Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа

Редакция НиБУ
Приказ от 09.09.2013 г. № 452

Об утверждении Порядка рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа*

Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 09.09.2013 г. № 452

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16 сентября 2013 г. под № 1593/24125

(извлечение)

 

* См. также материал на с. 41. — Примеч. ред.

 

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», подпунктом 2 пункта 4 Положения о Министерстве доходов и сборов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 18 марта 2013 года № 141, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа (прилагается).

<…>

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

<…>

Министр А. Клименко

 

 

 

Утвержден приказом Министерства доходов и сборов Украины от 09.09.2013 г. № 452

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 16 сентября 2013 г. под № 1593/24125

Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решения о начислении пени и наложении штрафа

 

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения органами доходов и сборов жалоб на требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — требование) и на решения о начислении пени и наложении штрафа, предусмотренных частями десятой, одиннадцатой статьи 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон); жалоб банков на решения о наложении финансовых санкций, предусмотренных частью двенадцатой указанной статьи.

1.2. Не подлежит обжалованию плательщиком единого взноса в соответствии с настоящим Порядком требование, сформированное на основании обязательства по уплате единого взноса, самостоятельно определенного плательщиком единого взноса в отчете о суммах начисленной заработной платы (дохода, денежного обеспечения, пособия, компенсации) застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в органы доходов и сборов, а также решений о начислении пени и наложении штрафов, которые обжаловались и были рассмотрены согласно требованиям настоящего Порядка.

1.3. Действие настоящего Порядка не распространяется на рассмотрение жалоб плательщиков единого взноса или банков (далее — жалобщики), указанных в пункте 1.1 настоящего раздела, на требования и на решения о начислении пени и наложении штрафа, вынесенные по результатам проверок, проведенных на основании судебного решения суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенные ими в соответствии с законом.

Жалобщик имеет право обжаловать в суде требование, решение о начислении пени и наложении штрафа в любой момент после получения соответствующего требования или решения. Требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа, по которым подан иск в суд, не подлежат обжалованию согласно требованиям настоящего Порядка. Одновременно жалобщик в письменном виде уведомляет орган доходов и сборов, рассматривающий его жалобу, о каждом случае судебного обжалования его требований или решений о начислении пени и наложении штрафа.

1.4. Отказ в приеме жалобы на требования и решения о начислении пени и наложении штрафа, кроме случаев, указанных в настоящем разделе, запрещается.

Течение срока рассмотрения жалобы начинается со следующего рабочего дня после ее поступления в орган доходов и сборов. Регистрация жалоб на требования и на решения о начислении пени и наложении штрафа осуществляется работником органа доходов и сборов, уполномоченным на это руководителем этого органа, в журнале регистрации жалоб (приложение 1)*.

* Приложения не публикуются. — Примеч. ред.

1.5. В жалобе должны быть указаны:

полное наименование юридического лица, код по ЕГРПОУ, фамилия, имя, отчество должностного лица, подавшего жалобу; фамилия, имя, отчество гражданина или физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте;

наименование органа доходов и сборов, которым издано обжалуемое требование или решение о начислении пени и наложении штрафа, дата и номер;

суть затронутого вопроса, просьбы или требования;

информация об обжаловании требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа в суде.

Жалоба подписывается жалобщиком — физическим лицом или уполномоченным им на то лицом, а для других жалобщиков — руководителем или представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством, и должна быть скреплена печатью жалобщика (для жалобщиков — физических лиц — при наличии).

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и направлена в орган доходов и сборов по почте или передана лично либо через представителя.

Если жалоба в интересах жалобщика подается его представителем, то к жалобе прилагается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.6. Жалоба, оформленная без соблюдения требований, указанных в пункте 1.5 настоящего раздела, что не позволяет ее рассмотреть по существу, остается без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

1.7. Не рассматриваются повторные жалобы одним и тем же органом доходов и сборов от одного и того же жалобщика по одному и тому же вопросу, если первое решено по существу.

1.8. В случае обжалования требования или решения о наложении штрафа в сроки, установленные настоящим Порядком, начисление пени приостанавливается со дня подачи жалобы в орган доходов и сборов или иска в суд.

1.9. Решения по результатам рассмотрения жалоб в рамках процедуры обжалования требований и решений о начислении пени и наложении штрафа принимают:

в Министерстве доходов и сборов Украины — Министр или его заместители согласно распределению функциональных полномочий;

в главных управлениях Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — начальники главных управлений или их заместители согласно распределению функциональных полномочий.

1.10. Предварительное рассмотрение жалоб на требования и решения о начислении пени и наложении штрафа, а также подготовка проектов решений по жалобам в органах доходов и сборов осуществляются подразделениями правовой работы.

II. Подача первичной жалобы

2.1. В случае, если жалобщик считает, что орган доходов и сборов в районе, городе (кроме городов Киева и Севастополя), районе в городе, объединенный или специализированный, неправильно определил сумму недоимки или принял решение о наложении штрафа и начислении пени, противоречащее законодательству об общеобязательном государственном социальном страховании или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, он имеет право обжаловать такое решение в соответствующем главном управлении Миндоходов в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе.

2.2. Жалоба на требования и на решения органов доходов и сборов в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, объединенных или специализированных, о начислении пени и наложении штрафа подается соответственно в главные управления Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в письменной форме вместе с документами, подтверждающими неправильность решения.

О подаче жалобы жалобщик обязан одновременно уведомить территориальный орган доходов и сборов, требование или решение которого обжалуется.

2.3. Первичная жалоба должна быть подана в соответствующее главное управление Миндоходов в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения жалобщиком требования или решения территориальных органов доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа.

Срок, установленный для подачи первичной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней переданы на почту.

2.4. К документам, свидетельствующим о неправильности определения суммы недоимки или принятия решения о наложении штрафа и начислении пени, относятся:

акт проверки плательщика единого взноса;

требование:

решение о начислении пени и наложении штрафа;

другие документы (расчеты), на основании которых определена сумма единого взноса, подлежащая уплате, или применен штраф, начислена пеня;

замечания и пояснения, если они были поданы плательщиком единого взноса в ходе проверки и принятия решения;

заключения органа доходов и сборов по поданным замечаниям и пояснениям.

Плательщики единого взноса к жалобе могут прилагать надлежащим образом заверенные копии документов, расчеты и доказательства, которые они считают нужным предоставить. Если плательщик единого взноса к жалобе не приложил копии указанных документов, орган доходов и сборов вышестоящего уровня, уполномоченный рассматривать жалобу, истребует копии указанных документов от органа доходов и сборов, требование или решение которого обжалуется. В жалобе плательщик единого взноса указывает о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа.

2.5. В случаях, предусмотренных статьей 8 Закона Украины «Об обращениях граждан», орган доходов и сборов, уполномоченный рассматривать жалобу, оставляет жалобу без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

2.6. В случае несогласия плательщика единого взноса с решением органа доходов и сборов, принятым в рамках процедуры согласования требования, дальнейшее его обжалование осуществляется согласно требованиям настоящего Порядка по рассмотрению жалоб на решения органов доходов и сборов или в судебном порядке.

III. Подача повторной жалобы

3.1. В случае когда главные управления Миндоходов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе направляют жалобщику решения о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой жалобщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в Министерство доходов и сборов Украины.

Срок, установленный для подачи повторной жалобы, не считается пропущенным, если до его окончания жалоба и другие документы к ней переданы на почту.

3.2. Жалоба в письменной форме подается непосредственно в Министерство доходов и сборов Украины. О подаче повторной жалобы в Министерство доходов и сборов Украины жалобщик обязан одновременно уведомить соответствующий территориальный орган доходов и сборов.

3.3. Жалобщик подает жалобу в Министерство доходов и сборов Украины вместе с необходимыми для ее рассмотрения документами, указанными в пункте 2.4 раздела II настоящего Порядка, удостоверяющими обстоятельства дела, и материалами рассмотрения первичной жалобы.

3.4. Если плательщик единого взноса к жалобе не приложил копии документов, указанных в пункте 2.4 раздела II настоящего Порядка, Министерство доходов и сборов Украины истребует копии указанных документов от соответствующего главного управления Миндоходов в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе, которым рассмотрена первичная жалоба. В жалобе плательщик единого взноса указывает о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа. В случаях, предусмотренных статьей 8 Закона Украины «Об обращениях граждан», Министерство доходов и сборов Украины оставляет жалобу без рассмотрения, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) с соответствующими обоснованиями и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

3.5. Если в повторной жалобе, полученной Министерством доходов и сборов Украины, затрагиваются вопросы, которые не рассматривались в решении, вынесенном по первичной жалобе, жалоба направляется на новое рассмотрение в соответствующее главное управление Миндоходов в Автономной Республике Крым, области, городах Киеве и Севастополе, решение которого обжалуется. При этом течение сроков рассмотрения жалобы, установленных настоящим Порядком, начинается со дня получения таким территориальным органом доходов и сборов решения о направлении жалобы на новое рассмотрение (приложение 3).

3.6. Решение Министерства доходов и сборов Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.

IV. Рассмотрение жалоб

4.1. Орган доходов и сборов, рассматривающий жалобу плательщика единого взноса, обязан принять мотивированное решение и направить его плательщику единого взноса в течение 30 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, в адрес плательщика единого взноса по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под роспись. Если в течение этого срока мотивированное решение органом доходов и сборов не направляется плательщику единого взноса, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика единого взноса.

4.2. Жалоба на требования и на решения о начислении пени и наложении штрафа, поданная с соблюдением порядка и сроков, определенных пунктом 2.3 раздела II и пунктом 3.1 раздела III настоящего Порядка, приостанавливает сроки их уплаты до вынесения решения органом доходов и сборов вышестоящего уровня или дня вступления судебного решения в законную силу.

Сроки уплаты финансовых санкций также приостанавливаются до дня вступления судебного решения в законную силу в случае обжалования плательщиком требования, если наложение финансовых санкций связано с его возникновением или несвоевременной уплатой суммы недоимки.

В случае когда последний день сроков, указанных в пункте 4.1 настоящего раздела, приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

4.3. Жалоба, поданная с нарушением порядка и сроков, определенных пунктом 2.3 раздела II и пунктом 3.1 раздела III настоящего Порядка, а также в случае ее отзыва в соответствии с настоящим Порядком не подлежит рассмотрению органами доходов и сборов, о чем выносится решение об оставлении жалобы без рассмотрения (приложение 2) и делается отметка в журнале регистрации жалоб (приложение 1).

4.4. Орган доходов и сборов при рассмотрении жалобы проверяет законность и обоснованность вынесения обжалуемого требования или решения и принимает одно из следующих решений:

оставляет обжалуемое требование или решение без изменений, а жалобу — без удовлетворения;

отменяет в определенной части обжалуемое требование или решение, и не удовлетворяет жалобу в определенной части;

отменяет в полном объеме обжалуемое требование или решение и удовлетворяет жалобу;

направляет жалобу на новое рассмотрение в соответствующий территориальный орган доходов и сборов;

оставляет жалобу без рассмотрения.

4.5. В случае отмены требования или решения органа доходов и сборов о начислении пени и наложении штрафа они считаются отозванными со дня принятия решения органа доходов и сборов вышестоящего уровня о полном или частичном удовлетворении жалобы, о чем указывается в решении соответствующего органа доходов и сборов.

4.6. Решение, принятое по рассмотрению жалобы, может быть менее благоприятным для жалобщика, чем обжаловавшееся решение.

В случае увеличения органом доходов и сборов суммы единого взноса, пени и штрафов, подлежащих уплате, или недоимки ранее направленные требования об уплате недоимки или решения о начислении пени и наложении штрафа не отзываются, а на сумму такого увеличения органом доходов и сборов направляется отдельное требование об уплате недоимки (решение о начислении пени, наложении штрафа).

Увеличенная сумма требования об уплате недоимки, штрафа и пени должна быть уплачена или может быть обжалована жалобщиком по процедуре и с применением сроков, определенных настоящим Порядком.

V. Решение по рассмотрению жалобы

5.1. Решение по рассмотрению жалобы принимает руководитель органа доходов и сборов или его заместитель согласно распределению функциональных полномочий.

5.2. Решение о результатах рассмотрения жалобы (приложение 4) оформляется согласно требованиям законодательства о языках. Решение состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решение оформляется на бланке органа доходов и сборов, рассматривавшего жалобу.

Во вводной части решения указываются: полное наименование юридического лица, код по ЕГРПОУ, фамилия, имя, отчество должностного лица, подавшего жалобу; фамилия, имя, отчество гражданина или физического лица — предпринимателя, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или серия и номер паспорта для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеют отметку в паспорте; сведения о предмете обжалования, которого касается жалоба; дата принятия жалобы к рассмотрению (дата и номер указываются по данным журнала регистрации входящей корреспонденции).

Описательная часть решения должна содержать перечень документов, принятых во внимание при рассмотрении жалобы, дату и номер акта проверки и/или требования об уплате недоимки или обжалуемого решения, краткое изложение требований и ходатайство лица, подавшего жалобу.

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы и доказательства, на которых основываются заключения должностного лица органа доходов и сборов, рассматривавшего жалобу, а также ссылки на конкретные пункты и статьи законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обосновано принятое решение.

Резолютивная часть решения должна содержать заключение об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы.

В решении также указывается, что в случае несогласия лица, подавшего жалобу, с принятым решением, оно может быть обжаловано в органе доходов и сборов вышестоящего уровня (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке.

5.3. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы в решении даются распоряжения органу доходов и сборов, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий.

5.4. Первый экземпляр решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы органом доходов и сборов, после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) жалобщику.

Решение считается направленным (врученным) юридическому лицу или обособленному подразделению, если оно передано служебному лицу этого жалобщика под подпись или направлено письмом с уведомлением о вручении.

Решение считается направленным (врученным) жалобщику, являющемуся физическим лицом, если оно вручено лично такому физическому лицу либо его законному представителю или направлено письмом в его адрес по месту проживания или последнему известному его местонахождению с уведомлением о вручении.

Если жалобщик на день направления ему органом доходов и сборов решения не сообщил в установленном порядке об изменении местонахождения (места проживания), решение считается надлежащим образом врученным даже в случае его возврата как не нашедшего адресата, или по окончании срока хранения.

5.5. Второй экземпляр решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы органом доходов и сборов, направляется территориальному органу доходов и сборов по месту регистрации жалобщика (передается структурному подразделению (работнику), в полномочия которого входит подготовка требований об уплате недоимки) для исполнения (совершения установленных законодательством действий) и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы, которые приобщаются к делу жалобщика.

5.6. Третий экземпляр решения, принятого органом доходов и сборов по рассмотрению жалобы, остается в этом органе доходов и сборов и хранится в деле с материалами рассмотрения жалобы.

5.7. Если мотивированное решение по жалобе не направляется жалобщику в течение срока, установленного для рассмотрения его жалобы, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу жалобщика со дня, следующего за последним днем указанного срока.

VI. Заключительные положения

6.1. Процедура обжалования в соответствии с настоящим Порядком заканчивается:

последним днем срока, предусмотренного пунктом 2.3 раздела II и пунктом 3.1 раздела III настоящего Порядка для подачи жалобы о пересмотре решения (требования) органа доходов и сборов, в том случае, когда такая жалоба не была подана в указанный срок;

днем получения жалобщиком решения органа доходов и сборов о полном удовлетворении жалобы;

днем получения органом доходов и сборов возвращенного первого экземпляра решения как не нашедшего адресата, или по окончании срока хранения.

6.2. Плательщик единого взноса обязан самостоятельно уплатить согласованную сумму недоимки (суммы пени, штрафов) в течение десяти календарных дней после получения согласованного требования (решения).

6.3. Лицо, подавшее жалобу на решение органа доходов и сборов, имеет право:

присутствовать при рассмотрении жалобы, о чем указывает в этой жалобе. Уведомление органа доходов и сборов направляется (вручается) жалобщику заказным письмом с уведомлением о вручении или лично под подпись в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, которое составляется в письменной форме, соответствующим образом подписывается и в случаях, предусмотренных законодательством, заверяется печатью такого органа. В этом уведомлении указываются основания приглашения, дата и время, на которое приглашается жалобщик, а также местонахождение органа доходов и сборов, рассматривающего такую жалобу;

лично изложить аргументы лицу, рассматривающему жалобу, и принимать участие в рассмотрении поданной жалобы;

ознакомиться с материалами проверки;

подавать дополнительные материалы;

пользоваться услугами представителя;

получать письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы;

выражать устно или в письменном виде требование о соблюдении тайны рассмотрения жалобы;

отзывать поданную жалобу в любое время до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.

Отзыв жалобы проводится по письменному заявлению лица, подавшего жалобу.

6.4. Структурные подразделения (работники) органов доходов и сборов, уполномоченные рассматривать жалобы на требования и решения, указанные в пункте 1.1 раздела I настоящего Порядка, имеют право получать в установленном порядке от должностных лиц органов доходов и сборов документы, справки, расчеты, объяснения и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них задач, а также привлекать к рассмотрению жалоб (с согласия руководителя) другие структурные подразделения (работников) органов доходов и сборов.

6.5. Ведение учета жалоб возлагается на структурные подразделения (работников) органов доходов и сборов, уполномоченные(ых) руководителями этих органов.

6.6. Жалобы и материалы, удостоверяющие обстоятельства дела, хранятся в течение 5 лет.

 

Директор Департамента доходов и сборов с физических лиц В. Бусарев

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше