Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Потеря статуса плательщика ФСН: когда со следующего месяца, когда — со следующего года?

Редакция НиБУ
Статья
img 1 сельское
хозяйство
img 2

Потеря статуса плательщика ФСН: когда со следующего месяца, когда — со следующего года?

 

Не секрет, что спецрежимы налогообложения деятельности в сфере сельского хозяйства, будь то сельхоз-НДС или ФСН, всегда были, так сказать, под прицелом налоговиков. Очередное подтверждение «неровного дыхания» налоговиков к спецрежиму ФСН наблюдаем в обращении читателя в редакцию. Поскольку возникновение аналогичной ситуации не исключено и у других сельхозпредприятий, подробный анализ конкретной ситуации, без сомнения, будет полезным всем плательщикам ФСН. Итак, начнем.

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик

Ситуация

Чтобы сразу очертить предмет нашего разговора, приведем ситуацию со слов сельхозпредприятия — плательщика ФСН. В ходе проведения налоговой инспекцией проверки соблюдения им налогового законодательства в текущем месяце выявлен уровень доли сельскохозяйственного товаропроизводства, что на практике называется сельхоз-долей, менее 75 процентов. Мотивируя свою позицию нормами п.п. 308.6.2 и п. 306.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), налоговики высказывают мысль об отмене со следующего месяца регистрации сельхозпредприятия плательщиком ФСН и о связанной с этим необходимости подачи сельхозпредприятием уточненной налоговой декларации по ФСН относительно налоговых обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил. Отсюда вопрос сельхозпредприятия: насколько позиция налоговиков соответствует нормам НКУ?

 

Что говорит НКУ

Действительно, упомянутым выше п.п. 308.6.2 НКУ установлено, что по решению контролирующего органа регистрация сельскохозяйственного товаропроизводителя налогоплательщиком отменяется в случае установления по результатам документальной проверки несоблюдения плательщиком налога положений ст. 301. При этом такой налогоплательщик обязан перейти к уплате налогов по общей системе налогообложения, начиная со следующего месяца после месяца, в котором было установлено такое нарушение.

Но не будем спешить с выводами. Как говорят: не все, что серое, — волк. Проанализируем вышеприведенную норму, так сказать, по составляющим.

 

Сельхоз-доля как определяющее условие

В первую очередь приведем нормы абзаца первого п. 301.1 НКУ: налогоплательщиками с учетом ограничений, установленных п. 301.6 этой статьи, могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий налоговый (отчетный) год равна или превышает 75 %.

В рассматриваемой ситуации не совсем ясно, с каким периодом контекстно связан выявленный налоговиками уровень сельхоз-доли менее 75 %: или с отдельно взятым месяцем текущего года, или с периодом с начала текущего года до месяца проверки (т. е., так сказать, по нарастающему итогу данных в течение текущего года), или с истекшим предыдущим календарным годом. Учитывая это, рассмотрим все варианты. При этом важно помнить: к нарушениям на момент приобретения или подтверждения статуса плательщика ФСН и к нарушениям соблюдения в течение текущего года условий спецрежима обложения ФСН сельхозпредприятием уже с таким статусом, нельзя подходить, как говорят, с одним мерилом. Почему, объясним далее, предварительно условно разделив требования норм ст. 301 НКУ (к которым обращается п.п. 308.6.2 НКУ) на две части.

Первая — это требования относительно соблюдения 75-процентного уровня сельхоз-доли. Приведем определение этого понятия: это удельный вес дохода сельскохозяйственного товаропроизводителя, полученного от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, в общей сумме его дохода, учитываемого во время определения права такого товаропроизводителя на регистрацию в качестве налогоплательщика (п.п. 14.1.262 НКУ).

img 3Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей главы 2 раздела XIV этого Кодекса дано в пп. 14.1.235 НКУ. Это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, которое занимается производством сельскохозяйственной продукции и/или разведением, выращиванием и выловом рыбы во внутренних водоемах (озерах, прудах и водохранилищах) и ее переработкой на собственных либо арендованных мощностях, в том числе собственно произведенного сырья на давальческих условиях, и осуществляет операции по его поставке.

Согласно пп. 301.1 — 301.5 НКУ размер сельхоз-доли не менее 75 % должны обеспечивать все сельхозпредприятия, в том числе реорганизованные (то есть образованные путем слияния или присоединения, преобразования, разделения или выделения), а также вновь образованные сельхозтоваропроизводители.

Главное, на что обращаем внимание, — это то, что показатель сельхоз-доли должен определяться по данным объемов реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки, в общей сумме его дохода за предыдущий (!) налоговый (отчетный) год.

Вторую часть требований положений ст. 301 НКУ составляют ограничения, установленные п. 301.6 НКУ. Учитывайте то, что не может быть зарегистрирован в качестве налогоплательщика:

— субъект хозяйствования, у которого свыше 50 % дохода, полученного от продажи сельхозпродукции собственного производства и продуктов ее переработки, составляет доход от реализации декоративных растений (за исключением срезанных цветов, выращенных на угодьях, принадлежащих сельхозтоваропроизводителю на праве собственности или предоставленных ему в пользование, и продуктов их переработки), диких животных и птиц, меховых изделий и меха (кроме пушного сырья) (п.п. 301.6.1 НКУ);

— субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность по производству подакцизных товаров, кроме виноматериалов виноградных (кодов согласно УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30), произведенных на предприятиях первичного виноделия для предприятий вторичного виноделия, использующих такие виноматериалы для производства готовой продукции (п.п. 301.6.2 НКУ);

— субъект хозяйствования, который по состоянию на 1 января базового (отчетного) года имеет налоговый долг, за исключением безнадежного налогового долга, возникшего в результате действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (п.п. 301.6.3 НКУ).

Вышеприведенные ограничительные нормы, как видим, касаются порядка регистрации, т. е. приобретения или подтверждения статуса плательщика ФСН.

Следовательно, обнаруженные в текущем месяце по результатам документальной проверки нарушения:

несоблюдение 75 % критерия сельхоз-доли за предыдущий налоговый (отчетный) год;

неучитывание указанных выше ограничений,

которые обобщенно можно назвать нарушениями порядка приобретения или подтверждения статуса плательщика ФСН, действительно являются основаниями для отмены по решению контролирующего органа регистрации сельхозтоваропроизводителя плательщиком такого налога и перевода его на общую систему налогообложения со следующего месяца после месяца, в котором было установлено такое нарушение.

Совсем иное дело, если нарушения касаются несоблюдения 75 % критерия сельхоз-доли в текущем году сельхозпредприятием, которое правомерно получило статус плательщика ФСН по результатам предыдущего налогового (отчетного) года. Это ситуация иного рода и, конечно, с иным временем наступления негативных последствий. В этом случае последствия изменения системы налогообложения возможны лишь по окончании текущего налогового (отчетного) года. На это четко указывает п. 309.1 НКУ: в случае, если в налоговом (отчетном) году доля сельскохозяйственного товаропроизводства составляет менее чем 75 процентов, сельскохозяйственный товаропроизводитель уплачивает налоги в следующем налоговом (отчетном) году на общих основаниях. То, что налоговики не вспомнили указанный пункт НКУ, придает их позиции фискальный и предвзятый характер.

Важно! Поскольку показатель сельхоз-доли определяется в общем случае по результатам календарного года в целом, то несоблюдение этого критерия по результатам какого-то одного месяца текущего года или даже периода с начала текущего года до месяца проверки никаких негативных последствий не влечет. Но это еще не все.

 

Старшина сказал «люминий»

Легко догадаться, что фискальные настроения местных налоговиков являются отражением позиции «высоких» налоговиков в их консультации, приведенной в подкатегории 113.02 ЕБНЗ (см. на с. 42 этого номера газеты).

В ней рассматривается аналогичная ситуация, причем с таким же непонятным до конца контекстом отнесения обнаруженного налоговиками нарушения к какому-то определенному периоду, иными словами, непонятным характером нарушения. Выводы в ней тоже, к сожалению, аналогичны. После слов об отмене регистрации сельхозтоваропроизводителя плательщиком ФСН «высокие» налоговики тоже, мягко говоря, достаточно странно продолжают: «при этом сельхозтоваропроизводитель должен подать уточненную налоговую декларацию по ФСН». На наш взгляд, говорить о подаче уточненной декларации при отсутствии регистрации плательщиком ФСН (иными словами, неплательщиком этого налога), по крайней мере, не логично.

К тому же мнение налоговиков не согласовывается с нормами НКУ. Подача уточненной налоговой декларации по ФСН предусмотрена в двух ситуациях:

изменения объекта налогообложения, то есть площади сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в связи с приобретением (потерей) на нее права собственности или пользования (п. 306.5 НКУ);

реорганизации предприятия. Налогоплательщики, которые прекращаются путем слияния, присоединения, преобразования, разделения в налоговом (отчетном) периоде, обязаны подать в период до их фактического прекращения контролирующим органам по своему местонахождению и месту расположения земельных участков уточненную налоговую декларацию по налогу (п. 306.4 НКУ).

Относительно ситуации реорганизации обратим внимание, что уточненная декларация по ФСН должна подаваться:

— во-первых, налогоплательщиками, то есть сельхозтоваропроизводителями, которые имеют статус плательщиков ФСН;

— во-вторых, до их фактического прекращения путем слияния, присоединения, преобразования, разделения.

Следовательно, радуемся жизни без лишних волнений. Если не происходит упомянутых выше изменений размера объекта налогообложения и/или прекращения предприятия как юридического лица, то лишь изменение в течение календарного года системы налогообложения (с ФСН на общую) не влечет за собой необходимости подачи уточненной декларации по ФСН. По крайней мере, этого не требуют нормы НКУ.

 

выводы


img 4
 
  • Отмена регистрации плательщика ФСН со следующего месяца предусматривается лишь в случаях нарушения порядка приобретения или подтверждения такого статуса по данным предыдущего года.

  • При сельхоз-доле менее 75 % в налоговом (отчетном) году сельхозпредприятие в следующем налоговом (отчетном) году уплачивает налоги на общих основаниях.

  • Требования подачи уточненной декларации по ФСН при изменении в течение календарного года системы налогообложения с ФСН на общую нормами НКУ не установлены.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше