Темы статей
Выбрать темы

Новые правила регистрации/применения РРО

Редакция НиБУ
Статья

Новые правила регистрации/применения РРО

Осень в этом году не балует нас теплом. Но замерзнуть как-то не получается. И на то есть причины — ведь приходится в темпе разбираться с массой новых нормативных актов. Первенство по их числу и значимости занимают акты налоговиков. Им оказалось мало «нормативки» по ЕСВ (см. на с. 10), они также решили обновить и правила регистрации/применения РРО. Об этом мы сегодня и поговорим. Но, прежде всего, обсудим ситуацию, сложившуюся на 01.10.2013 г.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

Можно ли с 1 октября использовать «старые» РРО?

Напомним, что с указанной даты действует новый Госреестр РРО (утвержден приказом Миндоходов от 01.10.2013 г. № 522). При этом контролеры сдержали обещание и оставили в нем только те РРО, которые обеспечивают передачу контрольно-отчетной информации в электронной форме. В связи с этим ребром встал вопрос: как быть тем, кто не успел заменить РРО? Таких субъектов оказалось немало, что, впрочем, неудивительно — ведь многие планировали сделать это ближе к 01.01.2014 г.

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что основания и порядок отмены регистрации РРО были прописаны в Порядке № 614. Основания для принудительной разрегистрации РРО перечислены в п. 2.12 данного Порядка. По логике одним из них должно быть и исключение модели РРО из Госреестра. К сожалению, такого основания там нет. Но это, если смотреть на них формально. Дело в том, что, с другой стороны, указанное событие все же можно косвенно привязать к некоторым основаниям из п. 2.12 Порядка. Например, к выявлению несоответствия конструкции и/или ПО РРО модификации, включенной в Госреестр. Нам ближе именно этот подход, и налоговикам, судя по всему, тоже.

При наступлении обстоятельств для разрегистрации РРО (в нашем случае это появление нового Госреестра РРО) есть два варианта — подать заявление или же ничего не делать. В последнем случае регистрация РРО будет отменена через месяц с даты наступления таких обстоятельств (п. 2.13 Порядка № 614). Поскольку Госреестр РРО утвержден 1 октября, то в нашей ситуации дата разрегистрации — это 1 ноября 2013 г. Так что с формальной точки зрения именно до этой даты вы можете продолжать использовать РРО, не попавшие в новый Госреестр. Но тут есть два момента, умолчать о которых нельзя.

Во-первых, Порядок № 614 утратил силу 18.10.2013 г.* С этой даты ему на смену пришел Порядок № 417. Последний же предусматривает немного другие правила по разрегистрации РРО. В частности, по нему такая разрегистрация производится в любой день в пределах месяца (читайте об этом дальше). При этом есть риск того, что налоговики с указанной даты будут ориентироваться именно на него (то есть на Порядок № 417) и, как следствие, будут разрегистрировать РРО раньше. Хотя, по нашему мнению, оснований для этого нет. Дело в том, что причины для разрегистрации РРО возникли при Порядке № 614, а потому такая разрегистрация должна производиться по его правилам. Благо, пока указанные опасения не подтвердились и даже наоборот — от налоговиков на местах поступают даже более либеральные разъяснения (об этом читайте в следующем пункте).

* На момент подготовки номера мы ориентировались именно на эту дату. Поскольку на нее запланировано официальное опубликование данного документа в «Офіційному віснику України».

Во-вторых, контролеры на местах сообщают, что заменить РРО, не попавшие в новый Госреестр, нужно до 30 ноября. В частности, на сайте Главного управления Миндоходов в г. Киеве: kyiv.minrd.gov.ua/media-ark/news-ark/114071.html. То есть они дают на один месяц больше. Конечно, это радует, но предупреждаем: пока эти выводы не подтвердились на уровне Миндоходов, а потому следовать им рекомендуем с опаской. Так что на данный момент безопаснее сделать это все-таки до 1 ноября.

Теперь же поговорим об основных изменениях, внесенных приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417.

Что нового при регистрации/применении РРО

Какие же новшества внес Порядок № 417? Скажем сразу — их немало, но в целом правила игры изменятся не особо. Сегодня мы рассмотрим лишь наиболее заметные изменения. Начнем с того, что указанный приказ отменил не все «старые» нормативные акты в сфере РРО (утвержденные приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614). Действующими остаются:

Положение о форме и содержании расчетных документов. Как следствие, прежними остаются и формы расчетных документов, в частности фискального чека;

Порядок предоставления отчетности, связанной с применением регистраторов расчетных операций или использованием книг учета расчетных операций (расчетных книжек) и, собственно, форма № ЗВР-1. В целом это логично. Ведь, как мы уже говорили, на замену «старых» РРО время еще есть до 1 ноября (или даже до 30 ноября, если верить налоговикам). При этом понятно, что при использовании таких РРО отчетность придется подавать «по старинке». То есть по указанным Порядку и форме не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Регистрация РРО. Как и прежде, она обязательна. Но заметьте: теперь такая регистрация производится, как правило, по основному месту налогового учета. Раньше РРО, в общем случае, регистрировались по местонахождению субъекта. Кроме того, плательщики налога на прибыль, у которых есть филиалы, расположенные на территории другой территориальной громады, могут регистрировать РРО по их местонахождению. Правда, при условии, что такие плательщики не приняли решение об уплате и/или не уплачивают налог на прибыль консолидированно. Похожее правило действовало и раньше, но теперь оно прописано детальнее.

Но заметьте: как и прежде, РРО «привязывается» к конкретной хозяйственной единице (п. 3 разд. III Порядка № 417). Она же может находиться где угодно, в том числе на территории другой административно-территориальной единицы. В связи с этим напомним: раньше п. 2.2 Порядка № 614 указывал, что РРО нужно ставить на учет по месту его использования. Сейчас подобного правила нет. Таким образом, судя по всему, такие РРО придется регистрировать в общем порядке, то есть по месту основного налогового учета без постановки на учет по месту их использования. Тем более что в регистрационном заявлении (читайте о нем дальше) фиксируются все необходимые сведения о конкретной хозяйственной единице.

Одним из существенных новшеств Порядка № 417 является то, что он утвердил формы документов, которые раньше приходилось составлять самим. В частности, утверждены:

1) заявление о регистрации регистратора расчетных операций (№ 1-РРО). Оно может подаваться не только лично, но и в электронной форме. В том числе в нем фиксируется способ, которым вы желаете получить регистрационное удостоверения (для этого служит поле 11). Заметьте: в п. 16 гл. 2 разд. II Порядка № 417 выделено всего два способа — лично в налоговой или по почте. В то же время при соблюдении отдельных условий вы можете получить копию удостоверения и в электронной форме (правда, его оригинал получить все равно придется). Как и прежде, к такому заявлению нужно приложить ряд документов. При этом порадовало, что налоговики не поленились привести их в соответствие с законодательством. Так, например, канули в Лету ссылки на свидетельство о госрегистрации и разрешения органов местного самоуправления. Теперь таких документов всего три. Это документы, которые подтверждают право собственности/пользования РРО и размещение хозяйственной единицы, а также договор с ЦСО;

2) заявление об отмене регистрации регистратора расчетных операций (№ 4-РРО).

Как и раньше, в регистрации РРО могут и отказать. Перечень оснований для этого расширился (п. 8 гл. 2 разд. II Порядка № 417). Причем среди них есть и спорные моменты. Например, налоговики откажут в регистрации, если у них есть сведения об аннулировании лицензии на осуществление определенной хозяйственной деятельности.

Еще одним новшеством является то, что налоговики должны публиковать сведения, связанные с регистрацией/разрегистрацией РРО, на сайте Миндоходов (minrd.gov.ua). Они будут обновляться каждые 10 дней (п. 19 гл. 2 разд. II Порядка № 417). Также присутствуют изменения, обусловленные внедрением электронной отчетности по РРО. Но сами по себе они существенных новшеств не привнесли.

Перерегистрация РРО. Основания для перерегистрации прописаны в п. 2 гл. 3 разд. II Порядка № 417. Заметим, что их перечень прописан намного детальнее, чем раньше. В частности, к ним относятся изменения в сведениях, которые отражались в заявлении № 1-РРО, версии программного обеспечения РРО и др. В течение 5 рабочих дней после возникновения таких обстоятельств в налоговую по месту регистрации придется подать заявление. Речь идет о заявлении по форме № 1-РРО. С той лишь разницей, что в нем вы проставите отметку напротив слов «Перереєстрація у зв’язку з» и укажете причину такой перерегистрации.

При этом возникает вопрос: придется ли перерегистрировать РРО, которые были зарегистрированы до вступления в силу Порядка № 417? По нашему мнению, делать этого не нужно. В то же время не исключено, что у налоговиков будет другое мнение. Как минимум, это может быть обусловлено отменой постановки на учет РРО по их местонахождению (читайте об этом выше).

Отмена регистрации РРО. Перечень оснований для разрегистрации РРО расширился. Они перечислены в п. 1 гл. 4 разд. II Порядка № 417. Отдельные изменения коснулись и правил разрегистрации. Так, например, раньше принудительная разрегистрация РРО производилась не раньше, чем через месяц после наступления соответствующих оснований (п. 2.13 Порядка № 614). Сейчас же налоговики могут сделать это в любой день в рамках одного месяца с момента возникновения оснований из пп. 4 — 10 п. 1 гл. 4 разд. II Порядка № 417. Если же речь идет об основаниях из пп. 2 — 3 п. 1 (окончился срок службы/эксплуатации РРО), то разрегистрация РРО производится не позднее двух рабочих дней с даты его выведения из эксплуатации.

Применение РРО. Глобальных изменений в применении РРО нет. Это и логично, ведь Порядок № 417 утвержден на основании Закона об РРО, а он в этой части остался прежним. В то же время выделим некоторые из них. Так, согласно п. 4 разд. III Порядка № 417 продавец обязан выдавать покупателю чек, а по его требованию — накладную/другой документ, подтверждающий передачу права собственности. Если внимательно вчитаться, то это правило немного отличается от того, которое прописано в п. 15 ст. 3 Закона об РРО. В то же время именно в таком виде оно действительно соответствует логике.

Это был лишь краткий обзор внесенных изменений. Подробнее с ними вы сможете ознакомиться в одном из ближайших тематических номеров.

 

выводы


img 1
 
 
  • Время для замены «старых» РРО еще есть. Как минимум до 1 ноября. Но не исключено, что налоговики будут ждать и до 30 ноября.

  • Изменений в правилах регистрации (перерегистрации, разрегистрации) и применения РРО достаточно, но в целом правила изменятся не особо.

 

Документы статьи

  1. Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

  2. Порядок № 417 — Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, применяемых для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом Миндоходов от 28.08.2013 г. № 417.

  3. Порядок № 614 — Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше