Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. «Условно-бесплатная» упаковка: бесплатна ли поставка?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2013/№ 71
Печать
Статья
img 1 розница img 2

«Условно-бесплатная» упаковка: бесплатна ли поставка?

Данная статья написана по мотивам вопросов наших читателей, связанных со следующей ситуацией. Супермаркет размещает в торговом зале пакеты одноразового использования, чтобы покупатели могли самостоятельно упаковать необходимое количество товара. Отдельной платы за эти пакеты покупатель не вносит. Как отражать стоимость этих пакетов в учете? Не расценивается ли такая передача пакетов покупателям как бесплатная передача с применением обычных цен? Разберемся с этими вопросами.

Максим НЕСТЕРЕНКО, экономист-аналитик

 

Из статьи, посвященной учету упаковки (см. на с. 26), сегодняшнего номера нам уже известны основные принципы учета в ситуации, когда фасовка и упаковка товара происходят непосредственно в торговом зале. Кратко напомним этот порядок в отношении ситуации, указанной в вопросе.

Приобретенные одноразовые пакеты включаются в состав запасов и отражаются в бухучете на субсчете 284 «Тара под товарами». При этом супермаркет при приобретении указанных пакетов имеет право на расходы и налоговый кредит. Аргументировать этот подход можно тем, что передача покупателю товара в упаковке является законодательным требованием (см. статью на с. 22 сегодняшнего номера), а выполнение этого требования, безусловно, связано с хозяйственной деятельностью.

Напомним, что в соответствии с п. 19 П(С)БУ 16 у торговых предприятий к расходам на сбыт относятся все расходы обращения, кроме административных, других операционных и финансовых. Учитывая это, по мере реализации пакетов вместе с товаром, упакованным в них покупателем, стоимость пакетов включається в состав расходов на сбыт. В бухучете это отражается проводкой Дт 93 — Кт 284, а в налоговом учете стоимость использованных пакетов отражается в составе расходов на сбыт (в строке 06.2) в периоде реализации товаров, упакованных в эти пакеты.

Наконец, рассмотрим вопрос о том, не является ли бесплатной поставкой использование пакетов, за которые покупатель не вносит отдельной платы? По имеющейся информации, некоторые налоговые органы высказывают такое мнение при проверке супермаркетов и требуют отражения налоговых обязательств по НДС с применением правила обычных цен. По нашему же мнению, в этой ситуации следует исходить из того, что стоимость пакетов учтена при установлении цены на товары, а следовательно, они уже не соответствуют определению бесплатно предоставленных товаров (п.п. 14.1.13 НКУ). При реализации упакованных в пакеты товаров стоимость этих пакетов уже будет обложена НДС, а поэтому признание бесплатной поставки означает повторное налогообложение стоимости пакетов.

Именно такой логикой руководствовался Винницкий апелляционный административный суд, вынося решение в пользу плательщика в аналогичном по своей сути споре. Суд отказал налоговикам в признании упаковки, стоимость которой в соответствии с договором включена в стоимость реализованного товара, как бесплатно переданной (см. определение Винницкого апелляционного административного суда от 13.06.2013 г. по делу № 822/711/13-я). Исходя из этого, рекомендуем при размещении в торговом зале «условно-бесплатной» упаковки документально подтверждать, что стоимость этой продукции учтена при определении торговой наценки на продукцию, требующую самоупаковки.

Для дополнительного обоснования можно провести аналогию с проблемой, которую мы уже освещали на страницах нашей газеты, а именно: является ли бесплатной передачей раздача посредником (агентством) рекламных материалов по заказу рекламодателя? Налоговики подошли к указанной проблеме с пониманием и справедливо отметили, что рекламные материалы, стоимость которых включена в стоимость рекламной услуги, уже обложены НДС, а следовательно их бесплатное распространение третьим лицам НДС не облагается (см. письмо ГНСУ от 04.02.2013 г. № 1673/6/15-3115 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 10). Надеемся, такое же понимание налоговики проявят и подходя к проблеме, указанной в вопросе, и не будут требовать применения правила обычных цен.

«Условно-бесплатная» упаковка не является бесплатно предоставленным товаром

Впрочем, следует помнить, что с 01.09.2013 г. вступили в силу внесенные в НКУ изменения по трансфертному ценообразованию. В соответствии с этими изменениями бесплатная передача не считается операцией, требующей применения правила обычных цен (см. наш анализ уже принятых в настоящее время изменений, еще на стадии законопроекта: «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 22, с. 36). Поэтому надеемся, что интерес налоговиков к указанной проблеме постепенно исчезнет.

В завершение рассмотрим пример отражения в учете супермаркета «условно-бесплатной» упаковки.

 

Пример. Супермаркет приобрел 1000 одноразовых пакетов для упаковки товаров непосредственно продавцами в торговом зале по цене 0,3 грн. (в том числе НДС). Реализован товар, требующий самостоятельной упаковки, на сумму 14400 грн. (в том числе НДС), общей себестоимостью 7200 грн. При этом использовано 70 пакетов (предположим, что уровень торговой наценки на все товары для самой упаковки одинаковый и учитывает стоимость пакетов).

Отразим указанные хозяйственные операции в учете.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Приобретено 1000 пакетов для упаковки

284

63, 68

250

—*

2

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости пакетов

641

63, 68

50

3

Реализован товар, требующий самостоятельной упаковки

301

702

14400

12000

7200

4

Отражено налоговое обязательство по НДС

702

641

2400

5

Списана себестоимость реализованных товаров

902

282

7200

6

Списана сумма торговой наценки (12000 - 7200 = 4800)

285

282

4800

7

Списана стоимость пакетов, использованных для упаковки (70 х 0,25 = 17,5)

93

284

17,5

17,5

* Расходы на приобретение пакетов будут отражены при реализации упакованного в них товара.

 

Считаем, что мы привели достаточно аргументов, чтобы трактовать указанный вопрос в пользу плательщиков. Желаем нашим читателям, чтобы такие проблемы, как учет «условно-бесплатной» упаковки, занимали как можно меньше их времени. Ну а далее рассмотрим еще один на первый взгляд пустяковый, но очень важный вопрос — об учете переупаковки продукции.

 

выводы


img 3
 
  • Предоставление покупателям «условно-бесплатных» пакетов не приводит к НДС-последствиям, связанным с бесплатной поставкой.

  • Бесплатная поставка с 01.09.2013 г. не требует применения обычных цен.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше