Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как применяют налоговые штрафы?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Сентябрь, 2013/№ 75
В избранном В избранное
Печать
Статья
img 1

ответственность
налогоплательщика

img 2

Как применяют налоговые штрафы?

Выше вы могли увидеть общие правила начисления санкций за нарушение налогового законодательства, а также все налоговые штрафы в таблице. А теперь рассмотрим, как взимают штрафы, с которыми чаще всего сталкиваются субъекты хозяйствования.

Наталия Дзюба, Виталий Смердов, налоговые эксперты,
Лилия Ушакова, эксперт по вопросам оплаты труда

Нарушение порядка постановки на учет (регистрации) (ст. 117 НКУ)

 

Непредоставление заявлений и/или документов для постановки на учет

Если сведения о субъекте хозяйствования содержатся в Едином государственном реестре (ЕГР), то на учет в налоговой ему становиться не нужно. Госрегистратор передает органам доходов и сборов уведомления и сведения из регистрационных карточек о совершении регистрационных действий, в том числе относительно создания или ликвидации обособленных подразделений юридических лиц (ч. 1 ст. 6, ст. 26 Закона о регистрации).

Обращаем внимание, что в рассматриваемом контексте санкции по п. 117.1 НКУ могут быть применены лишь к:

обособленным подразделениям нерезидента, не соответствующим понятию подразделения, приведенному в п.п. 14.1.193 НКУ. Согласно п.п. 4.2 Порядка № 1588 такие обособленные подразделения в 10-дневный срок после государственной регистрации обязаны предоставить в налоговый орган, кроме заявления по ф. № 1-ОПП, также копию документа, подтверждающего присвоение кода по ЕГРПОУ, и копию документа (свидетельства) о регистрации, легализации, аккредитации или удостоверении факта создания другим способом;

юридическим лицам по неосновному месту учета. Если у плательщика налогов, кроме обязанностей относительно предоставления налоговой отчетности и/или начисления, удержания или уплаты налогов и сборов по основному месту учета, возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то такой плательщик налогов обязан стать на учет по неосновному месту учета в соответствующем налоговом органе, обслуживающем эту административно-территориальную единицу (п. 7.1 Порядка № 1588).

Для взятия на учет плательщика налогов по неосновному месту учета необходимо в обязательном порядке подать регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП с пометкой «облік за неосновним місцем обліку» в соответствующий налоговый орган в течение 10 рабочих дней после создания обособ­ленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества либо открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению (см. п. 7.2 Порядка № 1588, а также последний абз. п. 63.3 НКУ).

Подытожим: перечисленные выше субъекты, своевременно не подавшие заявления, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с п. 117.1 НКУ.

Кроме того, в ряде случаев о постановке на учет плательщика налогов по неосновному месту учета должно быть подано уведомление по форме № 20-ОПП. Налоговики за неподачу такого уведомления неуклонно грозят штрафом по ст. 117 НКУ (см. письмо ГНСУ от 15.06.2012 г. № 10112/16/18-3115, а также «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 15, с. 19).

Однако, по нашему мнению, штрафные санкции за неподачу формы № 20-ОПП на этом основании применяться не могут. Ведь в п. 117.1 НКУ речь идет о «непредоставлении в сроки и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, заявлений или документов для постановки на учет в соответствующем контролирующем органе, … в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом». На основании формы № 20-ОПП плательщика не могут взять на учет. Для этого предусмотрена форма № 1-ОПП. Таким образом, за неподачу формы № 20-ОПП штрафные санкции, установленные ст. 117 НК, на применении которых настаивают налоговики, к субъектам хозяйствования применяться не должны. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 95, с. 42 и «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 74, с. 44.

И еще. Например, ранее налоговики (см. консультацию ЕБНЗ в числе недействующих) требовали уплаты штрафа согласно п. 117.1 НКУ и при непредоставлении в срок заявления на НДС-регистрацию. Заявление подается не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн. (п. 183.2 НКУ). Регистрационное заявление подается в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) по форме № 1-ПДВ (приложение 1 к Положению № 1394). Однако теперь налоговики не требуют уплаты штрафа согласно п. 117.1 НКУ за нарушение сроков его подачи, см. ОНК № 588 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 59, с. 4).

 

Непредоставление заявлений и/или документов для регистрации изменений в учетные данные

Налогоплательщики, которые не уведомляют налоговый орган о произошедших изменениях в своих учетных данных, нарушают требования пп. 66.3 и 66.5 НКУ. В случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, подаваемые для постановки на учет, плательщик налогов обязан подать в контролирующий орган, в котором он состоит на учете, уточненные документы в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы (п. 66.5 НКУ).

Кроме того, п. 66.3 НКУ предусматривает обязанность налогоплательщика в случае изменения его местонахождения подать в контролирующий орган по новому местонахождению заявление о постановке на учет. Причем подать такое заявление необходимо также в течение 10 календарных дней со дня регистрации изменения местонахождения (местожительства).

Заметьте! Несоблюдение указанных сроков является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности в соответствии с п. 117.1 НКУ.

 

Непредоставление исправленных документов для постановки на учет/внесения изменений в учетные данные

В соответствии с п. 63.9 НКУ документы, подаваемые плательщиками налогов для постановки на учет в контролирующем органе, проверяются в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной налоговой и таможенной политики, и в случае выявления ошибок либо предоставления недостоверных сведений возвращаются для исправления. Основания, по которым документы могут быть возвращены для исправления предприятию-налогоплательщику, перечислены в п. 4.11 Порядка № 1588, а именно:

— в заявлении по форме № 1-ОПП не указаны обязательные реквизиты;

— предоставлены недостоверные или неполные данные;

— заявление по форме № 1-ОПП не скреплено печатью налогоплательщика, не подписано ответственным лицом налогоплательщика или лицом, имеющим документально подтвержденное полномочие подписывать заявление по форме № 1-ОПП;

— документы поданы не в полном объеме или не предъявлены оригиналы соответствующих документов.

Обратите внимание: плательщики налогов, не подавшие в течение 5 календарных дней, следующих за днем получения возвращенных документов, исправленные документы для постановки на учет в налоговых органах или повторно подавшие такие документы с ошибками, несут ответственность в соответствии с п. 117.1 НКУ

Предоставление с ошибками или непредоставление сведений о лицах, ответственных за ведение бухучета и/или составление налоговой отчетности

Юридические лица и их обособленные подразделения также обязаны подавать в налоговую сведения о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета. Изначально эта информация приводится в форме № 1-ОПП, которая подается в 10-дневный срок со дня постановки на учет (п. 66.4 НК).

В случае изменения сведений о лицах, которые ответственны за ведение бухучета (например, при смене главного бухгалтера, смене формы ведения бухгалтерского учета), в 10-дневный срок со дня возникновения таких изменений, плательщику необходимо подать в налоговый орган регистрационное заявление ф. № 1-ОПП с отметкой «Зміни» (п. 66.5 НК п. 9.3 Порядка № 1588). В случае непредоставления сведений предприятию грозит штраф.

Кроме этого, предприятие подпадает под угрозу непризнания налоговой отчетности, ведь подпись лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, является обязательным реквизитом налоговой декларации (п. 48.3 НКУ). Учитывая то, что в данных налоговиков будут числиться данные о прежнем ответственном лице, подписание отчетности новым ответственным лицом ведет к признанию налоговой декларации недействительной. На это обращают внимание налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 5, с. 27).

Нарушение порядка подачи информации о физлицах (ст. 119 НКУ)

 

Если нарушен порядок предоставления информации, используемой в Госреестре физлиц (п. 119.1 НКУ)

Освежим в памяти. Физическое лицо, которое получает налогооблагаемые доходы, обязано зарегистрироваться в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов (далее — Госреестр физлиц). Для этого ему необходимо подать в соответствующую налоговую заполненную учетную карточку (уведомление — для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов). Указанные документы одновременно являются заявлением для регистрации в Госреестре физлиц. В учетной карточке (уведомлении) физлицо указывает (п. 70.2 НКУ, п. 3 разд. III Порядка № 1147):

фамилию, имя и отчество;

дату рождения;

место рождения (страна, область, район, населенный пункт);

место проживания, а для иностранных граждан — также гражданство;

серию, номер свидетельства о рождении, паспорта (аналогичные данные другого документа, удостоверяющего личность), кем и когда выдан.

Для чего это все? Эти данные используются для формирования Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов (далее — Госреестр физлиц).

Учтите: если после проведения регистрации сведения, указанные в учетной карточке (уведомлении), изменились (например, если физлицо поменяло фамилию или место проживания), то оно обязано уведомить об этих изменениях ГНИ, подав соответствующее заявление по форме, утвержденной Порядком № 1147). Для подачи такого заявления п. 70.7 НКУ и п. 1 разд. IX Порядка № 1147 установлен срок в 1 месяц, отсчет которого начинается со дня возникновения таких изменений.

Если же налогоплательщик не прошел регистрацию в Госреестре физлиц, либо не уведомил налоговиков об изменении данных, которые были указаны им в учетной карточке (уведомлении), или уведомил, но с нарушением указанного месячного срока, ему грозит привлечение к финансовой ответственности. Меры такой ответственности установлены в п. 119.1 НКУ. Это штраф в размере 85 грн., если в течение года плательщик налога не привлекался к ответственности за такое нарушение, либо в размере 170 грн., если в этом году к нему уже был применен штраф по п. 119.1 НКУ.

В такой ситуации радует только одно: на основании п. 14 подразд. 10 разд. XX НКУ до 1 января 2014 года за непредставление или нарушение срока представления физлицами в ГНИ сведений об изменении данных, которые вносятся в Госреестр физлиц, штраф по п. 119.1 НКУ не применяется! Однако учитывая, что до конца 2013 года остались считанные месяцы, забывать о существовании этого штрафа все же не стоит.

Если вы не уведомили налоговиков об изменении данных, которые указываются в учетной карточке (уведомлении), советуем до конца этого года обратиться в ГНИ и исправить ситуацию

А вот если вы получали налогооблагаемые доходы, не имея регистрационного номера учетной карточки либо отметки в паспорте о наличии права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта, то избежать финансовой ответственности, установленной п. 119.1 НКУ, не получится.

 

Непредоставление формы № 1ДФ и ошибки в ней (п. 119.2 НКУ)

Можем с уверенностью утверждать, что о финансовых санкциях по п. 119.2 НКУ слышали все бухгалтеры. Этим пунктом предусмотрен штраф в размере 510 грн. за ряд нарушений, связанных с Налоговым расчетом по форме № 1ДФ, а именно за:

непредоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ;

— предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ с нарушением установленных сроков*;

— предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ не в полном объеме;

— предоставление Налогового расчета по форме № 1ДФ с недостоверными сведениями или с ошибками.

* Налоговый расчет по форме № 1ДФ подается отдельно за каждый квартал (налоговый период) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала (п.п. «б» п. 176.2 НКУ, п. 2.1 Порядка № 1020).

Причем, согласно последним разъяснениям, приведенным налоговиками в ЕБНЗ в подкатегории 103.26, штраф в 510 грн. применяется к общей численности нарушений, указанных в п. 119.2 НКУ и выявленных ими в ходе проверки, а не к каждому отдельно.

Если же к налогоплательщику уже применялся штраф по п. 119.2 НКУ и в течение года** от даты выписки налогового уведомления-решения он снова допускает одно из перечисленных выше нарушений, то размер штрафа возрастает до 1020 грн.

И конечно, не можем не остановиться на таком волнующем многих бухгалтеров вопросе, как вероятность штрафа по п. 119.2 НКУ в случае самоисправления. Здесь налоговики по-прежнему проявляют завидное упорство. Они настаивают на том, что исправление налоговым агентом ошибок, которые были им допущены в ранее поданном Налоговом расчете по форме № 1ДФ, не освобождает его от ответственности по п. 119.2 НКУ. Причем, по мнению налоговых органов, такой штраф должен применяться и в случаях, когда исправленные через уточняющий Налоговый расчет ошибки не привели к занижению налоговых обязательств, а также, если уточнялись реквизиты предприятия, регистрационные номера физлиц, признаки льгот и доходов (т. е. не показатели граф 3, 3а, 4 и 4а Налогового расчета по форме № 1ДФ).

* * В течение 365 (366 – для високосного года) календарных дней от даты вынесения ГНИ соответствующего налогового уведомления-решения (ОНК № 1046).

Несомненно, ситуация со штрафом по п. 119.2 НКУ при самоисправлении абсурдна. Ведь невозможность уйти от него провоцирует налогоплательщиков не самоисправляться, а занимать выжидательную позицию, надеясь на то, что при проверке налоговики не увидят допущенную ошибку. Однако, даже при всей ее абсурдности, формальные основания для применения штрафа по п. 119.2 НКУ в такой ситуации у налоговиков действительно есть. Ведь, прописывая п. 120.2 НКУ (см. таблицу на с. 10), законодатель не учел тот факт, что на основании п. 119.2 НКУ налоговые агенты, которые самоисправились, могут быть привлечены к ответственности за действия, которые не привели к занижению налоговых обязательств.

Но что же делать, если вы исправились, подав уточняющий расчет, а налоговики вам выписали налоговое уведомление-решение со штрафом по п. 119.2 НКУ, с которым вы не согласны? В таком случае можно попробовать обжаловать его в вышестоящем налоговом органе (в суде). При этом в подаваемой в жалобе в вышестоящий налоговый орган (в исковом заявлении в суд) в качестве аргументов в пользу неправомерности применения штрафных санкций в подобной ситуации можно сослаться на то, что право на самоисправление не ограничивается возможностью внесения изменений исключительно в тех случаях, когда ошибка привела к занижению налоговых обязательств. А значит, положения п. 120.2 НКУ, предусматривающие возможность освобождения от ответственности в случае самоисправления, должны распространяться и на случаи исправления ошибок в Налоговом расчете по форме № 1ДФ, которые не привели к недоплате по налогу на доходы физических лиц. Отметим, что в настоящее время есть как положительные для налоговых агентов судебные решения по таким делам (см. постановление Донецкого апелляционного административного суда от 02.10.2012 г. по делу 2а/0570/7793/2012), так и положительные для налоговиков (см. постановление Донецкого апелляционного административного суда от 01.02.2013 г. по делу № 2а/0570/15449/2012).

Добавим, что, на наш взгляд, однозначно следует исправляться, если допущенная ошибка привела к занижению налоговых обязательств. Ведь самоисправление с уплатой штрафа, предусмотренного п. 50.1 НКУ (3 % от суммы налога, подлежащего начислению/уплате), спасает от штрафа по п. 127.1 НКУ (см. таблицу на с. 10).

Если в документе не указан регистрационный номер налогоплательщика — физлица (п. 119.3 НКУ)

Регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов должен указываться, в том числе субъектами хозяйствования и обычными физлицами, во всех документах, содержащих информацию об объекте налогообложения физлица или об уплате налогов этим лицом. Если же физлицо по своим религиозным убеждениям отказалось от принятия регистрационного номера и имеет соответствующую отметку в паспорте, то следует отразить серию и номер его паспорта. Эта обязанность установлена п. 70.12 НКУ. В этом же пункте законодатель перечислил отдельные случаи такой обязанности. Это случаи:

1) выплаты доходов, с которых удерживаются налоги согласно законодательству Украины;

2) заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых являются объекты налого­обложения и по которым возникают обязанности по уплате налогов и сборов;

3) открытия счетов в банках или других финансовых учреждениях, а также в расчетных документах при осуществлении физлицами безналичных расчетов;

4) заполнения физлицами — плательщиками налога таможенных деклараций при пересечении таможенной границы Украины;

5) уплаты физлицами налогов и сборов;

6) проведения госрегистрации физических лиц — предпринимателей или выдачи им специальных разрешений (лицензий, патентов и т. п.) на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, а также регистрации независимой профессиональной деятельности;

7) регистрации имущества и других активов физлиц, являющихся объектом налогообложения, либо прав на него;

8) представления в ГНИ деклараций о доходах, имуществе и других активах;

9) регистрации транспортных средств, переходящих в собственность физических лиц;

10) оформления физлицам льгот, субсидий и других социальных выплат из государственных целевых фондов;

11) в других случаях, определенных законами Украины и другими нормативно-правовыми актами.

Обратите внимание: физическое лицо обязано предоставлять юридическим и физическим лицам, которые выплачивают ему доходы, информацию о своем регистрационном номере учетной карточки.

А что же будет, если требования п. 70.12 НКУ будут нарушены? В этом случае плательщику налогов грозит штраф в размере 170 грн., который налагается налоговиками на основании п. 119.3 НКУ.

Непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации (расчета) (п. 120.1 НКУ)

Основанием для применения штрафа согласно п. 120.1 НКУ является установленный факт неподачи налоговой декларации (расчета) в определенный законодательством срок. Если этот срок пропущен, то основание для применения данного штрафа уже имеется. Не изменит это и последующая (после предельного срока подачи) подача налоговой декларации.

А вот если налоговая декларация подается вовремя (до предельного срока подачи), но в ней содержится ошибка в расчете налоговых обязательств, то за это нарушение указанный штраф не налагается.

 

Что является налоговой декларацией (расчетом)

Налоговой декларацией (расчетом) является документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных НКУ) контролирующему органу в сроки, установленные законом, и на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога (п. 46.1 НКУ).

Причем приложения к декларации являются ее неотъемлемой частью (абз. 3 п. 46.1 НКУ).

Разберемся, какая же отчетность отвечает определению налоговой декларации (расчета).

Копии Реестров налоговых накладных. Согласно п. 6 разд. I Порядка № 1340 Реестр является основой для отражения сводных результатов такого учета в декларациях по НДС. К тому же копия записей в Реестрах налоговых накладных является обязательной составляющей налоговой отчетности по НДС, состав которой определен п. 10 разд. І Порядка № 1492, и подается в составе декларации по НДС наряду с остальными приложениями (п. 13 разд. III Порядка № 1492). Следовательно, неподача копии Реестра в сроки, установленные НКУ, может расцениваться как непредоставление отчетности и повлечь за собой штраф согласно п. 120.1 НКУ. В своем письме от 26.09.2012 г. № 2602/0/61-12/18-8515 они категорично утверждали: в случае несвоевременного ежемесячного предоставления копий Реестров к такому плательщику будут применены штрафные санкции, определенные п. 120.1 НКУ. Причем согласно разъяснениям, данным в указанном письме, этот принцип распространяется не только на стандартных плательщиков НДС, отчитывающихся помесячно, но и на квартальщиков. Поэтому надеяться на изменение их позиции вряд ли стоит.

Финансовая отчетность. Не отвечает определению налоговой декларации финансовая отчетность, которая согласно п. 46.2 НКУ обязательно предоставляется плательщиком налога на прибыль в налоговый орган вместе декларацией по налогу на прибыль. Подробнее о сроках ее подачи см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 28, с. 13.

Поскольку финансовая отчетность не имеет статуса налоговой декларации, то и за ее несвоевременное предоставление штраф по п. 120.1 НКУ применяться не может

Такого мнения придерживаются и налоговики (см. ОНК № 1046, вопрос 3).

Декларация о валютных ценностях, доходах и имуществе, принадлежащих резиденту Украины и находящихся за ее пределами. Эта форма отчетности в понимании НКУ также не является налоговой декларацией, а значит, налогоплательщик, нарушивший сроки ее предоставления, не может быть привлечен к ответственности на основании п. 120.1 НКУ.

Отчет о суммах налоговых льгот, с точки зрения п. 46.1 НКУ, не является налоговой декларацией. За его неподачу или несвоевременную подачу к ответственности может быть привлечен только руководитель или другое должностное лицо предприятия на основании ст. 1631 КоАП. На это указывают налоговики в консультации, размещенной в разделе 137.01 ЕБНЗ.

Копии налоговых деклараций. В некоторых случаях НКУ содержит требование к налогоплательщикам помимо оригиналов налоговых деклараций подавать и их копии. Так, например, если место подачи налоговых деклараций экологического налога не совпадает с местом пребывания субъекта хозяйствования на налоговом учете, то в налоговую по месту учета плательщика налога подаются их копии (п. 250.8 НКУ). Подаются они в налоговый орган, как и оригиналы, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным отчетного периода. Так вот, применение штрафа за неподачу таких копий не предусмотрено. С этим соглашаются и налоговики (см. раздел 137.01 ЕБНЗ).

Отчетность по РРО. Кроме того, не относится к налоговой отчетности и отчетность, связанная с применением регистраторов расчетных операций и расчетных книжек: как формы № ЗВР-1, так и электронной отчетности. Подтверждают это и налоговики (см. раздел 109.12 ЕБНЗ).

Декларации по земельному налогу. Если плательщик платы за землю не подал в установленный срок налоговую декларацию на текущий год, а также ежемесячные отчетные налоговые деокларации, т. е. не выполнил обязанность по предоставлению декларации за год и не воспользовался правом подавать ежемесячные декларации, то к плательщику применяется штраф только за неподачу налоговой декларации на текущий год (см. раздел 112.07 ЕБНЗ).

 

Сроки подачи налоговых деклараций (расчетов)

Общие правила определения сроков подачи налоговых деклараций установлены п. 49.18 НКУ. Так, налоговые декларации, кроме случаев, предусмотренных НКУ, подаются за базовый отчетный (налоговый) период, который соответствует:

календарному месяцу (в том числе в случае уплаты месячных авансовых взносов) — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (п.п. 49.18.1 НКУ);

календарному кварталу или календарному полугодию (в том числе в случае уплаты квартальных или полугодовых авансовых взносов) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия) (п.п. 49.18.2 НКУ);

календарному году (кроме случаев, предусмотренных пп. 49.18.4 и 49.18.5 НКУ, см. о них ниже) — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п.п. 49.18.3 ст. 49 НКУ);

календарному году для плательщиков НДФЛ — до 1 мая года, следующего за отчетным (п.п. 49.18.4 НКУ);

календарному году для плательщиков НДФЛ — предпринимателей — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п.п. 49.18.5 НКУ).

Эти сроки установлены для «традиционной» подачи. Кроме того, п. 49.5 НКУ налогоплательщикам предоставлено право не позднее чем за 10 дней до окончания указанных предельных сроков предоставления декларации направить декларацию (расчет) по адресу налогового органа по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.

Все сроки подачи налоговых деклараций установлены в календарных днях, а значит, возможны случаи, когда предельный срок сдачи отчетности приходится на выходной или праздничный день. Тогда работает правило переноса, установленное в п. 49.20 НКУ: если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем. При этом подача декларации в такой «перенесенный» последний день не считается нарушением и к налогоплательщику не может быть применен штраф на основании п. 120.1 НКУ.

 

Когда штраф не применяется

Не применяется рассматриваемый штраф в случае продления предельных сроков подачи налоговой декларации на основаниях и в порядке, предусмотренных п. 102.6 НКУ. Напомним, что предельные сроки для подачи налоговой декларации подлежат продлению руководителем контролирующего органа (его заместителем) по письменному запросу плательщика налогов, если такой плательщик налогов в течение указанных сроков:

— находился за пределами Украины;

— находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

— находился в местах лишения свободы по приговору суда;

— имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

— был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Особенности продления предельных сроков предоставления декларации установлены Порядком применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденным приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1044.

Приведем примеры применения штрафа согласно п. 120.1 НКУ.

Пример 1. Допустим, налогоплательщик предоставит декларацию по спецводосбору за II полугодие 2013 года (предельный срок подачи такой декларации — 9 августа 2013 года) только 11 октября 2013 года.

В таком случае к нему будет применен штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ, в размере 170 грн. Несмотря на то что с даты окончания предельного срока предоставления декларации (09.08.2013 г.) пройдет несколько отчетных периодов (кварталов), размер штрафа не увеличивается пропорционально количеству периодов задержки сдачи отчетности.

Размер штрафа привязан к одной декларации и факту непредоставления или задержки, а не к количеству периодов непредоставления или задержки

Пример 2. Налогоплательщик не предоставил декларации по НДС за июнь, июль 2013 года.

В данном случае штрафные санкции к предприятию будут применены в размере 340 грн. (170 грн. х х 2). Объясняется это тем, что налогоплательщик нарушил сроки предоставления двух деклараций, а значит, допустил два нарушения: в июле — при непредоставлении декларации за июнь (первое нарушение), в августе — при непредоставлении декларации за июль (второе нарушение).

Пример 3. Налогоплательщик нарушил сроки предоставления налоговой декларации по НДС за июнь 2013 года, за что в июле 2013 года был оштрафован на сумму 170 грн. В августе 2013 года предприятие допускает то же нарушение (предельный срок подачи декларации по НДС за июль 2013 года — 20.08.2013 г.) и предоставляет декларацию за июль только 23 августа 2013 года.

В данном случае за нарушение срока предоставления налоговой декларации за август 2013 года предприятие будет оштрафовано уже на сумму 1020 грн. в связи с тем, что оно уже привлекалось в течение года к ответственности за аналогичное нарушение.

Обратите внимание! Повторным нарушением за неподачу либо несвоевременную подачу налоговой отчетности следует считать нарушение:

— независимо от вида налоговой декларации (расчета). Например, если налогоплательщику уже было выписано налоговое уведомление-решение за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль, но он в последующем нарушает сроки при подаче декларации по НДС;

— допущенное в течение 365 (366) календарных дней, отсчитываемых со дня вынесения налогового уведомления-решения за предыдущее нарушение. Подробнее о повторности см. на с. 8 этого номера.

Рассмотренные выше правила применения штрафных санкций за нарушение установленных законодательством сроков предоставления налоговых деклараций не распространяются на случаи непредоставления, предоставления с нарушением установленных сроков Налогового расчета по форме № 1ДФ — за такое нарушение п. 119.2 НКУ установлена специальная штрафная санкция в повышенном размере.

Невыполнение требований по самоисправлению (п. 120.2 НКУ)

В п. 120.2 НКУ, устанавливающем штраф за невыполнение требований по самоисправлению, дана ссылка на абз. второй п. 50.1 НКУ. Наш взгляд, это оплошность, и здесь подразумеваются все-таки требования, указанные в абз. третьем п. 50.1 НКУ.

img 3То есть налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан выполнить одно из требований:

а) или направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета,

б) или отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере 5 % от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этому налогу.

В каких же случаях сработает этот штраф? Налоговики поясняют, что штрафная санкция в размере 5 % от суммы, самостоятельно доначисленной налогоплательщиком, применяется, в частности, в случае, если до начала проверки такой плательщик самостоятельно выявил факт занижения налогового обязательства прош­лых налоговых периодов и в соответствии с п. 50.1 НКУ откорректировал эти суммы в уточняющей или в отчетной декларации, но не начислил «самоштраф» в размере 3 % или 5 % (см. ЕБНЗ в разделе 137.01).

Неподача отчета/документации о контролируемых операциях (п. 120.3 НКУ)

С сентября 2013 года отдельно в ст. 120 НКУ выделена ответственность за непредоставление отчета и отдельно — за непредоставление документации о контролируемых операциях. Необходимость предоставления налогоплательщиком отчета/документаци о контролируемых операциях введена с целью контроля за трансфертным ценообразованием, регулируемым ст. 39 НКУ.

Напомним, к контролируемым относятся три группы операций (п.п. 39.2.1 НКУ):

1) хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг) со связанными лицами-резидентами, если те соответствуют определенным признакам: по состоянию на начало налогового (отчетного) года применяют спецрежимы налогообложения, являются неплательщиками или нестандартными плательщиками налога на прибыль и/или НДС, или же задекларировали отрицательный показатель по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;

2) хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг) со связанными лицами-нерезидентами;

3) операции, одной из сторон которых является нерезидент, который: (1) зарегистрирован в государстве (на территории), в котором ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 % и более ниже, чем в Украине; (2) уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 % и более ниже, чем в Украине.

В то же время, чтобы операция попадала в категорию контролируемых, нужно чтобы ее объем с одним контрагентом составлял не менее 50 млн грн. за соответствующий календарный год (п.п. 39.2.1.4 НКУ).

 

Непредоставление отчета

Налогоплательщики, которые в течение отчетного периода проводили контролируемые операции, обязаны представлять отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным. С этим отчетом, а также с порядком его подачи мы уже знакомили вас. Подробнее см. «Отчетность о контролируемых операциях: кто и как ее предоставляет?» // «Налоги и бухгалтерский учет, 2013, № 69, с. 19.

Причем за непредоставление такого отчета дополнительно штраф по п. 120.1 НКУ налагаться не должен ввиду несоответствия такого отчета понятию налоговой декларации (расчета).

 

Непредоставление документации

В ходе выполнения функций налогового контроля территориальный орган Миндоходов может выявить факты проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчет по которым не был подан. Тогда в ходе реализации процедуры проверки контролируемых операций центральный орган Миндоходов вправе обратиться к налогоплательщику с запросом о предоставлении документации об осуществленных контролируемых операциях.

И если это крупный плательщик налогов, то в течение двух месяцев со дня, следующего за днем поступ­ления запроса, он обязан подготовить документы (в произвольной форме), содержащие подробную информацию о контролируемой операции, перечисленные в п.п. 39.4.8 НКУ. Именно за непредоставление таких документов в отведенный на это срок и грозит крупному плательщику штраф — 100 размеров минимальной заработной платы.

И еще обратите внимание! Размер штрафных санкций за нарушения норм ст. 39 НКУ, допущенные в период с 1 сентября 2013 года по 1 сентября 2014 года, составляет всего 1 грн. за каждое нарушение

Нехранение документов и/или непредоставление их (их копий) при проверке (ст. 121 НКУ)

Согласно ст. 44 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании:

первичных документов;

регистров бухгалтерского учета;

финансовой отчетности;

других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

В рамках этой обязанности обратим внимание на следующие нарушения.

Нехранение первичных и учетных документов

Согласно п. 44.3 НКУ плательщики налогов обязаны обеспечить хранение указанных выше документов, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока подачи такой отчетности.

Для любого вида документов предусмотрен срок хранения, который с 01.01.2013 г. установлен Перечнем № 578. В большинстве случаев он составляет 3 года и более, но обязательно продлевается, если документ «не прошел» налоговую проверку.

Сроки хранения первичных и учетных документов должны определяться в соответствии с требованиями п. 2.10 Перечня № 578, предписывающего их исчисление проводить с 1 января года, который следует за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2012 году, начинается с 1 января 2013 года. Подробнее о том, как долго следует хранить документы, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 43, с. 40.

Если такие документы связаны с предметом проверки, которая уже началась, либо проведением процедуры административного обжалования принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней (п. 44.4 НКУ).

В обратной ситуации, когда проверка проведена, но предусмотренные сроки хранения документов еще не истекли, передавать документы на уничтожение нельзя. Более того, если до момента окончания сроков хранения документов будет снова проведена налоговая проверка, налогоплательщик не может отказать проверяющим в доступе к документам на том основании, что они уже становились предметом проверки.

В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в 5-дневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить налоговиков по месту учета в порядке, установленном НКУ для подачи налоговой отчетности. После этого налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган государственной налоговой службы (п. 44.5 НКУ).

К налогоплательщику, не выполнившему предписания п. 44.5 НКУ, по мнению налоговиков, может быть применен штраф по ст. 121 НКУ (см. письмо ГНСУ от 17.04.2012 г. № 11206/7/17-1217).

Причем нехранение именно первичных документов может привести к более серъезным последствиям: без соответствующих первичных документов вы не сможете отразить доходы и расходы. Ведь согласно п. 135.2 НКУ доходы определяются на основании первичных документов, подтверждающих получение налогоплательщиком доходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов. Чтобы учесть расходы при определении объекта налогообложения, также необходимо наличие первичных документов (п. 138.2 НКУ). Расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли (п.п. 139.1.9 НКУ).

 

Непредоставление документов (их копий) при проверке

Налоговики наделены, в частности, полномочиями во время проведения проверок изучать и проверять первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую, статистическую отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на них (п.п. 20.1.6 НКУ).

Если обратиться к более специальному п.п. 75.1.2 НКУ, регламентирующему порядок проведения, в частности, документальных проверок, то и в соответствии с ним документальная проверка проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов.

Обратите внимание: иногда налоговики настаи­вают и на предоставлении документов, не попадающих в «оговоренный» список. Так, например, в письме ГНСУ от 29.03.2013 г. № 1870/А/22-2314 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 5) налоговики требуют при проверках от плательщиков и калькуляцию себестоимости.

Калькуляция не является первичным документом. На это мы уже обращали внимание читателей (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 57, с. 15). Кроме того калькуляция не фигурирует среди документов, перечисленных в п.п. 75.1.2 НКУ, и не относится к числу упомянутых в ст. 44 НКУ.

Требовать же предоставления документов, ведение которых не предусмотрено законодательством Украины в качестве обязательного для налогоплательщика, и соответственно наказывать за их непредоставление (отсутствие) налоговые органы не могут.

Штраф налоговики применяют при непредоставлении документов при проведении всех видов проверок: документальной, камеральной, фактической. На это обращают внимание и налоговики (см. ЕБНЗ в разделе 137.01). Подробнее о предоставлении документов в ходе проверок см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 22, с. 34.

Что касается повторности нарушения, то она будет иметь место в разрезе определенного нарушения отдельно за их повторное нехранение, и отдельно за их повторное непредоставление.

Неуплата авансовых взносов единоналожниками групп 1 и 2 (ст. 122 НКУ)

Этот штраф грозит единоналожникам групп 1 и 2 при неуплате (неперечислении) ими авансовых взносов по единому налогу в порядке и в сроки, определенные ст. 295 НКУ.

В соответствии с п. 295.1 НКУ плательщики единого налога 1 и 2 групп уплачивают единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца.

Такие плательщики единого налога могут осуществить уплату единого налога авансовым взносом за весь налоговый (отчетный) период (квартал, год), но не позднее чем до конца текущего отчетного года.

Причем здесь следует учесть, что, во-первых, ставки единого налога для групп 1 и 2 устанавливаются в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового (отчетного) года (п. 293.1 НКУ).

Во-вторых, начисление авансовых взносов для плательщиков единого налога 1 и 2 групп осуществляет контролирующий орган на основании заявления об избранной ставке единого налога и заявления о периоде ежегодного отпуска и/или заявления о сроке временной потери трудоспособности (п. 295.2 ПКУ).

Исчисляется этот штраф не от суммы недоплаты. Согласно п. 122.1 НКУ штраф налагается в размере 50 % ставки единого налога, выбранной плательщиком. То есть! размер штрафа не зависит от суммы неуплаченного авансового взноса по единому налогу: как в ситуации, когда налогоплательщик совсем не уплатил единый налог, так и в ситуации, когда сумма недоплаты составила, например 40 копеек, размер штрафа будет одинаковый — 50 % ставки единого налога.

В табличной форме сравним, как будет налагаться штраф в ряде ситуаций, связанных с нарушением уплаты авансовых взносов по единому налогу, по сравнению с 2012 годом, в котором единоналожники были освобождены от штрафов п. 7 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Таблица 1. Штраф за неуплату авансовых взносов

Ситуация

Нарушение имело место в 2012 году

Нарушения с 2013 года

Авансовые взносы по единому налогу уплачены, но не в полном объеме

Штраф не применялся в силу действия освобождающей нормы (п. 7 подразд. 10 разд. XX НКУ), касающейся и полноты уплаты сумм единого налога. В этой ситуации имело место нарушение полноты уплаты сумм единого налога, поэтому освобождение распространялось и на этот штраф

Штраф применяется в полном объеме

Авансовые взносы по единому налогу не уплачены совсем

Штраф применялся в полном объеме. В письме от 18.10.2012 г. № 6401/0/71-12/15-2217є // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 103, с. 7 они указали, что от штрафа может быть освобожден лишь единоналожник, который своевременно уплатил единый налог, но не в полном объеме

Штраф применяется в полном объеме

Аавансовый взнос не уплачен, но на лицевом счете имеется переплата

Штраф не применялся (если сумма переплаты больше налоговых обязательств по ЕН)

Штраф не применяется (если сумма переплаты больше налоговых обязательств по ЕН)

 

Определение налогового обязательства контролирующим органом (п. 123.1 НКУ)

Контролирующий орган самостоятельно определяет сумму денежных обязательств, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов, в частности если:

img 4— налогоплательщик не подает в установленные НКУ сроки налоговую декларацию;

— в результате проверки налогоплательщика выявлены нарушения налогового законодательства, которые привели к занижению налоговых обязательств по налогам и сборам, завышению задекларированной суммы бюджетного возмещения;

— решением суда, вступившим в законную силу, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов (п.п. 54.3.4 ст. 54 НКУ).

Во всех перечисленных случаях налоговики самостоятельно определяют сумму налогового обязательства налогоплательщика и применяют к нему штраф в размере 25 % суммы доначисленного налогового обязательства или завышенной суммы бюджетного возмещения.

В этом вопросе хотелось бы обратить ваше внимание еще на одну ситуацию: неправильное распределение в строке 25.1 и строке 25.2 декларации по НДС. Поскольку показатель строки 25.1 общей декларации полностью переносится из строки 25, некоторые плательщики забывают продублировать значение стр. 25 в стр. 25.1. В этом случае налоговики считают, что такая декларация является неверно заполненной, а налоговое обязательство — неправильно определенным (см. письмо Министерства доходов и сборов Украины от 13.05.2013 г. № 3318/7/99-99-19-04-02-17-06). И если в ходе проверки налоговики выявят такую декларацию, то непременно применят штраф, оговоренный п. 123.1 НКУ.

Если основанием для самостоятельного определения налоговым органом суммы налоговых обязательств является неподача налоговой декларации, кроме штрафа на основании п. 123.1 НКУ, к налогоплательщику применяется штраф, предусмотренный п. 120.1 НКУ.

Размер штрафа по п. 123.1 НКУ не зависит от количества периодов существования недоплаты по налогу (сбору) и исчисляется только исходя из суммы доначисленного налогового обязательства либо завышенной суммы бюджетного возмещения.

Что касается повторности, то здесь следует обратить внимание на следующее:

во-первых, во внимание здесь следует учитывать что ч. 2 п. 123.1 НКУ говорит не о повторности нарушения, а о повторности начисления налога (уменьшения суммы бюджетного возмещения) налоговым органом;

во-вторых, такое начисление должно быть в рамках одного налога, т. е. нарушение (начисление обязательств), как и повторность, должно рассматриваться в разрезе видов налогов;

в-третьих, повторность применяется к налоговым нарушениям в разрезе их видов, предусмотренных соответствующими подпунктами п. 54.3 НКУ (см. ОНК № 1046 на с. 44). То есть, например, занижение суммы налоговых обязательств после неподачи декларации — это не повторное нарушение, а только первое. То есть повторным будет считаться только однотипное нарушение;

в-четвертых, 1095-дневный срок нужно отсчитывать с даты составления налогового уведомления-решения.

Штраф за использование налоговой льготы не по назначению (п. 123.2 НКУ)

В случаях, предусмотренных НКУ, налогоплательщикам могут предоставляться определенные льготы (подробнее о льготах см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 32). При использовании налоговых льгот должен вестись отдельный учет операций, на которые предоставляется такая льгота. Налоговая льгота может предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты суммы налога, но при условии, что неулаченная сумма будет использоваться в соответствующих целях (например, для увеличения объемов производства товара, на операции по поставке которого распространяется налоговая льгота).

Плательщики, которые используют такие не уплаченные в бюджет суммы не по назначению или вразрез условиям и целям предоставления налоговой льготы, привлекаются к ответственности в виде (1) штрафа по п. 123.1 НКУ и (2) уплаты суммы налогов, сборов, платежей, подлежащих начислению без применения налоговой льготы.

В ОНК № 1046 налоговики разъяснили ряд спорных моментов, связанных с применением штрафных санкций за нецелевое использование льготных средств сельхозпроизводителем: во-первых, указанная ответственность, в частности, может применяться, если аккумулированная на спецсчете сумма НДС не направлена на возмещение суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, а также на другие производственные цели (при наличии остатка). Во-вторых, не будет считаться нарушением целевого использования, если сельхозпредприятие декларирует к уплате на спецсчет сумму меньшую, чем фактически уплачивает и использует по целевому назначению. В-третьих, если сельхозпредприятие занижает сумму НДС в декларации по НДС (с отметкой «0121»/«0122»/«0123»), то ответственность за нецелевое использование не наступает (применяется лишь штраф по п. 123.1 НКУ). В-четвертых, сельхозпредприятие, использующее аккумулированные на спецсчете суммы НДС для оплаты услуг, не связанных с его деятельностью, привлекается к ответственности и по п. 123.1 НКУ, и как за нецелевое использование — по п. 123.2 НКУ.

Вместе с тем, по всей видимости, штраф из п. 123.2 НКУ по-прежнему будут применяться и в ситуации, когда предприятие своевременно не перечислит на спецсчет указанные в декларации по НДС налоговые обязательства, в том числе и ввиду его несвоевременного открытия (см. по этому поводу разъяснение в разделе 101.31 ЕБНЗ).

Отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия органа ГНС (ст. 124 НКУ)

Имущество налогоплательщика, имеющего налоговый долг (причем такой долг должен быть выше 20 ннмдг — 340 грн.), передается в налоговый залог (п. 88.1 НКУ). Согласно п. 89.1 НКУ основаниями возникновения права налогового залога являются:

— неуплата в установленные НКУ сроки суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной предприятием в налоговой декларации, — со дня, следующего за последним днем указанного срока;

— неуплата в установленные НКУ сроки суммы денежного обязательства, самостоятельно определенной контролирующим органом, — со дня возникновения налогового долга.

Согласно п. 89.3 НКУ имущество, на которое распространяется право налогового залога, оформляется актом описи. Далее налоговый орган регистрирует налоговый залог в соответствующем реестре обременений в пятидневный срок со дня составления акта описи имущества (п. 3.1 р. III Порядка № 1273).

До оформления акта описи невозможно определить, какое имущество находится в налоговом залоге, если у плательщика, попавшего под него, стоимость имеющегося имущества превышает сумму налогового долга. Поэтому, если плательщик реализует какое-то имущество после возникновения налогового долга, но до момента оформления акта описи заложенного имущества, к нему невозможно будет применить санкции за отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге. Ведь невозможно будет обосновать, что в налоговом залоге находится отчужденное имущество, а не то, которое у него осталось на балансе, если, конечно, стоимость оставшегося имущества не меньше суммы налогового долга (см. постановление ВАСУ от 06.10.2011 г. по делу № К-18508/09). И хотя выводы ВСУ касаются «доналоговокодексных» штрафов, они актуальны и сейчас.

После оформления передачи имущества в налоговый залог, на период залога у налогоплательщика сохраняется право пользования своим имуществом, находящимся в налоговом залоге. А вот отчуждать залоговое имущество можно только:

1) с согласия контролирующего органа;

2) если контролирующий орган в течение 10 дней с момента получения от налогоплательщика соответствующего обращения не дал ему ответа о предоставлении (непредоставлении) согласия.

Исключение составляют случаи, когда в налоговом залоге находятся только готовая продукция, товары и товарные запасы. В такой ситуации налогоплательщик может отчуждать такое имущество без согласия контролирующего органа, но только при соблюдении таких условий (п. 92.1 НКУ):

— продажа (отчуждение) осуществляется за денежные средства по ценам не ниже обычных (в условиях действия трансфертного ценообразования выполнить данную норму проблемно);

— средства от такого отчуждения будут направлены в полном объеме на выплату заработной платы, ЕСВ и/или погашение налогового долга.

Отчуждение плательщиком налогов имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия контролирующего органа, если получение такого согласия является обязательным согласно НКУ, грозит ответственностью в виде обсуждаемого нами штрафа.

Обращаясь к п. 124.1 НКУ, можно выделить следующие особенности и условия применения рассматриваемого штрафа:

1) штраф может быть применен контролирующем органом только в случае, если произошло несогласованное отчуждение именно тех активов налогоплательщика, которые находятся в налоговом залоге. Всеми остальными активами налогоплательщик может распоряжаться совершенно свободно, не опасаясь никакой ответственности;

2) штраф налагается именно за отчуждение залоговых активов, т. е. за несогласованные операции по передаче права собственности на них*. Любые другие операции с залоговыми активами, которые хоть и подлежат согласованию, но не связаны с передачей права собственности другому лицу, по нашему мнению, не должны приводить к применению штрафа.

* Напомним, что под отчуждением имущества понимаются любые действия плательщика налогов, вследствие совершения которых такой плательщик налогов в порядке, предусмотренном законом, утрачивает право собственности на имущество, принадлежащее такому плательщику налогов (п.п. 14.1.31 НКУ).

Таким образом, штраф в соответствии с п. 124.1 НКУ не должен применяться за несогласованное осуществление операций операционной аренды и лизинга залогового имущества, которые не предполагают перехода права собственности;

3) сумма штрафа определяется в размере стоимости отчужденного имущества. Обратите внимание: если несогласованных отчуждений было несколько, то сумма штрафа исчисляется как совокупность сумм каждого из отчуждений.

Штраф согласно п. 124.1 НКУ за отчуждение залогового имущества без согласования применяется независимо от того, на какие цели направлены средства: на собственные нужды налогоплательщика или в бюджет для погашения налогового долга.

Нарушение порядка получения и использования торгового патента (ст. 125 НКУ)

К ответственности на основании п.п. 125.1 НКУ могут быть привлечены только субъекты предпринимательства, которые являются плательщиками сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. То есть, этот штраф применим к субъектам хозяйствования, осуществляющим следующие виды деятельности (п.п. 267.1.1 НКУ):

— торговую деятельность в пунктах продажи товаров;

— деятельность по предоставлению платных бытовых услуг согласно Перечню платных бытовых услуг, на осуществление деятельности по предоставлению которых приобретается торговый патент, утвержденному постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1258;

— торговлю валютными ценностями в пунктах обмена иностранной валюты;

— деятельность в сфере развлечений (кроме проведения государственных денежных лотерей).

Подробнее с тем, когда для работы субъекту хозяйствования необходим торговый патент, можно ознакомиться в статье «Торговый патент: в каких случаях он нужен?» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 72, с 13).

Виды нарушений, за которые субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий патентуемый вид деятельности, может быть привлечен к ответственности на основании п. 125.1 НКУ, сгруппируем в таблице.

Таблица 2. Виды нарушений, за которые налагаются штрафы за неиспользование или «неправильное» использование торгового патента

№ п/п

Содержание нарушения

Норма НКУ

1

2

3

1

Нарушения порядка использования торгового патента, предусмотренного пп. 267.6.1 — 267.6.3 НКУ. А именно: — неразмещение оригинала (или нотариально удостоверенной копии) торгового патента в местах, предусмотренных п.п. 267.6.1:
1) на фронтальной витрине магазина, а при ее отсутствии — возле РРО; 2) на фронтальной витрине малой архитектурной формы; 3) на табличке в автомагазинах, развозках и других видах передвижной торговой сети, а также на лотках, прилавках и других видах торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности местах; 4) в пунктах обмена иностранной валюты; 5) в помещениях для предоставления платных услуг, а также в помещениях, в которых проводятся развлекательные игры; — необеспечение открытости и доступности для обзора торгового патента (п.п. 267.6.2 НКУ);
непредоставление оригинала торгового патента для осмотра уполномоченным законом лицам, как это предусмотрено п.п. 267.6.3 НКУ (в случае размещения в местах, перечисленных в п.п. 267.6.1 НКУ, нотариально заверенной копии торгового патента). Обратите внимание! Размер штрафа за рассматриваемые нарушения дифференцирован в зависимости от вида деятельности, осуществляемого предприятием-нарушителем. Так, субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере развлечений, уплачивают штраф в размере ставки сбора за один квартал. Для всех остальных предприятий размер штрафа равен ставке сбора за один месяц

Абз. второй п. 125.1 НКУ

2

Финансовая ответственность на основании абз. третьего п. 125.1 НКУ наступает в одном из следующих случаев: — осуществление деятельности, предусмотренной ст. 267 НКУ (кроме деятельности в сфере развлечений), без получения соответствующих торговых патентов;
осуществление деятельности с нарушением порядка использования торгового патента, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НКУ (кроме деятельности в сфере развлечений), а именно: 1) осуществление деятельности, предусмотренной ст. 267 НКУ с торговым патентом, но не на территории, на которую распространяются полномочия органа, осуществившего регистрацию субъекта хозяйствования или по местонахождению его обособленного подразделения (п.п. 267.6.4 НКУ);

2) передача торгового патента другому субъекту хозяйствования или другому обособленному подразделению (п.п. 267.6.5 НКУ);
3) осуществление торговой деятельности с использованием передвижной торговой сети (автомагазины, развозки и т. п.) без патента, выданного для осуществления такой деятельности (п.п. 267.6.6 НКУ)

Абз. третий п. 125.1 НКУ

3

Нарушение правил использования льготного торгового патента, а именно: — осуществление реализации товаров, определенных п. 267.2 НКУ, без получения льготного торгового патента;
— осуществление реализации товаров с нарушением порядка получения и использования льготного торгового патента, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НКУ (см. п. 2 данной таблицы)

Абз. четвертый п. 125.1 НКУ

4

Нарушение правил использования краткосрочного торгового патента. В частности, субъект предпринимательской деятельности может быть привлечен к ответственности согласно абз. пятому п. 125.1 НКУ, если: — осуществляет торговую деятельность без приобретения краткосрочного патента; — осуществляет торговую деятельность с нарушением порядка получения и использования краткосрочного патента, предусмотренного пп. 267.6.4 — 267.6.6 НКУ (см. п. 2 данной таблицы). Напомним, краткосрочным считается торговый патент на осуществление торговой деятельности, срок действия которого не превышает 15 календарных дней (п.п. 14.1.92 НКУ)

Абз. пятый п. 125.1 НКУ

5

Осуществление деятельности в сфере развлечений без получения соответствующего торгового патента или с нарушением порядка его использования, предусмотренного пп. 267.6.4 и 267.6.5 НКУ

Абз. шестой п. 125.1 НКУ

6

Неуплата (неперечисление) субъектом хозяйствования сумм сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности в порядке и в сроки, определенные НКУ. Обратите внимание! Под неперечислением суммы сбора следует понимать не только полное отсутствие платежа в установленные сроки, но также уплату сбора в неполном объеме, после окончания установленного срока либо не по установленному месту уплаты

Абз. седьмой п. 125.1 НКУ

 

Неуплата/несвоевременная уплата налогов (ст. 126 НКУ)

Для любого налога/сбора есть свой срок уплаты. Если плательщик его нарушает, то к нему, в большинстве случаев, применяется штраф по п. 126.1 НКУ. Разберемся с основными вопросами, связанными с его применением.

 

На кого/когда налагается штраф

Перечень субъектов, на которых налагается штраф по п. 126.1 НКУ, не ограничен. Ими могут быть любые налогоплательщики, в том числе единоналожники, неприбыльщики и даже физлица-непредприниматели. Главные же нюансы кроются в непосредственном основании для его наложения: пропуске срока уплаты согласованного денежного обязательства. В нем выделяются три условия:

1. Это должно быть денежное обязательство. Им, напомним, является сумма средств, которую плательщик должен уплатить в бюджет в качестве налогового обязательства и/или штрафа за нарушение налогового или другого подконтрольного налоговикам законодательства (в том числе ВЭД-пени). Из этого, в частности, следует, что штраф по п. 126.1 НКУ налагается за неуплату/несвоевременную уплату как налогов/сборов, так и штрафов, в том числе рассматриваемого (п. 126.1 НКУ), а также неналоговых штрафов — в сфере РРО, ВЭД-пени и т. п. Исключением из этого являются, в частности, таможенные (т. е. прописанные в ТКУ) и ЕСВ-штрафы. Как минимум, это связано с тем, что такие суммы не являются денежным обязательством в понимании НКУ.

2. Сумма денежного обязательства должна быть согласованной. Что это значит? Напомним, что согласованными считаются денежные обязательства, которые:

а) плательщик самостоятельно отражает в декларации (п. 54.1 НКУ). В том числе, к ним относятся и ежемесячные авансовые взносы по налогу на прибыль* (п. 57.1 НКУ) — более того, п. 126.1 НКУ в действующей редакции специально их выделяет. А вот в отношении «дивидендных» авансовых взносов данный штраф, по мнению контролеров, не действует (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 32, с. 18). Не действует он и в части неудержания НДФЛ (в таком случае применяется штраф по п. 127.1 НКУ). Это же касается и авансовых взносов, уплачиваемых предпринимателями-единоналожниками 1 и 2 групп, — для них действует более специальный штраф, предусмотренный п. 122.1 НКУ;

б) начисляются контролерами** (п. 54.5 НКУ). Вне зависимости от того, связано такое начисление с нарушением законодательства или нет (основания для этого перечислены в п. 54.3 НКУ). Свидетельством такого начисления является налоговое уведомление-решение. В связи с этим заметим: если налоговики направят его с нарушениями (к примеру, оно отправлено по почте без уведомления о вручении — п. 58.3 НКУ), привлечь плательщика к ответственности по п. 126.1 НКУ они не смогут. Судя по всему, Миндоходов также поддерживает эту мысль (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 112.07). В то же время, их мнение не достаточно четкое, и при желании оно может быть растолковано иначе. Тем более, в других консультациях указано, что в подобных случаях плательщику нужно обжаловать такие действия налоговиков (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.01);

img 5в) определены по результатам административного/судебного обжалования (см. об этой процедуре в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 56, с. 45). Если в части административного обжалования вопросов не возникает, то на судебном остановимся отдельно. Начало судебного обжалования придает денежному обязательству статус несогласованного (п. 56.18 НКУ). Однако действует ли это правило, если подобная процедура начата уже после истечения предельных сроков уплаты? То есть, когда денежное обязательство стало согласованным и превратилось в налоговый долг. По этому вопросу встречались разные мнения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 44, с. 20). Мы же считаем, что в таком случае подобной сумме статус несогласованной уже не возвращается.

* В начале года острым был вопрос в отношении авансовых взносов за январь-февраль. Налоговики настаивали на том, что они являются согласованными (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 12, с. 20). В то же время правовых оснований для этого не было.

** Напомним, что изначально этот штраф применялся лишь за неуплату/несвоевременную уплату сумм, которые плательщики определяли самостоятельно.

В свою очередь, по несогласованным суммам данный штраф не применяется. К примеру, если плательщик не подавал декларации по спецводосбору и не уплачивал его, то при выявлении данного факта налоговиками ответственность по п. 126.1 НКУ ему не грозит.

3. Срок уплаты денежных обязательств пропущен. Сроки уплаты прописаны в ст. 57 НКУ. В общем случае, они ограничиваются 10 календарными днями, которые начинают отсчитываться со следующего календарного дня после истечения предельных сроков для подачи декларации или получения налогового уведомления-решения***. При этом, если предельный срок для уплаты выпадает на выходной/нерабочий день, то он не переносится.

*** Если контролеры определяют денежное обязательство не в связи с нарушением налогового законодательства, срок для уплаты определенной в нем суммы составляет 30 календарных дней (если другой срок не установлен НКУ или ст. 297 ТКУ).

Для наступления ответственности достаточно пропустить этот срок хотя бы на 1 день. Более того, она наступит даже в том случае, если плательщик уплатит налог, но не полностью — пропорционально неуплаченной сумме. При этом возникает вопрос: будет ли плательщик привлечен к ответственности, если налог уплачен вовремя, но по вине банка он не поступил своевременно на надлежащий счет? В таком случае какая-либо ответственность с плательщика снимается (п. 129.6 НКУ). Налоговики с этим не спорят, однако рекомендуют в подобных ситуациях направлять им письма с копиями соответствующих платежных поручений (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.05). Несмотря на то, что НКУ подобной обязанности не предусматривает, определенная логика в таких действиях есть. Вместе с тем заметим: если средства в бюджет так и не поступили, то налоговики, вероятнее всего, будут требовать от плательщиков повторной уплаты основной суммы (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 537.04). Данная консультация касалась докодексного периода и уже утратила силу, однако подход налоговиков к этому вопросу вряд ли изменился.

А что будет, если налог перечислен, но не на надлежащий счет? В этом случае положение плательщика хуже. Дело в том, что налоговики контролируют поступления в разрезе кодов бюджетной классификации (п. 5.1 Инструкции № 276). В связи с этим, если сумма налога уплачена не на тот счет, то она не погасит обязательство, начисленное в карточке лицевого счета. Как результат, оно превратится в налоговый долг, а у контролеров появятся основания для наложения штрафа по п. 126.1 НКУ. И это даже вопреки тому, что налог считается зачисленным в бюджет с момента его поступления на единый казначейский счет (ч. 5 ст. 45 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI). В связи с этим, при заполнении поля «Отримувач» платежного поручения будьте внимательны.

Вместе с тем, при неуплате налога/сбора в надлежащий срок штраф по п. 126.1 НКУ грозит не всегда

Если у плательщика по этому же налогу/сбору числится переплата, то она будет автоматически направлена в счет погашения соответствующего денежного обязательства. Так что при достаточной сумме переплаты штрафов можно избежать. Кроме того, напомним, что с целью погашения денежного обязательства плательщик может использовать переплату и по другим налогам/сборам. Правда, в таком случае для ее использования потребуется подать заявление (см. на с. 6).

 

Как определяется штраф

Размер штрафа по п. 126.1 НКУ зависит от периода, в течение которого за плательщиком числится неуплата (налоговый долг). До 30 календарных дней включительно — это 10 % от погашенной суммы налогового долга. Причем данная сумма не зависит от того, был ли такой долг погашен на следующий день после его возникновения или на 30-й. Однако это не касается пени — при ее расчете учитывается каждый день просрочки платежа (п. 129.4 НКУ). О пене см. на с. 33.

После истечения данного срока штраф по п. 126.1 НКУ составляет уже 20 % от погашенной суммы долга. Таким образом, если, к примеру, налоговый долг погашается частями: первая в течение 30 календарных дней, а вторая — позже, то и штраф в таком случае к соответствующим суммам применяется разный. К первой части 10 %, ко второй — 20 %.

Повторность при определении данного штрафа не учитывается. Так что вне зависимости от того, сколько раз плательщик нарушил сроки уплаты налогов/сборов, указанные выше штрафы не изменятся.

 

Как уплачивается штраф

Налоговики начисляют штраф по п. 126.1 НКУ в общем порядке — на основании налоговых уведомлений-решений. Возникает вопрос: а можно ли уплатить данную сумму до его составления/получения? Налоговики считают, что нет (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.01). В общем-то, это верно — до начисления штрафа уплаченная плательщиком сумма будет считаться переплатой по соответствующему налогу. В то же время, как только штраф будет начислен (подтверждением этого будет служить получение налогового уведомления-решения), контролеры автоматически спишут такую переплату в счет его погашения (п. 87.1 НКУ).

Штраф по п. 126.1 НКУ уплачивается в общем порядке — как правило, путем перечисления соответствующих сумм в бюджет. Заполняя при этом платежное поручение, в поле «Отримувач» нужно указывать код, соответствующий налогу/сбору, по которому уплачивается штраф. Кроме того, штраф можно погасить и зачетом переплаты по этому или другому налогу/сбору. Она производится соответственно автоматически или по заявлению.

Нарушение правил начисления, удержания и/или уплаты налогов у источника выплаты (ст. 127 НКУ)

Иногда обязанность по уплате/перечислению налогов возлагается не на получателя доходов, а на лицо, которое их перечисляет. Если данная обязанность не выполняется, то на такое лицо налагается штраф согласно ст. 127 НКУ. Рассмотрим его подробнее.

 

На кого налагается штраф

Штраф согласно ст. 127.1 НКУ может налагаться на лиц, которые начисляют/выплачивают доходы другим плательщикам и обязаны до или во время такой выплаты (1) начислять, (2) удерживать и/или (3) уплачивать налог у источника выплаты. Как правило, это налоговые агенты. Напомним, что к ним относятся лица, которые согласно НКУ обязаны исчислять, удерживать из доходов, начисляемых (выплачиваемых, представляемых) в пользу плательщика, и перечислять налоги в бюджет от имени и за счет средств такого плательщика (п. 18.1 НКУ).

Штраф применяется к ним за нарушение любой из названных выше обязанностей. Даже в том случае, если такая обязанность выполнена частично (к примеру, налоговый агент перечислил лишь часть надлежащего к уплате НДФЛ). При этом заметьте: в рамках ст. 127.1 НКУ речь идет лишь о начислении/удержании/уплате налога. В свою очередь, за непредоставление или несвоевременное предоставление отчетности (например, Налогового расчета по форме № 1ДФ или декларации по «ценнобумажному» акцизу) данная ответственность не применяется. В таком случае налагается штраф согласно пп. 119.2 или п. 120.1 НКУ.

Кроме того, заметим: если налоговый агент допускает нарушения, приведенные в п. 127.1 НКУ, плательщик, в пользу которого был выплачен доход, не обязан погашать соответствующую сумму налоговых обязательств. Исключения из этого правила установлены разделом IV НКУ.

 

Какие налоги охватывает штраф

Начнем с того, что ст. 127 НКУ говорит именно о налогах. Они же не отождествляются со сборами. Об этом, как минимум, свидетельствуют разные определения данных платежей (пп. 6.1 и 6.2 НКУ). Более того, такие налоги должны начисляться/удерживаться/уплачиваться при выплате дохода другому плательщику. Если эти условия не соблюдаются, то штраф по ст. 127 НКУ применять нельзя. Это относится, например, к туристическому сбору и экологическому налогу в части передвижных источников загрязнения. Он не связан с выплатой дохода, а потому ст. 127 НКУ в таком случае действовать не должна. Несмотря на это, в рамках туристического сбора налоговики в свое время настаивали на ином подходе и признавали возможность наложения данного штрафа (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 123.01). В то же время данная консультация уже утратила силу, а потому их подход в настоящее время неизвестен.

Когда говорят о налоговых агентах, как правило, вспоминают НДФЛ. Вместе с тем, это не единственный налог, в рамках которого может применяться подобная ответственность. В связи с этим рассмотрим все налоги, которые охватываются ст. 127 НКУ. К ним относятся:

1) НДФЛ. Штраф по ст. 127 НКУ налагается за любое неудержание и/или неуплату налоговым агентом данного налога. Вне зависимости от того, кому выплачивался доход, — работнику или другому физлицу. В том числе, если плательщик ошибся в расчетах и удержал меньшую сумму НДФЛ. Более того, штраф будет наложен даже в том случае, если НДФЛ не удержан при выплате дохода предпринимателю. Если при этом от него не получены документы, подтверждающие его предпринимательский статус (об их перечне см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 63, с. 11). Заметьте, что контролеры применят штраф и тогда, когда налоговый агент должен погасить НДФЛ-обязательство за свой счет (например, при предоставлении облагаемого НДФЛ подарка в натуральной форме), но не сделал этого;

2) налог на прибыль. В рамках этого налога ответственность по п. 127.1 НКУ может возникнуть в следующих случаях:

2.1) при неуплате «дивидендного» авансового взноса (п.п. 153.3.2 НКУ). Контролеры прямо говорят об этом. Причем они также указывают, что если плательщик данную сумму уплатил вовремя, но не отразил ее в декларации, ответственность к нему применяется та же (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 102.33). Об учете выплат дивидендов см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 32, с. 18;

2.2) при неудержании налога при выплате доходов нерезидентам (ст. 160 НКУ). Это так называемый налог на репатриацию. На таком подходе настаивают и контролеры. В то же время, если плательщик уплатил налог вовремя и в полной сумме, но при заполнении стр. 17 декларации по налогу на прибыль допустил ошибку, данная санкция, по мнению Миндоходов, не применяется (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 102.33). С правилами уплаты налога на репатриацию можно ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 72;

3) «ценнобумажный» акциз. В рамках операций по отчуждению ценных бумаг налоговым агентом по «ценнобумажному» акцизу, в большинстве случаев, является лицензированный торговец ценными бумагами (п. 219.2 НКУ). Он должен удерживать налог и ежеквартально предоставлять декларацию по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 19.07.2013 г. № 288. С особенностями предоставления и заполнения данной формы вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 72, с. 26. Если обязанность по уплате «ценнобумажного» акциза не выполняется, такой торговец может быть привлечен к ответственности по ст. 127 НКУ. В то же время, все еще не совсем понятно, как быть, когда торговца ценными бумагами привлекать не нужно. Тем более, что в отдельных ситуациях сделать этого вообще нельзя (например, при наследовании ценных бумаг).

В рамках остальных налогов/сборов данный штраф применяться не должен. Это же касается и НДС в рамках операций по получению облагаемых НДС услуг от нерезидента с местом их поставки на таможенной территории Украины. Дело в том, что плательщиком налога в таком случае является покупатель услуг, но не нерезидент (т. е. плательщик в таком случае не выступает налоговым агентом). Сам НДС в таком случае начисляется и уплачивается, в целом, в общем порядке. В связи с этим, и ответственность за его неуплату будет общей — по п. 126.1 НКУ (см. о ней на с. 28). Этот штраф не применяется и в при неудержании ЕСВ, так как ответственность за его неуплату предусматривается исключительно Законом № 2464.

 

Повторность

В части применения штрафа по ст. 127 НКУ нужно также учитывать повторность. Об особенностях ее определения мы уже рассказывали на с. 8. Здесь же напомним, что она здесь двухуровневая. Первый раз (без повторности) штраф применяется в размере 25 % от суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет. Второй раз (повторный) — в размере 50 %. Третий раз (при второй повторности) — 75 %. Повторность в данном случае имеет место, если плательщик в течение 1095 дней после совершения нарушения совершает такое же (однотипное) нарушение: неначисление, неудержание или неуплату (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 137.01). При этом, судя по всему, независимо от налога. Например, первый раз плательщик не удержал НДФЛ, а второй раз — «ценнобумажный» акциз. В таком случае в рамках акциза будет повторность. Что касается 1095-дневного срока, то, по нашему мнению, он должен отсчитываться с даты совершения нарушения, а не привлечения к ответственности. В таком ключе повторность будет иметь место, если, к примеру, плательщик не удержал НДФЛ, после чего в течение 1095 дней не удерживает «ценнобумажный» акциз.

 

выводы


img 6
 
 
  • Штраф за непредоставление/несвоевременное предоставление налоговой декларации (расчета) (п. 120.1 НКУ) применяется лишь к одному факту непредоставления или задержки, а не к количеству периодов непредоставления или задержки.

  • Штраф за нехранение первичных и учетных документов (п. 121.1 НКУ) применяется, если плательщик при их утере, повреждении, досрочном уничтожении не выполнил предписания п. 44.5 НКУ по их восстановлению.

  • Штраф за неуплату/несвоевременную уплату (ст. 126 НКУ) применяется лишь по согласованным суммам денежных обязательств в понимании НКУ. При этом он может засчитываться переплатой по налогам/сборам.

  • Штраф за нарушение правил начисления/удержания/уплаты налогов у источника выплаты (ст. 127 НКУ) применяется лишь в части налогов, удерживаемых при выплате доходов. В том числе это касается НДФЛ, «дивидендного» авансового взноса, налога на репатриацию, «ценнобумажного» акциза.

 
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно