Темы статей
Выбрать темы

Об обложении НДС операций по поставке металлолома в 2014 году

Редакция НиБУ
Письмо от 04.03.2014 г. № 2052/10/26-15-11-01-06
img 1

налоговые льготы

img 2

Об обложении НДС операций по поставке металлолома в 2014 году

Письмо Главного управления Миндоходов в г. Киеве от 04.03.2014 г. № 2052/10/26-15-11-01-06

 

Главное управление Миндоходов в г. Киеве во исполнение задания Министерства доходов и сборов Украины от 26.02.2014 г. № 4760/7/99-99-19-04-02-17 рассмотрело <…> письмо <…> и в рамках своих полномочий сообщает.

Согласно п. 23 подразд.2 разд. XX Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями, временно до 1 января 2015 года от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов и древесины товарных позиций 4401, 4403, 4404 согласно УКТ ВЭД (кроме брикетов и гранул товарной подкатегории УКТ ВЭД 4401 30 90 00), а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД.

Перечень указанных отходов и лома черных и цветных металлов утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12.01.2011 г. № 15 «Об утверждении перечней отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2015 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость», с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Украины от 11.01.2012 г. № 9 и от 05.02.2014 г. № 43.

В частности, постановлением Кабинета Министров Украины от 05.02.2014 г. № 43, вступившим в силу с 18 февраля 2014 года, были внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 12 января 2011 г. № 15 «Об утверждении перечней отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2014 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость» по замене в названии, пункте 1 постановления и приложениях к перечням цифр и слова «1 января 2014» на цифры и слово «1 января 2015».

Учитывая то, что до 18 февраля 2014 года действовало постановление Кабинета Министров Украины от 12 января в 2011 г. № 15 «Об утверждении перечней отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2014 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость», то до указанной даты нормы этого постановления не учитывались с целью применения льготы, установленной п. 23 подразд.2 разд. XX НКУ.

 

Заместитель начальника Е. Онищенко

коментарий редакции


img 3

«Льготный» металлолом: те же перечни, «только в профиль»

 

Комментируемое письмо киевских налоговиков посвящено проблеме продления на 2015 год «металлоломной» льготы по НДС, предусмотренной п. 23 подразд. 2 разд. ХХ Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Напомним, что действие данной льготы было продлено до 1 января 2015 года Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов» от 19.12.2013 г. № 713-VII («Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 1 — 2). До этого действие льготы планировалось завершить 1 января 2014 года.

Норма п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ пре­дусматривает (и в этой части упомянутый Закон ничего не изменил), что перечни отходов и лома черных и цветных металлов, подпадающих под эту льготу, утверждаются Кабмином.

В свое время кабминовским постановлением от 12.01.2011 г. № 15 (далее — постановление № 15) эти перечни были утверждены («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 12). После этого в него вносились изменения («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 13, с. 7), последние из которых — постановлением КМУ от 05.02.2014 г. № 43 (далее — постановление № 43). Это привело наконец данный норматив в соответствие с действующей редакцией п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ.

Изменения эти несущественные.

Во-первых, заменили по тексту дату 1 января 2014 года на 1 января 2015-го. А во-вторых, в «цветном» перечне к постановлению № 15 (приложение 2) чисто технически подкорректировали две позиции. Сам перечень эта корректировка никак не затронула. Необходимость в ней связана с изменением кодов у этих льготируемых позиций — из-за перехода с УКТ ВЭД версии 2007 года на версию 2012 года в связи со вступлением в силу с 01.01.2014 г. нового Закона Украины «О таможенном тарифе Украины» от 19.09.2013 г. № 584-VII.

Однако налоговики, невзирая на то, что перечни позиций льготируемого металлолома никак не изменились, решили по формальным основаниям не применять данную льготу с начала 2014 года до 18.02.2014 г. — даты вступления в силу упомянутого постановления № 43. И хотя в комментируемом письме эта мысль киевскими налоговиками высказана в несколько завуалированной форме, но чуть позднее главные налоговики в своей консультации в Базе знаний (подкатегория 101.14.10) изъяснились на этот счет весьма однозначно.

Отвечая на вопрос, имеет ли право плательщик НДС с 1 января 2014 года применять «металлоломную» льготу до утверждения Кабмином соответствующего перечня, они указали, что раз постановление № 43 вступило в силу с 18.02.2014 г., то до 17 февраля включительно поставки металлолома, в том числе их импорт, облагаются НДС по ставке 20 %.

На первый взгляд, может показаться, что налоговики по буквальным основаниям правы.

Однако, на наш взгляд, здесь не все так однозначно, и можно найти аргументы и в пользу нефискального подхода. А именно: в пользу того, что льгота и в упомянутом периоде — с 1 января до 18 февраля — продолжала применяться на основании тех же перечней. То есть, по нашему мнению, невзирая на то, что в постановлении № 15 все это время (до вступления в силу постановления № 43) фигурировало «до 01.01.2014 года», указанные перечни можно было применять и в 2014 году, начиная с самого первого дня.

Приведем свои аргументы.

Во-первых, изменения, внесенные в НКУ, не ввели новую льготу, а изменили только дату окончания действия старой льготы и при этом никак не повлияли на «качественное» и «количественное» ее содержание.

Во-вторых, постановление № 15, утвердившее перечни, продолжало действовать и свою силу с 01.01.2014 г. не утратило. А ссылка в нем на эту предельную дату является не чем иным, как цитатой из НКУ, и сама по себе для содержания (наполнения) перечня льготируемых позиций никакого значения не имеет. Ведь если бы Кабмин утвердил просто перечни — без указания ограничительной даты применения льготы, то их «легитимность» в периоде с 1 ян­варя до 18 февраля 2014 года вопросов даже у налоговиков бы не вызвала

В-третьих, законодатель решил продлить эту льготу на весь 2014-й год, а не на его часть — в зависимости от того, насколько быстро Кабмин справится с «приведением своих нормативов в соответствие» с Законом № 713-VII. Напомним, что этим Законом правительству было поручено в течение января — февраля с. г. привести в соответствие свои нормативно-правовые акты. Вот оно и привело — никак не изменив перечни льготируемых позиций (замена двух кодов — не в счет), а просто исправив везде по тексту 2014-й год на 2015-й. По нашему мнению, эти правки являются всего лишь цитатой из НКУ (п. 23 подразд. 2 разд. ХХ) и никак не могут приводить к неприменению «металлоломной» льготы до 18 февраля с. г., т. е. до внесения такой механической замены. Ведь не Кабмин, а законодатели определяют временные ограничения применения льгот (включая и данную).

Другими словами, мы считаем, что льготируемые перечни не прекращали свое действие (как и утвердившее их постановление № 15), и, повторим, упоминавшиеся в этом постановлении ограничительные даты — до 01.01.2014 г. (и 2015 г.) являются не чем иным, как цитатой из НКУ, говорящей об ограничении срока действия льготы, а не постановления № 15 и перечней, им установленных.

Даже если бы Кабмин постановлением № 43 внес изменения в перечни льготируемых позиций, убрав из них какие-то позиции, то и тогда, на наш взгляд, не очень корректно было бы поднимать вопрос о неправомерности льготирования отмененных позиций в периоде с 1 января до 18 февраля 2014 года.

В то же время отметим, что налоговики наверняка не пересмотрят свой формально-фискальный подход в отношении данной льготы, и, скажем откровенно, спорить с таким подходом будет достаточно сложно.

А что на этот счет думает суд, нам кажется, мы скоро из судебной практики узнаем. Надеемся, что приведенные выше аргументы помогут смелым плательщикам склонить судей в данном вопросе в нефискальную сторону…

Тем же плательщикам, которые воспользовались с 1 января до 18 февраля данной льготой, но сейчас не готовы оспаривать фискальный подход налоговиков, следует, не дожидаясь проверки, осуществить соответствующие корректировочные манипуляции в своем налоговом учете по НДС. А именно: представить уточняющие расчеты к декларации по НДС за январь и/или февраль сего года, доначислив НО по НДС в связи с «незаконным» применением ими льготы, а также самоштрафы, и доплатить соответствующие суммы в бюджет.

В общем, скучать никому не придется…

 

 Алексей Павленко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше