отчетность |
Отчитываемся по эконалогу: просто и своевременно
Если деятельность вашего предприятия связана с загрязнением окружающей природной среды (атмосферного воздуха, воды или земли), то вы являетесь плательщиком экологического налога. Это непреложный факт. Данные о начисленном размере этого налога должны фиксироваться в налоговой декларации экологического налога. О том, кто, как и когда составляет и подает такую декларацию, мы расскажем вам в предлагаемой статье.
Наталья Белова, налоговый эксперт
Наша с вами цель, уважаемые коллеги, — изучить порядок заполнения и предоставления отчетности по экологическому налогу (далее — эконалог). Однако прежде давайте уточним, какие виды этого налога существуют, кто является его плательщиком и соответственно кто обязан предоставлять «экологическую» декларацию.
Отчетность по эконалогу: основные понятия
Виды эконалога и его плательщики
Если говорить простым языком, то плательщиками экологического налога (далее — эконалог) являются лица, которые в ходе своей деятельности загрязняют окружающую природную среду. Это могут быть:
(1) субъекты хозяйствования;
(2) юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;
(3) бюджетные учреждения;
(4) общественные и другие предприятия, учреждения и организации;
(5) постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей;
(6) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.
Если такие лица осуществляют действия, определенные пп. 240.1, 240.2, 240.21 НКУ, то они обязаны уплачивать эконалог.
При этом заметим, что граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства являются плательщиками эконалога только в случае использования топлива в ходе эксплуатации передвижных источников загрязнения (п. 240.2 НКУ).
Для наглядности виды эконалога перечислим в табл. 1.
Таблица 1. Виды эконалога
№ п/п | Норма НКУ | Вид эконалога | Комментарий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | п.п. 240.1.1 | за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения | Плательщиками этого вида эконалога являются, в частности, заводы, фабрики, электростанции и другие предприятия, деятельность которых связана с выбросом в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. Под стационарным источником загрязнения п.п. 14.1.230 НКУ понимает предприятие, цех, агрегат, установку или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу |
2 | п.п. 240.1.2 | за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты | Эконалог данного вида уплачивают те предприятия, чья деятельность сопряжена со сбросом загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (например, предприятия металлургической отрасли) |
3 | п.п. 240.1.3 | за размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования) | Напомним, что до 01.01.2013 г. неудачное определение термина «размещение отходов» давало повод хранителям государственной казны требовать уплаты эконалога данного вида чуть ли не от всех предприятий, у которых такие отходы возникали. С 01.01.2013 г. под размещением отходов понимают либо (1) постоянное (окончательное) пребывание, либо (2) захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (п.п. 14.1.223 НКУ). Так что сейчас плательщиками «отходного» эконалога, на наш взгляд, являются только те субъекты хозяйствования, которые производят захоронение отходов. Подробнее с этим вопросом, в частности в отношении упаковки, вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 71, с. 31. При этом оговорка о том, что не являются плательщиками «отходного» эконалога субъекты хозяйствования, размещающие отходы исключительно как вторсырье (п. 240.5 НКУ), нам кажется не особенно нужной. Ведь в этом случае размещения отходов не происходит, поскольку нет ни окончательного пребывания, ни их захоронения (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 29). Хотя в последнее время контролеры выдвигают одним из условий неуплаты «отходного» эконалога при временном хранении отходов обязательное наличие договора на их сбор и утилизацию с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. д.) с обязательным указанием в таком договоре сроков передачи отходов. Если упомянутого договора нет, то, по мнению таких специалистов, субъекты хозяйствования, временно хранящие у себя отходы, должны уплачивать эконалог за размещение отходов (см. письма ГНСУ от 27.12.2012 г. № 2699/0/71-12/15-2117 и от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, а также консультацию в разделе 120.01 Базы знаний на сайте Миндоходов (далее — БЗ)). Мы с таким мнением не согласны. Ведь НКУ не ставит возникновение объекта обложения эконалогом в зависимость от наличия/отсутствия договора на сбор и утилизацию отходов со спецпредприятием. Другое дело, что незаключение такого договора может рассматриваться как нарушение правил обращения с отходами, но это уже другой вопрос |
4 | п.п. 240.1.4 | за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) | Не являются плательщиками эконалога данного вида субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые: — до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором был приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника; — осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами (п. 240.3 НКУ) |
5 | п.п. 240.1.5 | за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока | Не являются плательщиками эконалога данного вида государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов (п. 240.4 НКУ) |
6 | п.п. 240.1.6 | за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств | Плательщиками эконалога данного вида являются лица, которые: 1) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта (п.п. 240.21.1 НКУ); 3) лица, которые: — приобретают на территории Украины транспортные средства, впервые зарегистрированные и/или перерегистрированные до 01.09.2013 г.; |
7 | п. 240.2 | за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива | Плательщиками эконалога данного вида, кроме субъектов хозяйствования, являются также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые используют топливо в ходе эксплуатации передвижных источников загрязнения. Напомним, что передвижной источник загрязнения — это транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 14.1.142 НКУ). |
Сразу предупредим: поскольку «радиоактивный» эконалог (пп. 4 и 5 табл. 1) уплачивают лишь избранные плательщики, останавливаться на нем в данной статье мы не будем. Внимание уделим более распространенным видам эконалога.
Состав отчетности по эконалогу
Отчетность по эконалогу на сегодня включает в себя:
— налоговую декларацию экологического налога. Ее форма утверждена приказом № 1010. В ней плательщики отражают общие суммы рассчитанного эконалога за соответствующий период по всем видам загрязнения окружающей природной среды;
— семь приложений к декларации. В каждом из этих приложений осуществляется расчет налоговых обязательств по эконалогу для отдельного вида загрязнения окружающей среды. Не разработано пока только приложение для расчета эконалога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Напомним, что декларацию по этому виду эконалога должны подавать не все лица, являющиеся его плательщиками. Такая обязанность возлагается в соответствии с п. 250.2 НКУ лишь на избранных субъектов, а именно: тех, которые произвели транспортные средства на таможенной территории Украины для продажи на внутреннем рынке Украины (п.п. 240.21.2 НКУ). Да и то только в случае, если они не взяли на себя обязательство утилизировать такие транспортные средства, снятые с эксплуатации, согласно Закону об утилизации.
С декларацией подают лишь те приложения, из которых в нее переносятся числовые значения. Такие приложения являются ее неотъемлемой составляющей
В декларации должны быть заполнены обязательные реквизиты и все строки всех разделов с учетом примечаний.
В строках декларации, к которым нет необходимости подавать приложения в связи с отсутствием объекта налогообложения, вы проставляете прочерк. То есть в таком случае плательщик подает «пустую» декларацию без приложений (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ).
Декларацию подписывают руководитель (или физлицо-предприниматель) и главный бухгалтер. Их подписи заверяются печатью плательщика (при наличии).
Кто должен отчитываться по эконалогу
Почти во всех случаях, перечисленных в табл. 1, отчетность по эконалогу должно подавать лицо, которое его уплачивает. Исключение — эконалог за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения, который уплачивается при приобретении топлива всеми юридическими и физическими лицами в цене этого топлива. Отчетность по данному виду эконалога подается не плательщиками, а налоговыми агентами — реализаторами и импортерами топлива (п. 250.2 НКУ).
Информацию о составе «экологической» отчетности и о лицах, которые обязаны ее подавать, вы найдете в табл. 2.
Таблица 2. Состав отчетности по эконалогу
Название формы | Плательщики эконалога | Налоговые агенты |
1 | 2 | 3 |
Налоговая декларация экологического налога | + | + |
Приложение 1 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения | + | — |
Приложение 2 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения | — | + |
Приложение 3 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты | + | — |
Приложение 4 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах | + | — |
Приложение 5 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) | + | — |
Приложение 6 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов и уплачиваемому за приобретение источников(а) ионизирующего излучения | + | — |
Приложение 7 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока | + | — |
Сроки подачи отчетности по эконалогу
Базовый налоговый (отчетный) период по экологическому налогу — календарный квартал (п. 250.1 НКУ).
Декларацию по эконалогу и приложения к ней заполняют и подают за каждый квартал отдельно, без нарастающего итога
Это подчеркивают и специалисты Миндоходов в консультации, размещенной в разделе 120.05 БЗ.
А в какой срок необходимо предоставлять «экологическую» отчетность? В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала.
Следовательно, предельные сроки предоставления этой отчетности за оставшиеся отчетные (налоговые) периоды 2013 года таковы:
— за III квартал 2013 года — 11 ноября 2013 года;
— за IV квартал 2013 года — 10 февраля 2014 года.
Сроки уплаты эконалога
Эконалог уплачивают в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации (п. 250.2 НКУ).
Так, эконалог за оставшиеся отчетные (налоговые) периоды 2013 года предприятие должно уплатить:
— за III квартал 2013 года — не позднее 19 ноября 2013 года;
— за IV квартал 2013 года — не позднее 19 февраля 2014 года.
Налог, взимаемый за выбросы стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, перечисляется одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства. Данные органы сами осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом, т. е. согласно п. 51 разд. VI Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (п. 250.5 НКУ).
Особый порядок уплаты эконалога отдельными плательщиками
Бросается в глаза, что для налоговых агентов — импортеров топлива, о которых идет речь в п.п. 241.2.2 НКУ, предусмотрен особый порядок уплаты эконалога. Они уплачивают этот налог до или в день подачи таможенной декларации.
Также в отдельном порядке уплачивают эконалог (за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств) и плательщики, которые приобретают транспортные средства у лиц, не являющихся плательщиками этого налога (дипломатических представительств, консульских учреждений, работников таких организаций и членов их семей) (п.п. 240.21.3 НКУ). Это происходит до или в день подачи в органы внутренних дел заявления о перерегистрации транспортного средства (абзац третий п. 250.5 НКУ).
Законодатель абзацем вторым п. 250.5 НКУ установил особый срок уплаты — до или в день подачи таможенной декларации — и для лиц, указанных в п.п. 240.6.1 НКУ. Напомним, это лица, которые ввозят транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также работникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей. Однако это явная ошибка, поскольку такие лица именно п.п. 240.6.1 НКУ выведены из числа плательщиков «утилизационного» налога.
Видимо, речь в абзаце втором п. 250.5 НКУ идет все-таки о других лицах — о тех, которые ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта (п.п. 240.21.1 НКУ). Именно они, по идее, и должны уплачивать эконалог указанного вида до или в день подачи таможенной декларации.
К радости плательщиков, имеющих дело со снятыми с эксплуатации транспортными средствами, подавать декларацию по эконалогу за такие объекты им не нужно. Факт уплаты ими эконалога подтверждается специальной справкой по форме, приведенной в приложении 1 к постановлению КМУ от 18.09.2013 г. № 685.
Куда следует подавать отчетность по эконалогу
Чтобы понять, кому и как предоставляется отчетность по эконалогу, обратимся к п. 250.2 НКУ. В нем сказано, что «экологическая» декларация подается:
— за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов (п.п. 250.2.1 НКУ). Если место предоставления декларации не совпадает с местом нахождения плательщика на налоговом учете, то в контролирующий орган, в котором такой плательщик пребывает на учете, подается в стандартный квартальный срок копия соответствующей декларации (п. 250.8 НКУ);
— за топливо, реализованное налоговыми агентами, — по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в контролирующем органе (п.п. 250.2.2 НКУ).
Свои особенности существуют и при подаче декларации в случае, когда у плательщика несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, размещенных не в одном месте. Так, если эти источники (места, объекты) находятся в пределах:
— нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды КОАТУУ разные), то в соответствующий контролирующий орган обязательно подается декларация по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (п.п. 250.10.1 НКУ);
— одного населенного пункта или за его пределами (код КОАТУУ один и тот же), то в соответствующий контролирующий орган может подаваться одна декларация за такие источники загрязнения (п.п. 250.10.2 НКУ). При этом по каждому источнику загрязнения/месту (объекту) размещения отходов составляются отдельные приложение 1 и приложение 4 к декларации. То есть количество приложений 1 должно соответствовать количеству стационарных источников загрязнения, а количество приложений 4 — количеству специально отведенных для размещения отходов мест или объектов. Так разъясняют специалисты Миндоходов в консультации, размещенной в разделе 120.05 БЗ.
В ситуации, когда плательщик состоит на налоговом учете в городе с районным делением и все его источники загрязнения и/или размещения отходов расположены на территории этого города, он может подавать одну декларацию по всем этим источникам/местам по месту своего пребывания на налоговом учете (п.п. 250.10.3 НКУ).
Схематически порядок предоставления отчетности по эконалогу выглядит так (см. рисунок на с. 11).
Если объектов налогообложения не было и/или не будет
Вполне возможно, что у плательщика эконалога в каком-либо из отчетных периодов (кварталов) не было соответствующего объекта налогообложения (он не загрязнял, не сбрасывал, не размещал и т. п.). Нужно ли в этом случае подавать декларацию по эконалогу? Да, декларация все равно подается, но без приложений по соответствующему источнику (месту, объекту) загрязнения. При этом строки декларации, в которые должны были бы переноситься данные из этих приложений, прочеркиваются. На это прямо указывает сноска 1 к полю 1 декларации. Подчеркивают это и специалисты Миндоходов в консультациях, размещенных в разделах 120.4, 120.05 БЗ.
А что, если плательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов вплоть до конца года? В таком случае он согласно п. 250.9 НКУ должен уведомить об этом контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления эконалога. Тогда у этого плательщика будет возможность в течение всего отчетного года не подавать декларацию по эконалогу.
Данное заявление, как разъясняет главный контролирующий орган, составляется в произвольной форме и подается до 1 января соответствующего года (см. письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 8565/6/15-0816, ГНСУ от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 13 и консультацию в разделе 120.05 БЗ). С таким сроком подачи заявления мы не согласны. По нашему мнению, поскольку в НКУ не указано иное, предельный срок его подачи должен совпадать с предельным сроком предоставления налоговой отчетности за I квартал того года, в котором у плательщика отсутствует объект обложения экологическим налогом.
Если подачу заявления проигнорировать, придется предоставлять декларацию с прочерками в общем порядке в течение всего отчетного года.
Подавать указанное заявление обязаны только те субъекты хозяйствования, которые в предыдущем году уже уплачивали эконалог
А вот те, кто раньше никогда не осуществлял загрязнение окружающей природной среды ни одним из возможных способов и не планирует иметь объекты обложения эконалогом в отчетном году, такое заявление подавать не должны. Это касается и вновь зарегистрированных субъектов. Такой вывод следует из консультаций специалистов Миндоходов, размещенных в разделах 120.02, 120.05 БЗ.
Порядок заполнения отчетности по эконалогу
Форма отчетности по эконалогу утверждена приказом № 1010. А вот порядка ее заполнения, к сожалению, нет. Поэтому чтобы разобраться в правилах ее составления, мы с вами обратимся к текстовой части таблиц отчетных форм и примечаний к ним.
Начнем с общей (вступительной) части декларации.
Заполняем общую (вступительную) часть декларации
Давайте уделим внимание порядку заполнения тех строк, которые могут вызвать вопросы. Для удобства этот порядок приведем в табл. 3.
Таблица 3. Порядок заполнения отдельных строк общей части декларации
Служебное поле Налоговой декларации экологического налога | Порядок заполнения | |
поле | строка | |
1 | 2 | 3 |
1
| «звітна, звітна нова, уточнююча» | Эта строка предназначена для проставления отметок о типе декларации: |
«порядковий № за рік»
| В этой строке указывается порядковый номер поданной декларации. | |
Порядковый номер, указанный в поле 1 декларации, проставляется также во всех приложениях, которые подаются вместе с ней независимо от их количества (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ). То есть порядковый номер приложений должен совпадать с порядковым номером декларации. И еще. Ранее налоговики требовали, чтобы декларации нумеровались плательщиком отдельно по каждому налоговому органу, в который они подаются (см. консультацию в разделе 120.05 БЗ и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 6, с. 11). Однако на сегодняшний день эта консультация утратила силу | ||
«копія» | Эту строку заполняют, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом нахождения плательщика на налоговом учете. В этом случае оригинал декларации подается в контролирующий орган по месту загрязнения (при этом строка «копия» не заполняется), а копия — в контролирующий орган по месту налогового учета плательщика (при этом в строке «копия» проставляется отметка «Х»). Заметим, что необходимость предоставления копий приложений законодательно не предусмотрена | |
2 | «податковий період» | В данном служебном поле указывают, за какой квартал отчетного года подается декларация или уточняется (для уточняющей налоговой декларации) |
3 | «юридична особа, фізична особа — підприємець, постійне представництво нерезидента, податковий агент» | В зависимости от того, к какой категории относится плательщик — «юридическое лицо», «физическое лицо — предприниматель», «постоянное представительство нерезидента», «налоговый агент» — в соответствующей ячейке этой строки он проставляет отметку «Х». Те лица, которые одновременно являются и налоговыми агентами, и плательщиками эконалога «за себя», в данной строке должны проставить две отметки: одну — в строке «налоговый агент», другую — в строке «юридическое лицо» и подавать при этом одну декларацию. Так предлагали поступать налоговики в консультации, размещенной в разделе 120.05 БЗ (на сегодняшний день она утратила силу). Правда, выполнить такие рекомендации могут только те субъекты, которые подают «экологическую» отчетность в бумажном виде. Те же, кто подают декларации в электронном виде, так поступить не смогут. Дело в том, что при заполнении декларации в OPZ отметку в поле 3 можно поставить только в одной строке, две отметки здесь не допускаются. Как быть в этом случае таким плательщикам? Ответ на данный вопрос им, думаем, лучше получить в местном налоговом органе. Вполне возможно, что налоговики предложат в такой ситуации подать не одну общую, а две отдельные декларации: — одну — с данными об эконалоге, начисленном как налоговым агентом при реализации топлива; — другую — с данными об эконалоге, начисленном как юридическим лицом (т. е. «за себя») |
4 | «код органу місцевого самоврядування за місцем розміщення стаціонарних джерел забруднення та/або спеціально відведених для розміщення відходів місць чи об’єктів (за неосновним місцем обліку платника) за КОАТУУ» | Если плательщик подает «экологическую» декларацию по неосновному месту учета, то в этой строке он указывает код органа местного самоуправления по месту размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (по неосновному месту учета плательщика) согласно КОАТУУ, по которым он подает декларацию в контролирующий орган по этому неосновному месту учета (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ). Будьте внимательны при заполнении кода КОАТУУ! Например, декларацию по плате за землю, в которой неверно указан код КОАТУУ, контролеры считают недействительной. Они требуют от плательщика в этом случае подать уточняющую декларацию без начисления «самоштрафа» по п. 50.1 НКУ. Однако штраф здесь все равно будет, уже но согласно ст. 120 НКУ — за несвоевременное предоставление налоговой декларации (см. консультацию в разделе 112.05 БЗ). Поэтому не исключено, что к неверно указанному КОАТУУ в «экологической» декларации контролирующий орган отнесется с такой же скрупулезностью |
5 | «найменування органу державної податкової служби, до якого подається декларація» | В это поле вписывается наименование контролирующего органа, в который подается декларация. |
7 | «додатки (розрахунки), що додаються до податкової декларації екологічного податку» | В этом поле приводится информация о подаваемых вместе с декларацией приложениях. Количество каждого приложения вписывается в соответствующие строки арабскими цифрами. |
С заполнением табличной части декларации, уверены, вы справитесь без труда, поскольку данные в нее переносятся из соответствующих приложений.
Так, в строке 1 декларации приводится общая сумма налогового обязательства по эконалогу. В нее и переносятся данные из приложений.
Строки 2 — 6 декларации заполняются в случае исправления ошибок.
Учтите: декларация и приложения к ней заполняются в гривнях с копейками с округлением до двух знаков после запятой.
Дальше поговорим о порядке заполнения приложений.
Заполняем приложения к декларации
Выше мы отметили, что приложений к декларации по эконалогу семь. То есть практически каждому объекту налогообложения соответствует свое приложение.
Заполнить эти приложения в принципе просто. Нужно лишь учесть некоторые особенности. На них мы сейчас и заострим ваше внимание, прибегнув к разъяснениям специалистов Миндоходов.
Вначале вот о чем. Вы наверняка заметили, что форма приложений 1 — 4 к декларации требует отражения в тоннах данных о:
— фактических выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (приложение 1);
— количестве фактически реализованного топлива (приложение 2);
— фактических объемах сбросов (приложение 3);
— фактических объемах размещения отходов (приложение 4).
Однако предприятие объемы загрязняющих веществ учитывает, как правило, в других единицах измерения — литрах, куб. метрах и т. д. Поэтому для отражения в колонке 3 приложений 1 — 4 такие показатели нужно перевести в тонны. А поскольку тысячная часть тонны — килограмм, эти показатели нужно округлить до трех знаков после запятой (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ).
Контролеры дают совет, как именно перевести литры и/или куб. метры в тонны (см. консультации в разделах 120.04, 120.05 БЗ). Так, в частности, объем реализованного топлива соответствующего вида в единицах объема (л, м3) нужно умножить на коэффициент перевода в весовую единицу (кг/л, кг/м3) и разделить на 1000.
Соответствующие коэффициенты перевода приведены в Методике № 452. Они равны:
— для газа сжиженного (сжиженного нефтяного газа) — 0,55 кг/л;
— для газа сжатого — 0,59 кг/м3;
— для бензина — 0,74 кг/л;
— для дизельного топлива — 0,85 кг/л.
Полученное значение и зафиксируется в строке 3 приложения 2 к декларации.
В отношении правильного определения в тоннах фактических объемов других загрязняющих веществ Миндоходов предлагает обращаться в Министерство экологии и природных ресурсов Украины.
И еще о важных особенностях заполнения приложений 1 — 4 (см. табл. 4).
Таблица 4. Важные особенности заполнения приложений к декларации
Номер колонки | Пояснение |
1 | 2 |
Приложение 1 | |
2 «Назви забруднюючих речовин» | В этой колонке приводятся названия загрязняющих веществ, класс опасности, ориентировочно безопасный уровень влияния веществ (соединений) (миллиграмм на куб. метр) согласно ст. 243 НКУ |
3 «Фактичні обсяги викидів» | Здесь приводятся в тоннах фактические объемы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. Значение округляют до трех десятичных знаков |
4 «Ставки податку в поточному році» | В данной колонке указывают ставки эконалога, действующие в текущем году. Они определены ст. 243 НКУ с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ. |
5 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)» | Здесь фиксируется сумма начисленного налогового обязательства. Она округляется до двух десятичных знаков после запятой |
Приложение 2 | |
2 «Види палива та їх технологічні ознаки» | В этой колонке приводятся виды топлива и их технологические признаки согласно ст. 244 НКУ |
3 «Кількість фактично реалізованого пального» | Здесь приводят в тоннах количество фактически реализованного топлива. Значение округляют до трех десятичных знаков |
4 «Ставки податку в поточному році» | В данной колонке указывают ставки эконалога, действующие в текущем году. Они определены п. 244.1 НКУ с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ. |
5 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)» | Здесь фиксируется сумма начисленного налогового обязательства. Она округляется до двух десятичных знаков после запятой |
Приложение 3 | |
2 «Назва забруднюючих речовин» | Здесь приводятся названия загрязняющих веществ, их предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень влияния (миллиграмм на куб. метр) согласно ст. 245 НКУ |
3 «Фактичні обсяги скидів» | В данную колонку записывают в тоннах фактические объемы сбросов, определенные плательщиком самостоятельно. Значение округляют до трех десятичных знаков |
4 «Ставки податку в поточному році» | В данной колонке указывают ставки эконалога, действующие в текущем году. Они определены ст. 245 НКУ с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ. |
5 «Коефіцієнти» | Здесь приводится коэффициент 1,5 — в случае сбросов загрязняющих веществ в пруды и озера, определенный п. 246.4 НКУ |
6 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4 х к. 5)» | Здесь фиксируется сумма начисленного налогового обязательства. Она округляется до двух десятичных знаков после запятой |
Приложение 4 | |
2 «Види небезпечних відходів, рівень небезпечності та клас небезпеки відходів» | В этой колонке указываются виды опасных отходов, уровень опасности и класс опасности отходов согласно ст. 246 НКУ |
3 «Фактичні обсяги розміщення відходів, тонн (одиниць)» | Здесь приводятся в тоннах фактические объемы размещенных отходов (значение округляют до трех десятичных знаков). Для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементов с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп — количество единиц оборудования и приборов |
4 «Ставки податку в поточному році, грн. коп. /т (грн. коп. /одиницю)» | В эту колонку записывайте ставки налога для текущего года, установленные в ст. 246 НКУ, с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ |
5 «Коефіцієнти» | В данной колонке указывают коэффициенты, приведенные в п. 246.5 НКУ: |
6 «Коефіцієнти» | Здесь приводят коэффициенты, указанные в п. 246.4 НКУ: |
7 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4 х к. 5 х к. 6)» | В данную колонку записывают сумму начисленного налогового обязательства, рассчитанную по формуле: к. 3 х к. 4 х к. 5 х к. 6 |
Рассмотрим порядок заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней на условном примере.
Пример 1. ООО «Пирамида» осуществляет оптовую торговлю топливом. За 3 квартал 2013 года оно реализовало 200 тонн бензина и 350 тонн дизтоплива с содержанием серы в пределах от 0,035 до 0,2 % мас.
Кроме того, предприятие эксплуатирует стационарный источник загрязнения (котельную). Он размещен в том же административном районе города, в котором предприятие находится на налоговом учете.
Фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу таким стационарным источником за 3 квартал 2013 года составили (условно):
— азота оксиды — 0,6 т;
— углерода окись — 0,5 т;
— сероуглерод — 0,01 т.
Поскольку предприятие является одновременно и плательщиком эконалога за стационарные источники загрязнения, и налоговым агентом (по эконалогу за реализованное им топливо), в общей части декларации ему имеет смысл проставить в соответствующих строках поля 3 сразу две отметки — «юридична особа» и «податковий агент». Хотя не исключено, что контролеры захотят в этом случае получить от предприятия две отдельные декларации.
В рассматриваемой ситуации вместе с декларацией по эконалогу предприятие должно предоставить приложения 1 и 2. Подать такую декларацию с приложениями в данном случае нужно в контролирующий орган по месту пребывания предприятия на налоговом учете.
Приведем на с. 20 — 23 образцы заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней (фрагменты).
Порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок
Если предприятие до начала налоговой проверки самостоятельно выявило ошибки, допущенные в отчетности по эконалогу за предыдущие отчетные периоды, то оно вправе исправить их. Сделать это можно одним из двух традиционных способов, предложенных п. 50.1 НКУ:
1) либо подать уточняющую декларацию. При этом если ошибка привела к занижению налоговых обязательств, до подачи уточняющего расчета следует уплатить сумму недоплаты, штраф в размере 3 % такой суммы и пеню;
2) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором обнаружен факт занижения налоговых обязательств (т. е. в отчетной декларации). При этом также уплачивается «самоштраф», но уже в размере 5 % суммы недоплаты и пеня.
Исправление через уточняющую декларацию
Специальной формы уточняющего расчета для корректировки сумм эконалога нет. Поэтому при использовании данного способа самоисправления в поле 1 декларации просто проставляется отметка «Х» в строке «уточнююча». В строке 2.2 указывается уточняемый период — квартал и год, за который подается уточняющая декларация. А строка 2.1 «звітний» не заполняется.
Отметка «Х» в графе «уточнюючий» проставляется и в соответствующих приложениях. При отсутствии у предприятия каких-либо объектов налогообложения соответствующие приложения не подаются, а строки уточняющей декларации прочеркиваются.
Кстати, с заполнения соответствующих приложений и нужно начинать процедуру самоисправления через уточняющую декларацию. Для этого в них предусмотрены специальные строки. Названия этих строк и порядок их заполнения в целом практически одинаковы для всех приложений.
Так, в приложениях 1 — 4 в строке 1 указывается правильная сумма налога, рассчитанная за уточняемый отчетный период. Графы строк 1.1 — 1.n заполняются так же, как и в приложении за отчетный период.
В строке 2 отражается сумма налога из ошибочной декларации за уточняемый период.
Строка 3 заполняется в том случае, если величина показателя правильно рассчитанной суммы эконалога превышает ошибочную величину аналогичного показателя, отраженного в ранее поданной декларации. Если эту строку вы заполнили, то соответственно должны заполнить и строку 5, в которой указывается сумма штрафа в размере 3 % суммы недоплаты, а также строку 7, в которой приводится сумма начисленной пени.
Налоговая декларация экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)
Приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)
Приложение 2 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)
Строка 4 заполняется, если ошибка в ранее поданной декларации привела к завышению налоговых обязательств, т. е. когда показатель строки 2 уточняющей декларации превышает показатель, приведенный в ее строке 1. При этом строки, предназначенные для указания размера «самоштрафа» и пени, не заполняются.
Строка 6 в случае подачи уточняющей декларации не заполняется.
Итак, приложения заполнены. Теперь самое время перенести данные из них непосредственно в уточняющую декларацию. В ней такая информация приводится в строках 2 — 6 в разрезе отдельных видов эконалога. В строке 1 при этом проставляется прочерк.
Помните, что за каждый «ошибочный» налоговый период подается отдельная уточняющая декларация. В таком случае при занижении налоговых обязательств «самоштраф» и пеня начисляются за каждое такое занижение.
И еще один важный момент. В течение I квартала 2012 года и I квартала 2013 года действовали разные ставки эконалога. В связи с этим к декларации за данные периоды нужно было подавать по два одинаковых приложения по каждому объекту налогообложения, но с разными ставками.
Так что если вы исправляете ошибки, допущенные в декларации за один из этих «двухставочных» периодов, вам следует предоставить вместе с ней только то из двух приложений, в котором была допущена ошибка. Если второе приложение было заполнено верно, то его прилагать к уточняющей декларации не нужно.
Исправление в отчетной декларации
В отчетной декларации можно исправить ошибки, допущенные в нескольких предыдущих налоговых периодах. Приложения к такой декларации заполняются по каждому объекту налогообложения отдельно за отчетный период и отдельно по каждому периоду, который уточняется (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.04 БЗ).
То есть в самой декларации и в приложениях к ней за отчетный период соответствующая отметка «Х» проставляется в графе «звітна»/«звітний». А в приложениях за уточняемый период отметку «Х» нужно проставить в графе «уточнюючий» (см. консультации налоговиков в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 6, с. 11; № 14, с. 14). Хотя должны предупредить: при таком варианте заполнения уточняющих приложений в программе OPZ могут возникнуть проблемы.
В приложениях с отметкой «уточнюючий» в поле «податковий період», по разъяснениям контролеров, заполняется строка «уточнюючий». В нее вписываются квартал и год, за которые осуществляются уточнения налогового обязательства по эконалогу. При этом строка «звітний» не заполняется.
Плательщик, у которого в результате допущенной ошибки налоговые обязательства по эконалогу оказались заниженными, обязан уплатить «самоштраф» в размере 5 % суммы недоплаты. Сумма штрафа фиксируется в строке 6 приложений 1 — 4 и в строке 5 самой декларации. При этом в строках, которые в приложениях и в декларации предназначены для указания суммы 3 % штрафа, проставляется прочерк.
Рассмотрим на условном примере порядок исправления ошибок через отчетную декларацию.
Пример 2. Предприятие «Прогресс» эксплуатирует стационарный источник загрязнения. Он размещен в том же административном районе города, в котором предприятие находится на налоговом учете.
В октябре 2013 года плательщик обнаружил, что в декларации по эконалогу за 2 квартал 2012 года была допущена ошибка — не учтен объем выбросов в атмосферный воздух сероуглерода в размере 0,01 т. Сумма занижения налогового обязательства составила 13,88 грн.
Ошибку решено исправить в отчетной декларации за 3 квартал 2013 года. В результате предприятие должно заполнить и подать в контролирующий орган:
— декларацию по эконалогу за 3 квартал 2013 года;
— приложение 1 к декларации за 3 квартал 2013 года;
— уточняющее приложение 1 за 2 квартал 2012 года.
Предельный срок уплаты эконалога за 2 квартал 2012 года — 17 августа 2012 года.
Предположим, что фактически сумма заниженного налогового обязательства будет уплачена 18 ноября 2013 года.
«Самоштраф» за занижение суммы налогового обязательства в данном случае равен 0,69 грн. (13,88 грн. х 5 % : 100 %), а сумма пени — 1,27 грн.
Приведем на с. 25 — 27образцы заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней — отчетного и уточняющего (фрагменты).
Налоговая декларация экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)
Отчетное приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)
Уточняющее приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)
Вот в таком порядке заполняется и предоставляется «экологическая» отчетность. Уверены, справиться с этой задачей теперь вам не составит труда. Желаем успешной работы и только хороших новостей!
выводы | | |
|