Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об админответственности предпринимателей за нарушения по ЕСВ

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2013/№ 70
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 25.06.2013 г. № 16243/09-10
img 1 админштраф img 2

Об ответственности предпринимателей за нарушения по ЕСВ

Письмо Юридического управления Пенсионного фонда Украины от 25.06.2013 г. № 16243/09-10

 

Пенсионный фонд Украины рассмотрел <…> письмо <…> относительно привлечения к административной ответственности физических лиц — предпринимателей и сообщает следующее.

Статьями 1651 и 18823 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) за нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и общеобязательное государственное пенсионное страхование и за препятствование уполномоченным лицам Пенсионного фонда Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, фондов общеобязательного государственного социального страхования в проведении проверок пре­дусмотрено наложение штрафа на должностных лиц.

Поскольку определение термина «должностное лицо» отсутствует в Кодексе Украины об административных правонарушениях, то для определения указанного термина следует руководствоваться положениями других нормативно-правовых актов.

В частности, определение терминов «должность» и «должностное лицо» встречается в Законе Украины от 16.12.93 г. № 3723-XII «О государственной службе». Кроме того, в Уголовном кодексе Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III существует определение термина «служебное лицо», тождественное с определением «должностное лицо», содержащимся в Уголовном кодексе Украины от 28.12.60 г. (утратил силу с 01.09.2001 г.).

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О государственной службе» должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Согласно части первой примечания к статье 364 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III служебными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняют такие обязанности по специальному полномочию.

Из постановления Пленума Верховного Суда Украины от 26.04.2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о взяточничестве» предусматривается, что выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей предусматривает нахождение лица на определенной должности в органах власти, на предприятии, в учреждении, организации.

Право граждан на предпринимательскую деятельность определено статьей 42 Конституции Украины.

Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины конкретизированы основные принципы хозяйствования и определен круг прав и обязанностей физических лиц — субъектов хозяйствования.

Статья 55 Хозяйственного кодекса Украины определяет, что субъектами хозяйствования являются:

— хозяйственные организации — юридические лица, созданные согласно Гражданскому кодексу Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные согласно Хозяйственному кодексу Украины, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном порядке;

— граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные согласно закону как предприниматели;

— филиалы, представительства, другие обособ­ленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Гражданин-предприниматель осуществляет свою деятельность на принципах свободы предпринимательства и согласно принципам, предусмотренным статьей 44 Хозяйственного кодекса Украины, т. е. свободного выбора видов предпринимательской деятельности, самостоятельного формирования программы деятельности, привлечения финансовых и других видов ресурсов, свободного найма работников и др. Поскольку штатное расписание пре­дусмотрено лишь у субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, то физические лица, зарегистрированные как предприниматели без создания юридического лица, не занимают определенной должности.

Учитывая вышеупомянутое, оснований для привлечения к административной ответственности согласно ст. 1651, 18823 КоАП физических лиц — предпринимателей нет.

 

Начальник управления Т. Рябцева

комментарий редакции


img 3

ПФУ согласен не штрафовать предпринимателей как должностных лиц. А налоговики?

 

Что ж, вывод сколь приятный, столь и логичный. ПФУ не просто высказал свое мнение, а постарался изложить аргументы в его поддержку. Здесь и небольшой экскурс по Уголовному, Гражданскому и Хозяйственному кодексам с целью анализа термина «должностное лицо», и обращение к материалам Пленума Верховного Суда Украины.

Как видим, определяющим критерием для признания лица должностным лицом выступает выполнение им организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей. Соответственно, отсутствие подобных обязанностей не позволяет признать предпринимателя должностным лицом.

Указанный подход ранее дал основание для подобного вывода и ряду других официальных органов. Тезис о том, что предприниматель не должен считаться должностным лицом, а значит — и привлекаться к ответственности по тем статьям КоАП, в которых в качестве субъекта ответственности названы только должностные лица, звучал в той или иной мере, в частности, в письмах Госценинспекции от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660, ГНА в г. Киеве от 29.11.2006 г. № 992/10/31-106, Госкомпредпринимательства от 17.02.2004 г. № 880, Госкомзема от 01.09.2004 г. № 6-8-768/410, МВД Украины от 15.04.2011 г. № 12/1-929.

В то же время заметим, что полностью предпринимателям расслабляться не следует. Так, например, Минюст в письме от 03.11.2006 г. № 22-48-548 указал, что гражданин — субъект предпринимательской деятельности может быть признан должностным (служебным) лицом, если у него реально возникает возможность исполнения организационно-распорядительных или административных обязанностей.

По мнению Минюста, это возможно, если гражданин на условиях трудового договора нанимает работников для содействия в осуществлении предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах предприниматель приобретает организационно-распорядительные полномочия в отношении наемных работников (право ставить перед ними определенные задачи, определять размер заработной платы, распорядок рабочего дня, применять дисциплинарные взыскания и т. п.).

Как видим, фактически при одном и том же критерии вывод зависит от того, признавать ли возникновение у предпринимателя возможности исполнять организационно-распорядительные и/или административные обязанности (пусть в отдельных ограниченных случаях) или же не признавать вообще. Пенсионный фонд своим письмом пополнил широкие ряды тех, кто вообще не склонен видеть в предпринимателе должностное лицо. Чему мы несказанно рады.

И все было бы хорошо… Но в ЕБНЗ (подкатегория 137.03) есть консультация со ссылкой на «штрафовозможное» мнение уважаемого Минюста. А это может означать, что налоговики, перенимающие функцию администрирования ЕСВ предположительно уже с сентября текущего года, в отдельных ситуациях будут штрафовать предпринимателей вопреки либеральному выводу комментируемого письма*.

 

Александр Ключник

 

* Статья 2342 КоАП уже с 11.08.2013 г. предоставляет Миндоходов право рассматривать дела о правонарушениях по ст. 1651 и ст. 18823, а также налагать соответствующие админвзыскания на виновных. Соответствующие полномочия относительно названных статей КоАП сохранены за ПФУ в значительно усеченном виде.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно