Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Электронная отчетность — основные понятия и первые шаги

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2013/№ 70
Печать
Статья
img 1 алгоритм img 2

Электронная отчетность — основные понятия и первые шаги

 

Сегодня вряд ли можно удивить практикующего бухгалтера возможностью представления отчетности в электронном виде. Более того, для многих предприятий онлайн-подача налоговых отчетов является обязательной. Как показывает практика, справиться с представлением отчетности по Интернету не так уж сложно — премудрость эту осваивают практически все, перед кем такая задача стоит. Предлагаемый вашему вниманию материал предназначен для тех, кто делает самые первые шаги в этом направлении.

Александр КЛЮЧНИК, экономист-аналитик

Основные этапы

Условно выделим следующие этапы в освоении представления электронной отчетности средствами Интернета:

1. Получение электронной цифровой подписи.

2. Подписание договора с контролирующим органом и приобретение (получение) специального программного обеспечения (ПО).

3. Формирование и отправка отчетов.

 

В этом разделе мы вынуждены привести несколько скучных определений, которые не должны вас ввести в уныние, — просто при изложении материала не обойтись без термино

логической определенности. В целом же строгими техническими понятиями обязуемся не злоупотреблять! Более полный и более строгий перечень терминов и основных понятий вы при желании можете найти в Законе № 851 и Законе № 852, однако для понимания всего написанного ниже это вряд ли понадобится.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — вид подписи, полученной в результате шифрования набора электронных данных, который дает возможность идентифицировать подписанта. ЭЦП накладывается с помощью личного ключа и проверяется с помощью открытого ключа.

Личный ключ — параметр шифровального алгоритма формирования ЭЦП, доступный только подписанту.

Открытый ключ — параметр шифровального алгоритма проверки ЭЦП, доступный всем заинтересованным лицам.

Сертификат открытого ключа (сертификат ключа) — документ, выданный центром сертификации ключей, который удостоверяет действие и принадлежность открытого ключа подписанту.

Усиленный сертификат открытого ключа (усиленный сертификат ключа) — сертификат ключа, отвечающий требованиям Закона № 852, выданный аккредитованным центром сертификации ключей.

Если говорить о налоговой отчетности (а именно о ней мы и будем преимущественно говорить в этой статье), то заинтересованное лицо должно следовать указаниям Инструкции № 233.

В соответствии с названной Инструкцией (в частности — содержащимся в ней разделом «Порядок подготовки и представления налоговой отчетности в электронном виде, которая отсылается средствами телекоммуникационной связи») плательщик налогов:

получает в любом аккредитованном центре сертификации ключей усиленные сертификаты открытых ключей должностных лиц юридического лица, имеющих право подписи (руководителя, бухгалтера), и печати юридического лица. Физическое лицо — предприниматель может ограничиться одним ключом ЭЦП (если работает без печати);

заключает договор (в бумажном или электронном виде) с соответствующим территориальным органом Миндоходов и представляет усиленные сертификаты открытых ключей;

составляет отчеты любым программным обеспечением, способным сформировать электронный файл в утвержденном формате.

Упоминаемый формат (стандарт) электронного документа отчетности плательщиков налогов утвержден приказом № 242 (это так называемый формат XML).

 

Получение ЭЦП

Итак, ЭЦП представляет собой электронный вариант подписи директора, бухгалтера, а также печати предприятия, и реализуется с помощью соответствующих ключей. Для получения ключей следует обратиться в один из аккредитованных сертификационных центров.

Начнем с АЦСК ИСД — аккредитованного центра сертификации ключей информационно-справочного департамента Миндоходов. Его официальный сайт — www.acskidd.gov.ua. В разделе «Регистрация пользователей» этого сайта представлено много информации, полезной для новичков. В частности, перечень документов, необходимых для получения усиленного сертификата ключа.

Например, для юридических лиц в данный момент требуется такой пакет документов:

— заполненная и подписанная Регистрационная карточка (для юридического лица), в случае необходимости с Приложением к разделу 2 регистрационной карточки, в двух экземплярах;

— оригинал устава юридического лица (положения об учреждении, филиале) или его нотариально заверенная копия (предоставляется исключительно для ознакомления);

— документы, подтверждающие полномочия руководителя заявителя (копия приказа о назначении и тому подобное);

— документы, подтверждающие принадлежность подписанта к юридическому лицу — заявителю и его полномочия, заверенные печатью и личной подписью руководителя юридического лица;

— копии паспортов заявителя и подписантов (копии 1—4 страниц), заверенные собственноручными подписями владельцев паспортов (в случае, если по религиозным убеждениям физическое лицо отказалось от идентификационного кода — копия страницы паспорта с отметкой о таком отказе);

— копия учетной карточки налогоплательщика (справки о присвоении идентификационного кода ГРФЛ руководителя и главного бухгалтера) в случае, если формируются сертификаты для руководителя и бухгалтера.

На сайте можно найти также перечни документов для физлица-предпринимателя и просто для физического лица.

Кроме перечня необходимых документов и форм бланков для заполнения на сайте представлены памятки по заполнению регистрационных карточек и образцы заполнения последних, что помогает избежать ошибок.

Большим преимуществом АЦСК ИСД Миндоходов является бесплатность предоставления ключей. Также бесплатно можно скачать на сайте и программное обеспечение, являющееся средством наложения ЭЦП. А с недавним появлением в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI нового п. 49.41 на Миндоходов («центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику») законодательно возложена обязанность бесплатно предоставлять услуги в сфере ЭЦП заинтересованным лицам.

Вместе с тем, существует возможность обратиться и в другие — коммерческие — центры сертификации. Список таких центров можно найти на сайте Миндоходов в разделе «Електронна звітність/Платникам податків про електронну звітність/Інформаційно-аналітичне забезпечення».

Вопросы отражения в учете расходов на приобретение ключа ЭЦП достаточно подробно рассматривались ранее (см. статью «Ключ электронной цифровой подписи: отражение в учете» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 85).

 

Подписание договора с контролирующим органом

После того как в одном из аккредитованных центров сертификации ключей вам записали личные ключи и сертификаты на цифровые носители информации, следует обратиться в инспекцию, в которой вы находитесь на учете, для подписания договора, который позволит вам представлять налоговую отчетность по Интернету. Примерный текст такого договора приведен в приложении к Порядку № 233. Как правило, в налоговой инспекции вам предложат вариант, похожий на «примерный», который нужно будет распечатать в двух экземплярах, подписать, заверить печатью и отдать для подписания второй стороной (к нему нужно будет приложить и копии электронных файлов сертификатов). После подписания вам достанется один экземпляр договора.

Однако гораздо удобнее и современнее будет создать договор «О признании электронных документов» в электронном виде и заполнить реквизиты договора: дата заполнения, орган Государственной налоговой службы по месту регистрации налогоплательщика, фамилия, имя, отчество должностного лица органа ГНС (начальника, заместителя начальника налоговой инспекции), адрес органа ГНС, а также данные о налогоплательщике. Электронный вид такого договора позволяет создать программное обеспечение, бесплатно предлагаемое все тем же АЦСК ИСД Миндоходов или приобретаемое в других сертификационных центрах. С помощью этого же программного обеспечения происходит и отправка файла адресату.

После подготовки договора в электронном виде на него накладываются электронные цифровые подписи должностных лиц налогоплательщика: первой — ЭЦП главного бухгалтера (бухгалтера), второй — ЭЦП руководителя, третьей — ЭЦП оттиска печати налогоплательщика. При отсутствии у налого­плательщика должности бухгалтера электронные цифровые подписи должностных лиц налагаются в следующем порядке: первой — ЭЦП руководителя, второй — ЭЦП оттиска печати налогоплательщика.

Как подтверждение о доставке договора налого­плательщик получит первую квитанцию с ЭЦП контролирующего органа. А после подписания договора территориальным органом Миндоходов ему пришлют вторую квитанцию и подписанный второй стороной договор. В случае же отказа в подписании договора плательщик получит квитанцию с указанием причины такого отказа.

 

Формирование и отправка отчетов

Электронная отчетность формируется с помощью программного обеспечения, предназначенного для этих целей. Программа может быть любая (бесплатная или платная), лишь бы позволяла создать файл в формате XML либо экспортировать данные отчетности в этот формат.

На сегодняшний день практически все бухгалтерские программы поддерживают возможность формирования электронной отчетности в формате «для налоговой». Во всяком случае, «1С:Бухгалтерия», начиная с версии 7.7 и выше, такими возможностями обладает. Сформированный файл имеет расширение *.xml и может быть открыт и обработан программой контролирующего органа.

Для тех пользователей, которые не имеют возможности пользоваться коммерческими программами либо их бухгалтерская программа не позволяет создать xml-файл (или экспортировать в файл такого формата данные отчета, подготовленного в другом формате), существует бесплатная программа «Податкова звітність» (широко известная также под названием OPZ). Скачать ее актуальную версию можно на сайте Миндоходов в разделе «Електронна звітність/Платникам податків про електронну звітність/Програмне забезпечення». В дальнейшем, при появлении изменений, дополнений и всякого рода улучшений, нужно будет обновлять установленную на вашем компьютере программу OPZ до последней версии.

Сформировав отчетность в формате XML, ее необходимо подписать и отправить по электронной почте на сервер контролирующего органа. Следует иметь в виду, что бесплатной программой, позволяющей отправлять электронную отчетность, является не только распространяемая налоговиками («ДПС Захист звітності» — скачать можно там же, где OPZ, но поддержка ее, судя по всему, в ближайшее время прекратится), но и демо-версии некоторых платных программ (имеющих усеченную функциональность по сравнению со своими коммерческими собратьями).

Независимо от того, какой из возможных программ вы воспользуетесь, необходимо соблюдать очередность наложения ЭЦП, установленную Инструкцией № 233:

— вначале налагается ЭЦП главного бухгалтера,

— затем ЭЦП руководителя

— и, наконец, — печать предприятия.

Следующим важным моментом является подтверждение принятия отчетности. Сам факт принятия отправленного вами послания фиксируется первой квитанцией, которая должна прийти на тот же адрес, с которого осуществлялась отправка. Эта квитанция попросту подтверждает, что доставка файлов выполнена.

А вот принятие отчетности в базу данных контролирующего органа (прохождение проверки на соответствие формату) подтверждается второй квитанцией. В этой квитанции в текстовом формате указываются: реквизиты принятого документа, соответствие принятого документа установленным стандартам (форме) электронного документа, результаты проверки ЭЦП, информация о плательщике налогов, дата и время принятия отчета, регистрационный номер, налоговый период и данные об отправителе квитанции. На эту квитанцию накладывается ЭЦП контролирующего органа. Именно с момента получения второй квитанции с цифровой подписью электронная отчетность считается представленной.

Общая схема представления отчетности по каналам связи приведена на рисунке.

img 3

Общая схема представления отчетности средствами телекоммуникационной связи

 

От теории к практике

Даже если вдруг все, что написано выше, показалось вам слишком непонятным (хотя мы сознательно упрощали описание некоторых процессов, стараясь не загромождать общую схему деталями), не стоит унывать. Лучший выход — начать действовать.

Во-первых, техническая поддержка программы OPZ, организованная налоговым ведомством, достаточно действенна. К вашим услугам не только возможность бесплатно скачать с сайта Миндоходов установочный файл программы в самом актуальном состоянии, но и представленный там же достаточно подробный Порядок работы с программным обеспечением по формированию налоговой отчетности в электронном виде (сопровождаемый подробными скриншотами — «фотографиями» экрана в разные моменты установки, настройки и эксплуатации OPZ). Кроме того, там же приведен список лиц, ответственных за предоставление помощи в инсталляции OPZ в разрезе районных (!) ГНИ.

Во-вторых, существует неофициальный сайт поддержки пользователей программы — opz.org.ua, содержащий массу полезной информации для пользователей, как начинающих, так и продвинутых. По мере развития программного обеспечения для представления отчетности с помощью Интернета, указанный сайт уже посвящен не только программе OPZ, а и любым вариантам такого представления с акцентом на удобстве и/или бесплатности. На момент подготовки данной статьи на сайте находились материалы, посвященные программам OPZ, M.E.Doc, Арт-Звит, онлайн-сервису iFin и т. п. Заметим, что opz.org.ua далеко не единственный интернет-помощник в деле сдачи налоговой отчетности средствами Интернета. Полезную информацию можно почерпнуть и, например, на сайте elzvit.org.ua.

img 4В-третьих, сами налоговики никоим образом не настаивают на использовании налогоплательщиками именно их программного обеспечения. Так, например, недавно в ЕБНЗ появилась консультация (подкатегория 401.01), согласно которой плательщики налогов, которые получили ключи электронной цифровой подписи от АЦСК ИСД, могут подавать отчетность в электронном виде с помощью электронных сервисов, перечень которых приведен на официальном информационном ресурсе АЦСК ИСД acskidd.gov.ua в разделе «Программное обеспечение». Речь шла, в частности о сервисах «iFinZvit» и «Звіт Оператор».

Характерно, что последние два сервиса позволяют подавать отчетность не только налоговым органам, но также в Пенсионный фонд и органам статистики. Осуществляемый постепенный переход администрирования ЕСВ от ПФУ к Миндоходов, которое станет получателем ЕСВ-отчетности предположительно уже с сентября текущего года, никак не уменьшает привлекательность самого принципа обслуживания клиента, построенного на возможности использования универсального подхода к созданию и отправке электронной отчетности самым разным заинтересованным госорганам.

 

 

выводы


img 5
 
  • Развивающиеся и вновь появляющиеся программные средства делают работу с электронной отчетностью все более простой и удобной, а значит — доступной. Наличие различных вариантов предоставляет плательщику выбор, который он может осуществить исходя из собственных предпочтений (платность/бесплатность, универсальность, комплексность, надежность, улучшенный сервис и т. п.).

  • Обращение к платным сервисам не является абсолютной необходимостью, а соотносится с платежеспособностью, стремлением к комфорту, желанием или нежеланием погружаться в изучение каких-то технических моментов. Сегодня вполне возможно организовать онлайн-представление отчетности на бесплатной основе, если проявить немного настойчивости и посвятить некоторое время «погружению» в тему.

  • Альтернативы постепенному замещению бумажного документооборота цифровыми технологиями создания и представления документов просто не существует. Поэтому чем раньше вы станете участником этого поначалу не всегда привычного процесса, тем раньше и в большей степени ощутите все сопутствующие ему преимущества.

Документы статьи

1. Закон № 851 — Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

2. Закон № 852 — Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

3. Инструкция № 233 — Инструкция, утвержденная приказом ГНА Украины от 10.04.2008 г. № 233 «О предоставлении электронной налоговой отчетности».

4. Приказ № 242 — приказ ГНАУ «Об утверждении формата (стандарта) электронного документа отчетности плательщиков налогов» от 03.05.2006 г. № 242.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше