Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения
Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 16.09.2013 г. № 481
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 октября 2013 г. под № 1686/24218
(извлечение)
В соответствии с пунктом 177.10 статьи 177 и пункта 178.6 статьи 178 раздела IV Налогового кодекса Украины и подпунктом 30 пункта 5 Положения о Министерстве доходов и сборов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 18 марта 2013 года № 141
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить форму Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (прилагаются).
2. Признать утратившим силу приказ Государственной налоговой администрации Украины от 24 декабря 2010 года № 1025 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, и Порядка ее ведения», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 30 декабря 2010 года под № 1425/18720.
<…>
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
<…>
Министр А. Клименко
Затверджено наказом Міністерства доходів і зборів України від 16.09.2013 № 481
Книга обліку доходів і витрат, яку ведуть фізичні особи — підприємці, крім осіб, що обрали спрощену систему оподаткування, і фізичні особи, які провадять незалежну професійну діяльність
Період обліку (день, місяць, квартал, рік) | Сума доходу, отриманого від здійснення господарської діяльності або незалежної професійної діяльності | Сума повернутих коштів за товари (роботи, послуги) | Загальна сума отриманого доходу, яка підлягає декларуванню (гр. 2 - гр. 3) | Витрати, пов’язані з господарською діяльністю або провадженням незалежної професійної діяльності | Сума чистого оподатковуваного доходу (гр. 4 - гр. 6 - гр. 7 - гр. 8) | |||
реквізити документа, що підтверджує понесені витрати | сума витрат, пов’язаних з придбанням товарів (робіт, послуг) | витрати на оплату праці найманих осіб | інші витрати, пов’язані з одержанням доходу | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц В. Бусарев
Утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины от 16.09.2013 г. № 481
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 октября 2013 г. под № 1686/24218
Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность
1. В соответствии с пунктом 177.10 статьи 177 и пунктом 178.6 статьи 178 раздела IV Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) физические лица — предприниматели, кроме лиц, выбравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность (далее — самозанятые лица), обязаны вести Книгу учета доходов и расходов (далее — Книга), в которой по итогу рабочего дня, в течение которого получен доход, на основании первичных документов осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденных расходах.
2. Книга ведется по выбору плательщика налога в бумажном или электронном виде.
3. В случае выбора самозанятым лицом ведения Книги в бумажном виде:
1) самозанятое лицо обязано подать в контролирующий орган по основному месту учета экземпляр Книги, на титульном листе которой указываются: фамилия, имя и отчество, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта (для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте), налоговый адрес, номер и дата свидетельства о праве на осуществление независимой профессиональной деятельности (при наличии);
2) Книга прошнурованная, пронумерованная, бесплатно регистрируется в контролирующем органе. Книга удостоверяется подписью руководителя или заместителя контролирующего органа и скрепляется печатью;
3) записи в Книге выполняются разборчиво чернилами темного цвета или шариковой ручкой. Внесение исправлений осуществляется путем новой записи, заверяемой подписью самозанятого лица;
4) в случае необходимости регистрации новой Книги в течение налогового (отчетного) периода записи в ней продолжаются нарастающим итогом, а предыдущая Книга остается у самозанятого лица.
4. В случае выбора самозанятым лицом ведения Книги в электронной форме:
1) самозанятое лицо обязано: получить усиленные сертификаты открытых ключей, сформированных аккредитованными центрами сертификации ключей, включенными в систему подачи налоговых документов в электронном виде, заключить договор о признании электронных документов с контролирующим органом и сформировать заявление на получение Книги и направить его в контролирующий орган по месту налогового учета средствами электронной связи с соблюдением условий по регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
2) контролирующий орган по месту налогового учета регистрирует заявление самозанятого лица на получение Книги в реестре поданных заявлений и в течение 3 рабочих дней формирует и направляет самозанятому лицу уведомление о регистрации Книги с указанием регистрационного номера Книги и даты ее регистрации;
3) после получения самозанятым лицом уведомления о регистрации Книги такое лицо осуществляет операции по ее ведению согласно настоящему Порядку;
4) в Книге в электронном виде допускается исправление ошибок или корректировка путем добавления строки, в которой отражается отрицательное или положительное значение.
5. Записи в Книге выполняются по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход.
6. Самозанятые лица заносят в Книгу сведения в следующем порядке:
1) в графе 1 указывается дата записи;
2) в графе 2 отражается сумма дохода, полученного от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности с суммарным итогом за месяц, квартал, год, в частности, средства, поступившие на текущий счет, в кассу плательщика налогов и/или полученные наличностью, сумма задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость бесплатно полученных товаров (работ, услуг);
3) в графе 3 указывается сумма возвращенных самозанятым лицом средств за товары (работы и услуги) и/или возвращенной предоплаты;
4) графа 4 рассчитывается как разница между полученным доходом от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности (графа 2) и суммой возвращенных самозанятым лицом средств за товары (работы и услуги) (графа 3);
5) в графе 5 указываются реквизиты документа, подтверждающего понесенные расходы, непосредственно связанные с полученным доходом. Документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, платежное поручение, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, предоставленных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров, работ, услуг;
6) в графе 6 отражается сумма расходов, которые документально подтверждены и непосредственно связаны с получением дохода по итогам дня;
7) в графе 7 отражается сумма расходов на оплату труда и начисления на оплату труда наемных лиц, понесенные в отчетном месяце;
8) в графе 8 отражается сумма фактически понесенных прочих расходов, непосредственно связанных с получением дохода, которые не указаны в графах 6 и 7, в частности, расходы на уплату услуг, связи, арендных и коммунальных платежей и т. п.;
9) в графе 9 указывается сумма чистого налогооблагаемого дохода, которая рассчитывается как разница между суммой дохода за отчетный период (графа 4) и суммой понесенных расходов от осуществления хозяйственной или независимой профессиональной деятельности (графы 6, 7, 8).
7. Физические лица — предприниматели, зарегистрированные как плательщики налога на добавленную стоимость, не включают в расходы и доход суммы налога на добавленную стоимость, входящие в цену приобретенных или проданных товаров (работ и услуг).
8. Книга хранится у самозанятого лица в течение 3 лет после окончания отчетного периода, в котором осуществлена последняя запись.
9. Данные Книги заполняются в гривнях с копейками и используются самозанятым лицом для заполнения налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.
Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц В. Бусарев
коментарий редакции |
Новая книга для общесистемщиков
«Чему быть суждено — неминуемо будет, но не больше того, чему быть суждено!». Рубаи Омара Хайяма особенно точно характеризуют приближающееся событие: обновление Книги учета доходов и расходов, которую ведут общесистемщики и «независимые профессионалы» (далее — Книга УДР).
Итак, чему же «быть суждено» в ближайшее время? А вот чему.
Изменения точно будут. Дело остается за официальным опубликованием. Именно с этого момента вступит в силу комментируемый приказ Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481, тогда как привычный приказ ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1025 станет историей. Соответственно, изменится форма Книги УДР и Порядок ее заполнения.
Заметим: ориентировочно это произойдет 18.10.2013 г.
Что же можно сказать о «новичке»?
Как и ожидалось, новая Книга УДР станет проще. Так, из нее исключена графа для отражения/учета внутреннего перемещения товаров. Забегая вперед, отметим, что это связано с отсутствием необходимости наемным работникам, которые осуществляют операции за наличные, вести такую Книгу УДР.
Кроме того, в новой Книге УДР не нужно отражать остатки товарных запасов на начало и на конец отчетного года. Такой графы также нет в новой форме.
Вместе с тем, миндоходовцы добавили в Книгу «возвратную» графу. Напомним, что раньше, несмотря на разъяснения специалистов Миндоходов (консультация из раздела 104.08 ЕБНЗ), общесистемщики опасались отражать отрицательные суммы в графе 3 старой Книги УДР. Новая же Книга УДР в этом плане более прогрессивна. Для отражения «возвратов» предусмотрена специальная графа 3. В нее суммы средств, возвращенных общесистемщиком за проданные, а потом возвращенные покупателем товары (работы, услуги), и/или суммы возвращенной предоплаты за еще нереализованные товары (работы, услуги) записываются отдельно (со знаком «плюс»).
Что же касается доходов, то они по-прежнему отражаются по «кассовому методу» (по дате получения оплаты за товары/работы/услуги). Соответствующие записи нужно вносить в графу 2. Однако в расчете чистого налогооблагаемого дохода участвует «очищенная» сумма дохода (без учета возвращенных средств, т. е. сумм по графе 3). Она отражается в графе 4.
Без особых изменений и порядок отражения расходов в Книге УДР. Как и ранее, записи осуществляются по «второму событию» (на дату оплаты полученных ранее товаров/работ/услуг, или на дату получения оплаченных ранее товаров/работ/услуг). При этом обязательно наличие подтверждающих документов: графа для реквизитов «документного алиби» перекочевала и в новую форму.
Также общесистемщиков и «независимых профессионалов» ждет несколько приятных сюрпризов от Миндоходов, касающихся порядка ведения новой формы Книги УДР. А именно:
— ее можно вести не только в бумажном, но и в электронном виде. Правда, как это будет реализовано на практике, а самое главное, когда — эти вопросы пока остаются «за кадром»;
— как мы уже отмечали выше, заполнять Книгу УДР должны только сами самозанятые лица (предприниматели и независимые профессионалы). То есть работники, которые осуществляют операции за наличные, теперь будут проводить такие операции только через РРО;
— снят вопрос с «пустыми» днями. Записи в Книгу вносятся лишь по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход.
Однако столь мажорную ноту предстоящих изменений все же омрачает отдельное «но».
Дело в том, что в новом Порядке ведения Книги УДР, утвержденном приказом № 481 , отсутствуют какие-либо переходные положения. А значит, период «пересменки» будет сопровождаться вопросами и неясностями.
К примеру, уже непонятно: должны ли все действующие общесистемщики заменить старые книги на новые? Если да, то в какие сроки? И что делать со старыми?
Или: может Миндоходов не будет превращать «переход» в пытку и разрешит продолжать вести старую Книгу УДР. А почему нет? Как мы уже отметили, концептуально формы не отличаются, поэтому вполне приемлемо просто не заполнять в старой форме «лишние» графы. Правда, даже в этом случае вопрос со сроками остается актуальным: старую Книгу можно будет вести до конца текущего года или до ее полного заполнения?
Также неясно, с какого числа «закрывать» Книги УДР наемных работников?
Одним словом, с новой формой Книги УДР у миндоходовцев получилось, согласно народной мудрости, — «хотелось как лучше, получилось как всегда». Но ничего, справимся вместе! В следующих номерах мы обязательно рассмотрим порядок ведения новой Книги УДР с примерами и конкретным руководством: что, когда, кому и как делать.
А пока с новой формой, общесистемщики! С новым Порядком!
Яна Клыженко