теория и |
Что мы знаем о налоговых/ЕСВ-штрафах?
«Стрелка испорченного компаса не трясется — освобождена от ответственности». С. Лец |
В теории институт ответственности направлен на наказание, воспитание и предотвращение правонарушений. У нас же все как всегда, особенно в сфере налогов… В условиях постоянной нехватки денег в госбюджете такие поступления уже давно считаются серьезным источником его наполнения. В связи с этим символично, что с точки зрения НКУ они включены в состав налоговых обязательств. Более того, бытует мнение, что налоговые законы потому и пишутся столь непрозрачно и сложно, чтобы создать условия для привлечения к ответственности как можно большего числа плательщиков… и тем самым для лучшего пополнения казны.
Виталий Смердов, налоговый эксперт
Что такое налоговый/ЕСВ-штраф?
Нас интересуют штрафы, налагаемые на субъектов хозяйствования — плательщиков налогов и ЕСВ (как на предприятия, так и на предпринимателей). В связи с этим обратимся к специальному нормативному акту, регулирующему их деятельность, — ХКУ. Он предусматривает, что к субъектам хозяйствования могут применяться, в частности, административно-хозяйственные санкции. В их числе назван и штраф. Это денежная сумма, которая уплачивается в бюджет субъектом хозяйствования, если тот нарушает правила осуществления хозяйственной деятельности. Перечень подобных нарушений, размер и порядок взыскания таких штрафов определяются налоговыми и другими законами (ч. 2 ст. 241 ХКУ).
Таким образом, приходим к выводу, что штрафы в сфере налогообложения* и ЕСВ являются разновидностью административно-хозяйственных санкций. При этом состав нарушений, за которые они налагаются, а также их размер и порядок наложения, нужно искать в НКУ и Законе № 2464. Дадим их общую характеристику.
* Другие, неналоговые санкции, которые применяются налоговиками, в рамках данной статьи не рассматриваются. В то же время указанный вывод касается и их.
Налоговые штрафы**. С одной стороны, налоговый штраф — это плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, которая взыскивается с плательщика в связи с нарушением им требований налогового и другого подконтрольного налоговикам законодательства (п.п. 14.1.265 НКУ). С другой — это денежное обязательство плательщика (п.п. 14.1.39 НКУ).
** На самом деле НКУ оперирует понятием «штрафная (финансовая) санкция», однако нам это ни к чему. В рамках данной статьи мы будем употреблять более простой и понятный термин «штраф».
По своей сути налоговый штраф — это такое же денежное обязательство, как налог или сбор. Разница лишь в основаниях для его начисления/уплаты
Как результат, такие суммы отражаются в карточках лицевых счетов наряду с денежными обязательствами в части налогов и сборов (п. 4.1 Инструкции № 276).
Штрафы, налагаемые таможенниками. В настоящий момент таможенники и налоговики представляют общую структуру — Миндоходов, а потому разделение это очень условное. Таможенники могут налагать две категории штрафов. Во-первых, налоговые (к примеру, в части «ввозного» НДС). О том, что налоговые штрафы могут налагаться и по итогам таможенного контроля, говорят и сами таможенники (см. письмо ГТСУ от 18.12.2012 г. № 11.1/1.2-14/14129-ЕП). Правила в этой части идентичны тем, которые рассматривались выше. Во-вторых, таможенные (за нарушения, прописанные в ТКУ). Подобные штрафы являются самостоятельными административно-хозяйственными санкциями и к налоговым штрафам никакого отношения не имеют.
ЕСВ-штрафы. Определение налогового штрафа в п.п. 14.1.265 НКУ (см. выше) очень широкое и на первый взгляд охватывает, кроме прочего, и штрафы по ЕСВ. К такому выводу может привести и то, что с августа налоговики уполномочены проверять и соблюдение законодательства в сфере ЕСВ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 16). В то же время исходить нужно из другой логики.
В рамках ЕСВ нужно ориентироваться лишь на Закон № 2464, поскольку в данной части он имеет приоритет над другими нормативными актами (ч. 1 ст. 2 Закона № 2464). В связи с этим, исходя из п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464, ЕСВ-штрафы являются страховыми средствами (как и сам ЕСВ). При этом к денежным обязательствам по НКУ данные суммы никакого отношения не имеют. Для определения порядка их наложения, взыскания и пр. следует использовать Закон № 2464, не обращаясь к НКУ.
В текущий момент Миндоходов вправе применять как налоговые штрафы, так и штрафы по ЕСВ
При этом с данной целью контролеры должны руководствоваться разными правилами, которые установлены НКУ и Законом № 2464 соответственно. В то же время в отдельных вопросах ЕСВ-контроль теперь действительно подчиняется НКУ. К примеру, это касается проведения камеральных и документальных проверок (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 2464).
Как отмечалось в начале статьи, указанные штрафы применяются именно к субъектам хозяйствования — плательщикам налогов и ЕСВ. Это так называемая финансовая ответственность. Ее нужно отличать от административной и уголовной (п. 111.1 НКУ, ч. 11 ст. 9 Закона № 2464). Данные виды ответственности могут тоже выражаться в форме штрафов, однако применяются они лишь к физлицам*. Порядок ее применения прописан в КУоАП и Уголовном кодексе Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III, но некоторые правила содержатся и в НКУ (см., например, п. 56.22 НКУ).
* В то же время напомним, что с сентября 2014 г. под уголовную ответственность будут подпадать и юридические лица.
Далее рассмотрим главные вопросы, связанные с налоговыми штрафами, после чего коснемся штрафов в сфере ЕСВ (им посвящен отдельный раздел статьи).
Каковы основания для наложения штрафа?
С учетом п.п. 14.1.265 и п. 111.1 НКУ, налоговые штрафы налагаются за нарушения налогового и другого подконтрольного налоговикам законодательства. Ими же считаются противоправные действия (или бездействие — например, непредоставление декларации), приведшие к невыполнению или ненадлежащему выполнению требований, установленных НКУ и другим подконтрольным налоговикам законодательством (п. 109.1 НКУ). Однако значит ли это, что к наложению штрафов приводит нарушение любого предписания НКУ или другого акта? Конечно же, нет. Они налагаются лишь за нарушения, приведенные в ст. 117 — 128 НКУ (см. о них на с. 13). Если же плательщик нарушит какое-либо другое требование НКУ или иного акта (например, не составит налоговую накладную, вопреки обязательности такого составления), то оснований для применения налоговых штрафов не будет. В отличие от штрафов административных (см. дальше).
Как штраф налагается?
Здесь есть два варианта. Во-первых, штрафы могут налагаться контролерами. Это происходит по результатам налоговых проверок, путем составления налоговых уведомлений-решений (п. 116.1 НКУ). Такой подход логичен, учитывая то, что они являются денежными обязательствами и отражаются в карточке лицевого счета плательщика (п. 4.1 Инструкции № 276). При этом, если штраф привязан к какому-либо налогу/сбору, то на него отдельное налоговое уведомление-решение, как правило, не составляется. Данные суммы отражаются в налоговом уведомлении-решении по соответствующему налогу или сбору (п. 2.3 Порядка № 1236). К нему, в частности, должен прилагаться и расчет такого штрафа.
Во-вторых, штраф может наложить и… сам плательщик. Речь, конечно же, идет о «самоштрафе» согласно п. 50.1 НКУ (в размере 3 % или 5 % от суммы недоплаты). Напомним, что обязанность его начисления и уплаты возникает при исправлении ошибок, допущенных в предыдущих периодах. Но лишь при условии, что это привело к недоплате налога/сбора. Начисляется такой штраф на основании уточняющего расчета или текущей декларации (если ошибка исправляется в ней).
Как штраф уплачивается?
Если штраф начисляется по налоговому уведомлению-решению, то плательщик должен уплатить данную сумму в течение 10 календарных дней, следующих за днем его получения (п. 57.3 НКУ). Если же речь идет о «самоштрафе», то он перечисляется вместе с недоплатой (до предоставления уточняющего расчета) или налоговыми обязательствами текущего периода.
При этом возникает вопрос: на какие коды бюджетной классификации перечислять налоговые штрафы (в платежном поручении эти сведения указываются в поле «Отримувач»)? Для ответа на него достаточно еще раз вспомнить, что они являются денежными обязательствами и, как правило, привязываются к определенным налогам/сборам. В связи с этим их нужно перечислять на те же коды, что и соответствующие налоги/сборы. Не спорят с этим и налоговики*. По их мнению, такой подход справедлив в части штрафов, предусмотренных п. 119.2, ст. 120, 122, 123, 126, 127 НКУ.
* Их консультация утратила силу (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 135.04), однако их подход в этой части измениться не должен.
В то же время налоговые штрафы не всегда привязываются к налогам/сборам (к примеру, п. 117.1 или п. 124.1 НКУ). Как быть в таких случаях? К счастью, контролеры не оставили без внимания и этот вопрос. Они указали, что в подобных случаях штрафы нужно перечислять на код «21081100» (административные штрафы и прочие санкции).
Кроме того, при перечислении платежей в бюджет поле платежного поручения «Призначення платежу» нужно заполнять согласно Порядку заполнения документов на перевод в случае уплаты (взыскания) платежей в бюджет, осуществления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет, утвержденному приказом Минфина от 07.07.2012 г. № 817. В этом случае требуется указать, в частности, код вида уплаты. Их перечень приведен в приложении к данному Порядку. Налоговый штраф представляет собой денежное обязательство, а потому вид кода будет зависеть от вида налоговой проверки и характера нарушения (они приведены в этом же приложении).
Засчитываем штраф с переплатой по налогам/сборам
Возможность подобного зачета прописана в п. 87.1 НКУ. Предположим, плательщик не уплачивает штраф по определенному налогу/сбору в надлежащий срок, однако за ним числится переплата по этому же или другому налогу/сбору. В таком случае при достаточной сумме переплаты штраф может быть зачтен с ней.
Главное при этом — помнить, что штрафы, которые привязаны к определенным налогам/сборам, погашаются/засчитываются указанным способом автоматически, но лишь в части переплаты по таким же налогам/сборам (например, штрафы по НДС погашаются переплатой по НДС). В остальных случаях плательщику придется подать заявление о переброске соответствующих сумм в счет погашения штрафа. Оно составляется в произвольной форме, однако должно содержать сведения о направлении перечисления средств (п. 43.4 НКУ).
Ответственность за неуплату/несвоевременную уплату штрафа
Сумма штрафа, не уплаченная вовремя, превращается в налоговый долг (п.п. 14.1.175 НКУ). К плательщику в подобном случае дополнительно применяется штраф согласно п. 126.1 НКУ. При этом каких-либо ограничений для начисления штрафа на штраф НКУ не предусматривает. Косвенно это подтверждает и консультация налоговиков в разделе 137.01 Единой базы налоговых знаний (она утратила силу, но подход не должен измениться).
В то же время, признаемся, в некоторых случаях это выглядит странно. Представим, что плательщик не уплатил вовремя штраф за несвоевременную уплату налогов (п. 126.1 НКУ). В таком случае сумма штрафа снова превращается в налоговый долг и на нее снова должен быть начислен этот же штраф.
Есть ли максимальный срок для наложения штрафа?
Да, есть. Такой срок составляет 1095 дней (пп. 114.1 и 102.1 НКУ). С этим соглашаются и налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.01). В общем случае, он начинает отсчитываться уже со следующего дня после предельной даты для предоставления декларации и/или уплаты денежных обязательств, начисленных налоговиками. В то же время есть и исключения. Так, если:
1) декларация была подана позже — 1095-дневный срок начинает исчисляться с момента такого предоставления;
2) плательщик подал уточняющий расчет — этот срок начинает исчисляться с даты его предоставления.
После истечения данного срока налоговики теряют право на начисление штрафов по соответствующим суммам. В то же время из данного правила есть исключения, при которых указанный срок давности не применяется. Они перечислены в п. 102.2 НКУ. В их числе, в частности, названа ситуация, когда плательщик вовсе не подал декларацию.
Налоговики выявили несколько нарушений. Как быть?
Общее правило гласит: при совершении нескольких нарушений штрафы применяются за каждое разовое и длящееся нарушение отдельно (п. 115.1 НКУ). Понятно, что оно не отвечает и на толику вопросов, возникающих на практике. Поэтому рассмотрим наиболее распространенные из них.
1. Как разграничить длящиеся и разовые нарушения? Для ответа на данный вопрос воспользуемся помощью чиновников и судов (хоть НКУ и оперирует этими терминами, их он, к сожалению, не раскрывает).
Длящимся нарушением является действие или бездействие (что бывает чаще всего), которое связано с длительным невыполнением обязанностей
В таком случае плательщик не прекращает противоправные действия/бездействие. За ними следуют такие же действия/бездействие. При этом они являются не самостоятельным нарушением, а продолжением единого длящегося нарушения (см. постановление Жмеринского районного суда Винницкой области от 20.01.2011 г. по делу № 205/81/12). По сути такие же критерии приведены в письмах Минюста от 01.12.2003 г. № 22-34-1465 и Миндоходов от 13.05.2013 г. № 1101/Н/99-99-15-04-01-14 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 74, с. 7). В рамках одного длящегося нарушения налагается лишь один штраф — даже несмотря на то что оно продолжается постоянно (до момента прекращения или выявления). По нашему мнению, к длящимся нарушениям относится, в частности, нарушение сроков хранения документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (п. 121.1 НКУ). Кроме того, считаем, что длящимися нарушениями нужно считать и неподачу декларации или неуплату налога, однако у налоговиков на этот счет другое мнение (см. письмо Миндоходов от 13.05.2013 г. № 1101/Н/99-99-15-04-01-14).
Разовыми, в свою очередь, являются все остальные нарушения, которые исчерпываются в момент их совершения. В подобном случае есть все основания для наложения штрафа по каждому из таких нарушений. К разовым например, можно отнести несогласованное с налоговиками отчуждение имущества, которое находится в налоговом залоге (п. 124.1 НКУ).
2. Плательщик совершил несколько самостоятельных и не связанных между собой нарушений (например, не предоставил декларацию по спецводосбору и занизил налог на прибыль). В таком случае действует указанное выше правило. За каждое разовое или длящееся нарушение налагается отдельный штраф.
3. При проверке налоговики выявили ряд идентичных нарушений (например, плательщик потерял несколько накладных или других первичных документов). В данном случае все зависит от того, подпадают ли такие нарушения под признаки «продолжаемости». К подобным нарушениям относится ряд идентичных нарушений, которые совершаются неоднократно, с одинаковой целью, формой вины, теми же субъектами и средствами и составляют в совокупности единое нарушение (данные критерии были приведены в названных выше письмах Минюста и Миндоходов). Если действия/бездействие плательщика соответствуют этим признакам, то, по нашему мнению, можно говорить о совершении одного нарушения. А значит, и о наложении одного штрафа. К подобному выводу, правда, в части неналоговых нарушений пришел и ВСУ (см. его постановление от 04.06.2013 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 63, с. 34). В то же время очень сомневаемся, чтобы налоговики так просто согласились с этим подходом. Кроме того, эту логику нельзя применить в отношении штрафа по п. 120.1 НКУ. Дело в том, что в нем прямо указано: данный штраф применяется за каждую неподачу/несвоевременную подачу. Аналогичный подход применим и к некоторым другим штрафам (в частности, ст. 127 НКУ).
4. Одно действие/бездействие плательщика нарушает сразу несколько предписаний НКУ. К сожалению, в таком случае есть основания для наложения на плательщика сразу нескольких штрафов. Этому способствует неудачная формулировка п. 116.2 НКУ. Напомним: в нем говорится, что за одно налоговое нарушение налоговики могут наложить лишь один вид штрафа, предусмотренный НКУ и другими законами. Как видим, речь идет именно о виде штрафа, а не о штрафе. Так что формальных ограничений для наложения нескольких штрафов нет. Судя по всему, из этого подхода исходят и налоговики. Об этом, в частности, свидетельствует их консультация в ОНК № 1046 (см. на с. 44). В ней они пришли к выводу, что при нецелевом использовании собранных на с/х-спецсчете средств на плательщика налагается сразу два штрафа — по пп. 123.1 и 123.2 НКУ.
Кроме того, напомним, что наложение штрафа по НКУ не исключает возникновения других видов ответственности (при наличии на то оснований): административной и/или уголовной, к которой, в частности, могут привлекаться должностные лица плательщика. Об этом прямо сказано в п. 112.1 НКУ. Например, если налоговики выявят занижение налоговых обязательств, то они вправе применить штраф согласно ст. 123 НКУ и одновременно привлечь к админответственности руководителя или главного бухгалтера по ст. 1631 КУоАП (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.03).
Что означает повторность? Как ее определить?
В самом общем смысле, повторность имеет место, когда плательщика привлекают к ответственности за какое-либо нарушение, однако в дальнейшем, в рамках определенного законом промежутка времени, он совершает еще одно — такое же или однотипное. Такое нарушение будет повторным и штраф за него будет налагаться в повышенном размере.
В рамках НКУ есть несколько нарушений, при которых надо учитывать повторность. К сожалению, определяется она в них по-разному
Рассмотрим эти правила:
1. Повторность при неподаче или несвоевременной подаче декларации (ст. 120 НКУ). В данном случае повторность «срабатывает», если такие действия (точнее, бездействие) совершаются плательщиком, к которому в течение года уже применялся штраф за это нарушение. О том, как ее определять, в свое время рассказали сами налоговики (см. ОНК № 592 на с. 47). Нас интересуют два их вывода. Во-первых, в данном случае нужно привязываться не к календарному году, а к 365/366 календарным дням с даты вынесения налогового уведомления-решения. Во-вторых, такая «повторность» применяется при неподаче декларации по любому налогу/сбору. Например, если первый раз не подали декларацию по НДС, а второй — по налогу на прибыль. Второе нарушение будет повторным. Подробнее о штрафе за непредоставление декларации см. на с. 17 данного номера.
В порядке, указанном выше, «повторность» должна определяться и, в частности, при таких нарушениях: неподаче, несвоевременной подаче, подаче не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности Налогового расчета по форме № 1ДФ (п. 119.2 НКУ); необеспечении хранения первичных документов учетных и прочих регистров, бухгалтерской отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов/сборов (п. 121.1 НКУ). То есть привязываться в таком случае нужно к 365/366 календарным дням с даты вынесения соответствующего налогового уведомления-решения.
2. Повторность при самостоятельном начислении контролерами налоговых обязательств/уменьшении бюджетного возмещения и/или отрицательного значения НДС (п. 123.1 НКУ). Она имеет место, если контролеры в течение 1095 дней повторно определяют налоговые обязательства по этому же налогу или уменьшают сумму бюджетного возмещения. С порядком определения повторности в данном случае нас также в свое время познакомили налоговики (см. ОНК № 1046 на с. 44). Они сообщили, что в данном случае повторность нужно определять в разрезе каждого из оснований, перечисленных в п. 123.1 НКУ: пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 НКУ. То есть по каждому однотипному нарушению. Кроме того, 1095-дневный срок нужно отсчитывать с даты составления налогового уведомления-решения.
Приведем пример: плательщик был оштрафован по п. 123.1 НКУ по причине непредоставления декларации (напомним, в таком случае налоговики самостоятельно начисляют денежные обязательства на основании п.п. 54.3.1 НКУ). Если в рамках 1095 дней налоговики наложат этот же штраф, но по причине занижения плательщиком налоговых обязательств (в данном случае «срабатывает» уже п.п. 54.3.2 НКУ), то повторности не будет. В то же время повторность будет, если налоговики снова наложат этот штраф из-за непредоставления декларации по этому же налогу.
3. Повторность при неначислении, неудержании и/или неуплате налогов до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика (п. 127.1 НКУ). При ее определении учитывается два момента. Во-первых, повторность будет иметь место лишь при совершении в рамках 1095 дней однотипного нарушения: неначисления, неудержания и/или неуплаты налогов (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.01). При этом, судя по всему, вне зависимости от налога. Например, если первый раз плательщик не удержал НДФЛ, а второй — «ценнобумажный» акциз, то неудержание акциза будет повторным нарушением. Во-вторых, отсчитывать 1095-дневный срок для определения повторности нужно с момента совершения такого нарушения, т. е. по сути со следующего дня после предельной даты для удержания и/или перечисления соответствующего налога в бюджет.
В рамках повторности многих также волнует следующий вопрос. Как быть, если в рамках одной проверки налоговики выявляют сразу несколько нарушений, названных выше. Будет ли в таком случае повторность? Например, плательщик подал сразу два уточняющих расчета по форме № 1ДФ (в таком случае имеет место нарушение согласно п. 119.2 НКУ). К счастью плательщиков, Миндоходов признает, что повторности в данном случае не будет (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 103.25). При этом они уточняют, что в таком случае ответственность применяется за общее число нарушений, а не за каждое по отдельности.
В то же время данные выводы, судя по всему, не распространяются на штрафы согласно п. 127.1 НКУ (см. выше). Связано это с тем, что повторность в таком случае исчисляется не с момента наложения штрафа или составления налогового уведомления-решения, а с даты совершения такого нарушения. Таким образом, если во время проверки налоговики выявят несколько нарушений, подпадающих под п. 127.1 НКУ, то при наличии в них признаков «повторности» у контролеров будут формальные основания для привлечения плательщика к ответственности в повышенном размере.
ЕСВ-штрафы
Налоговики могут применить к плательщикам ЕСВ штрафы за нарушения, названные в Законе № 2464, в частности в его ч. 11 ст. 25. В их числе названы: уклонение от взятия на ЕСВ-учет, неуплата или несвоевременная уплата ЕСВ и т. п. При выявлении таких нарушений налоговики принимают решение — оно является исполнительным документом (чч. 14 и 15 ст. 25 Закона № 2464). Такое решение направляется плательщику ЕСВ в течение 3 рабочих дней. Порядок его принятия должен утвердить Миндоходов (по согласованию с ПФУ).
Плательщик должен уплатить сумму штрафа в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего решения. Уплачиваться данная сумма должна на счета Миндоходов, однако, к сожалению, они еще не открыты. При этом до такого открытия их нужно перечислять «по старинке» на счета ПФУ (см. письмо Миндоходов и ПФУ от 30.08.2013 г. № 11149/5/99-99-17-03-01-16, № 22777/03-01 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 72, с. 12). Кроме того, напомним, что ЕСВ-штрафы могут уплачиваться и за счет переплаты по ЕСВ (пп. 4 и 6 Порядка № 211). Правда, зачет этих сумм производится не автоматически. Формально процедура зачета такова:
1) плательщик должен подать заявление в ПФУ о возврате переплаченных сумм ЕСВ (вполне возможно, что в ближайшем будущем его придется подавать в Миндоходов);
2) ПФУ, в свою очередь, должен предложить плательщику зачесть их в счет уплаты штрафов;
3) в таком случае плательщик соглашается, тем самым проводя зачет.
В то же время, по нашему мнению, вполне допустимо сразу же указать в заявлении направление перечисления переплаченных сумм ЕСВ (хотя Порядок № 21-1 этого и не предусматривает).
Если плательщик пропустил срок для такой уплаты, то сумма штрафа превращается в недоимку и подлежит взысканию государственной исполнительной службой.
Важно также обратить внимание, что для начисления, применения и уплаты штрафов/недоимки по ЕСВ сроков давности нет (ч. 16 ст. 25 Закона № 2464), что разительно отличается от налоговых штрафов. Также все еще на слуху вопрос о том, кто будет проверять и, соответственно, налагать штрафы за предыдущие периоды. Налоговики на данный вопрос пока что не ответили, однако с учетом п. 3 раздела II Закона № 406 есть все основания, что делать это будут они.
выводы | | |
|
Перечень нарушений и налагаемых за них штрафов согласно НКУ
Норма НКУ | Содержание нарушения | Размер штрафа |
1 | 2 | 3 |
117.1 | — неподача в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений или документов для постановки на учет в соответствующем контролирующем органе, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные; — неподача исправленных документов для постановки на учет или внесения изменений; — подача с ошибками или в неполном объеме, неподача сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, согласно требованиям, установленным НКУ | Штраф в размере: — 170 грн. (340 грн. при повторности или неустранении нарушения) — на самозанятых лиц; |
118.3 | Неуведомление предпринимателями и лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность, о своем статусе банка или другого финансового учреждения при открытии счета | Штраф в размере 340 грн. за каждый случай неуведомления |
119.1 | Непредоставление или нарушение порядка предоставления плательщиком налогов информации для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов, предусмотренного НКУ | Штраф в размере 85 грн. (170 грн. при повторности) |
119.2 | Непредоставление, предоставление с нарушением установленных сроков, предоставление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов, суммах удержанного с них налога | Штраф в размере 510 грн. (120 грн. при повторности) |
119.3 | Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физлиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных п. 119.2 НКУ | Штраф в размере 170 грн. |
120.1 | Непредоставление или несвоевременное предоставление плательщиком налогов или другими лицами, которые обязаны начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) | Штраф в размере 170 грн. (1020 грн. при повторности) за каждую неподачу или несвоевременную подачу |
120.2 | Невыполнение плательщиком налогов требований, предусмотренных абз. вторым п. 50.1 НКУ, касающихся условий самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность | Штраф в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства (недоплаты)* |
*При самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств другие штрафы, предусмотренные настоящей главой НКУ, не применяются. | ||
120.3 | Непредоставление плательщиком налогов отчета и/или обязательной документации о проведенных им в течение года контролируемых операциях в соответствии с требованиями п. 39.4 НКУ в Миндоходов | Штраф в размере: — 5 % общей суммы контролируемых операций — за непредоставление отчета; — 100 % минимальной заработной платы — за непредоставление документации согласно п.п. 39.4.8 НКУ |
121.1 | — необеспечение плательщиком налогов хранения первичных документов учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НКУ сроков их хранения; | Штраф в размере 510 грн. (1020 грн. при повторности) |
122.1 | Неуплата (неперечисление) физлицом — единоналожником 1 и 2 групп авансовых взносов по единому налогу в порядке и в сроки, определенные НКУ | Штраф в размере 50 % ставки единого налога, избранной плательщиком |
123.1 | Самостоятельное определение контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 НКУ | Штраф в размере 25 % (50 % при повторности) суммы определенного налогового обязательства/завышенной суммы бюджетного возмещения |
123.2 | Использование плательщиком налогов (должностными лицами плательщика налогов*) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению | Дополнительно к штрафу по п. 123.1 НКУ (см. выше) применяется взыскание в бюджет суммы налогов, сборов, платежей, подлежавших начислению без применения налоговой льготы |
*Уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения. | ||
124.1 | Отчуждение плательщиком налогов имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия контролирующего органа, если получение такого согласия является обязательным согласно НКУ | Штраф в размере стоимости отчужденного имущества |
п. 125.1 | О нарушениях правил получения и использования торговых патентов см. на с. 26. | |
п. 126.1 | Неуплата плательщиком налогов согласованной суммы денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий в течение сроков, определенных НКУ | Штраф в размере: — 10 % погашенной суммы налогового долга — при задержке до 30 календарных дней включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства; — 20 % погашенной суммы налогового долга — при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства |
п. 127.1 | Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов плательщиком налогов, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов | Штраф в размере 25 % (50 % при повторности, 75 % при совершении нарушения в течение 1095 дней третий раз и более) суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет |