде соответствующего посадочного документа и/или перевозочного документа (на перевозку багажа). Получить такую (визуальную) форму без оплаты невозможно. При этом сформированный документ одновременно является и транспортным билетом, и расчетным документом.

Наличия распечатанного на бумаге посадочного документа (иных возможных документов в соответствующих случаях) должно хватать как для компенсации расходов физлицу, если оно самостоятельно приобретало такой ЖД-билет для выполнения командировки, так и для подтверждения налоговых расходов

В прессе можно встретить рекомендации для отчетности: прилагать к распечатанному на бумаге посадочному (перевозочному) документу еще и выписку с банковского картсчета, с которого производилась оплата. Мол, такого рода выписка будет представлять собой документ об оплате, упоминаемый в абзаце втором п.п. 140.1.7 НКУ. На наш взгляд, такое требование (выдвигаемое как обязательное) является избыточным — с учетом того, что распечатанный на бумаге посадочный (перевозочный) документ является не только транспортным билетом, но и расчетным документом (на что прямо указывает п. 5.6 Порядка № 331). А ведь расчетный документ как раз и подтверждает оплату!

Заметим, что именно статус расчетного документа, присущий распечатанным посадочному или перевозочному документу на железной дороге, принципиально отличает их от тех «бумажных носителей» электронных документов, которые применяются при авиаперевозках. Отсюда и отсутствие необходимости при использовании электронного ЖД-билета наличия чека РРО, платежного поручения, выписки по расчетному счету и пр. (см. консультацию в подкатегории 109.02 ЕБНЗ на с. 45).

НДС

Документы, которые являются основанием для начисления сумм НДС, включаемых в налоговый кредит без получения налоговой накладной, перечислены в п.п. «а» п. 201.11 НКУ. К таким документам отнесен и транспортный билет (без конкретизации — бумажный или электронный). Важно только, чтобы такой транспортный билет содержал:

— общую сумму платежа;

— сумму НДС;

— налоговый номер продавца.

Это в равной степени относится и к авибилетам, и к билетам железнодорожным. И, к счастью, присутствует в бумажных носителях, подтверждающих факт приобретения электронных билетов на самолет и/или на поезд (внешний вид распечатанного железнодорожного проездного документа см. на рисунке в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 76, с. 30).

В целом налоговики не отрицают возможность формирования налогового кредита по авиабилету без налоговой накладной — в соответствии с п.п. «а» п. 201.11 НКУ, но, как водится, делают это с добавлением некоторых условий.

В письме ГНАУ от 29.04.2011 г. № 8248/6/16-1515-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 65, с. 19), в частности, подчеркивается, что срок хранения электронных документов на электронных носителях информации должен быть не меньше, чем срок, установленный законодательством для соответствующих документов на бумаге. В случае невозможности сохранения электронных документов на электронных носителях они должны храниться в виде копии документа на бумаге. Аргументом в пользу такой позиции выступает ссылка на ст. 13 Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

И хотя столь же конкретного мнения налоговиков об электронных ЖД-билетах нам обнаружить пока не удалось, общая логика рассуждений позволяет утверждать, что и в этом случае они займут аналогичную позицию. Таким образом, наличие визуального изображения электронного билета на бумаге, удовлетворяющего требованиям п.п. «а» п. 201.11 НКУ, приобретает дополнительное значение и для целей подтверждения сумм НДС, попадающих в налоговый кредит налогоплательщика.

Международные перевозки пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом, а также перевозки пассажиров скоростными поездами «Интерсити+» облагаются по нулевой ставке НДС (см. п.п. 195.1.3 НКУ)

Как отразить транспортные билеты, к которым относятся и билеты электронные, в Реестре выданных и полученных налоговых накладных? Определенное своеобразие в этот процесс вносит тот факт, что в общую стоимость билета входит, среди прочего, и сбор на обязательное страхование от несчастных случаев на транспорте (страхсбор), который не включается в базу обложения НДС.

Как следует из консультации, размещенной в подкатегории 101.21 ЕБНЗ, страхсбор в Реестре не отражается. В остальном все происходит достаточно просто, с соблюдением следующих «билетных» особенностей:

в графе 5 — ставят отметку «ТК» — «транспортний квиток»;

в графе 8 — отражают стоимость приобретенных транспортных услуг, указанных в билете с учетом НДС;

в графах 9, 11, 13 и 15 — отражают часть стоимости транспортного билета (без страхсбора и без НДС), которая подлежит обложению НДС;

в графах 10, 12, 14 и 16 — показывают сумму НДС, начисленную на часть стоимости транспортного билета (без страхсбора).

Таким образом, общая сумма средств, потраченная на приобретение транспортного билета, не будет соответствовать сведениям, отраженным в Реестре. В связи с этим нам ближе предыдущая позиция налоговиков, о которой говорилось в ныне не действующей консультации из ЕБНЗ (все та же подкатегория 101.21). В ней предлагалось общую стоимость транспортного билета в разделе II Реестра разносить по двум строкам:

первую строку заполнять в обычном порядке исходя из налогооблагаемой части билета, при этом в графе 5 ставить отметку «ТК», в графе 9 указывать часть стоимости транспортного билета (без суммы страхового сбора), которая подлежит обложению НД, в графе 10 — НДС от этой части;

— во второй строке в графе 5 ставить отметку ноль, в графе 9 — сумму страховки, в графе 10 — также указывать ноль. При этом, на наш взгляд, в графах 2 — 7 указывать те же реквизиты, что и в предыдущей (первой) строке отражения в Реестре билета, в графе 8 — сумму страховки.

Подводя «налогово-документальный» итог, отметим: в отношении электронных билетов на самолет и поезд те документы, которые служат основанием для отнесения расходов по их приобретению в состав налоговых расходов для компенсации расходов командированному, являются и основанием для включения НДС (при его наличии) в состав налогового кредита.

Для иллюстрации всего сказанного выше рассмотрим условный пример.

Пример. Сотрудник отдела сбыта находился в однодневной командировке 12 августа 2013 года. Аванс на командировку был перечислен ему на личную платежную карточку (ПК) 06.08.2013 г. в сумме 800,00 грн.

С использованием личной ПК сотрудником были приобретены электронные ЖД-билеты к месту командирования и обратно на сумму 720 грн. (в том числе НДС — 120,00 грн.). Кроме того, была снята наличными сумма суточных в размере 70 грн.

По возвращении из командировки работником составлен Отчет, который был утвержден 14.08.2013 г. в сумме 790,00 грн., в том числе НДС — 120,00 грн. К Отчету были приложены распечатанные работником на бумаге посадочные талоны на поезд.

 

№ п/п

Дата

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

сумма, грн.

расходы, грн.

1

06.08.2013 г.

Перечислены средства на личную ПК сотрудника

372

311

800,00

2

14.08.2013 г.

На основании утвержденного Отчета командировочные расходы включены в расходы на сбыт

93

372

670,00

670,00

3

14.08.2013 г.

На основании приложенных к Отчету посадочных талонов на поезд отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

372

120,00

4

19.08.2013 г.

Возвращен в кассу остаток неиспользованных денежных средств (800,00 грн. - 790,00 грн.)

301

372

10,00

 

В завершение коротко поговорим о будущем электронных транспортных билетов.

Перспективы «электронизации» транспортных билетов

В статье мы коснулись отдельных вопросов отражения в учете электронных билетов на авиационном и железнодорожном транспорте.

Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время нас ждет как расширение сферы применения электронных билетов в названных отраслях транспорта (например, возможность для пассажиров железной дороги использовать все преимущества электронного билета не только на поездах «Интерсити+»), так и вовлечение в электронный документооборот перевозок другими видами транспорта — речным, морским, автобусным.

Кстати, что касается последнего, то уже сейчас существует возможность приобретения электронных билетов на автобус. Работают с ними еще не все автобусные перевозчики, а те, которые работают, предоставляют различные возможности (разную степень удобства) для пассажира.

Так, например, один из сайтов, предоставляющих сервис по продаже электронных транспортных билетов, предупреждает своих клиентов, что ваучер, отправляемый покупателю электронного автобусного билета после успешной оплаты, может быть одного из трех типов (прежде всего, в зависимости от конкретного перевозчика):

1) для обмена на билет в кассе;

2) для обмена на билет при посадке в автобус;

3) проездной документ (не требующий обмена).

В общем, можно не сомневаться, что электронные билеты в «неавиа» и «неЖД» перевозках займут то важное место, какое уже сегодня занимают в перевозках самолетами и поездами. Готовы предположить, что свой путь от робкого старта до повсеместного применения они совершат быстрее, так как «первопроходцами» уже накоплен определенный опыт.

Конечно же, с точки зрения предприятий, в учете которых такие электронные билеты будут отражаться, необходимым является не только удобство приобретения и использования таких билетов, но и прояснение вопроса о документальном подтверждении понесенных расходов (например, путем внесения очередных изменений в Инструкцию о командировках).

 

выводы


img 1
 
 
  • Электронные транспортные билеты все увереннее занимают свое место в налоговом учете предприятий, сотрудники которых совершают служебные поездки. Электронные билеты из сферы авиа- и железнодорожных перевозок становятся уже просто обыденным явлением.

  • Документальное подтверждение приобретения и использования электронных авиа- и ЖД-билетов имеет общие черты, но есть и отличия. Главное из них — статус расчетного документа, присущий электронному ЖД-билету и отсутствующий у электронного авиабилета.

  • Отражение в учете других электронных билетов, например автобусных, возможно на данном этапе по аналогии с авиа- и ЖД. Однако прорыв произойдет только тогда, когда на законодательном уровне будет четко урегулирован ряд вопросов. Таких, как общепринятая форма бумажного носителя, подтверждающего приобретение и использование автобусного электронного билета, наличие или отсутствие у такой бумаги статуса расчетного документа и т. п.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Порядок № 331 — Порядок оформления расчетных и отчетных документов при осуществлении продажи проездных и перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденный приказом Мининфраструктуры и Миндоходов от 30.05.2013 г. № 331/137.

  3. Инструкция о командировках — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом МФУ от 31.03.98 г. № 59 в редакции приказа МФУ от 17.03.2011 г. № 362.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно