Темы статей
Выбрать темы

Советы опытного бухгалтера. Если «налево» — на служебном авто...

Редакция НиБУ
Статья

Если «налево» — на служебном авто…

У бухгалтера всегда много забот... А тут еще начальство норовит прокатиться на служебном авто в личных целях. Как оформить такую поездку? Что будет с налоговым учетом? Какому варианту отдать предпочтение? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже...

Дмитрий Костюк, заместитель главного редактора

Алексей Павленко, налоговый эксперт

 

Сразу оговоримся, касаться случаев, когда работник использует служебный автомобиль без санкции администрации, мы не будем. Нас интересуют только ситуации, когда с разрешения руководства служебный автомобиль используется в личных целях работника (директора или другого наделенного «властными» полномочиями лица).

Давайте посмотрим, как на практике «разруливают» такие ситуации, чтобы впоследствии по ним было меньше проблем при проверках.

«Ничего не вижу, ничего не знаю…»

Самый простой вариант — это полное камуфлирование поездок в личных целях под хоздеятельность. Начальство, как правило, трудится сверхурочно и вполне может регулярно осуществлять в нерабочее время поездки по производственным вопросам (на руку здесь играет и отмена путевых листов для легковых автомобилей).

Так что неудивительно, что даже при таких поездках автомобиль «используется» исключительно для служебных целей. Разумеется, это строго закреплено соответствующим приказом (распоряжением) по предприятию.

А если руководству нужно осуществить длительную поездку, то оформляется служебная командировка, хозяйственность которой подтверждается соответствующими документами (хотя бы протоколами о намерениях).

ГСМ, естественно, полностью списывается в затраты, как израсходованный в хозяйственной деятельности предприятия.

Этот первый вариант, конечно, неплох, но далеко не все любят по жизни лукавить, а кто-то, может, просто опасается бдительного ока проверяющего (или «Кости Перестукина», т. е. чужого человека в своей команде). Поэтому рассмотрим варианты с «узакониванием» поездок «налево» на служебном транспорте.

Соцпакет

При этом варианте все оформляется в русле трудовых отношений. Возможность использования в нерабочее время служебного автомобиля в личных целях работника фиксируется в трудовом (коллективном) договоре. А чтобы дополнительно не усложнять ситуацию, лучше оговорить, что все расходы, связанные с таким использованием (заправка авто ГСМ, его техобслуживание), производятся работником за счет его собственных средств. Сделать это можно, например, оговорив в договоре: «во время использования автомобиля для личных поездок заправка его ГСМ, проведение необходимого техобслуживания производятся работником за счет его собственных средств. При этом к началу рабочего дня автомобиль должен быть в исправном состоянии и иметь количество ГСМ не меньшее, чем на конец предыдущего рабочего дня. Положительная разница в количестве ГСМ, образовавшаяся на начало дня, используется работником при последующих поездках по личным вопросам».

В таком случае, по сути, имеем дело с «натуральной» оплатой труда. Главное, что никакой передачи автомобиля в бесплатное пользование здесь нет

Тем не менее с налогообложением этого соцпакета не все гладко. И здесь можно выделить два варианта: один для осторожных, второй — для тех, кто в силах отстаивать свою позицию.

 

1. Вариант для осмотрительных

Налог на прибыль. Поскольку такое использование авто оформляется как натуральная выплата работнику, это снимает вопрос об использовании автомобиля не в хозяйственной деятельности предприятия. То есть амортизация такого автомобиля, как производственного ОС, будет начисляться в общем порядке.

Однако, поскольку такое использование автомобиля не является бесплатным, то для определения суммы, подлежащей включению в налоговый доход, используется норма п. 153.10 НКУ («договорная цена» такого использования, «но не ниже обычных цен»). В свете чего приходим к выводу, что в доход по налогу на прибыль логично включать начисленную работнику сумму дохода (как она рассчитывается — см. ниже). А поскольку такая «выплата» предусмотрена в трудовом договоре, то на общую сумму заработной платы работника (которая включает в себя и такую натуроплату) следует увеличить расходы на основании п. 142.1 НКУ.

НДФЛ и ЕСВ. Обложение такой суммы «премии» НДФЛ должно производиться с применением нормы п. 164.5 НКУ, предусматривающей не только повышающий коэффициент, но и обычные цены. Безусловно, использование обычных цен предусмотрено, во-первых, для подконтрольных согласно ст. 39 НКУ операций, а во-вторых, только по налогу на прибыль и НДС. Однако в данном случае мы бы не рекомендовали «идти на принцип». Лучше определять обычные цены, используя методы, приведенные в п. 39.3 ст. 39 НКУ (как мы предлагали делать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69 на с. 15), например, исходя из стоимости аренды аналогичного авто.

Ну и естественно, данная неденежная выплата, как составляющая ФОТ, подлежит обложению ЕСВ.

НДС. При данном варианте едва ли уместно говорить об отсутствии налоговых обязательств. Да, обычные цены в отношении НДС в данном случае применяться не должны, однако начисленный доход работника говорит о том, что договорная стоимость все-таки существует. В качестве базы обложения (в свете действующей редакции п. 188.1 НКУ) здесь тоже логично принять начисленную работнику сумму дохода (премии). При этом не исключаем, что налоговики потребуют крутить на эту сумму НДС «сверху».

 

2. Вариант для смелых

Как мы указывали выше, неоднозначность в налогообложении этой натуроплаты существует. Дело в том, что, строго говоря, она не указана в Инструкции № 5 как составляющая ФОТ. Пункт 2.3.4 этого документа приводит исчерпывающий перечень подобных выплат и пользования автомобилем там нет. Кроме того, существует еще и п.п. 164.2.17 НКУ, которым при желании можно вообще освободить данную натуроплату от НДФЛ. Но обо всем по порядку.

НДФЛ и ЕСВ. Согласно абз. «а» п.п. 164.2.17 НКУ в налогооблагаемый доход, полученный налогоплательщиком как дополнительное благо, включается, в частности, стоимость использования объектов материального имущества, принадлежащих работодателю и предоставленных налогоплательщику в бесплатное пользование, кроме случаев, когда такое предоставление предопределено выполнением трудовой функции в соответствии с трудовым договором или предусмотрено нормами коллективного договора.

В данном случае, если предоставление автомобиля «предусмотрено нормами коллективного договора», этого уже достаточно для необложения такой суммы согласно данной норме НКУ

Тем не менее налоговики могут с этим и не согласиться (особенно в свете того, что они приостановили в ЕБНЗ действие своей нефискальной консультации, касающейся применения данной нормы). Проблема в том, что данная норма сформулирована крайне неудачно, ведь согласно определению дополнительное благо не может быть связано с выполнением обязанностей трудового найма. И несмотря на такое определение, законодатель прямо называет выплату, оговоренную трудовым (коллективным) договором, дополнительным благом, что само по себе неверно.

Что касается ЕСВ, то, как мы уже указали, п. 2.3.4 Инструкции № 5 дает основания смелым налогоплательщикам утверждать, что такая выплата не включается в ФОТ, а значит, и не облагается ЕСВ. Если же проверяющие будут толковать его расширительно (считая, что в нем приведен не исчерпывающий перечень), то, на худой конец, можно отбиваться от ЕСВ ссылкой на «неФОТовский» п. 3.21 той же Инструкции, в котором указаны расходы на перевозку работников к месту работы как собственным, так и арендованным транспортом (кроме оплаты труда водителей). Мол, по личным целям катались только на работу.

Налог на прибыль. Здесь налоговые последствия такие же, как и в первом варианте. С той лишь разницей, что в расходы эта натуральная выплата попадет не как составляющая ФОТ, а как «любая другая оплата в денежной или натуральной форме, установленная по договоренности сторон», упомянутая в том же п. 142.1 НКУ.

НДС. Здесь налоговые последствия такие же, как и в первом варианте.

При всей привлекательности данного варианта мы бы не рекомендовали им пользоваться из-за перечисленных в части НДФЛ и ЕСВ недостатков

Аренда

Отношения оформляются в рамках гражданско-правового поля: заключается договор аренды транспортного средства (см. ст. 798 — 805 ГКУ). При этом размер арендной платы можно установить на максимально низком уровне (но подтвердив его калькуляцией — отталкиваясь в ней, например, от суммы «часовой» амортизации и накинув на нее «копейку» прибыли).

Обратите внимание: согласно ст. 799 ГКУ такой договор аренды подлежит нотариальному удостоверению.

В договоре аренды можно, например, оговорить, что автомобиль используется поочередно как арендодателем, так и арендатором, а предоставление автомобиля арендатору возможно только для использования его в период, когда он не используется арендодателем. Использование же автомобиля в личных целях в рабочее время исключается. Ежедневная передача от арендодателя арендатору и обратно может производиться на основании отметок в соответствующей ведомости. При этом логично указать, что арендодатель предоставляет при передаче транспортного средства арендатору необходимые для эксплуатации документы: свидетельство о регистрации, страховой полис.

В части налогов здесь все стандартно — определенная в договоре сумма арендной платы облагается НДС и включается (за вычетом НДС) в доход предприятия.

Что касается дохода работника, то НДФЛ в этом случае возникать не должен. Единственной зацепкой может быть п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ, согласно которому в доход включается сумма скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для налогоплательщика. Однако, на наш взгляд, применить его в данном случае крайне сложно.

Ссуда

Еще один вариант — оформление договора ссуды (см. гл. 60 ГКУ) на тех же условиях, которые мы обозначили выше в отношении аренды. Напомним, что этот договор предполагает бесплатное пользование имуществом в течение определенного срока. Такой договор ссуды транспортного средства (поскольку одна сторона — физлицо) в соответствии с ч. 4 ст. 828 ГКУ тоже подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

А теперь о налоговых последствиях.

Налог на прибыль. Поскольку имущество будет передано в бесплатное пользование только в нерабочее время, то, на наш взгляд, нет оснований говорить о переводе его в непроизводственные основные средства. Из эксплуатации автомобиль также не выводится. А других оснований для неотражения в налоговом учете амортизации НКУ не предусматривает.

Следовательно, амортизация должна начисляться в общем порядке

И даже если налоговики будут утверждать о необходимости перевода в непроизводственные основные средства «на вечер», то «с утра» они опять станут производственными (абз. 3 п. 146.15 НКУ).

img 1На наш взгляд, нет оснований и для признания доходов от передачи в бесплатное пользование, ведь обычные цены в данном случае не применяются. Впрочем, не исключено, что четкие нормы НКУ не остановят налоговиков перед соблазном доначислить доходы. Почему? Вспомним, что до 01.09.2013 г. обычные цены применялись только в отношении нестандартных плательщиков налога на прибыль, но в ОНК № 581 было указано, что доходы исходя из обычных цен должны определяться и при бесплатных передачах обычным плательщикам налога на прибыль.

НДФЛ и ЕСВ. От обложения стоимости бесплатного пользования автомобилем НДФЛ не уйти. Здесь будет работать п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ (но не в части суммы скидки, превышающей обычную, как мы говорили выше, а в части стоимости бесплатно полученных работником товаров (работ, услуг)), а сумму следует рассчитать исходя из обычных цен (как вариант — исходя из часовой стоимости аренды аналогичного авто).

Что касается ЕСВ, то поскольку отношения выходят за рамки трудовых, его начислять не нужно.

НДС. Еще раз напомним, что в отношении НДС обычные цены не применяются. Это означает, что налоговые обязательства по передаче автомобиля в пользование начислять нет оснований. Что касается налогового кредита, то поскольку автомобиль не переводится в непроизводственные основные средства, оснований для отражения налоговых обязательств (п. 198.5 НКУ) исходя из остаточной стоимости (п. 189.1 НКУ) нет. Но даже если налоговики такие основания увидят, то часть вторая п. 198.5 НКУ позволяет откорректировать увеличенные налоговые обязательства с помощью бухгалтерской справки (к сожалению, как они считают, только в рамках 365 дней с момента выписки налоговой накладной, что, разумеется, НКУ не соответствует).

И все же главный минус этого варианта именно в возможных претензиях налоговиков в отношении перевода автомобиля в непроизводственные средства: уж слишком высок риск.

В общем, если вы решите «узаконить» пользование автомобилем — определяйтесь сами, каким путем пойти. Идеальных вариантов нет (каждый имеет свои плюсы и минусы).

Ну и в конце концов, можно продать авто директору (другому работнику), предприятие возьмет это авто у него в аренду* — тогда все станет чуть понятней и проще. Подробнее об аренде авто у работника (или выплате ему компенсации) см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 88, с. 16.

* В принципе, теоретически можно еще сделать «аренду наоборот»: передать авто в аренду работнику, а он его передаст в субаренду. Такая ситуация выглядит нормативно беспроблемно, если субарендатором будет иное предприятие. В то же время возможно, чтобы в качестве субарендатора выступал и сам владелец автомобиля (предприятие).

Впрочем, о таком оформлении имеет смысл вести речь, только когда предприятие не является плательщиком НДС.

 

выводы


img 2
 
 
  • Пользование служебным автомобилем в личных целях можно оформить как соцпакет. А можно прибегнуть к отношениям аренды или ссуды.

  • Можно попытаться не облагать такую натуроплату НДФЛ и ЕСВ. Однако мы бы не рекомендовали так делать, логичнее считать ее частью ФОТ.

  • Передача автомобиля в бесплатное пользование только в нерабочее время не приводит к переводу в состав непроизводственных основных фондов, следовательно, амортизация должна начисляться в общем порядке.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше