![]() | финансирование | ![]() |
Как Фонд финансирует работодателей для выплаты «соцстраховских» пособий
Как мы выяснили в одной из предыдущих статей, пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам начисляет работодатель. Но при этом он не вправе выплачивать «соцстраховские» пособия со своего основного текущего счета до получения средств от Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. О том, в каком порядке осуществляется финансирование работодателей, пойдет речь в данной статье.
Екатерина Скрипкина, экономист-аналитик
Для выплаты «соцстраховского» пособия работнику вам нужно получить средства от Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд). С этой целью необходимо:
1) открыть отдельный текущий счет для зачисления страховых средств в банке в соответствии с Инструкцией о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492 ;
2) составить и подать в Фонд заявление-расчет . На порядке заполнения заявления-расчета остановимся подробнее.
Составляем заявление-расчет
Работодатель составляет заявление-расчет по форме, приведенной в приложении к Порядку № 26 . Здесь указываются:
— на лицевой стороне — реквизиты страхователя-работодателя (в том числе реквизиты отдельного текущего счета для зачисления страховых средств) и обобщенная информация о начисленных застрахованным лицам суммах пособий без вычета обязательных платежей (начисленная сумма);
— на оборотной стороне — приводится расшифровка информации по начисленным пособиям по каждому застрахованному лицу: Ф.И.О. застрахованного лица, номер страхового свидетельства*, номер листка нетрудоспособности, причина нетрудоспособности, период нетрудоспособности, количество дней, подлежащих оплате всего и за счет средств Фонда, сумма больничных всего и за счет средств Фонда.
* В случае отсутствия у застрахованного лица страхового свидетельства вместо номера страхового свидетельства следует указать: идентификационный номер застрахованного лица ( регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов) . В случае если застрахованное лицо из-за своих религиозных убеждений отказалось от принятия идентификационного номера (регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика) и имеет соответствующую отметку в паспорте , указывают паспортные данные : серия и номер (БКNNXXXXXX — «БК» — константа, которая указывает на регистрацию по паспортным данным; «NN» — две украинские буквы серии паспорта (верхний регистр); «ХХХХХХ» — шесть цифр номера паспорта (с ведущими нулями) (см. письмо Фонда от 01.03.2011 г. № 01-16-345 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21).
Обратите внимание: в заявлении-расчете не нужно указывать информацию о больничных, выплачиваемых только за счет средств предприятия (см. письмо № 01-16-707 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33).
Заявление-расчет вам нужно составить в двух экземплярах (один остается у страхователя, второй подается в Фонд). Оба экземпляра подписываются руководителем и главным бухгалтером и заверяются печатью предприятия.
Заметьте, что заявление-расчет можно подавать как в бумажном, так и в электронном виде**. В случае подачи электронного документа не подается документ на бумаге.
** Заявление-расчет в электронном виде предоставляется в соответствии с Порядком представления страхователями электронных документов в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденным постановлением правления Фонда от 27.04.2011 г. № 23.
Немного радует, что срок подачи заявления-расчета на рассмотрение в рабочий орган Фонда действующим законодательством не предусмотрен. Для обеспечения своевременности страховых выплат работодатель может подавать заявления-расчеты по мере обработки документов, поданных застрахованными лицами, без ограничения периодичности и частоты их подачи в Фонд (см. письмо Минтруда от 18.02.2011 г. № 1742/0/14-11/18 //
«Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17, письмо № 01-16-707 ). Вместе с тем работодателю необходимо учитывать сроки выплаты пособий (подробнее об этом читайте в статье «Выплачиваем вовремя больничные и декретные, перечисляем своевременно обязательные платежи» на с. 37).
Что специалисты Фонда проверяют при обработке заявления-расчета?
Работодатель получит финансирование от Фонда только после того, как специалисты ведомства проверят заявление-расчет. Поэтому будьте бдительны при его составлении. Отметим, что при проверке специалисты Фонда пристальное внимание уделяют:
— соответствию формы поданного заявления-расчета форме, приведенной в приложении к Порядку № 26 ;
— правильности заполнения реквизитов заявления-расчета;
— наличию данных о страхователе в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования;
— данным об уплате единого социального взноса (далее — ЕСВ). Заметьте, что Фонд не имеет права отказать в финансировании сумм пособий в случае неуплаты страхователем ЕСВ по каким-либо причинам (например, в связи с простоем предприятия не по вине застрахованного лица). В данном случае Фонд может только провести проверку правильности начисления страхователем пособий. Если нарушения отсутствуют, то работодателю перечисляют страховые средства;
— показателям среднедневного размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, определяемого на основании заявления-расчета страхователя в соответствии с приказом Фонда «Об отдельных вопросах, связанных с проработкой рабочими органами отделений Фонда заявлений-расчетов страхователей-работодателей» от 25.02.2011 г. № 39-ос.
Если после обработки заявления-расчета оказалось, что ошибок нет, то рабочий орган Фонда перечислит страховые средства на выплату пособий на специальный счет в течение 10 рабочих дней после поступления заявления-расчета .
В случае если в процессе обработки заявления-расчета специалисты Фонда выявили в нем ошибки , в том числе связанные с неправильным начислением сумм пособий, по которым финансирование не производилось , финансовые (штрафные) санкции не применяются , поскольку факт использования страховых средств отсутствует (см. письмо Фонда от 31.03.2011 г. № 01-16-707 ).
Если после получения финансирования вы обнаружили ошибку в заявлении-расчете, которая привела к завышению сумм пособий, нужно вернуть излишне полученные суммы пособий на счет органа отделения Фонда в течение 3 рабочих дней после выплаты пособий застрахованным лицам, но не позже третьего рабочего дня после ближайшего с момента получения средств от Фонда срока выплаты зарплаты (см. письмо Фонда от 05.04.2011 г. № 01-16-755 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 33).
Теперь пришла очередь предупредить вас о финансовой ответственности, связанной с использованием средств Фонда.
Ответственность работодателя и должностных лиц
Виды нарушений и меру ответственности представим в таблице.
Вид нарушения | Финансовая ответственность | Административная ответственность |
Нарушение порядка использования страховых средств | Штраф в размере 50 % неправомерно использованной суммы страховых средств и компенсация в полном объеме неправомерно использованной суммы страховых средств ( ч. 1 ст. 30 Закона № 2240 ) | Штраф от 8 до 15 ннмдг* (от 136 грн. до 255 грн.), при повторном нарушении в течение года — от 10 до 20 ннмдг (от 170 грн. до 340 грн.) ( ст. 1655, 18823 КоАП ) |
Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств, полученных и не использованных для выплаты пособий | Штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств и пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа ( ч. 1 ст. 30 Закона № 2240 ) | |
Препятствование уполномоченным лицам Фонда в проведении проверок относительно использования страховых средств | — | |
* Не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. |
Надеемся, что ваша оперативность при оформлении и предоставлении органу Фонда заявления-расчета поможет получить работникам пособия в кратчайшие сроки!