Темы статей
Выбрать темы

Админреформа: что нового в НКУ?

Редакция НиБУ
Статья
img 1 права
Миндоходов
img 2

Админреформа: что нового в НКУ?

 

Еще весной этого года Президент Украины утвердил Указ, заложивший фундамент окончательного объединения налоговиков и таможенников в одну структуру — Министерство доходов и сборов. Под ее контроль попал и ЕСВ. Очевидно, что подобная реорганизация потребовала внесения соответствующих изменений в НКУ, ТКУ и другие нормативные акты. Законодателю для этого потребовалось около полугода. В данной статье мы сфокусируем основное внимание на изменениях в НКУ — ведь, без сомнения, именно они вам наиболее интересны.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик

 

Изменения, внесенные Законом № 404 в НКУ, вступили в силу с 11.08.2013 г.*, т. е. около месяца назад. К счастью, они, в большинстве своем, не вводят новых и не изменяют «старых» обязанностей налогоплательщиков. Как результат, исправлять ошибки или производить иные корректировки (даже если вы своевременно не ознакомились с данными новшествами) не придется.

* Кроме абз. 1 п. 343.2 НКУ в отношении рангов должностных лиц контролеров. Данные изменения нас не интересуют.

В то же время в целом админреформа, а точнее поспешность ее воплощения в жизнь для плательщиков, вероятнее всего, обернется головной болью. Не в последнюю очередь благодаря пополнению полномочий Миндоходов администрированием ЕСВ. В этой связи возникают вопросы, в частности, в отношении новых форм ЕСВ-отчетности, новых счетов для зачисления ЕСВ и т. п. Кроме того, немало и переходных вопросов. На некоторые из них чиновники уже ответили (о том, что в августе ЕСВ-отчетность следовало подавать в ПФУ), а на некоторые — только предстоит ответить. Например, кто будет проводить проверки в части ЕСВ за предыдущие периоды? Учитывая положения п. 3 разд. II Закона № 406, вполне возможно, что этим займутся налоговики.

 

«Новые старые» права Миндоходов

Объединение под одной крышей налоговиков и таможенников (по тексту НКУ они переименованы в контролирующие органы) заметно отразилось на их функциях и правах, тем более учитывая расширение компетенции Миндоходов администрированием ЕСВ.

Изменения в перечне функций предсказуемы. В их числе обеспечение полноты учета плательщиков, в частности ЕСВ, обеспечение взыскания неначисленных и/или неуплаченных сумм ЕСВ, предоставление административных услуг и т. п. В то же время функции сами по себе не определяют компетенцию контролеров. Для этой цели служат их права. Изменения же в составе последних — одни из самых интересных. Рассмотрим их далее.

Признание сделок недействительными. Контролеры вправе обращаться в суд, в том числе с целью признания оспоримых сделок недействительными и применения соответствующих последствий (п.п. 20.1.30 НКУ). Важность этого новшества состоит в том, что НКУ вообще не содержал подобного права. Ранее похожую возможность предусматривал Закон № 509, и то — лишь на уровне функций, а не прав (п. 11 ст. 10 Закона № 509). К сожалению, тогда практика этого не учла, в результате чего налоговики беспрепятственно подавали соответствующие иски и до указанных изменений. Сейчас же данное право закреплено непосредственно в НКУ.

Заметим, что контролерам предоставлено право обращаться в суд лишь по оспоримым сделкам, в то время как о ничтожных законодатель умолчал (за исключением последствий ничтожности, о которых см. далее). О чем это свидетельствует? К сожалению, лишь о том, что при обнаружении в сделке признаков ничтожности налоговики вправе признать ее таковой и без решения суда. Например, если они увидят, что договор не удостоверен нотариально вопреки обязательности такого удостоверения, то подавать иск в суд для признания его ничтожным не придется. Однако ничего страшного в этом нет — аналогичным образом налоговики поступали и в прошлом (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 88, с. 40). Исключение из данного правила составляют сделки, которые, по мнению контролеров, нарушают публичный порядок. Мы убеждены, что для признания их таковыми налоговики, как и прежде, обязаны обращаться в суд (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 12, с. 41).

Взыскание в доход государства средств по ничтожным сделкам. Налоговики также вправе подавать иски для взыскания в доход государства средств, полученных по ничтожным сделкам. О каких именно ничтожных сделках идет речь, в п.п. 20.1.30 НКУ не сказано. Значит ли это, что подобное последствие может применяться в отношении любых ничтожных сделок? По нашему мнению, нет. Более того, законодатель, судя по всему, ошибся. Дело в том, что указанное право связано с ч. 1 ст. 208 ХКУ и ч. 3 ст. 228 ГКУ, которые раскрывают особенности его реализации. Они же устанавливают, что названное выше последствие применяется лишь к сделкам, противоречащим интересам государства и общества. В свою очередь, такие сделки с 01.01.2011 г. отнесены к оспоримым. По этой причине считаем, что взыскание в доход государства соответствующих средств допускается лишь при условии, что суд признает соответствующую сделку противоречащей государству и обществу. О том, какие сделки относятся к ним, мы расскажем в одном из ближайших номеров. К сожалению, не исключаем, что на практике данная норма будет толковаться фискально. Так что на этот счет подождем мнения налоговиков и судов.

Применение контролерами обычных цен. В перечне полномочий налоговиков все еще содержится право на обращение в суд для начисления и уплаты налогов, рассчитанных в результате применения обычных цен (п.п. 20.1.36 НКУ). При этом мы убеждены, что с 1 сентября 2013 года, т. е. с даты вступления в силу трансфертного ценообразования, оно утратило актуальность. Чем же это обусловлено? В первую очередь тем, что данное право было напрямую связано с механизмом доначисления налоговых обязательств в случае применения обычных цен. Он был предусмотрен п. 39.15 НКУ в редакции до 01.09.2013 г. На этот нюанс в прошлом году указывал и ВАСУ (см. информационное письмо от 14.06.2012 г. № 1500/12/13-12). В свою очередь, в рамках трансфертного ценообразования для доначисления налоговых обязательств обращаться в суд не нужно. Налоговики в подобном случае должны действовать в общем порядке (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 21).

Возбуждение дел о банкротстве по заявлению контролеров. К числу прав контролеров добавилось право обращаться в суд с целью возбуждения дел о банкротстве (п.п. 20.1.39 НКУ). Это логично, учитывая то, что они отнесены к числу кредиторов в понимании Закона № 4212 (комментарий к нему см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 93, с. 35). В то же время и до появления данного права налоговикам ничто не мешало подавать подобные иски. Напомним, что хозяйственный суд возбуждает дело о банкротстве по заявлению кредитора (в данном случае — контролеров) при условии, что:

1) бесспорные требования должника (в данном случае — плательщика) составляют не менее 300 минимальных зарплат. На момент подготовки номера это 344100 грн., а с декабря 2013 года — 365400 грн. В число таких требований попадают, в частности, и денежные требования по уплате налогов, сборов (обязательных платежей). В то же время финансовые санкции к ним не относятся, видимо, это касается также налоговых штрафов и пени;

2) данные требования не удовлетворены в течение 3-х месяцев после установленного срока погашения. Обратите внимание, что в рамках налоговых обязательств данный срок отсчитывается с момента наступления предельного срока их погашения, а не получения налогового требования.

При этом заметим, что Закон № 4212 предусматривает четкий порядок действий. И это к лучшему, поскольку налоговики его часто не соблюдают. Как результат, суды отказывают в удовлетворении их заявлений.

Детализация прав контролеров. Отдельные права контролеров законодатель уточнил. К примеру, они, как и прежде, вправе обращаться в суд для наложения ареста на ценные бумаги и/или средства и другие ценности плательщика, находящиеся в банке, если такой плательщик препятствует выполнению полномочий налогового управляющего (п.п. 20.1.32 НКУ). Вместе с тем с учетом уточнения такой арест не затрагивает, в частности, операций по выдаче зарплаты, уплаты налогов/сборов/ЕСВ. Такое же ограничение предусмотрено и при остановке расходных операций на счетах плательщика на основании п.п. 20.1.31 НКУ.

Администрирование ЕСВ. На удивление мало новшеств в части администрирования ЕСВ. Из существенных можно вспомнить разве что о праве контролеров на взыскание недоимки по ЕСВ (п.п. 20.1.19 НКУ). Другое дело, что подобная немногословность компенсируется изменениями, внесенными в Закон № 2464, в части предоставления контролерам соответствующих полномочий. Это тем более актуально, поскольку НКУ содержит неисчерпывающий перечень их прав. С учетом сказанного, в рамках ЕСВ налоговики вправе: ставить плательщиков на ЕСВ-учет (чч. 1 и 2 ст. 5 Закона № 2464), получать от них сведения о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, проводить соответствующие проверки (камеральные и документальные проверки проводятся в порядке, установленном НКУ), применять финсанкции, предусмотренные Законом № 2464, и т. п. При этом отдельные функции сохранились и за ПФУ (ст. 131 Закона № 2464).

В этом контексте также заслуживают внимания изменения в КУоАП. Так, новая редакция его ст. 18823 предусматривает админответственность, в частности за препятствование уполномоченным органам Миндоходов в проведении проверок в части начисления, исчисления и уплаты ЕСВ. Дела о таких нарушениях рассматриваются Миндоходов (ст. 2342 КУоАП). Кроме того, налоговики также рассматривают дела, связанные с нарушением законодательства в сфере ЕСВ (ст. 1651 КУоАП). В свою очередь, ПФУ подобного права лишили.

img 3Противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем. В числе прав контролеров появилось право приглашать плательщиков/их представителей для проверки соблюдения законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма (п.п. 20.1.1 НКУ).

Неисчерпаемость прав контролеров. Любой государственный орган, в том числе Миндоходов, ограничен в своих полномочиях. Это означает, что он может действовать лишь в рамках прав, предоставленных ему законом. В противном случае его действия являются незаконными (ст. 19 Конституции Украины). В то же время в результате админреформы Миндоходов в этом вопросе получило существенное послабление. К примеру, раньше права налоговиков содержались исключительно в ст. 20 НКУ. При этом, если контролеры выходили за данные рамки, то можно было поднимать вопрос о незаконности таких действий. Сейчас же их права устанавливаются не только НКУ и ТКУ, но и другими законами Украины (п.п. 20.1.43, п. 41.3 НКУ). Например, в части ЕСВ права контролеров прописаны в ст. 13 Закона № 2464.

Права для должностных лиц и руководства контролеров. Если помните, раньше НКУ четко разграничивал права, которые предоставляются должностным лицам налоговиков и руководству (п. 20.2 НКУ в редакции до 11.08.2013 г.). Сейчас подобное замечание исчезло. К чему это приведет, неизвестно. Ясно лишь то, что неразбериха неизбежна, поскольку вряд ли каждое должностное лицо Миндоходов наделяется всем набором прав из ст. 20 НКУ. Например, это касается вынесения постановлений по делам об админправонарушениях.

 

Куда жаловаться на налоговиков?

Один из залогов успешного административного обжалования состоит в том, чтобы жалоба плательщика попала в нужный орган. После реорганизации налоговых и таможенных органов в этом вопросе произошли существенные изменения (пп. 55.2 и 56.3 НКУ). Данную информацию представим в наглядной форме (см. на с. 19):

 

Кому подавать жалобу при админобжаловании

Подавать жалобу нужно в:

Решение получено от:

налоговую инспекцию

контролирующий орган области, г. Киева и Севастополя, АР Крым, межрегиональный территориальный орган

Миндоходов

налоговой инспекции

-

+

-

контролирующего органа области, гг. Киева и Севастополя, АР Крым, межрегионального территориального органа, таможни

-

-

+

Миндоходов

Процедура административного обжалования завершена. Дальнейшее обжалование возможно лишь в суде

 

Остальные изменения в процедуре административного обжалования не столь серьезны. Заметим лишь то, что решение о продлении срока рассмотрения жалобы теперь может принимать не только руководитель/заместитель соответствующего контролирующего органа, но и другое уполномоченное лицо (п. 56.9 НКУ). Если захотите ознакомиться с порядком обжалования решений налоговиков подробнее, прочтите газету «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 45, а также «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 44.

 

Миндоходов-Минфин: распределение полномочий

Заметным новшеством стало то, что большинство полномочий Минфина, закрепленных в НКУ, в результате админреформы перешло к Миндоходов. В первую очередь, это касается утверждения подзаконных нормативно-правовых актов, в частности:

1) форм деклараций (п. 46.2 НКУ);

2) порядка постановки на учет (п. 63.3 НКУ), в том числе в части НДС (п. 183.14 НКУ);

3) формы и порядка заполнения налоговой накладной (п. 201.2 НКУ).

Как следствие, в ближайшем будущем в очередной раз ожидаем волну новых нормативно-правовых актов*. Без комментариев…

* Судя по п. 6 разд. II Закона № 404, это должно произойти в течение 3-х месяцев с момента его вступления в силу.

Законодатель внес указанные изменения нехитрым способом. Он заменил большинство ссылок в НКУ на Минфин ссылками на Миндоходов. В то же время обязанность по утверждению формы, по которой предоставляется информация о временных и постоянных налоговых разницах, как и прежде, возлагается на Минфин (п. 46.2 НКУ). То же касается и методики ведения упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов с целью определения объекта налогообложения (п. 44.2 НКУ). В свою очередь, напомним, что в 2013 г. плательщики освобождаются от необходимости подачи в составе финотчетности налоговых разниц. Соответствующие изменения были внесены п. 10 разд. I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и усовершенствовании некоторых налоговых норм» от 04.07.2013 г. № 422-VII.

 

Прочие изменения

Кроме названных выше, в НКУ внесены и другие изменения. Назовем некоторые из них.

1. В НКУ появилось такое понятие, как государственное налоговое дело (п. 1.1 НКУ). Под ним понимается сфера деятельности контролирующих органов, предусмотренная НКУ и другими актами законодательства Украины, направленная на формирование и реализацию государственной налоговой политики в части администрирования налогов, сборов, платежей. На плательщиков появление данного термина пока что не влияет. На данный момент сфера его применения сводится лишь к установлению рангов контролеров.

2. При Миндоходов действует аккредитованный центр сертификации ключей (acskidd.gov.ua). Он предоставляет плательщикам, желающим подавать декларацию в электронной форме, ряд услуг. Их неисчерпывающий перечень теперь приведен в п.п. 14.1.1141 НКУ. К ним относятся: регистрация заявителей, предоставление в пользование средств электронной цифровой подписи, предоставление помощи при генерации открытых и личных ключей, предоставление консультационных услуг и т. п. Обратите при этом внимание: исходя из п. 49.41 НКУ, такие услуги должны предоставляться бесплатно. Подробнее об электронной отчетности см. на с. 11 сегодняшнего номера.

3. Если вывоз товаров оформлялся электронной таможенной декларацией, то такая декларация передается контролерами по месту таможенного оформления контролерам по месту учета плательщика. Порядок такой передачи должно утвердить Миндоходов. Раньше подобная обязанность возлагалась на Кабмин (п. 200.8 НКУ). Об электронной таможенной декларации мы в свое время писали в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 18, с. 28.

4. Некоторые плательщики подпадают под сферу влияния не только налоговиков/таможенников, но и органов государственного финансового контроля (ранее — КРУ). Проверки такими органами должны проводиться одновременно (п. 77.5 НКУ).

5. Налоговые консультации предоставляются контролирующим органом. Именно об этом говорит изложенный в новой редакции п. 52.4 НКУ. Напомним, в прошлом он ссылался на местные налоговые органы по месту учета плательщика (или таможенные органы по месту таможенного оформления), стоящие над ними налоговые/таможенные органы, а также Миндоходов. Что изменилось? При буквальном прочтении может сложиться впечатление, что теперь налоговую консультацию можно получить от любого местного контролирующего органа, в том числе не по месту налогового учета (таможенного оформления). В то же время сомневаемся в том, что практика пойдет столь позитивным путем.

 

выводы


img 4
 
  • В результате админреформы права контролеров были детализированы и расширены, в частности, за счет администрирования ЕСВ. При этом они в настоящее время прописаны не только в НКУ и ТКУ, но и в других законах. Например, в Законе № 2464.

  • Расширение полномочий контролеров в части ЕСВ неизбежно приводит к возникновению множества вопросов, в том числе переходных. Кроме того, для зачисления ЕСВ налоговики должны открыть специальные счета (ч. 6 ст. 9 Закона № 2464). Надеемся, что они не затянут данный процесс и к дате уплаты ЕСВ хотя бы этот вопрос будет решен.

  • Большинство полномочий, которые согласно НКУ принадлежали Минфину, перешли к Миндоходов. В том числе это касается прав по утверждению подзаконной налоговой «нормативки».

  • Налоговики получили право рассматривать дела об админправонарушениях, связанных с нарушениями законодательства в сфере ЕСВ.

Документы статьи


1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

2. ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

3. Закон № 404 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 404-VII.

4. Закон № 406 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 406-VII.

5. Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

6. Закон № 4212 — Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в редакции от 22.12.2011 г. № 4212-VI.

7. Закон № 509 — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше