Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обжалование решений в сфере ЕСВ: играем по правилам налоговиков

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2013/№ 84
Печать
Статья

Обжалование решений в сфере ЕСВ: играем по правилам налоговиков

Мы продолжаем знакомить вас с документами, утвержденными Миндоходов с целью реализации своих полномочий в сфере ЕСВ. Сегодня вы разберетесь с порядком обжалования соответствующих требований/решений, которые отныне выносятся налоговиками. Заодно узнаете: много ли в нем общего с правилами обжалования НУРов и других решений, принимаемых на основании НКУ (об этом вы можете прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 45).

Виталий Смердов, налоговый эксперт

 

Напомним, что с 1 октября администрированием ЕСВ занимаются налоговики. Однако это не означает, что они в таком случае руководствуются НКУ. С этой целью они должны ориентироваться на Закон № 2464, а также на соответствующие подзаконные акты. В вопросе обжалования их решений по ЕСВ — это Порядок № 452 (см. с. 10). В свою очередь, Положение № 1203 в данной ситуации не используется. Другое дело, что установленные ими правила во многом похожи. Но теперь обо всем по порядку.

Если вы своевременно не начислили/не уплатили ЕСВ (в том числе в связи с тем, что допустили ошибку), то, обнаружив это, налоговики направят вам требование об уплате недоимки* (далее — требование). В требование будут включены и суммы штрафов/пени, связанные с такой недоимкой (ч. 15 ст. 25 Закона № 2464). Если же налоговики применят штрафы/пеню по другим основаниям (отдельно от недоимки), то они вынесут решение о начислении пени и наложении штрафа** (далее — решение). Уплатить данные суммы вам придется в следующие сроки:

1) недоимку со штрафом и пеней — в течение 10 календарных дней с даты получения требования (ч. 4 ст. 25 Закона № 2464);

2) штраф/пеню — в течение 10 рабочих дней с даты получения решения (ч. 14 ст. 25 Закона № 2464).

* При условии, что сумма недоимки превышает 10 грн. (п. 6.3 Инструкции № 455).

** Формы требований и решений утверждены приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 455.

Но это при условии, что вы согласны с выводами налоговиков. Если же они, по вашему мнению, ошибаются (или вышли за рамки своих полномочий), то вы имеете право обжаловать соответствующие требования/решения***.

*** Заметьте, требование не получится обжаловать, если оно было сформировано на основании предоставленного вами отчета. Кроме того, нельзя обжаловать решения о применении пени/штрафов, которые уже обжаловались. Такие же правила действовали и раньше.

Для обжалования, как и прежде, существует два способа — административный и судебный (ч. 4 ст. 25 Закона № 2464). Понятно, что главные отличия ожидают нас в части административного обжалования, поэтому львиную долю внимания уделим именно ему. С 1 октября 2013 года такое обжалование производится в налоговых органах. Чтобы начать данную процедуру, вы должны подать налоговикам жалобу. О том, куда ее подавать, по какой форме, в какие сроки и т. п., читайте дальше.

Куда подавать жалобу

Теперь при обжаловании требований/решений в сфере ЕСВ действует двухуровневая система. Так, первичная жалоба подается на требования/решения органов Миндоходов в районах, городах (кроме г. Киева и Севастополя), районах в городах, объединенных или специализированных. Предоставить ее нужно в соответствующее главное управление Миндоходов в области, г. Киеве/Севастополе, АР Крым.

Если налоговики полностью или частично не удовлетворяют жалобу (о том, какие решения принимаются по итогам обжалования, читайте дальше), то вы вправе подать повторную жалобу — уже непосредственно в Миндоходов. При этом его решение является окончательным и не подлежит дальнейшему обжалованию в административном порядке. Так что обжаловать его получится лишь в суде (п. 3.6 Порядка № 452). Как видим, в целом, это правило аналогично тому, которое установлено НКУ.

В какой срок можно подать жалобу

Начнем с первичной жалобы. Если следовать букве закона, то вы вправе подать ее в течение 10 календарных или рабочих дней с даты получения требования или решения соответственно. Это следует из ч. 4 и 14 ст. 25 Закона № 2464. К сожалению, все не так просто… Налоговики считают, что в обоих случаях привязываться следует к календарным дням (п. 2.3 Порядка № 452). Тем самым они сокращают срок обжалования решений о применении штрафов/пени. Разумеется, что подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону, а потому данная часть Порядка является незаконной. Тем более, что на рабочих днях настаивает и п. 7.8 Инструкции № 455. Так что ожидаем от налоговиков объяснений. В свою очередь, до этого момента можете ориентироваться на любой из двух указанных вариантов — в зависимости от того, насколько вы готовы рисковать.

При этом также обратите внимание на пару немаловажных моментов:

1) указанный срок начинает отсчитываться со следующего дня после получения требования/решения;

2) если последний день срока выпадает на выходной/нерабочий день, то налоговики, вероятнее всего, будут настаивать на том, что он не переносится. Таким образом, к примеру, если требование будет получено 7 ноября, то жалобу наиболее безопасно подать до 15 ноября.

Если решение по первичной жалобе не в вашу пользу, то, как отмечалось, вы можете подать повторную жалобу

Сделать это нужно в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения ответа (точнее, решения по первичной жалобе).

Указанное правило во многом соответствует обжалованию решений налоговиков, вынесенных согласно НКУ. Разница лишь в проблеме с календарными/рабочими днями, а также в том, что при обжаловании решений в сфере ЕСВ максимальный срок для подачи жалобы не продлить. В НКУ же такая возможность есть — она предусмотрена в п. 102.6 НКУ.

По какой форме подавать жалобу

Форма жалобы, как и прежде, не утверждена. Но это и не удивляет. Так было и раньше. А это значит, что ее вы должны разработать самостоятельно. Требования к жалобе прописаны в п. 1.5 Порядка № 452. По большому счету, они не отличаются от тех, которые действовали при «старом» порядке. Разница лишь в том, что новые требования прописаны детальнее. Так, жалоба составляется в письменной форме (электронная форма все еще не допускается). При этом в ней вы должны указать:

1) для юрлиц — полное наименование и код ЕГРПОУ, а также Ф. И. О. должностного лица, которое подает жалобу. Заметьте: п. 1.5 Порядка № 452 специально указывает на полное наименование, а потому в жалобе лучше отражать в том числе и полное название организационно-правовой формы. То есть, к примеру, «Товариство з обмеженою відповідальністю», а не «ТОВ»;

2) для предпринимателей — Ф. И. О. предпринимателя и регистрационный номер учетной карточки. А для тех, кто отказался от него в установленном порядке, — серию и номер паспорта;

3) для всех (как для юрлиц, так и предпринимателей):

3.1) наименование органа Миндоходов, который направил обжалуемое требование/решение, а также его дату и номер. Данные сведения списываются с самого требования/решения;

3.2) суть обжалуемого вопроса, просьба или требование;

3.3) информацию об обжаловании требования/решения в суде. Если вы обжалуете требование/решение налоговиков по административной линии, то, разумеется, что в этой части ответ будет всегда отрицательным*. Несмотря на это, его все равно нужно зафиксировать в тексте жалобы;

3.4) подпись. Для юрлиц подпись проставляет руководитель или представитель. Если же жалобу подает предприниматель, то она должна быть подписана им или уполномоченным на это лицом (видимо, речь также идет о представителе);

3.5) печать. Для юрлиц это требование безусловно, а для предпринимателей — лишь при наличии.

* Дело в том, что если вы подали иск в суд в отношении требования/решения налоговиков, то обжаловать его в административном порядке уже не выйдет (п. 1.3 Порядка № 452).

Если жалобу подает представитель, то к ней придется приложить копию доверенности. Хотя, заметим, у налоговиков, как и прежде, нет полномочий требовать документы, подтверждающие личность. Так что формально их вообще не должно интересовать то, кем конкретно подана жалоба.

Указанные выше требования справедливы как для первичной, так и для повторной жалобы. При этом учтите — они обязательны (кроме, разве что, копии доверенности). Если их нарушить, то у налоговиков появятся основания отказать в приеме жалобы. Конечно, в идеале, сделать они это могут лишь при условии, что такие нарушения не позволяют им рассмотреть жалобу по сути. Однако ввиду «расплывчатости» этого правила, лучше не рисковать и по максимуму выполнять названные правила. К слову, очень похожий (но не идентичный) набор требований предусмотрен и при обжаловании решений налоговиков, принятых согласно НКУ.

Кроме указанных требований есть и пара таких, которые соблюдать желательно, но не обязательно. Во-первых, по общему правилу к жалобе нужно приложить документы, которые подтверждают неправильность решения/требования налоговиков (акты проверки, требования/решения и другие документы — с их перечнем вы можете ознакомиться в п. 2.4 Порядка № 452). Кто-то может возразить, что в п. 2.2 Порядка данное предписание установлено лишь для решений, но пусть это вас не смущает — на самом деле, оно действует и для требований об уплате недоимки. Как минимум, это логично. Кроме того, данный подход подтверждает п. 2.4 Порядка № 452.

Также заметьте: подавать нужно не оригиналы таких документов, а их заверенные копии (не нотариально, а самим юрлицом/предпринимателем). Хотя в самом п. 2.4 Порядка № 452 это правило выделено не так четко. Для сравнения, в «старом» Порядке № 22-7, да и в Положении № 1203 оно прописано намного понятнее. В любом случае, если вы не выполните данное условие — ничего страшного. К отказу в приеме жалобы это не приведет.

Во-вторых, при подаче жалобы (как первичной, так и повторной) вам придется извещать об этом налоговиков, которые вынесли обжалуемое требование/решение. Зачем это нужно? Затем, что в процессе административного обжалования сроки уплаты недоимки и штрафов/пени приостанавливаются. В то же время, если этого не сделать, то в рассмотрении жалобы не откажут.

Как подать жалобу

Способы подачи жалобы не изменились. Как и прежде, ее можно подать лично (или через представителя) или по почте. Если вы решите направить жалобу по почте, то должны вложиться в общий срок (10 дней с даты получения требования/решения — читайте об этом выше). То есть, даже если жалоба передана на почту в 10-й день после получения требования/решения, срок не будет считаться пропущенным (п. 2.3 Порядка № 452). При этом заметим: об описи вложения в Порядке ничего не сказано (наподобие того, как это сделано в п. 7 Положения № 1203), однако считаем, что вам безо­паснее все же обеспечить ее наличие.

Как налоговики рассматривают жалобу

После того, как налоговики получат первичную жалобу, они обязаны ее рассмотреть. Отказать они вправе только в том случае, если вы:

1) не учли правила составления/предоставления жалобы из п. 1.5 Порядка № 452;

2) пропустили срок для ее предоставления;

3) подали жалобу не в тот орган Миндоходов (п. 4.3 Порядка № 452).

Со всеми этими требованиями вы могли ознакомиться выше. Налоговики также откажут в рассмотрении жалобы при наличии оснований, перечисленных в ст. 8 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

На то, чтобы рассмотреть первичную жалобу, принять по ней решение и направить/предоставить его вам, у налоговиков есть 30 календарных дней

Этот срок начинает отсчитываться со следующего рабочего дня после получения ими жалобы (п. 1.4 Порядка № 452). При этом, если последний день выпадет на выходной/нерабочий, то он переносится на следующий за ним рабочий день. В связи с этим заметим — на срок для подачи жалобы данное правило не распространяется.

На первый взгляд, налоговики могут рассматривать жалобу дольше, чем ПФУ, — ведь раньше на это давалось лишь 20 календарных дней. Но с другой стороны: у ПФУ была возможность продлить данный срок еще на 60 календарных дней. У налоговиков же такого права нет. То есть 30 календарных дней (с учетом правила переноса, о котором вы могли прочитать выше) — это максимальная продолжительность рассмотрения первичной жалобы. Запомните это! Ведь если контролеры пропустят данный срок, жалоба будет считаться удовлетворенной в вашу пользу в полном объеме (п. 4.1 Порядка № 452).

Такой же срок установлен и для Миндоходов, когда оно рассматривает повторную жалобу. При этом учтите такую особенность: если Миндоходов выяснит, что в повторной жалобе вы подняли вопросы, которые не затронуты в решении по первичной жалобе, то оно направит ее на новое рассмотрение — в соответствующее Главное управление Миндоходов в области, г. Киеве/Севастополе, АР Крым. Срок для рассмотрения жалобы в таком случае прерывается и начинает отсчитываться заново — с даты получения таким главным управлением соответствующего решения (п. 3.5 Порядка № 452). Похожее правило действовало и раньше — с той лишь разницей, что тогда на новое рассмотрение могли направить и первичную жалобу (п. 3.6 Порядка № 22-7). При этом, к сожалению, налоговики, как и ранее ПФУ, не прописали правил извещения об этом самого плательщика. По идее, в таком случае он должен получить решение в общем порядке (данному выводу способствует и п. 4.4 Порядка № 452), однако форма такого решения не предусматривает внесения в него подобных сведений.

Как и прежде, во время рассмотрения жалобы вы можете пользоваться определенными правами (п. 6.3 Порядка № 452): в частности, присутствовать при таком рассмотрении, подавать дополнительные материалы и т. п. Похожие правила прописаны и в Положении № 1203. Правда, не по всем пунктам — например, Порядок № 452 не предусматривает права плательщика требовать возмещения убытков, понесенных в связи с принятием налоговиками неправомерных решений.

По итогам рассмотрения жалобы налоговики принимают решение. Оно может быть, в частности:

1) полностью в вашу пользу — требование/решение отменяется (с даты его принятия);

2) частично в вашу пользу — требование/решение отменяется частично (с даты его принятия);

3) полностью в пользу налоговиков — требование/решение не отменяется. При этом, как и ранее, решение может быть даже менее благоприятным, чем то требование/решение, которое обжаловалось. В таком случае на сумму увеличения недоимки, штрафа и/или пени составляется отдельное требование/решение. Вы можете обжаловать его в общем порядке. Аналогичное правило действовало и раньше. Кроме того, такой же подход пре­дусмотрен и при обжаловании решений налоговиков согласно НКУ.

Если решение полностью/частично не в вашу пользу (пункты 1 и 2), то у вас есть два варианта: или (1) уплатить соответствующие суммы в течение 10 дней после получения решения по итогам рассмотрения жалобы (читайте об этом выше), или (2) обжаловать его по правилам, указанным выше (подав повторную жалобу или иск в суд).

 

выводы


img 1
 
 
  • Много правил административного обжалования решений в сфере ЕСВ сохранилось с прежних времен, но есть и существенные изменения. Теперь такое обжалование включает две ступени — в главных управлениях Миндоходов в области, гг. Киеве/Севастополе, АР Крым и непосредственно в Миндоходов.

  • Обжалование проводится согласно Закону № 2464 и Порядку № 452. В то же время оно имеет много общего с обжалованием решений налоговиков, вынесенных по НКУ. В частности, это структура, сроки для подачи жалоб (кроме возможности их продления), требования к ним и способы их подачи. Но и отличий немало. Одно из самых существенных — это срок рассмотрения жалобы налоговиками.

  • Новый Порядок порождает несколько вопросов, ответить на которые могут только налоговики. Например, это касается календарных/рабочих дней при определении срока для подачи жалобы.

 

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.10.2012 г. № 2755-VI.

  2. Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

  3. Порядок № 452 — Порядок рассмотрения органами доходов и сборов жалоб по требованиям об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и на решение о начислении пени и наложении штрафа, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 452.

  4. Инструкция № 455 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 455.

  5. Положение № 1203 — Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом Минфина от 19.11.2012 г. № 1203.

  6. Порядок № 22-7 — Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решение о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением ПФУ от 08.10.2010 г. № 22-7.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц